Организация совместной работы с родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

Шамилова Эльмира Рафиковна

Краткое описание организации совместной работы с родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной работы с родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия родителей в образовательном процессе невозможно.

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей в рамках только дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, поэтому на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.

Для реализации этой проблемы целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации), но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, проведение практикумов с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря, физкультурных досугов и праздников, организация туристических походов и т. д.).

Чрезвычайно важна в воспитании детей, роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств) доступны уже самым маленьким детям.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и др.

Так, в Законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

1) изучение потребности родителей в образовательных услугах;

2) просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Для достижения максимального эффекта в укреплении здоровья, формировании навыков здорового образа жизни и жизненно важных двигательных умений, развитии физических качеств необходимо строить работу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по принципу единства с семьей.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья

знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с вышесказанным, работа с семьей включает следующие основные положения:

– ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка;

– ознакомление родителей с подвижными играми (в этих целях используется информация в родительских уголках);

– помощь в составлении индивидуальных занятий с подвижными играми в условиях семьи с учетом физического развития детей;

– обучение конкретным подвижным играм, приемам и методам игровых упражнений;

– различные консультации с участием психолога, медицинского работника, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом организации игр с детьми;

– «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале;

– совместные физкультурные досуги, праздники.

Невозможно представить жизнь ребенка в дошкольном учреждении без веселых досугов и развлечений, шумных спортивных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных эстафет. Одни развивают сообразительность, другие – скорость и выносливость, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Семья во многом определяет отношения детей к физической культуре и спорту, как много могут сделать родители для своих детей, пробуждая у них интерес к спорту и физкультуре. Этому способствует доверительное общение детей и родителей в различных ситуациях и, естественно, совместная их деятельность.

Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, бабушки, дедушки, к укладу семьи. Поэтому наше дошкольное учреждение старается совершенствовать методы педагогической работы по формированию у детей и взрослых потребности к активному, здоровому образу жизни, вовлекая в физкультурно-спортивный процесс. Самое ценное в мероприятиях, которые мы организуем – это обогащение практического двигательного опыта и сплочение детско-взрослого сообщества. Веселая, здоровая атмосфера игр и эстафет передается и взрослым, способствуют пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

Спортивные мероприятия в нашем детском саду проводятся в течение года. Основная их цель – формирование интереса к двигательной активности всех участников образовательного процесса.

Участие в соревнованиях детей и взрослых благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителей поощрять спортивные интересы ребенка.

Спортивное мероприятие – важная часть жизни детей. Это радостное событие, которое позволяет ребенку развлечься и вместе с тем духовно обогатиться, творчески проявить себя. Но, спортивный праздник для детей – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов (память, внимание), создают прекрасную ситуацию для развития физических качеств ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Изучение опыта работы позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения различных спортивных мероприятий необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей.

Таким образом, все вышесказанное способствует построению и реализации стратегий сотрудничества с семьями, которые включают в себя широкий спектр, как традиционных форм взаимодействия, так и нетрадиционных, направленных на обеспечение полноценного развития каждого ребенка.

Список источников:

1. Безденежных Г.А.: Способы организации физического воспитания детей дошкольного возраста в семье: методические рекомендации / сост.: Г.А. Безденежных, О.Б. Завьялова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 56 с.

2. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимо-

действия.- М.: Творческий Центр, 2010.

3. Приказ Минобразования РФ от 17. №1155 "Об утверждении ФГОС

4. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от № 273-ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование брошюр в совместной работе с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у м...

План работы городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение педагогического мастерства воспитателей по физическому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ....

"Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста "(выступление на семинаре)

quot;Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста"...

ПЛАН РАБОТЫ городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2016– 2017 учебный год.

ПЛАН РАБОТЫгородского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2016– 2017 учебный год....

Методические рекомендации воспитателям по организации РПС в группе для стимуляции физического развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО.

Методические рекомендации воспитателям по организации занятий по физическому воспитанию детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО....