консультация
консультация по физкультуре (старшая группа)

Шорноева Долгор Чимитовна

«Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания»

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье - это педагогическая проблема, и только медицинскими силами её не решить. Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), именно дошкольный возраст является наиболее оптимальным для постижения окружающего мира, для развития как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков. Однако, следует особо подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Такой деятельностью являются физкультурные занятия, направленные прежде всего на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни. Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках.

Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребенок, определяются влиянием взрослых. Потому роль образовательной среды и педагога, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.

«Помоги себе и тому, кто рядом» - таково содержание интегрированных физкультурных занятий по формированию ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ. Дети на занятиях выступают в роли спасателей, в помощи которых нуждаются их друзья, а также персонажи сказок и мультфильмов.

Существуют три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ.

Первый уровень - информационный, определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях. Второй уровень - личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий. Его показатели - интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.

Третий уровень - деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ. Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций и т.п. Все три уровня проявляются в единстве на каждом занятии и создают пространство для реализации возможностей детей, обогащенную развивающую среду. Однако эффективность ее для каждого ребенка различна, и результаты достигаются в разные сроки.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на занятиях по физической культуре можно представить следующим образом:

  1. Создание проблемы (письмо-просьба) с участием знакомого детям персонажа.
  2. Формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления.
  3. Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации ЗОЖ.

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуем использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. В содержание занятий включаются и ритмические упражнения.

Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью. Поэтому с учетом анатомо- физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста разработаны специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности - эстафеты и специальные игровые задания, напр. «Собери человека». Детям раздают силуэты человечков и силуэты частей скелета (грудная клетка, черепная коробка, позвоночный столб, кости таза). Их нужно правильно расположить. После этого педагог рассказывает детям, для чего нужны грудная клетка (если бы ее не было, при падении на пол человек мог бы травмировать сердце или легкие, что потребовало бы долгого лечения), черепная коробка (нужна, чтобы беречь и защищать мозг), кости таза (защищают органы, которые расположены в животе). Если мышцы спины слабые, позвоночник начинает искривляться, не выдерживает больших нагрузок. Поэтому, чтобы вырасти здоровыми, красивыми и сильными, необходимо каждый день заниматься физкультурой.

Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы. Напр. , при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в путешествие по осеннему лесу. «Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами), начался дождь (бег с открытыми зонтами), перепрыгиваем лужи (прыжки с открытыми зонтами), ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед, наклоны в стороны на каждый шаг)».

Игровой самомассаж - основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное влияние на память, мышление, фантазию. Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры (имитация задувания свеч, согревания озябших на морозе рук и т.д.)

Известно, что в связи со своими физиологическими особенностями дети быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на движениях. У них еще слабо развито абстрактное мышление, поэтому рекомендуется использовать упражнения с различными предметами и разным темпом выполнения.

После закрепления темы предлагаем проводить встречу со сказочным персонажем, в процессе которой используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры, эстафеты. Подготовка к встрече является для детей хорошим стимулом для тщательной проверки своих умений и знаний, способствует формированию таких черт характера, как настойчивость, трудолюбие и целеустремленность.

В конце занятия детям дается домашнее задание - заполнить дневник здоровья (вспомнить такие моменты, когда было особенно весело; подумать о том, когда у мамы и папы может быть такое же настроение). Дневники здоровья дети заполняют вместе с родителями. Подобные домашние задания наряду с заданиями выполнить дома то или иное упражнение комплекса помогают привлечь внимание родителей к здоровью ребенка, заинтересоваться его успехами (или проблемами). На сюжетных занятиях рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, сказки, рассказы, соответствующие сюжету. Можно также посоветовать детям выполнить дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия.

При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. Надо учитывать и настроение детей: если они пришли на занятие возбужденными, голос педагога должен быть негромким и спокойным, и, наоборот, если дети грустные, команды подаются чётко, громко и веселым голосом.

На занятиях физической культурой ситуации, требующие поддержки и одобрения взрослого, могут возникать чаще, чем на других занятиях, поскольку неточное выполнение движений вызывает у детей неуверенность, даже может привести к отказу выполнять какие-то упражнения. Педагогу необходимо вовремя замечать старания ребенка, его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность. В процессе общения педагога с детьми происходит не только передача знаний, умений и навыков, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным можно считать так называемый эффект эмоциональной заразительности.

Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно включать процедуры, способствующие саморегуляции: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения), дыхательную и мимическую гимнастику (играет большую роль в формировании выразительной речи), попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию), чтение потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

За основу построения занятий взята традиционная структура, но ее содержание имеет определенные специфические особенности. Вводная часть занятия начинается с просьбы (в форме письма) - обращения сказочного персонажа к детям. Далее совместно с детьми уточняется суть проблемы, обсуждаются способы ее решения. Такая методика ориентирует дошкольников на творческое выполнение задания и позволяет развивать у них интеллектуальные способности, рефлексивное мышление.

Частные задачи вводной части: настрой детей на деятельность, организация группы, мобилизация внимания, ориентировка на сюжет занятия, умеренный разогрев организма, перевод его на другой уровень функционирования. Средняя продолжительность этой части -5-7 минут. Средства: построение, строевые упражнения, различные формы ходьбы и бега, прыжки, танцевальные шаги, ритмические упражнения, упражнения на внимание и координацию движений.

Основная часть занятия. На нее приходится смысловая нагрузка всего занятия, поэтому в ней предусмотрено выполнение образных физических упражнений, соответствующих теме и сюжету занятия. Это этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально- личностной и познавательной сфер ребенка, на освоение и закрепление знаний и практических действий по организации ЗОЖ, а также игры и упражнения оздоровительной направленности.

Средства: элементы сказкотерапии, психодрамы, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения. Основная часть занимает 80% времени всего занятия. Пульс ребенка должен не менее двух раз достигать величины, составляющей 80-90 % его максимального значения. Известно: однообразные упражнения дети выполняют неохотно. Если же занятие организовать как увлекательное путешествие, где нужна сила, ловкость, точность движений, то появляется желание заниматься, интерес к занятию, эмоциональный настрой. Начинать занятие с выполнения общеразвивающих упражнений из различных исходных положений для развития и укрепления различных групп мышц, подвижности позвоночника, с ходьбы и дыхательных упражнений. Иногда общеразвивающие упражнения можно заменить элементами ритмики, игроритмикой, игрогимнастикой. После комплекса общеразвивающих упражнений следуют основные виды движений. Как правило, на занятии происходит разучивание одного движения и закрепление и совершенствование двух-четырех, хорошо знакомых детям.

В каждом занятии помимо новой информации используется материал на закрепление уже изученного. Дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по многу раз, поэтому занятия с повторением знакомых сюжетов детям нравятся, а знания лучше запоминаются.

Основная часть заканчивается подвижной игрой, соответствующей сюжету занятие, задача данной части: обучение основным видам движения ( бег, прыжки, лазанье и.т.п.), развитие физических качеств, функциональных способностей. Примерная продолжительность - 20-25 мин.

Средства: различные виды ходьбы и бега, прыжки, лазанье, акробатические, ритмические упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты. Используемые средства подчинены решаемым на занятии задачам и применяются в форме, соответствующей его сюжетной линии. Заключительная часть- итог физкультурного занятия. Дети обмениваются впечатлениями, обсуждают письмо - благодарность от сказочного персонажа, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, получают домашнее задание, которое должны выполнить с родителями и т.д. Совместно с педагогом формулирует советы по укреплению здоровья герою сказки, который обращаются к детям за помощью. Задачи данной част : создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоции от работы на занятии. Предусматривается проведение общей игры - забавы или другой коллективной деятельности.

Средства: игры малой подвижности, упражнения на дыхание, релаксацию, психорегуляцию и развитие мелкой моторики. Упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятия, а также психогимнастику, игры рекомендуется менять через каждые 6 занятие, чтобы привести их в соответствие с сюжетом, а комплексы общеразвивающих упражнение основной части - постепенно усложнять и увеличивать нагрузку. При дозировке упражнении следует учитывать уровень подготовленности индивидуальные особенности детей. При подборе музыкального сопровождения для упражнения, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, в сочетании с естественными природными звуками. Музыкальные композиции, включающие естественные музыки природы, создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.

Большое значение на интегрированных физкультурных занятиях имеет наглядность - картинки, соответствующие сюжету занятия, способствующие развитию образного восприятия, творческого мышления. Спортивный инвентарь должен соответствовать возрасту и росту детей; перед занятием его необходимо расставить согласно сюжету урока.

Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если его задачи не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....