Мастер-класса для руководителей физического воспитания МБДОУ
учебно-методический материал по физкультуре

Якушова Надежда Николаевна

«Национальные игры с элементами соревнований»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен национальным подвижным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

В наше время особенно остро стоит национальный вопрос. Одной из основных задач в сфере образования является укрепления толерантности среди учащихся. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей .У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Национальные игры хороши не только тем, что способствуют укреплению здоровья, но и учат уважению к самому себе, как частице своего народа и другим народам земли. Каждый народ велик по своему – эту истину несут детям народные игры. Игры разных народов можно использовать не только на занятиях физкультурно-спортивной направленности, но и при организации любого вида деятельности учащихся,будь то рисование, пение, игра на музыкальных инструментах или шитье. Любая народная игра разнообразит эту деятельность, предоставит ребенку возможность переключить внимание и тем самым поддерживать интерес к занятию. Подвижная игра удовлетворяет потребность организма ребенка в движении, способствует обогащению двигательного опыта. Играя, дети реализуют потребность в физической активности, познают себя, свое тело, свои возможности. Игра создает положительный эмоциональный настрой, вселяет чувство уверенности в своих силах.  Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации.  

Цель мастер-класса -  передача и распространение опыта работы  и проведению игр народов разных национальностей в физическом воспитании  для детей дошкольного возраста и методикой их проведения.

 Задачи:

1) организовать (мотивировать на совместную работу) участников мастер-класса - познакомить на практике участников мастер-класса с некоторыми  народными играми.

 2) Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса. Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.

. Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам ответить на вопрос: Чем отличаются, по Вашему мнению, народные подвижные игры от спортивных игр? (Участники мастер – класса выполняют задание). Спасибо за ответы.

Отличие подвижных игр от спортивных игр.

 1. Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.

 2. Для судейства игры не требуется категория судейства.

 3. Отличие по рангам соревнований.

 4. Не требуется специальной техники.

Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь - это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.

- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир  игр и соревнований превратиться в детей и немного поиграть.

Народная казацкая игра

В ногу
Народная казацкая игра, получившая свое распространение в 19-м веке. Игра требует проявления меткости и ловкости от ее участников. Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

А сейчас русская народная игра

Горелки (Огарыши, Столбом, Парами) 
Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры.

Колокольчик всех зовет,

Колокольчик нам поет

Тонким голоском:

Динь- бом, динь- бом!

Выходи из круга вон!

После чего водящий смотрим в небо.

 Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать:

 Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин - дон, дин - дон,
Выбегай скорее вон!

После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. «Дружеская ладошка». Участникам раздаются листки бумаги.

Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

Упражнение «Дружеская ладошка». Выполнение задания участниками.

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

- Спасибо за внимание! Всего вам большого и светлого.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" Мастер - класс для музыкальных руководителей ДОУ г. Ярославля 17.03.2017.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом " Д. Лихачёв....

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Мастер класс "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"

Спортивные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой....

мастер класс дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников

Спортивные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой. Применение дидактических спортивных игр как на физкультурных занятиях, так и во...

Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".

Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ "Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья ребёнка" (30.1.2019)

Мастер - класс для музыкальных руководителей ДОУ.  Музыкотерапия - использование музыки в целях сохранения и укрепления здоровья ребёнка....