Картотека подвижных игр Дальнего востока
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Цыганкова Мария Владимировна

Дошкольное детство – первая ступень образования, на которой закладываются основы личности. Природный ландшафт Хабаровского края, красота и разнообразие растительного и животного мира, этнографические и исторические особенности Дальнего Востока – богатейший материал для воспитания в детях нравственности, развития чувства прекрасного, познавательного интереса, воспитание активной гражданской позиции. Картотека подвижных  игр - материал в помощь воспитателю, начинающему инструктору по физической культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Центр развития ребенка – детский сад № 83»

Данная разработка является приложением к Рабочей программе инструктора по физической культуре МАДОУ № 83,

в части формируемой участниками образовательных отношений

Дошкольное детство – первая ступень образования, на которой закладываются основы личности, происходит формирование патриотических чувств, развивается художественно – эстетический вкус. Природный ландшафт Хабаровского края, красота и разнообразие растительного и животного мира, этнографические и исторические особенности Дальнего Востока – богатейший материал для воспитания в детях нравственности, развития чувства прекрасного, познавательного интереса, воспитание активной гражданской позиции.

       С целью обновления содержания системы дошкольного образования МАДОУ № 83 внедряет программу Кондратьевой Л.А. «Маленькие дальневосточники».

Перспективный план обучения детей играм народов Дальнего Востока

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

«Полярная сова и евражки»

«Охота на куропаток»

«Рыбаки и рыбки»

«Хейро» (солнце)

 «Каюр и собаки»

«Ловкий оленевод»

«Здравствуй – догони»

«Важенка и оленята»

«Ручейки и озера»

«Олени и пастухи»

«Ручейки и озера»

«Льдинки, ветер и мороз»

«Охота на волка»

«Борьба на палке»

«Белый шаман»

«Рыбаки»

«Волк и олени»

«Успей поймать»

«Тройной прыжок»

«На новое стойбище»

«Оленьи упряжки»

«СОЛНЦЕ (ХЕЙРО)»

«КАЮР И СОБАКИ»

Основной вид движения: ходьба, бег

Основной вид движения: бег

Физическое качество: ловкость

Физическое качество: ловкость, быстрота

Возрастная группа: средняя

Возрастная группа: средняя, старшая

Цель: развивать наблюдательность и умение действовать по правилам

Ход: Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Цель: упражнять в умении бегать, держась за руки (тройками)

Ход: На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура.

Вариант: Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«ВОЛКИ И ОЛЕНИ»

 (« ИРГИЧИ – ДА ОРОИ»)

«ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК»

 («ИЛАН МИКИТЧАН»)

Основной вид движения: бег

Основной вид движения: прыжки

Физическое качество: выносливость, ловкость

Физическое качество: ловкость, сила

Возрастная группа: старшая, подготов.

Возрастная группа: старшая, подготовительная

 Цель: закрепление способов  преодоления препятствий, упражнять в выборе способа преодоления.

Оборудование: веревки или мел

Ход: Делают два круга - «озера». Между «озерами» 30-50 метров. Игроки «олени» должны преодолеть площадку между «озерами», а «волк» их пытается догнать

Правила игры: «Волк» должен поймать «оленей». «Олени» убегают и должны войти в «озеро». Пойманный водит.

Цель: закрепление навыка прыжка в длину с места

/упражнять в умении энергично отталкиваться двумя ногами, правильно приземляться, сохранять равновесие, делать взмах руками во время    отталкивания, выносить ноги вперед при полете/.

Ход: На площадке проводится черта, игроки  выстраиваются вдоль нее. По очереди каждый прыгает двумя ногами три раза.

Правила игры: Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Вариант: Игру можно проводить и по командам. Одновременно выходят к черте по одному ребенку от каждой команды и начинают прыжки по сигналу ведущего. Выигрывает команда, участники которой прыгнули дальше. В этом варианте игры у детей воспитывается чувство коллективизма, стремление не подвести своих товарищей.

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

«ОЛЕНИ И ПАСТУХИ»

Основной вид движения: бег

Основной вид движения: бег, метание

Физическое качество: ловкость, скорость

Физическое качество:  ловкость

Возрастная группа: старшая

Возрастная группа: старшая, подготовительная

Цель: упражнять в разных видах бега

Ход: Игроки встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки, прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят- дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают и говорят до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков.

Вариант: В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Цель: закрепление навыка броска кольца от груди вперед

Оборудование: картонное кольцо 10 штук, «рога», макет

Ход: Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи они стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Вариант: играть можно с макетом оленя. Тогда игра будет проходить как серсо. Макет можно сделать подвижным, как в игре «Охота на волка»

«ОХОТА НА КУРОПАТОК»  «КУРОПАТКИ И ОХОТНИКИ»

«РЫБАКИ И РЫБКИ»

Основной вид движения: бег, метание

Основной вид движения: бег

Физическое качество: ловкость

Физическое качество: ловкость, скорость

Возрастная группа: средняя, старшая

Возрастная группа: младшая, средняя

 Цель: Упражнять в метании малого мяча, развивать способность уворачиваться от мяча

ХОД: Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры: Убегать и «стрелять» можно только по сигналу. «Стрелять» следует только в ноги убегающих.

Цель: закрепление навыка бега

Правила игры: На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга  трое детей - рыбаков, остальные -  «рыбки». «Рыбки» бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры: Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

«ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА»

Основной вид движения: бег

Основной вид движения: бег, ходьба

Физическое качество: ловкость, быстрота

Физическое качество:  ловкость, быстрота

Возрастная группа: подготовительная

Возрастная группа: средняя, старшая

Цель: совершенствование навыка бега, увертывания

Ход: Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (изображая запряженного оленя и каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, и т.д. Доехав до стойбища (до противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры: Каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант: Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

Цель: совершенствование навыка бега

Ход: На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят.   Волк сидит за сопкой    (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка, с нею — оленята,

Объясняет каждому все, что непонятно...

Топают по лужам оленята малые.

Терпеливо слушая наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

«БОРЬБА НА ПАЛКЕ»

«УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!»

Упражнение на развитие силовых способностей

Основной вид движения: метание

Физическое качество:  сила

Физическое качество:  ловкость, выносливость

Возрастная группа: старшая, подготовительная

Возрастная группа: подготовительная

Цель: развитие силовых способностей

Ход: Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры: Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Цель: закрепление умения выполнять броски мяча друг другу разными способами

Ход: На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры: Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

«ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!»

«НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ»

Основной вид движения: бег, ходьба

Основной вид движения: бег

Физическое качество: быстрота

Физическое качество: ловкость, быстрота

Возрастная группа: средняя, старшая, подготовительная

Возрастная группа: старшая, подготовительная

Цель: совершенствование навыка бега

Ход: Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты.

Правила игры: Дети по очереди ходят в гости. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит.

Вариант: В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Цель: упражнять в беге парами, соблюдая дистанцию и очередность

Ход: Игроки становятся парами: один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры: Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

«БЕЛЫЙ ШАМАН»

«РЫБАКИ»

Игра низкой двигательной активности

Игра низкой двигательной активности

Возрастная группа: старшая, подготовительная

Возрастная группа: старшая, подготовительная

Цель: развитие чувства ритма

Ход: Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры

Цель:

Ход: Играющие   становятся   в   круг.   Они   рыбаки.   Водящий   показывает   им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры: Кто из игроков повторит движения неправильно, тот выходит из игры

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

«ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИГРА)

Основной вид движения: метание

Основной вид движения: метание

Физическое качество: ловкость, сила

Физическое качество: ловкость, сила

Возрастная группа: средняя, старшая

Возрастная группа: старшая, подготов.

Цель: закрепление навыка метания.

Оборудование: мячи (снежки) d=9 см, плоскостная фигура оленя, флажки или фишки

Ход: В стороне площадки ставится фигура оленя на расстоянии 3-4 м. проводится линия. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю. В порядке очередности бросают мяч правой (левой) рукой.

Правила игры: За каждый удачный бросок даётся флажок. У кого больше флажков, тот считается выигравшим.

Цель: совершенствование навыка метания

Оборудование: мячи (снежки) d=9 см, плоскостная фигура волка (тигра).

Ход: охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое игроков держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры: Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

Основной вид движения: бег

Основной вид движения: бег

Физическое качество: ловкость

Физическое качество: ловкость, быстрота

Возрастная группа: младшая, средняя

Возрастная группа: средняя, старшая

 Цель:  развивать скоростные умения, воспитывать ловкость, выдержку.

Ход: Полярная сова находится в углу площадки. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна - становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает игроков и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после 3-4 повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Того, кто пошевелится или стоит не столбиком выводят из игры на один кон.

Громкие удары не должны звучать длительное время. ***Евражка - народное название берингийского суслика, который обитает на Дальнем Востоке

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Ход: Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Вариант: играя с детьми средней группы держаться за руки и делать только два «озера», в каждом должен быть взрослый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока. Региональный компонент.

Игры коренных народов Сибири и Дальнего Востока являются важнейшей частью национальной культуры. Они связаны с конкретными историческими событиями. Дети очень любят играть в них....

подвижные игры Дальнего Востока и Сибири

картотека, консультации, отчет по самообразованию...

Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта самообразования была собрана картотека подвижных игр коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока....

Картотека подвижных игр детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока

   Географическая природная среда территории Приамурья с разнообразием флоры и фауны, водными просторами бассейна реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развит...

Подвижные игры народов Севера и Дальнего Востока

В материале представлена подборка подвижных  игр народов Севера и кореных народов Дальнего Востока для детей старшего дошкольного возраста....