Физические нагрузки для детей с нарушениями зрения
консультация по физкультуре по теме

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале отражены показания и противопоказания по физическим нагрузкам для детей с нарушениями зрения (с опорой на офтальмологическое заключение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskie_nagruzki_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и инструктора ФИЗО

ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДЕТЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Группы физкультурных занятий

Группы здоровья детей

Офтальмологическое заключение

Показания

Противопоказания

I основная

1

Здоровые дети

Все упражнения в соответствии с возрастом

Нет

2

1.        Миопия слабой

степени;

2.        Гиперметропия
слабой степени;

3.        Аккомодационное косоглазие;
4. Амблиопия

  1. Большие прыжки
  2. Поднятие тяжестей
  3. Игры соревновательного характера
  4. Висы

II подготовительная

3

1. Неаккомодационное косоглазие (отсутствие бинокулярного зрения в очках)

2. Миопия средней  степени

3. Гиперметропия высокой степени

1. Бег на время (1-2,5 мин) в зависимости от возраста в среднем темпе по желанию ребенка (сколько может).

2. Щадящие прыжки на 2 ногах, с ноги на ногу, через скакалку и другие

с приземлением на носок.

3. Наклоны вперед, туловище параллельно полу, руки в сторону, на

пояс, к плечам, голову не опускать.

4. Медленные повороты и наклоны головы.

5. Медленные повороты

туловища с поворотом головы.

6. Статистические упражнения выполнять как динамические,

например, при сколиозе, в и. п. -

лежа на животе «лодочка».

7. Лазание по гимнастической стенке без задержки на ней.

8. Кувырки в сторону.

  1. Бег на скорость, ускорения, соревновательный бег
  2. Прыжки в длину, высоту с приземлением на всю стопу (касаясь пяткой), с высоты
  3. Наклоны назад любые, наклоны назад и вперед до касания руками пола (мостик); ходьба в мостике вперед, глядя вниз.
  4. Резкие повороты туловища с поворотом головы.
  5. Натуживания;  напряжения а) поднятие тяжестей: набивных мячей, штанги и т. д. б) статические упражнения; в) длительное поднимание ног (в И. П.лежа) или груди.
  6. Висы любые
  7. Кувырки вперед и назад
  8. Стойка на лопатках «березка»
  9. Эстафеты и игры соревновательного характера,
  10. Участие в соревнованиях.

а) сходящееся косоглазие

  • При ходьбе по скамье, бревну смотреть вперед;
  • при игре в мяч выполнять броски  вдаль и вверх;
  • при наклоне головы вперед («кошечка») и т.д. – глаза закрыть

Смотреть перед собой, вниз, на предмет в руках, на нос.

б) расходящееся косоглазие

  • При ходьбе по скамье, бревну смотреть вперед вниз;
  • при игре в мяч выполнять броски в цель, вперед - вниз;
  • при наклоне головы назад - глаза закрыть

Смотреть

вдаль, вверх

(вдаль)

III

специальная

4

  1. Миопия высокой степени;
  2. Дети с тяжелой патологией органа зрения: после экстракции катаракты (афакия, артифакия);
  3. Дистрофия;
  4. Птоз;
  5. Нистагм.
  1. Медленный бег,
  2. Легкие общеразвивающие упражнения,
  3. Игры малой и средней подвижности,
  4. ЛФК,
  5. Пальчиковая гимнастика,
  6. Дыхательные упражнения (по показаниям врача).

То же, что и в подготовительной группе (индивидуально)

IV

Освобожденные от физкультурных занятий

ЛФК

  1. Отслойка сетчатки.
  2. Острые воспалительные заболевания.
  3. Временно, в послеоперационном периоде.
  4. Глаукома
  1. Пальчиковая гимнастика,
  2. Дыхательная гимнастика,
  3. ЛФК (по назначению врача).
  4. Игры малой подвижности

Все остальные упражнения

V

слабовидящие дети

  1. С остротой зрения 0,2 на оба глаза.
  2. Дети с окклюзией с остротой зрения менее 0,05

Все упражнения в соответствии с программой с учетом возможностей детей

Нет.

На основании комплексного обследования дети разделены на 3 группы:

Первая (основная) группа:

  • дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, с относительно высокой остротой зрения (от 0,5 до 0,9) на лучше видящем глазу, с коррекцией стеклами, к которым можно применять все формы физических упражнений, в соответствии с возрастными особенностями.

   Вторая группа (подготовительная):

  • дети с более низкой остротой зрения, чем в 1-й группе, и имеющие отставание в физическом развитии, с перевозбужденной нервной системой. Эти дети по разрешению врача могут заниматься в основной или подготовительной группе. Дети занимаются по общей программе физического воспитания (Программа детского сада для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, 1997). Они вместе с детьми основной группы участвуют во вводной, подготовительной и заключительной части физкультурного занятия, исключаются лишь упражнения, требующие особого напряжения, такие как прыжки в высоту и длину с разбега, сокращается число повторений одного и того же упражнения.

Третья группа (специальная) 

  • дети со значительными нарушениями зрения, оперированные, со значительными отклонениями в состоянии здоровья (изменения в сердечно-сосудистой системе, нарушения осанки, искривления позвоночника). Детям ограничивают упражнения на скорость, уменьшают дистанции в ходьбе, беге. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. В устранении дефектов осанки большое место занимают упражнения для мышц плечевого пояса, спины, живота, способствующие образованию крепкого мышечного корсета.

Коррекционная работа в первой группе:

  • повышение уровня физического развития: коррекцию двигательных качеств, навыков и умений, и на этой основе осуществляется коррекция недостатков зрительного восприятия.

Коррекционная работа со 2-й группой детей:

  • улучшение показателей физического развития, отстающих двигательных навыков и умений и повышение работоспособности зрительных функций в процессе физкультурного занятия.

Коррекционная работа в третьей группе:

  • преодоление вторичных отклонений, улучшение уровня физического развития, двигательных возможностей детей и создание режима отдыха для глаз на физкультурном занятии.

  Учитель-дефектолог: Ойцева Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой комплекс интегрированной совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения

Конспект совместной    деятельности по физической культуре для  детей с нарушением зрения...

Адаптивная образовательная программа по физической культуре для детей с нарушением зрения

Адаптивная образовательная программа по физической культуре  для детей с нарушением зрения...

Комплекс игр и упражнений для детей с нарушением зрения (нагрузки)

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановлен...

Дети с нарушениями зрения (регулируем физическую нагрузку).

В предложенном материале рассматриваются особенности регулирования психофизической нагрузки для детей с  нарушениями зрения. Информация будет актуальна для инструкторов по физической культур...

Рекомендации для педагогов и родителей: «Физическое воспитание и дети с нарушением зрения: польза или вред?»

   Физическое воспитание детей с нарушением зрения включает в себя ряд специальных коррекционных задач, направленных на преодоление недостатков физического развития и осуществление вз...

Технологическая карта занятий по физической культуре для детей с нарушением зрения средняя группа. «Формирование координационных способностей»

Цель: формировать двигательные навыки посредством выполнения упражнений, вырабатывать умение сознательно управлять своими движениями, продолжить формировать координационные способности.Задачи:Образова...