Мастер – класс для педагогов города по декупажу «Старая – новая игрушка» на тематической неделе "Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства"
методическая разработка по аппликации, лепке

Юмашева Антонина Михайловна

Обучать − значит вдвойне учиться.

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.

(Жозеф Жубер)

 

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного и дополнительного образования, учителей начальной школы. Будет полезен всем кому интересны нетрадиционные техники рисования, поделки своими руками. Цель мастер – класса познакомить участников с различными видами и приёмами выполнения декупажа, научить элементам декорирования игрушки – шара своими руками из имеющихся подручных материалов, путем прямого и комментированного показа последовательности действий, используя показ слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_dekupazhu_m-k_08.12.2014g.docx552.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов города по декупажу

«Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» 

«Старая – новая игрушка»

Обучать − значит вдвойне учиться.

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.

(Жозеф Жубер)

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного и дополнительного образования, учителей начальной школы. Будет полезен всем кому интересны нетрадиционные техники рисования, поделки своими руками.

Цель мастер – класса познакомить участников с различными видами и приёмами выполнения декупажа, научить элементам декорирования игрушки – шара своими руками из имеющихся подручных материалов, путем прямого и комментированного показа последовательности действий, используя показ слайдов.

Задачи:

- изучить и обобщить педагогический опыт по данной теме;

- раскрыть понятие и критерии эстетического воспитания;

- изучить формы, методы и средства эстетического воспитания;

- рассмотреть декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания;

-показать важность и значимость эстетического воспитания в развитии дошкольников в изучении и обобщении теоретического материала по предложенной теме.

Обоснование мастер класса.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

СЛАЙД 1 

Гармоничное развитие личности зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического и духовно – нравственного цикла, а использование народного декоративно-прикладного искусства одно их ярких и доступных средства духовно – нравственного воспитания.

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации. Потеряв прежние социальные гарантии, а главное ценностные ориентиры, новое поколение растёт с отсутствием духовно-нравственных принципов, что активно подпитывается массовой культурой – телевидением, Интернетом, СМИ и т.д.

 Работа по духовно-нравственному развитию детей через продуктивные виды деятельности, на мой взгляд, комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что продуктивные виды деятельности:

- способствуют развитию творчества дошкольников.

- Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.

- Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.

- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

В своей работе при проведении НОД я использую следующие формы работы:

беседы;

художественно-творческая деятельность детей;

проведение совместных праздников;

просмотр презентаций, слайд−фильмов, диафильмов, видеофильмов,

использование аудиозаписей;

экскурсии, целевые прогулки;

организация выставок и творческих вечеров;

акция «Поделись своей добротой».

Работа по формированию духовно-нравственной культуры не была бы столь эффективной без поддержки родителей.

Использую следующие формы работы с родителями:

− родительские собрания;

− консультации;

− беседы;

− совместные досуги, праздники;

− семинары-практикумы;

− выставки детского рисунка и коллективного творчества, ручного труда и декоративно-прикладного искусства;

− изготовление праздничных сувениров и подарков;

− дискуссии;

− «Дни открытых дверей»;

− анкетирование.

Проделанная работа по духовно-нравственному воспитанию положительно отражается на успехах детей. У детей проявляется потребность и готовность проявлять сострадание к ближним, радоваться вместе с ними. Дети стали больше обращать внимание на богатство, красоту и разнообразие мира природы понимать необходимость бережного отношения ко всему живому.

Кроме этого, моя деятельность расширяет кругозор дошкольников, способствует созданию выработки у детей специфических навыков и умений. У детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество формирует у детей умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, верит в свои возможности, стремится к творческой деятельности. 

Определение проблемы и характеристика творческой лаборатории, постановка проблемы.

Распространение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию через продуктивные виды деятельности кроме традиционных форм происходит посредством оказания консультативной и практической помощи педагогическим работникам.

Накопленный практический и методический опыт я транслирую на семинарах, показываю мастер – классы с представлением презентации, провожу консультации для родителей в применении нетрадиционных технологий. Основную информацию, связанную с творческими идеями, я черпаю на страницах сайта «Страна Мастеров», где я имею свою страницу для размещения своих и детских работ, что позволяет мне быть полноправным участником сайта.

СЛАЙД 2 

Почему я выбираю для представления мастер – классы?

Ответ очень прост, «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Он является уникальной формой трансляции и передачи личного профессионального опыта, авторских разработок творческой и педагогической деятельности, технологических приёмов.

СЛАЙД 3

Цель мастер – класса:

знакомство участников с различными видами и приёмами выполнения декупажа на форме,

обучение элементам декорирования игрушки своими руками из имеющихся материалов, путем прямого и комментированного показа последовательности действий, используя показ слайдов,

формирование умения создавать оригинальные, авторские работы для совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

СЛАЙД 4

Задачи педагога:

− активизировать интерес к созданию авторской игрушки,

− создать условия для выполнения творческой работы,

− познакомить и научить работе

− со специальными и подручными материалами,

− содействовать развитию и завершению художественного образа

СЛАЙД 5

Скоро Новый год!

Самый долгожданный и желанный праздник – волшебный праздник, праздник сюрпризов, подарков, вечеров около новогодней ёлки в кругу семьи. Сколько радости доставит подарок или игрушка, сделанная своими руками, да ещё на ёлку, которой все будут восхищаться, и любоваться, спрашивать, а как ты её сделал. Ребёнок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребёнка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Приходит понимание того, что красота – дело рук человеческих. Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Способность анализировать и схватывать развивается с помощью и посредством предметного моделирования.

В наше время невероятно развилась мода на вещи «ручной работы», на уникальные подарки, элементы интерьера и одежды. Мода, это для взрослых, а дети живут в своём удивительном мире – мире фантазий, выдумок, невероятных идей.

И я сегодня предлагаю Вам замечательную идею – декупаж новогодней игрушки, которая впишется в любой новогодний интерьер, композицию.

Декупаж − это аппликация, но аппликация особенная – из простой салфетки, покрытая лаком, она выглядит, как роспись.

СЛАЙД 6

Декупаж – очень увлекательное занятие, которое нравится и взрослым, и детям.

Не каждый ребёнок имеет способности к рисованию, а такая техника, как декупаж позволяет создавать оригинальные, авторские, неповторимые работы.

Совместные занятия способствуют укреплению и развитию духовно – нравственных семейных устоев. 

СЛАЙД 7 История

СЛАЙД 8 Виды декупажа

СЛАЙД 9 Стили

СЛАЙД 10

Материалы и инструменты. И для начала немного остановимся на материалах и инструментах, которые нам потребуются.

Инструменты:

Кисти плоские (жёсткие, мягкие).

Веерная кисть.

Кусочек губки, спонжики.

Палитра (можно использовать одноразовую тарелку).

Шпатель.

Файл.

Нож для бумаги.

Маникюрные ножницы.

Материалы:

Основа, форма.

Трёхслойные салфетки.

Шпатлёвка акриловая или масляно−клеевая.

Краска белая акриловая строительная.

Колер строительный разных цветов.

Клей ПВА или строительный (для декупажа).

Лак (акриловый, или аэрозольный глянцевый, матовый).

Паста, имитирующая снег.

Акриловый герметик прозрачный для объёма.

Контуры по стеклу и керамике.

Манка.

Кисти, спонжики, ножницы, кухонная губка – кусочки поролона.

Салфетки, желательно трехслойные.

Если Вы начинающий, то лучше, чтобы рисунки на выбранной салфетке были небольшими и с четкими контурами и небольшого размера. Дело в том, что маленькую картинку намного проще приклеить к поверхности, не оставляя при этом заломов и пузырьков. Я думаю, что с приобретением салфеток у Вас не возникнет никаких проблем. С салфетками разобрались.

Идем дальше. Также нам потребуется клей ПВА. Конечно, существует специальный клей для декупажа и даже целые наборы, но поверьте, обычный ПВА ничем не хуже. К тому же, если Вы только начинаете знакомиться с декупажем и не уверены, что будете дальше продолжать что-то делать в этой технике, то зачем Вам покупать специальные (порой недешевые) материалы?

Еще понадобится лак, который защитит поверхность. Чаще всего используют акриловый лак, который бывает глянцевый или матовый. Кроме того, вы будете делать, например, вазу, стакан, то значит, будет необходим водостойкий лак. Лучше, если лак будет в баллончике с распылителем. Его удобно наносить, и от него не остаются разводы. Но, к сожалению, у такого лака есть один минус − сильный неприятный запах. Поэтому покрывать им изделие лучше на свежем воздухе.

Кроме того, для работы нам потребуются акриловые краски, кисти, акриловый грунт и небольшой кусочек поролона. Мы ограничены во времени и поэтому я сразу соединила краску с мелом, чтобы минимизировать количество слоёв и следственно просушки.

Итак, начнем с выбора формы!  У нас сегодня – новогодняя игрушка.

Поверхность игрушки необходимо очистить от пыли и обезжирить. Сделать это можно либо при помощи ватного диска, смоченного спиртом, либо при помощи средства для чистки оконных стекол, любым растворителем.

Теперь, когда поверхность игрушки чистая, можно ее загрунтовать. Мы будем делать непрозрачный шар, поэтому загрунтовываем всю его поверхность акриловой краской, в нашем случае она уже смешана с мелом. Удобнее это делать небольшим кусочком поролона. Кроме того, поролон придаст поверхности некоторую шершавость. Цвет я не озвучиваю – это ваш выбор. Игрушка будет светиться, если её всю перед приклеиванием рисунка, покрыть слоем строительной серебряной рефлексной краски «хамелеон»

Пока шар сохнет, поработаем с салфеткой.

Как я уже сказала, для декупажа подойдут трехслойные салфетки. Но не только они − это могут быть и картинки, напечатанные на струйном цветном принтере, или специальные карты для декупажа их заказывают в интернет- − магазине.

Нам предстоит очень аккуратно отделить самый верхний слой с картинкой. Теперь возникает вопрос − вырезать картинки или же вырывать мотив руками? В данном случае, я выбрала второй вариант, так как он позволяет сгладить границы салфетки, когда мы приклеим ее на поверхность формы. Осторожно, стараясь не повредить рисунок, "вырываем" необходимые нам фрагменты салфетки.

Когда поверхность шара высохнет, можно приступать к приклеиванию мотивов.

Для этого разведем клей ПВА водой в пропорции 1:1.

Можно приклеить с помощью файла (когда салфетка кладётся на файл изображением вниз, промазывается сильно разбавленным ПВА, а затем вместе с файлом переносится на изделие, после разравнивания файл убирается). Клей разводим 1:5 иначе фрагмент рисунка к файлу приклеиться. Можно работу с файлом сделать только одной водой, без клея, а клей нанести на поверхность потом, но может сжаться рисунок и размазаться краска.

Всегда клей капаем на середину картинки и при помощи кисти, а затем пальцами размазываем клей по поверхности рисунка. Вообще декупаж − это техника, которая на каждом этапе требует большой аккуратности. Нужно постараться приклеить мотив так, чтобы не было морщинок и пузырьков. Повторюсь: чем меньше рисунок, тем легче это сделать.

Приклеиваем все рисунки на поверхность игрушки.

Просушиваем.

В принципе можно остановиться на этом этапе, а можно добавить немного рисунков акриловыми красками. При помощи маленького кусочка поролона подкрашиваем края шара в задуманный цвет.

Затем декорируем поверхность шара: контуром, используем гель с блёстками или глиттеры.

Шар почти готов, остается только закрепить или полностью покрыть его лаком.

СЛАЙД 11 Советы:

− Приклеивание фрагментов водой или клеем ПВА, следует всегда

начинать, проводя кисточкой от середины к краям, чтобы равномерно растянуть рисунок в разные стороны и тщательно выгнать из-под него пузырьки воздуха. Разведем клей ПВА водой в пропорции 1:1. Клей капаем на середину и при помощи кисти, а затем пальцами размазываем клей по поверхности рисунка.

− Складочки и неровности рисунка нужно зашкурить или камуфлировать, сделать надрезы, наложить друг на друга слои, затем прорезав ножом

в нужном месте, удалить остатки одного или двух слоёв.

− Хорошо просушивать каждый слой.

Каждый этап работы: нанесение грунта, красок, приклеивание рисунка

и т.д. нужно достаточно просушивать и приступать к следующему этапу

только по абсолютно сухой поверхности, кроме специальных средств,

таким как кракелюр, золочение поталью. Для просушки можно использовать фен.

− Чем больше слоёв лака – тем лучше.

Если вы уже довольны получившимся результатом, то закрепите его несколькими слоями лака.

Выполнение игрушки

Выставка работ на новогодней елочке

Используемые ресурсы:

Стокс Х. Объёмный декупаж: проекты для начинающих: Практическое руководство /Пер. с англ. -М.:Издательство «Ниола-пресс», 2007 – 112с:ил

http://festival.1september.ru/ 

http://handmade.idvz.ru/ 

http://paintingart.ru/ 

http://www.goodhouse.ru/ 

www.arshobby.ru/ 

www.nerchi.ru 

www.passion.ru/ 

http://www.peredvignik.ru 

www.artgalery.ru/ 

http://handmade.idvz.ru 

http://www.tapuz.co.il 

http://www.salon.by 

http://www.club.osinka.ru 

http://foto.mail.ru 

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/722 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства".

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...

"Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства"

В работе раскрыты понятие, критерии, средства и методы эстетического воспитания, представлено декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания. Надеюсь, что эта работа будет инте...

консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...

Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на занятиях с детьми дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творч...

Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства».

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства»

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства»07 марта 2021Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоратив...