"Красивый платок для Бабы-Яги" (аппликация + математика)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Матушевская Эльвира Геннадьевна

Открытое занятие во второй младшей группе 

"Красивый платок для Бабы-Яги" (аппликация + математика)

Авторская разработка

Цель: активизиция познавательной и творческой деятельности через осознание своей роли в обществе при создании и оформлении музея "Русская изба"

Задачи: 

воспитательные: воспитывать интерес к искусству, взаимовыручку, бережное отношение и чувство гордости к своему труду, уважение к труду народных мастеров, эмоциональную отзывчивость, аккуратность, приобщать к самообслуживанию, обогащать представление о культурном наследии страны и поддерживать их отражение в творчестве;

развивающие: развивать внимание, память, образное и логическое мышление, ориентировку в пространстве на плоскости листа, моторику рук, речевую активность, творческую активность;

обучающие: активизировать знания о геометрических фигурах, цветах, величинах, определять "части" и "целое", составлять из "частей" "целое", формировать умение преобразовывать геометрические фигуры (два треугольника из одного квадрата), дать представление о истории народно-прикладного искусства, знакомство с русским народным творчеством - Павлово-Пассадским платком, формировать представление о узоре, обогащать словарь детей названиями предметов искусства (музейные экспонаты, Павлово-Пассадский платок, бахрома, кисти, узор), развивать умение работать с клеем и бумагой в аппликации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vo_2_mladshey_gruppe.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема дня: «Мы – Хранители музея»

Открытое занятие во 2 младшей группе

«Красивый платок для Бабы-Яги» (аппликация + ФЭМП)

Цель:

активизация познавательной и  творческой деятельности через осознание значимости своей роли в обществе при создании и оформлении музея «Русская изба»

Задачи:

воспитательные: воспитывать интерес к искусству, взаимовыручку, бережное отношение и чувство гордости к своему труду, уважение к труду народных мастеров,  эмоциональную отзывчивость, аккуратность, приобщать к самообслуживанию, обогащать представление о культурном наследии страны и поддерживать их отражение в творчестве;

развивающие: развивать внимание, память,  образное и логическое мышление, ориентировку в пространстве на плоскости листа, моторику рук, речевую активность, творческую активность;

обучающие: активизация знаний о геометрических фигурах, цветах, величинах, определять «части» и «целое», составлять из «частей» «целое», формировать умение преобразовывать геометрические фигуры, дать представление о истории народно-прикладного искусства, знакомство с русским народным творчеством – Павлово-Пассадским платком, формировать представление о узоре, обогащать словарь детей названиями предметов искусства (музейные экспонаты, Павлово-Пассадский платок, бахрома, кисти, узор), развивать умение работать с клеем и бумагой в аппликации.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационные:  Павлово-Посадские платки, картинки с изображением Павлово-Пассадских платков;
  • Раздаточные: листы бумаги треугольной формы, по 1 жёлтому кругу и по 5 кругов другого цвета, по 1 квадрату зелёного цвета, клей, кисточки, досточки для аппликации, салфетки (на каждого ребенка), нитки для бахромы;
  • Оборудование: уголок «Русская изба», образцы творческих работ, бумажный макет большого платка, сувенир Домовёнок, поделка «Баба Яга».

Предварительная работа:

Рассматривание экспонатов уголка «Русская изба», дидактические игры «Собери картинку», «Танграмм», коллективная работа «Новогодняя открытка» (оформление индивидуальных ёлочек и  соединение в одну большую), «Лоскутное одеяло», оформление «Русской избы», беседа «Мы - Хранители музея», совместное с родителями  мероприятие «Рождественские посиделки», рисование «Платочек для матрёшки», аппликация «Хохлома. Прошлое ложки», «Гжель. Красивая тарелочка», ФЦКМ «Русская изба» - знакомство с домовым

Технология «Ситуация», проектная деятельность  «Русское народное творчество. Народные истоки»

Ход.

Ситуация.

- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь!

- Ребята, мы с вами говорили, что у нас есть в группе очень интересное место … Русская изба. А мы с вами … Хранители музея. О нашем музее узнали гости,  им стало интересно посмотреть на наш музей. Пойдёмте, посмотрим, что мы можем показать гостям и о чём рассказать?

- Ой, ребята! А что это такое? «Экспонат Бабы Яги!»! (неоформленный макет платка) У нас этого в музее не было. А что такое экспонат вы знаете?...

 Это редкие предметы старины или ручного труда, которые хранятся в музее. - Ой, а где наш домовой? Ой, беда, беда! Пропал наш домовой! Что же будет, что же будет? Кто же будет теперь за порядком у нас следить?  Кто же забрал нашего Домовёнка? Кто ещё пропал? (Баба Яга)

- Баба Яга оставила нам послание. «Я, самая загадочная и обаятельная сказочная женщина, но вы не баловали меня подарками и я обиделась… Забираю с собой Домовёнка, пусть наведёт у меня в избушке порядок. А если вы хотите, чтобы Домовёнок вернулся домой,  то подарите мне платок, но такой, как в старину носили, самый настоящий русский народный, большой, красивый…Ваша Баба Яга»

Вхождение в ситуацию

- Ребята, что же будем делать? Будем Домовёнка вызволять? А как?

Актуализация знаний

- Ребята, кто знает, как может выглядеть платок, который носили женщины в старину? Какой он может быть формы? (ответы) А где мы можем посмотреть геометрические фигуры? Может там есть для нас подсказка (находят треугольники). Может быть платок такой формы?

- А сколько у нас платков-треугольников? (много). А нам сколько платков надо? Сколько у нас Баб Ёжек? (одна) Значит и платок нужен … один. Вспомним, Баба Яга просила платок большой. А у нас платочки большие или маленькие?

Затруднение в ситуации

- У нас много маленьких платочков, а нужен один большой. Как это сделать?

А как же нам узнать, чем можно украсить платок, чтобы он был красивым и русским народным? Кто знает, какие в старину носили платки?

- Нам нужна помощь? Я знаю к кому обратиться. (Звоню в старшую группу)

- Здравствуйте, Галина Ивановна! Нам нужна помощь знатоков по старинным, русским народным платкам. Спасибо. Ждём!

- Ребята, в старшей группе дети уже изучали русское народное творчество и готовы помочь – познакомить с историей русского народного платка.

Заходят дети старшей группы. Мальчики рассказывают историю платка, девочки медленно кружатся в платках, показывая его красоту.

Открытие нового знания/способа

- Ребята, посмотрите, какие красивые платки!

- Что за чудо, что за краски вокруг!

- Это поле цветов, словно сказочный луг!

- Это русскую сказку каждый видеть тут рад!

- Это сказка с названием Павлов посад!

- Что же должно быть изображено на платке? (Цветок) Что есть у цветка? А что нам понадобится для изображения цветка? Из чего мы можем его выложить? Как? А где-то можно найти подсказку? (берут контейнеры с кругами и квадратом)

- Верно. Мы с вами дружно будем делать один большой и красивый платок. Разомнём наши пальчики перед работой, чтобы они нас слушались

Пальчиковая гимнастика «Давай подружим пальчики».

- Дружат в нашей группе девочки и мальчики

- Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

 - Раз, два, три, четыре, пять,

- Начинай считать опять -
- Раз, два, три, четыре, пять

- Мы закончили считать!

- Дети, выкладываем цветок, а ребята старшей группы нам подскажут, правильно ли мы сделали. (Дети выкладывают цветок по памяти или с подсказкой-образцом из музея)

Дети старшей группы показывают образец: - Да, вы правильно сделали. Теперь осталось добавить 2 листочка и собрать платок на вот эту основу (показывают на макет платка).

В-ль: - Дети, у нас какая фигура осталась и сколько? (один квадрат) А сколько листьев и какой формы? (2 треугольника). Как нам получить из 1 квадрата 2 треугольника?

Введение нового знания/способа

 (Дети думают, складывают, вертят платок и основу, разрезают квадрат на 2 части, предварительно воспитатель напоминает о правилах безопасности)

(Воспитатель обращает внимание на осанку и напоминает о технике выполнения аппликации. Дети старшей группы проверяют правильность выполнения, помогают раздавать клей, кисть, салфетку. В процессе выполнения работы звучит тихая музыка. 
готовые маленькие платочки дети выкладывают на основу, приклеивают под присмотром детей старшей группы. Обращают внимание на отверстия по краям платка. Дети старшей группы помогают завязать бахрому. Когда платок готов, дети подходят к столу и делятся своими впечатлениями)

- Ребята! Посмотрите, какой красивый и большой платок у нас получился! Как и хотела Баба Яга! Скажем громко, так чтобы Баба Яга услышала, что платок у нас готов!

Чистоговорка

- Та-та-та, та-та-та, вот какая красота! (хлопают в ладоши)

Стук в дверь, вносится Баба Яга и Домовёнок.

- Ой, ребята, посмотрите! Бабе Яге так понравился ваш платок, что она прилетела обратно на ступе и вернула нам Домовёнка!

- Вернём Домовёнка на место следить за порядком! А Бабу Ягу простим? Разрешим ей остаться? Он обещала, что не будет больше шалить, а будет помогать нам следить за сохранностью музея. Просит сделать её смотрителем музея. Обещает бережно относиться к экспонатам музея. Разрешим? А наш платок Баба Яга повесит в музее на видное место, он будет новым экспонатом музея!

- Ребята, спасибо вам. Вы нас так выручили и помогли нам! Поиграете вместе с нами в русскую народную игру?

 Воспитатель: Хорошо мы потрудились, а теперь можно и отдохнуть! Выходи честной народ на весёлый хоровод! (Все встают в хоровод) 

Хоровод «По садочку мы ходили».

(Встают в круг, солистка в кругу, платок в руках.)

- … (Маша) по садочку ходила,

- Свой платочек там обронила.

(Роняет платок. Возле кого упал платок - поднимает и прячет за спину.)

- Обошла тут Маша садочек,

(Солистка пожимает плечами и разводит)

- Ищет, ищет свой платочек.

- Не горюй, подруженька (дружок),

(Дети идут в центр «к Маше» за руки и расходятся)

- Мы платочек  отыскали.

- Под малиновым под кусточком,

- Под зелёненьким под листочком.

(Ребёнок, у кого оказался платочек, подходит к солистке, и с поклоном подаёт ей платок.)

(Маша  благодарит ребят за подарок и прощается).

Дети старшей группы прощаются и дарят на память малышам альбом с картинками с Павлово-Пассадскими платками.

Осмысление

- Ребята! Как много интересного у нас сегодня произошло! Что вам больше всего запомнилось? Какие приключения с нами произошли? Как называются платки?  Почему их так назвали? Зачем мы собираем музей?

- Ребята, нам сегодня помогли старшие ребята. Нам трудно было бы без их помощи? Вы Хранители музея. Как вы думаете, а мы когда-нибудь сможем также помочь кому-нибудь? Вы бы хотели бы этого? Совсем скоро вы вырастите и станете старшими дошкольниками. И вместо вас придут другие малыши, которые многого ещё не знают. И вы можете своими знаниями помочь другим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Красивый платок"

Это занятие  знакомит детей со свойствами ткани, учит различать геометрические фигуры, цвета, ориентироваться в системе узор и в пространстве сюжетной композиции....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...

Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с народным декоративным искусством и аппликации из ткани на ткани «Красивый платок»

Продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлово - посадские платки). Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах ...

Конспект занятия в средней группе: "Красивый платок для бабушки"

Конспект занятия в средней группе: "Красивый платок для бабушки"...

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности «Красивый платок для любимой мамочки»

Игровая технология и технология развивающего обучения изобразительной деятельности.Направление развития: художественно эстетическое.Образовательная область: художественное творчество.Интегрируемые обр...

Конспект итогового интегрированного НОД в старшей группе по Математике и Аппликации на тему: "Страна красивой речи"

Тема: «Цветик – семицветик» (старшая группа).Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое раз...

Роспись на батике с использованием нетрадиционных техник рисования "Поле с ромашками" или «Маму очень я люблю- платок красивый подарю»

Роспись на батике с использованием нетрадиционных техник рисования "Поле с ромашками"или «Маму очень я люблю-платок красивый подарю»...