Дополнительная общеразвивающая программа по социальной реабилитации несовершеннолетних "Пластилиновый мир"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Борисова Марина Петровна

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник, маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Малыши ведут активный образ жизни, их деятельность разнообразна, и наша задача направить энергию детей в правильное русло. Чем разнообразнее деятельность детей, тем успешнее идет его развитие.

 Пластилинография — это мощное средство развития творчества детей дошкольного возраста. Мне хочется остановиться сегодня на технике работы с пластилином.

Лепка пластилином – самый осязаемый вид художественного творчества.

Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками, развивается мелкая моторика рук. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы – лепки пластилином становится любимым занятием на долгие годы.

Еще одной специфической чертой лепки пластилином является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке пластилином, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Данная программа относится к художественной направленности, создаёт условия для развития у детей художественного интеллекта, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую деятельность. Работа в этом направлении, имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы по социальной реабилитации несовершеннолетних «Пластилиновый мир» заключается в том, что в процессе творчества, автором является сам ребенок, он не только рождает идею, но и сам является её реализатором.

Процесс познания проходит путь от «простого к сложному», адекватными изобразительно-выразительными средствами. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Актуальность программы состоит в том, что, занятия по пластилинографии являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Её актуальность также состоит и в том, чтобы у ребенка появлялось желание самостоятельно получать знания и формировать активную жизненную позицию.

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста, что даёт возможность детям, находящимся в учреждении в определённый промежуток времени, а также, с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что специфика занятий пластилинографией, дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Еще одной специфической чертой лепки пластилином является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Данная работа важна, так как при этом развивается мелкая моторика рук, координация движения.

Цель программы: создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование в предметно-практической деятельности, через овладение ими искусством создания работ «от простого к сложному».

Задачи:

Образовательные (обучающие)

Научить:

детей основным понятиям и базовыми формами лепки; следовать устным инструкциям, создавать по схемам; соблюдать правила техники безопасности; пользоваться по назначению инструментами и материалами; умению детей создавать выразительные и разнообразные художественные образы.

Личностные (развивающие)

развивать:

внимание, память, мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; коммуникативные способности детей; способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук; умение работы в коллективе; знание материала "от простого к сложному" в соответствии с возрастными возможностями детей.

Метапредметные (воспитательные)

воспитывать:

трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умение аккуратно, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; чувство гармонии и эстетики; необходимость познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению).

Отличительная особенность программы: заключается в том, что посещение занятий по дополнительной программе положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми – они помогают друг другу, дарят подарки, сделанные своими руками, растут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями. Таким образом, развиваются чувства коллективизма, поддержки, взаимопомощи.

Включение в программу не только обучения пластилинографии, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;

Предполагается обучение по 2 курсам:

1.Краткосрочный курс обучения. Носит ознакомительный характер. Направлен на получение детьми начальных знаний об изучаемых видах искусства, на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности. На данном этапе у дошкольников формируются общие знания о искусстве лепки.

2.Основной курс обучения. Предполагает освоение воспитанниками базовых техник и приемов работы пластилином. Способствует формированию у воспитанников нравственно-эстетического взгляда на окружающий мир. Развивает у детей способность работать руками, формируется художественный вкус.

Возраст получателей услуг: данная программа рассчитана на обучающихся от 3 до 6 лет, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся учитываются педагогом при выборе форм и способов подачи материала и организации занятий.

Исполнители могут быть как с запасом знаний, так и не имеющие представления о способах деятельности. К занятиям допускаются все желающие дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Педагог предлагает задания одной направленности, но с разной степенью сложности и с учетом длительности нахождения воспитанников в центре. Группа формируется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и требованиями к наполняемости учебных групп.

Объем и сроки реализации программы.

Дополнительная общеразвивающая программа по социальной реабилитации несовершеннолетних «Пластилиновый мир» рассчитана на 12 академических часов, общий объём занятий составляет (6 теоретических и 6 практических часов).

Программа состоит из двух курсов, каждый из них представляет собой цикл занятий.

Краткосрочный курс обучения: педагогическая диагностика «Что мы умеем» – 4 академических часа.

Основной курс обучения: «Лепим» –8 академических часов.

Программа реализуется на стартовом уровне сложности. Группы формируются по возрастному принципу, без предъявления каких-либо специальных требований.

Форма организации занятий: в организации образовательного процесса предусматриваются различные формы проведения занятий, которые помогают сделать процесс обучения более интересным и разнообразным по способам восприятия материала. Успешно реализуются такие формы, как теоретические и практические занятия, индивидуальная, групповая работа с использованием как традиционных форм работы: дидактические игры, задания, игровые упражнения, участие в выставках, так и новые актуальные формы обучения: видео и аудио презентации, мастер-классы.

Режим занятий: занятия проводятся еженедельно, согласно расписанию. Продолжительность занятий 1 академический час длительностью 20 минут. В связи с переменным составом групп осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенные задания.

Форма обучения: очная.

Результат программы.

воспитанники будут знать

правила техники безопасности; уметь создавать выразительные и разнообразные художественные образы; приёмы пластилинографии.

Воспитанники будут уметь:

правильно

выделять от целого отдельные части; создавать композиции из пластилина.

Личностные результаты:

У воспитанников будут развиты:

внимание, память, мышление, воображение; мелкая моторика и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия; коммуникативные способности; умение коллективной работы.

Метапредметные результаты:

у детей будут воспитаны

аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; чувство гармонии и эстетики.

Краткая характеристика программы: основная форма организации образовательной деятельности – игровое занятие. В процессе занятия используются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы с детьми.

Виды занятий: программа предусматривает такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда широко используются различные виды деятельности. Дидактические игры, постановка проблемных ситуаций, создание эффекта успеха. Такое разнообразие делает процесс обучения интересным, а значит более эффективным.

Условия реализации программы: программа реализуется в очной форме. Реализация программы предусматривается в форме игры, в познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

- методические разработки занятий;

- учебные и методические пособия;

- технологические карты по изготовлению изделий;

- фотографии;

- образцы изделий.

Материально-техническое обеспечение: просторное, хорошо проветриваемое помещение; удобные столы и стулья, доска для лепки, стеки, салфетки по количеству детей. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из пластилина. Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.

Информационное обеспечение: для успешной реализации программы используются: ноутбук, мультимедиа проектор и доска для демонстрации, образцов в цифровом формате, аудиосистема, методические и наглядные пособия; обучающие презентации, наглядные пособия.

Материалы и инструменты для работы: пластилин, стеки, салфетки, клеенка, коврики для лепки по количеству детей группы.

Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог Борисова М. П., имеющая среднее педагогическое образование, первую квалификационную категорию, педагогический стаж 19 лет, в должности воспитателя социально-реабилитационного центра – 5 лет; образовательный ценз указанного лица подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования. Педагог постоянно повышает квалификацию с помощью курсовой и семинарской подготовки.

Определение уровня освоения программы

Краткая характеристика.

Методические материалы

Основные методы обучения: обучая детей творческой деятельности, используется поэтапный показ способов лепки, объяснение последовательности ее выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и словесный методы.

Они применяются:

- при знакомстве с правилами безопасности использования материалов для лепки.

- при изучении инструментов и раздаточного материала;

- при обучении способов выполнения действий по пластилинографии.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Методика и технологии реализации: последовательное знакомство с различными видами лепки:

Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

Пластический – изделие выполняется из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

Словесный метод:

беседа, рассказ;

объяснение, пояснение;

вопросы;

словесная инструкция;

Наглядный:

рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

показ выполнения работы (частичный, полностью);

работа по технологическим картам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеразвивающей программы

по социальной реабилитации несовершеннолетних

«Пластилиновый мир»

 

№п./п.

Название разделов

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Педагогическая диагностика «Что мы умеем»

4

2

2

2.

Лепим

8

4

4

Итого:

12

6

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеразвивающей программ ы

по социальной реабилитации несовершеннолетних

«Пластилиновый мир»

 

№ модуля,

темы

Дата проведения

 

 

Раздел, тема

 

Количество часов

Всего

 

Теоретические

занятия

Практические

занятия

 

Краткосрочный курс

1.

 

Педагогическая диагностика «Что мы умеем»

4

2

2

1.1

 

Вводное занятие.

Педагогическая диагностика «Что мы умеем»

 

1

 

0,5

 

0,5

1.2

 

Лепка «Баранки»

1

0,5

0,5

1.3

 

Лепка «Орешки»

1

0,5

0,5

1.4

 

Лепка «Угощение для кукол»

1

0,5

0,5

Основной курс

2.

 

  Лепим

8

4

4

2.1

 

«Виноград»

1

0,5

0,5

2.2

 

«Грибочки»

1

0,5

0,5

2.3

 

«Фрукты и овощи»

1

0,5

0,5

2.4

 

«Ёжик»

1

0,5

0,5

2.5

 

«Улитка»

1

0,5

0,5

2.6

 

«Кто живёт в лесу?»

1

0,5

0,5

2.7

 

«Рыбки»

1

0,5

0,5

2.8

 

 

«Черепашка»

1

0,5

0,5

Всего

12

 

 

Содержание программы

 

  1. Педагогическая диагностика «Что мы умеем»

 

  1. Вводное занятие. Педагогическая диагностика «Что мы умеем».

Правила техники безопасности. Беседа-игра «Скатай шарик». Игровое упражнение «Раздели на части». Упражнение «Раскатай тонко»

  1. Ознакомительное занятие «Баранки».

Упражнение «Импульс». Беседа «пластилин». Игра «Как живете?». Практическая работа лепка «Баранки». Рефлексия игра «Наши чувства».

  1. Ознакомительное занятие «Орешки».

Приветствие «Доброе утро». Стихотворение А. С. Пушкина «Сказка о царе Султане», д. и. «Вопрос – ответ». Пальчиковая гимнастика «Сидит белочка в тележке». Практическая работа «Орешки».

  1. Ознакомительное занятие «Угощение для кукол».

Упражнение «Доброе утро». Беседа «Лепим основную форму». Пальчиковая гимнастика «Я пеку…». Практическая работа – лепка угощений; рефлексия: игра «Каравай».

 

  1. Лепим

 

  1. Игровое занятие «Виноградная гроздь».

Приветствие «Доброе утро». Стихотворение «Виноград». Игра «Что за ягодки в корзине?» Рассматриваем иллюстрацию «Виноградная гроздь» Физкультминутка «На полянке». Практическая работа – лепка «Виноград».  Рефлексия: музыкальная пауза.

  1. Игровое занятие «Грибочки».

Игра «Приветствие». Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения: «Эх, грибы мои…». Практическая работа «Грибочки».

  1.  Игровое занятие «Фрукты и овощи».

Игра – приветствие «Здравствуй добрый человек». Отгадывание загадок. Рассматривание муляжей фруктов и овощей. Игра «Какого цвета?  Показ воспитателя по образцу. Пальчиковая гимнастика «Наши синие цветы». Практическая часть. Рефлексия.

  1.  Игровое занятие «Ёжик».

Игра «Мой дружочек». Чтение стихотворения. Упражнение «Ёжик». Игра-триз «Хорошо - плохо». Практическая работа. Пальчиковая гимнастика.

  1. Игровое занятие «Улитка».

Упражнение «Назови ласково». Загадка «Улитка». Беседа «Кто такие улитки?». Пальчиковая игра «Улитка». Практическая работа – лепка «Улитка». Рефлексия: стихотворение «Улитка».

 

  1. Игровое занятие «Кто живет в лесу?».

Игра – приветствие «Ласковое имя». Отгадывание загадок. Игра «Можно-нельзя». Показ воспитателя по образцу. Пальчиковая гимнастика, выполнение работы «Лепим животных», рефлексия.

  1. Игровое занятие «Рыбки».

Упражнение «Ласковое слово». Загадки. Игра «Рыбка, рыбка, где живешь?». Стихотворение «Красивые рыбки». Пальчиковая гимнастика 1, 2, 3, 4, 5. Практическая работа – лепка «Рыбки». Рефлексия: игра «На дне».

  1. Игровое занятие «Черепашка».

Упражнение «Моё настроение». Организационный момент. Загадка. Рассматривание картинки. Рассказ воспитателя «Черепашки». Разминка для пальцев рук «Черепаха». Практическая работа. Игра «Собери картинку». Выполнение работы. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы

организации

образовательного процесса (в

рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Педагогическая диагностика «Что мы умеем»

Ознакомительные занятия.

Словесный,

Наглядно-иллюстративный. Конструктивный. Творческий.

Практический.

Иллюстративный материал.

Инструктажи по ТБ

Ноутбук, аудио и видео сопровождение

Педагогическая диагностика.

Выставка детских работ.

Лепим

Игровые занятия

Словесный

Наглядно-иллюстративный. Пластический. Комбинированный.

Репродуктивный.

Творческий

Практический

Иллюстративный материал.

Инструктажи по ТБ. Упражнения.

Ноутбук, аудио и видео сопровождение. Методическое и учебное пособие.

Выставка детских работ.

 

Ожидаемый результат: в результате освоения программы у воспитанников сформируется художественный эстетический взгляд на окружающий мир. Дети изучат основы искусства лепки пластилином. Научатся различным способам и приемам в технике пластилинографии. Овладеют умением следовать устным инструкциям. Научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. В ходе освоения программы у воспитанников разовьется внимание, память, воображение, художественный вкус. Совершенствуются трудовые навыки, произойдет коррекция моторных и сенсорных навыков, памяти, внимания, навыков ручного труда.

Контроль полученных знаний или мониторинг деятельности детей:

Формы аттестации: исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной общеразвивающей программы:

- педагогические наблюдения за детьми в процессе работы;

- педагогический анализ работы внутри коллектива;

- диагностический мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося);

- выставки и анализ готовых работ.

Формы подведения итогов реализации программы: выставка, показ творческих достижений воспитанников.

Конечным результатом обучения считается умение собственного создания поделки в технике пластилинография.

Способами определения результативности усвоения программы являются: итоговая диагностика, проводимая в форме мониторинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Основная

 

  1. Акулова О.С., Вербенец А.М., Гогоберидзе А.Г. Художественно – эстетическое развитие. Издательство Детство – пресс – 2017г.
  2. Гринин Л. Е./ Справочник педагога дополнительного образования. Издательство Учитель, 2019 г.
  3. Золотарёва А. В. Криницкая Г. М. Пикина А. Л./ Методика преподавания по программам дополнительного образования детей. Учебник и практикум 2-е издание. Издательство ЮРАЙТ, 2020 г.
  4. Мещерякова С.Ю., Галиузова Л.Н., Чайка И.А. Художественно-эстетическое развитие детей. Методические материалы. Издательство Русское слово – 2020 г.
  5. Миклякляева Н.В., Яремчук Г.А., Дремин В. Е. Рисование, аппликации, лепка, в детском саду: традиционные и нетрадиционные приёмы и техники. Издательство АРКТИ – 2020г.

 

Дополнительная

 

  1. Батова И. С. Изобразительная деятельность: рисование, аппликация, лепка. ООО Изд-во: «Учитель», 2019 г.
  2. Герасимова О. А. Я занимаюсь сам. Рисуем ладошками. Издательство Литера, 2016 г.
  3. Лозовская М. Н. Рисуем пластилином. Издательство Малышарики, 2019г.
  4. Узорова О. В. Рисуем пальчиками. Издательство CLEVER, 2017 г.
  5. Ульева Е. А. Творческие задания. Раскрашивание, лепка, аппликация. Издательство Вакоша, 2019 г.

 

Интернет-ресурсы

 

  1. Детская энциклопедия «Всё об всём». http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
  2. Детский сад «Аппликация - лепка. https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2012/01/14/
  3. Сайт «Педкопилка»https://www.pedkopilka.ru
  4. Сайт для педагогов и воспитателей https://www.nsportal.ru
  5. Школа дополнительного образования https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2014/05/15/konspekt-uchebnogo-zanyatiya-po-izgotovleniyu

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_plastilinovyy_mir_21-22_g.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического совета государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

от «______» __________2021г.

протокол №________

приказом государственного

казенного учреждения

социального обслуживания

Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

от «____» ____________2021г.

№ _________

Дополнительная общеразвивающая программа по социальной

реабилитации несовершеннолетних

«Пластилиновый мир»

художественной направленности

Возраст обучающихся: 3-6 лет

Срок реализации: 3 месяца

Разработчики: Борисова М. П. - воспитатель

ст. Попутная

2021 год

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник, маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Малыши ведут активный образ жизни, их деятельность разнообразна, и наша задача направить энергию детей в правильное русло. Чем разнообразнее деятельность детей, тем успешнее идет его развитие.

 Пластилинография — это мощное средство развития творчества детей дошкольного возраста. Мне хочется остановиться сегодня на технике работы с пластилином.

Лепка пластилином – самый осязаемый вид художественного творчества.

Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками, развивается мелкая моторика рук. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы – лепки пластилином становится любимым занятием на долгие годы.

Еще одной специфической чертой лепки пластилином является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке пластилином, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Данная программа относится к художественной направленности, создаёт условия для развития у детей художественного интеллекта, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую деятельность. Работа в этом направлении, имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы по социальной реабилитации несовершеннолетних «Пластилиновый мир» заключается в том, что в процессе творчества, автором является сам ребенок, он не только рождает идею, но и сам является её реализатором.

Процесс познания проходит путь от «простого к сложному», адекватными изобразительно-выразительными средствами. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Актуальность программы состоит в том, что, занятия по пластилинографии являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Её актуальность также состоит и в том, чтобы у ребенка появлялось желание самостоятельно получать знания и формировать активную жизненную позицию.

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста, что даёт возможность детям, находящимся в учреждении в определённый промежуток времени, а также, с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что специфика занятий пластилинографией, дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Еще одной специфической чертой лепки пластилином является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Данная работа важна, так как при этом развивается мелкая моторика рук, координация движения.

Цель программы: создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование в предметно-практической деятельности, через овладение ими искусством создания работ «от простого к сложному».

Задачи:

Образовательные (обучающие)

Научить:

детей основным понятиям и базовыми формами лепки; следовать устным инструкциям, создавать по схемам; соблюдать правила техники безопасности; пользоваться по назначению инструментами и материалами; умению детей создавать выразительные и разнообразные художественные образы.

Личностные (развивающие)

развивать:

внимание, память, мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; коммуникативные способности детей; способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук; умение работы в коллективе; знание материала "от простого к сложному" в соответствии с возрастными возможностями детей.

Метапредметные (воспитательные)

воспитывать:

трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умение аккуратно, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; чувство гармонии и эстетики; необходимость познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению).

Отличительная особенность программы: заключается в том, что посещение занятий по дополнительной программе положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми – они помогают друг другу, дарят подарки, сделанные своими руками, растут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями. Таким образом, развиваются чувства коллективизма, поддержки, взаимопомощи.

Включение в программу не только обучения пластилинографии, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;

Предполагается обучение по 2 курсам:

1.Краткосрочный курс обучения. Носит ознакомительный характер. Направлен на получение детьми начальных знаний об изучаемых видах искусства, на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности. На данном этапе у дошкольников формируются общие знания о искусстве лепки.

2.Основной курс обучения. Предполагает освоение воспитанниками базовых техник и приемов работы пластилином. Способствует формированию у воспитанников нравственно-эстетического взгляда на окружающий мир. Развивает у детей способность работать руками, формируется художественный вкус.

Возраст получателей услуг: данная программа рассчитана на обучающихся от 3 до 6 лет, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся учитываются педагогом при выборе форм и способов подачи материала и организации занятий.

Исполнители могут быть как с запасом знаний, так и не имеющие представления о способах деятельности. К занятиям допускаются все желающие дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Педагог предлагает задания одной направленности, но с разной степенью сложности и с учетом длительности нахождения воспитанников в центре. Группа формируется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и требованиями к наполняемости учебных групп.

Объем и сроки реализации программы. 

Дополнительная общеразвивающая программа по социальной реабилитации несовершеннолетних «Пластилиновый мир» рассчитана на 12 академических часов, общий объём занятий составляет (6 теоретических и 6 практических часов).

Программа состоит из двух курсов, каждый из них представляет собой цикл занятий.

Краткосрочный курс обучения: педагогическая диагностика «Что мы умеем» – 4 академических часа.

Основной курс обучения: «Лепим» –8 академических часов.

Программа реализуется на стартовом уровне сложности. Группы формируются по возрастному принципу, без предъявления каких-либо специальных требований.

Форма организации занятий: в организации образовательного процесса предусматриваются различные формы проведения занятий, которые помогают сделать процесс обучения более интересным и разнообразным по способам восприятия материала. Успешно реализуются такие формы, как теоретические и практические занятия, индивидуальная, групповая работа с использованием как традиционных форм работы: дидактические игры, задания, игровые упражнения, участие в выставках, так и новые актуальные формы обучения: видео и аудио презентации, мастер-классы.

Режим занятий: занятия проводятся еженедельно, согласно расписанию. Продолжительность занятий 1 академический час длительностью 20 минут. В связи с переменным составом групп осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенные задания.

Форма обучения: очная.

Результат программы.

воспитанники будут знать

правила техники безопасности; уметь создавать выразительные и разнообразные художественные образы; приёмы пластилинографии.

Воспитанники будут уметь:

правильно

выделять от целого отдельные части; создавать композиции из пластилина.

Личностные результаты:

У воспитанников будут развиты:

внимание, память, мышление, воображение; мелкая моторика и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия; коммуникативные способности; умение коллективной работы.

Метапредметные результаты:

у детей будут воспитаны

аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; чувство гармонии и эстетики.

Краткая характеристика программы: основная форма организации образовательной деятельности – игровое занятие. В процессе занятия используются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы с детьми.

Виды занятий: программа предусматривает такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда широко используются различные виды деятельности. Дидактические игры, постановка проблемных ситуаций, создание эффекта успеха. Такое разнообразие делает процесс обучения интересным, а значит более эффективным.

Условия реализации программы: программа реализуется в очной форме. Реализация программы предусматривается в форме игры, в познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

- методические разработки занятий;

- учебные и методические пособия;

- технологические карты по изготовлению изделий;

- фотографии;

- образцы изделий.

Материально-техническое обеспечение: просторное, хорошо проветриваемое помещение; удобные столы и стулья, доска для лепки, стеки, салфетки по количеству детей. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из пластилина. Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.

Информационное обеспечение: для успешной реализации программы используются: ноутбук, мультимедиа проектор и доска для демонстрации, образцов в цифровом формате, аудиосистема, методические и наглядные пособия; обучающие презентации, наглядные пособия.

Материалы и инструменты для работы: пластилин, стеки, салфетки, клеенка, коврики для лепки по количеству детей группы.

Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог Борисова М. П., имеющая среднее педагогическое образование, первую квалификационную категорию, педагогический стаж 19 лет, в должности воспитателя социально-реабилитационного центра – 5 лет; образовательный ценз указанного лица подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования. Педагог постоянно повышает квалификацию с помощью курсовой и семинарской подготовки.

Определение уровня освоения программы

Краткая характеристика.

Методические материалы

Основные методы обучения: обучая детей творческой деятельности, используется поэтапный показ способов лепки, объяснение последовательности ее выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и словесный методы.

Они применяются:

- при знакомстве с правилами безопасности использования материалов для лепки.

- при изучении инструментов и раздаточного материала;

- при обучении способов выполнения действий по пластилинографии.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Методика и технологии реализации: последовательное знакомство с различными видами лепки:

Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

Пластический – изделие выполняется из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

Словесный метод:

беседа, рассказ;

объяснение, пояснение;

вопросы;

словесная инструкция;

Наглядный:

рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

показ выполнения работы (частичный, полностью);

работа по технологическим картам.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеразвивающей программы

по социальной реабилитации несовершеннолетних

«Пластилиновый мир»

№п./п.

Название разделов

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Педагогическая диагностика «Что мы умеем»

4

2

2

2.

Лепим

8

4

4

Итого:

12

6

6

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеразвивающей программ ы

по социальной реабилитации несовершеннолетних

«Пластилиновый мир»

№ модуля,

темы

Дата проведения

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Краткосрочный курс

1.

Педагогическая диагностика «Что мы умеем»

4

2

2

1.1

Вводное занятие.

Педагогическая диагностика «Что мы умеем»

1

0,5

0,5

1.2

Лепка «Баранки»

1

0,5

0,5

1.3

Лепка «Орешки»

1

0,5

0,5

1.4

Лепка «Угощение для кукол»

1

0,5

0,5

Основной курс

2.

  Лепим

8

4

4

2.1

«Виноград»

1

0,5

0,5

2.2

«Грибочки»

1

0,5

0,5

2.3

«Фрукты и овощи»

1

0,5

0,5

2.4

«Ёжик»

1

0,5

0,5

2.5

«Улитка»

1

0,5

0,5

2.6

«Кто живёт в лесу?»

1

0,5

0,5

2.7

«Рыбки»

1

0,5

0,5

2.8

«Черепашка»

1

0,5

0,5

Всего

12

Содержание программы

  1. Педагогическая диагностика «Что мы умеем»

  1. Вводное занятие. Педагогическая диагностика «Что мы умеем».

Правила техники безопасности. Беседа-игра «Скатай шарик». Игровое упражнение «Раздели на части». Упражнение «Раскатай тонко»

  1. Ознакомительное занятие «Баранки».

Упражнение «Импульс». Беседа «пластилин». Игра «Как живете?». Практическая работа лепка «Баранки». Рефлексия игра «Наши чувства».

  1. Ознакомительное занятие «Орешки».

Приветствие «Доброе утро». Стихотворение А. С. Пушкина «Сказка о царе Султане», д. и. «Вопрос – ответ». Пальчиковая гимнастика «Сидит белочка в тележке». Практическая работа «Орешки».

  1. Ознакомительное занятие «Угощение для кукол».

Упражнение «Доброе утро». Беседа «Лепим основную форму». Пальчиковая гимнастика «Я пеку…». Практическая работа – лепка угощений; рефлексия: игра «Каравай».

  1. Лепим

  1. Игровое занятие «Виноградная гроздь».

Приветствие «Доброе утро». Стихотворение «Виноград». Игра «Что за ягодки в корзине?» Рассматриваем иллюстрацию «Виноградная гроздь» Физкультминутка «На полянке». Практическая работа – лепка «Виноград».  Рефлексия: музыкальная пауза.

  1. Игровое занятие «Грибочки».

Игра «Приветствие». Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения: «Эх, грибы мои…». Практическая работа «Грибочки».

  1.  Игровое занятие «Фрукты и овощи».

Игра – приветствие «Здравствуй добрый человек». Отгадывание загадок. Рассматривание муляжей фруктов и овощей. Игра «Какого цвета?  Показ воспитателя по образцу. Пальчиковая гимнастика «Наши синие цветы». Практическая часть. Рефлексия.

  1.  Игровое занятие «Ёжик».

Игра «Мой дружочек». Чтение стихотворения. Упражнение «Ёжик». Игра-триз «Хорошо - плохо». Практическая работа. Пальчиковая гимнастика.

  1. Игровое занятие «Улитка».

Упражнение «Назови ласково». Загадка «Улитка». Беседа «Кто такие улитки?». Пальчиковая игра «Улитка». Практическая работа – лепка «Улитка». Рефлексия: стихотворение «Улитка».

  1. Игровое занятие «Кто живет в лесу?».

Игра – приветствие «Ласковое имя». Отгадывание загадок. Игра «Можно-нельзя». Показ воспитателя по образцу. Пальчиковая гимнастика, выполнение работы «Лепим животных», рефлексия.

  1. Игровое занятие «Рыбки».

Упражнение «Ласковое слово». Загадки. Игра «Рыбка, рыбка, где живешь?». Стихотворение «Красивые рыбки». Пальчиковая гимнастика 1, 2, 3, 4, 5. Практическая работа – лепка «Рыбки». Рефлексия: игра «На дне».

  1. Игровое занятие «Черепашка».

Упражнение «Моё настроение». Организационный момент. Загадка. Рассматривание картинки. Рассказ воспитателя «Черепашки». Разминка для пальцев рук «Черепаха». Практическая работа. Игра «Собери картинку». Выполнение работы. Рефлексия.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы

организации

образовательного процесса (в

рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Педагогическая диагностика «Что мы умеем»

Ознакомительные занятия.

Словесный,

Наглядно-иллюстративный. Конструктивный. Творческий.

Практический.

Иллюстративный материал.

Инструктажи по ТБ

Ноутбук, аудио и видео сопровождение

Педагогическая диагностика.

Выставка детских работ.

Лепим

Игровые занятия

Словесный

Наглядно-иллюстративный. Пластический. Комбинированный.

Репродуктивный.

Творческий

Практический

Иллюстративный материал.

Инструктажи по ТБ. Упражнения.

Ноутбук, аудио и видео сопровождение. Методическое и учебное пособие.

Выставка детских работ.

Ожидаемый результат: в результате освоения программы у воспитанников сформируется художественный эстетический взгляд на окружающий мир. Дети изучат основы искусства лепки пластилином. Научатся различным способам и приемам в технике пластилинографии. Овладеют умением следовать устным инструкциям. Научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. В ходе освоения программы у воспитанников разовьется внимание, память, воображение, художественный вкус. Совершенствуются трудовые навыки, произойдет коррекция моторных и сенсорных навыков, памяти, внимания, навыков ручного труда.

Контроль полученных знаний или мониторинг деятельности детей:

Формы аттестации: исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной общеразвивающей программы:

- педагогические наблюдения за детьми в процессе работы;

- педагогический анализ работы внутри коллектива;

- диагностический мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося);

- выставки и анализ готовых работ.

Формы подведения итогов реализации программы: выставка, показ творческих достижений воспитанников.

Конечным результатом обучения считается умение собственного создания поделки в технике пластилинография.

Способами определения результативности усвоения программы являются: итоговая диагностика, проводимая в форме мониторинга.

Список литературы

Основная

  1. Акулова О.С., Вербенец А.М., Гогоберидзе А.Г. Художественно – эстетическое развитие. Издательство Детство – пресс – 2017г.
  2. Гринин Л. Е./ Справочник педагога дополнительного образования. Издательство Учитель, 2019 г.
  3. Золотарёва А. В. Криницкая Г. М. Пикина А. Л./ Методика преподавания по программам дополнительного образования детей. Учебник и практикум 2-е издание. Издательство ЮРАЙТ, 2020 г.
  4. Мещерякова С.Ю., Галиузова Л.Н., Чайка И.А. Художественно-эстетическое развитие детей. Методические материалы. Издательство Русское слово – 2020 г.
  5. Миклякляева Н.В., Яремчук Г.А., Дремин В. Е. Рисование, аппликации, лепка, в детском саду: традиционные и нетрадиционные приёмы и техники. Издательство АРКТИ – 2020г.

Дополнительная

  1. Батова И. С. Изобразительная деятельность: рисование, аппликация, лепка. ООО Изд-во: «Учитель», 2019 г.
  2. Герасимова О. А. Я занимаюсь сам. Рисуем ладошками. Издательство Литера, 2016 г.
  3. Лозовская М. Н. Рисуем пластилином. Издательство Малышарики, 2019г.
  4. Узорова О. В. Рисуем пальчиками. Издательство CLEVER, 2017 г.
  5. Ульева Е. А. Творческие задания. Раскрашивание, лепка, аппликация. Издательство Вакоша, 2019 г.

Интернет-ресурсы

  1. Детская энциклопедия «Всё об всём». http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
  2. Детский сад «Аппликация - лепка. https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2012/01/14/
  3. Сайт «Педкопилка»https://www.pedkopilka.ru
  4. Сайт для педагогов и воспитателей https://www.nsportal.ru
  5. Школа дополнительного образования https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2014/05/15/konspekt-uchebnogo-zanyatiya-po-izgotovleniyu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Солнышко" социально-педагогической направленности для детей 6-7 лет

Программа "Солнышко" социально-педагогической направленности для детей 6-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа "Солнышко" социально-педагогической направленности для детей 5-6 лет

Программа "Солнышко" социально-педагогической направленности для детей 5-6 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-педагогической направленности "Экономь-ка" (финансово-экономическая грамотность дошкольников. Для дете 5-7 лет

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителям...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по социально-коммуникативному развитию «Хозяюшка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по социально-коммуникативному развитию «Хозяюшка»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-гуманитарной направленности "Словолодочки"

Иновационная деятельность. Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-гуманитарной направленности "Словолодочки"...