Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудеса из пластилина»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Спиридонова Татьяна Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  художественно-эстетической направленности  «Чудеса из пластилина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_iz_plastelina.docx49.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1» городского округа Самара

МБДОУ «Детский сад №1» г. о. Самара

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  художественно-эстетической направленности

«Чудеса из пластилина»

Возраст обучающихся: 5-6лет

Срок реализации: 1 год

Авторы – составители: Спиридонова Татьяна Владимировна,

Гильфанова Виктория Радиковна,

воспитатели

г. Самара, 2021.

Структура программы

1.Комплекс основных характеристик программы……………………..……...2

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………...2

1.2. Цели и задачи программы …………………………………………...............6

1.3. Содержание программы……………………………………………………...7

1.4. Планируемые результаты…………………………………………………15

2.Комплекс организационно – педагогических условий………...…………….17

2.1. Календарный учебный график..…………………………………………...17

2.2.Условия реализации программы…………………………………………...18

2.3.Формы аттестации…………………………………………………………..18

2.4. Оценочные материалы……………………………………………………...19

2.5. Методические материалы…………………………………………………..19

2.6. Список литературы………………..………………………………………...20

  1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

        Дополнительное образование является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования. Это обусловлено мировыми тенденциями, требованиями модернизации образования. Новая реальность задает высокую планку для дополнительного образования. Государство признало, что этот тип образования – социальное благо для граждан России, вклад в развитие человеческого капитала, так как в центре системы находится ребенок. Подтверждение этому мы находим в документах Федерального уровня. Эта линия продолжена и в Концепции развития дополнительного образования  (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р), где дополнительное образование рассматривается как «системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к развитию личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является изобразительная деятельность.

Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности.

Художественное творчество-это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребёнка, происходит развитие эмоционально-чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно-эстетическое развитие оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить -внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.Творческая личность-это достояние всего общества. В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.

Пластилинография -это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил»-создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Особенность и новизна программы «Чудеса из пластилина» заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство -очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в пластилинографии является пластилин разного цвета, а основным инструментом -руки. Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, элементарные опыты с ним позволяют знать свойства материала (пластилина, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.

На занятиях по пластилинографии дети испытывают наслаждение, у них появляется благоприятный эмоциональный настрой при выполнении работы, что очень важно для общего развития ребёнка. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается фантазия, внимание, логическое мышление. Главное заинтересовать ребёнка, поддержать его. Главная особенность занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы наших кружковых занятий тесно связаны с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой, развитием речи и т. д.).

Детям дошкольного возраста вполне доступно освоение отдельных технических приёмов пластилинографии, что вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы:  всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинографии.

Задачи программы:

1.Образовательные:

- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- Закрепить приёмы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

- Закреплять умение работать на заданном пространстве;

2. Развивающие:  

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук;

- Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;

- Развивать внимание, память, мышление, речь;

- Развивать интерес к процессу и результатам работы;

3. Воспитательные:

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

  1. Содержание программы

Программа предназначена для занятий с детьми 5-6 лет; составлена с учетом их возрастных особенностей, физиологических параметров работоспособности. Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели. Длительность кружкового занятия для детей старшей группы 25 минут. Всего 18 занятий. Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые.

Работа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:

1. От простого к сложному.

2. Связь теории с практикой.

3. Единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.

4. Дифференцированный подход.

5. Системность знаний.

6. Активность и самостоятельность.

7. Воспитывающая и развивающая направленность

8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Сентябрь

1. «Радуга-Дуга» - Воспитывать художественный вкус, творческую инициативность, самостоятельность;

- Учить правильно подбирать цвета и оттенки;

- Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали;

- Закреплять умение определять способы и приёмы лепки, развивать способности к сюжетосложению и композиции.

2. «Божья коровка Пятнашка» -Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;

- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёмов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру.

Октябрь

1. «Дары осени» (овощи и фрукты) - Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.

- Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, напомнить детям о свойствах пластилина (мягкий, податливый);

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе;

2. «Осеннее дерево» - Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии;

- Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями и при помощи стеки делить её на мелкие равные части;

-Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, прямыми движениями пальцев рук – в овальную форму и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев рук;

- Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятие.

Ноябрь

1. «Листопад» - Учить приёмам пластилинографии–размазывание пластилина в разных направлениях, вливание одного цвета в другой, используя в своей работе несколько цветов пластилина;

- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными явлениями (листопад);

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Воспитывать терпение и усидчивость.

2. «Птичка клюёт ягодки на веточке» -Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, птицах;

- Продолжать осваивать навыки пластилинографии: отщипывание, размазывание внутри контура, скатывание мелких шариков;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Развивать эстетический вкус при оформлении работы.

Декабрь

1. «Кружевная снежинка» - Формирование эмоционального восприятия окружающего мира;

- Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины;

Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук;

- Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков.

2. «Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» - Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилинографии;

- Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;

- Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;

- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

Январь

1. «Снеговик» - Закреплять приёмы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания, оттягивания, деления на части при помощи стеки;

- Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

2. «Деревья под снегом» - Формирование интереса детей к зимнему времени года, к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приёмов пластилинографии;

-Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина;

- Развивать аккуратность при работе с пластилином;

- Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.

Февраль

1. «Открытка для папы» - Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;

- Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание;

- Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;

- Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

2. «Сердечко» - Развивать творческое мышление;

- Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в композиции.

Март

1. «Веточка мимозы для мамы» - Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме;

- Закрепить приёмы раскатывания, размазывания пластилина;

- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы;

- Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

2. «Лебеди» - Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;

- Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;

- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;

- Развитие цветовосприятия;

- Развитие мелкой моторики рук.

Апрель

1. «Ракета» - Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей;

- Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей;

- Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии.

2. «Весна идёт, весне дорогу!» - Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах;

- Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином – пластилинографии;

- Продолжать развивать мелкую моторику рук;

- Создать у детей интерес к работе с пластилином.

Май

1. «Салют» - Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего;

Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию;

- Развивать цветовосприятие;

- Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы».

2. «Разноцветный светофор» - Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов;

- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;

- продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;

- Развивать аккуратность в работе с пластилином.

 Основные формы и методы работы:

Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вмести ищут пути её решения);

- частично-поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Каждое занятие целиком проходит в форме игры. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление и творческое воображение.

Организация и развитие предметно-развивающей среды:

Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились веселые детские работы (выполненные в различных техниках рисования пластилином) по сказкам, портреты забавных зверушек, волшебные цветы которые украсили интерьер группы. Эти поделки привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства. Многие работы неоднократно участвовали в различных конкурсах. Во время занятий по пластилинографии дети работают за одним большим столом, это объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.

  1. Планируемые результаты

- У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

- Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

- На достаточном уровне развита мелкая моторика рук;

- Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения – у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. А движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается пинцетное хватание (захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью). Дети умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, направленности, длительности и др.

В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

8 сентября

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Радуга-Дуга» 

группа

Выставка

2

22 сентября

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

 «Божья коровка Пятнашка» 

группа

Выставка

3

Октябрь

6 октября

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Дары осени» 

группа

Выставка

4

20 октября

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Осеннее дерево» 

группа

Выставка

5

Ноябрь

10

ноября

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Листопад» 

группа

Выставка

6

24

ноября

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Птичка клюёт ягодки на веточке» 

группа

Выставка

7

Декабрь

8

декабря

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Кружевная снежинка» 

группа

Выставка

8

22

декабря

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» 

группа

Выставка

9

Январь

12 января

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Снеговик» 

группа

Выставка

10

26 января

18.00 – 18.30

Среда13

очная

1

«Деревья под снегом» 

группа

Выставка

11

Февраль

9

февраля

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Открытка для папы» 

группа

Выставка

12

22февраля

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Сердечко»

группа

Выставка

13

Март

9 марта

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

 «Веточка мимозы для мамы»

группа

Выставка

14

23 марта

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Лебеди»

группа

Выставка

15

Апрель

16

апреля

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Ракета» 

группа

Выставка

16

27 апреля

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

 «Весна идёт, весне дорогу!» 

группа

Выставка

17

Май

11 мая

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Салют» 

группа

Выставка

18

25мая

18.00 – 18.30

Среда

очная

1

«Разноцветный светофор» 

группа

Выставка

                            2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Характеристика помещения для занятий по программе

Параметры

Характеристика параметров

Общая площадь (кв. м)

49,3

Освещение естественное

4 окна

Освещение искусственное

лампы дневного света с защитой

Уровень освещенности

норма

Наличие системы пожарной безопасности

имеется

Наличие системы отопления

имеется

Возможность проветривания помещения

имеется

Поверхность пола – линолеум, ковер  

имеется

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

1. Цветной пластилин.

2. Доска для лепки.

3. Плотный картон.

4. Стека.

5. Салфетка для рук.

6. Дидактический материал, игрушки и иллюстрации, соответствующие тематике занятия.

2.3.Формы аттестации

Результативность освоения детьми программы осуществляется с помощью различных способов проверки:

•        текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

•        текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

•        педагогическое наблюдение;

2.4. Оценочные материалы

Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный — в начале учебного года, итоговый — в конце учебного года, а также педагогические наблюдения деятельности воспитанников в течение учебного года.

2.5.  Методическое обеспечение программы

Отсутствие методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста послужило написанию мной программы «Чудеса из пластилина», с учётом возрастных, физиологических, психологических, индивидуальных и познавательных особенностей детей в старшей группе. Программа «Чудеса из пластилина» художественной направленности создана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Лыкова И. А., учебно-методических пособий: «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Лыкова И. А., «Мастерим с детьми», Кузнецова С. В., Рудакова Е. Б., «Пластилиновая живопись», Григорьева Г. Г., «Рисование картин пластилиновыми жгутиками», Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н., «Дети в мире творчества», Комарова Т. С., «Обыкновенный пластилин», Рейд Б.

2.6. Список литературы

1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

2. Венгер Л. А. программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство).

3. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». – М., 1973г.

4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.

5. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.

6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», И «Просвещение», 1992г.

7. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 6-7 лет», И «Мозаика-синтез», 2011г.

8. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012г. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. Дом «Федоров», 2000г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный пластилин»

Направленность: художественнаяУровень программы: базовыйВозраст учащихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год     Разработчик программы:Грибович Татьяна Александровна, во...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»

Программа кружка по песочной анимации "Чудеса на песке", расчитана на три года обучения - 4-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Чудеса из бумаги»

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, т.к. вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев,  необходимых для в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса своими руками»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности«Чудеса своими руками»Возраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 2 годаАвтор-составитель: Сердюко...