Тема занятия: « История необычного камешка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Аршинова Ольга Николаевна

Цель: создание  социальной ситуации в процессе познавательно-исследовательской и художественно-эстетической  деятельности детей для ознакомления с одним из народных промыслов мордовского народа (гончарным делом).

Задачи:

Образовательные–создать условия для формирования у детей представлений о глине как природном ископаемом. Обеспечить условия для расширения представлений детей о свойствах глины, её применении человеком в повседневной жизни.

Развивающие – создать условия для развития познавательных способностей у дошкольников в процессе в процессе совместной деятельности со сверстниками. Стимулировать развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать фантазию, самостоятельность и критичность мышления в процессе исследовательской и продуктивной деятельности. Способствовать закреплению приёмов лепки: вытягивание, вдавливание, сглаживание и т.д. Поддерживать интерес к творчеству.

Воспитательные – способствовать позитивному настроению и активному проявлению дружеских отношений в совместной деятельности детей. Создать условия для повышения социальной коммуникации детей в ходе проведения экспериментирования.

Коррекционные– совершенствовать словесно-логическое мышление. Активизировать и актуализировать словарь по теме. Контроль за речевой активностью. Обобщать чувственный опыт детей. Совершенствовать точные синхронные движения обеих рук ( при лепке). Развивать зрительное восприятие.

Методические приёмы:

Словесные – беседа, рассказ, поисковые вопросы, пояснения, указания, напоминания, алгоритм действий, индивидуальная помощь, рефлексия.

Наглядные – показ, рассматривание, алгоритм лепки.

Практические – проведение опытов, эвристический (активность, находчивость дошкольников), выполнение задания(продуктивная деятельность)

Словарная работа – полезное  ископаемое, «Лента времени», гончар, гончарный круг, чакш ( морд.- горшок).

Оборудование:

демонстрационный материал – «Лента времени, образец, модели, подставка для готовых работ, алгоритм выполнения работы на доске.

раздаточный материал – стаканчики с водой и ложечкой (одноразовые), тарелочка с кусочками сухой глины (по количеству детей); доски для лепки, стеки, влажные губки в индивидуальных тарелочках, художественная глина на каждого ребёнка, влажные салфетки.

Предшествующая работа – посещения отдела этнографии в Краеведческом музее с родителями, просмотр презентаций: «Гончарное дело», «Народные промыслы мордвы», «Цвета глины в природе» , разучивание пальчиковой гимнастики и некоторых названий посуды на мордовском языке,  работа с картой Мордовии, рассматривание экспонатов мини- музея группы, чтение мордовской сказки «Синица».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_neobychnogo_kameshka1_2.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: « История необычного камешка»

Цель: создание  социальной ситуации в процессе познавательно-исследовательской и художественно-эстетической  деятельности детей для ознакомления с одним из народных промыслов мордовского народа (гончарным делом).

Задачи:

Образовательные–создать условия для формирования у детей представлений о глине как природном ископаемом. Обеспечить условия для расширения представлений детей о свойствах глины, её применении человеком в повседневной жизни.

Развивающие – создать условия для развития познавательных способностей у дошкольников в процессе в процессе совместной деятельности со сверстниками. Стимулировать развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать фантазию, самостоятельность и критичность мышления в процессе исследовательской и продуктивной деятельности. Способствовать закреплению приёмов лепки: вытягивание, вдавливание, сглаживание и т.д. Поддерживать интерес к творчеству.

Воспитательные – способствовать позитивному настроению и активному проявлению дружеских отношений в совместной деятельности детей. Создать условия для повышения социальной коммуникации детей в ходе проведения экспериментирования.

Коррекционные– совершенствовать словесно-логическое мышление. Активизировать и актуализировать словарь по теме. Контроль за речевой активностью. Обобщать чувственный опыт детей. Совершенствовать точные синхронные движения обеих рук ( при лепке). Развивать зрительное восприятие.

Методические приёмы:

Словесные – беседа, рассказ, поисковые вопросы, пояснения, указания, напоминания, алгоритм действий, индивидуальная помощь, рефлексия.

Наглядные – показ, рассматривание, алгоритм лепки.

Практические – проведение опытов, эвристический (активность, находчивость дошкольников), выполнение задания(продуктивная деятельность)

Словарная работа – полезное  ископаемое, «Лента времени», гончар, гончарный круг, чакш ( морд.- горшок).

Оборудование:

демонстрационный материал – «Лента времени, образец, модели, подставка для готовых работ, алгоритм выполнения работы на доске.

раздаточный материал – стаканчики с водой и ложечкой (одноразовые), тарелочка с кусочками сухой глины (по количеству детей); доски для лепки, стеки, влажные губки в индивидуальных тарелочках, художественная глина на каждого ребёнка, влажные салфетки.

Предшествующая работа – посещения отдела этнографии в Краеведческом музее с родителями, просмотр презентаций: «Гончарное дело», «Народные промыслы мордвы», «Цвета глины в природе» , разучивание пальчиковой гимнастики и некоторых названий посуды на мордовском языке,  работа с картой Мордовии, рассматривание экспонатов мини- музея группы, чтение мордовской сказки «Синица».

                                            Ход занятия

Воспитатель: Дети, у нас сегодня будет необычное занятие. Посмотрите на мой наряд. Платье какого народа я надела?

О.Д:

В:Да, это платье мордовочки. Подскажите, как оно называется.

О.Д  :панар

В. - А как называется головной убор?

О.Д.: сорка

В - А пояс?

О.Д. :пулай

В: Я не случайно так одета , потому что мой рассказ пойдет о промыслах мордвы. Поможет мне в этом « Лента времени».

1 временной отрезок

 (Педагог обращает внимание на коллаж, изображающий мордву на берегах реки, их жизненный уклад)

В. - Давным – давно, тысячи лет тому назад мордва селилась по берегам рек. Как вы думаете , почему?

О.Д.: Река кормила и поила людей.

В - И  кто-то нашел берегу реки камешек  необычный камешек и заметил, что он, намокнув, становится мягким и податливым. Это была глина.

Предлагаю и вам  узнать  свойства глины в нашей мини-лаборатории

(На круглом диске стоят одноразовые стаканчики с водой, ложечки, кусочки сухой серой глины по количеству детей на тарелочке и белой для педагога, кусок глины ,готовый для лепки)

В.- Давайте мы с вами посмотрим на эту глину. Какого она цвета?

О.Д- Серая.

В -А какого цвета глина у меня в руках?

О.Д.-Белая.

В.- Это полезное ископаемое может встречаться разного цвета: красного, голубого, даже чёрного .Всё зависит от того, в каком месте она находится. Возьмите её в руки, на что она похожа?

О.Д.-На камешек.

В.- Вода в стакане какого цвета?

О.Д.- Прозрачная.

В.-Опустите глину в воду, помешайте ложечкой. Что произошло?

О.Д.– Вода стала мутной, глина не растворилась.

-А вот что стало с глиной, когда она соприкоснулась с водой.

 (Педагог дает  детям потрогать  кусочек влажной глины)

- Какая она стала?

О.Д.- Глина стала мягкая, легко лепится в руках .Она похожа - на пластилин.

В.-Итак, что можно сказать о глине (работа с моделями)

О.Д.-  Она имеет цвет ,в сухом состоянии твердая, при соприкосновении с водой –мягкая, не растворяется в воде).

Так и наши предки , узнав свойства глины, решили, что из неё можно делать всё, что хочешь. И человек вылепил горшок Первые горшки пропускали воду, трескались и легко ломались. Убедиться нам поможет вот этот разбитый горшок . А почему это случилось? С посудой обращались неосторожно, и она разбилась. Какой можно сделать вывод? Глиняная посуда бьётся. Поэтому дежурным надо быть очень осторожными и аккуратными.

2 временной отрезок

 (коллаж изображает обжиг глиняных изделий, гончара за работой)

 Прошло ещё много времени, может быть, целые столетия,прежде чем глина случайно  или специально попала в огонь Предметы после обжига  становились твердыми и могли служить долго.. И люди додумались обжигать  глиняные горшки на огне. Очень бережно относились в давние времена мордовский народ к простому глиняному горшку. На мордовском языке горшок – это чакш. Давайте все вместе повторим это слово-ЧАКШ. Его почитали и берегли, как самое дорогое, в нем готовили еду, хранили воду, продукты (зерно, мясо, овощи)

     3 временной отрезок

(карта Мордовии с нанесенными метками , где наибольшие залежи глины)

В.- Глина, дети, находится в разных местах нашей страны. Мордовия богата этим природным ископаемым . Посмотрите на карту нашей республики. В районах, отмеченных красным кружком, большие залежи глины. Прочитайте и назовите их.(Рузаевский, Ромодановский, Инсарский и Старо-Шайговский, столица республики Саранск )

4 временной отрезок

(коллаж изображает завод и современные изделия из глины)

  И там, где много глины,строят заводы и делают много разных предметов. Например: до недавнего времени в Рузаевке работала керамическая фабрика, где выпускали керамическую посуду. В Саранске работает завод по изготовлению кирпича. Вот так необычный камешек ,найденный на берегу реки, прочно пошел в нашу жизнь.

В - Раньше могли делать изделия из глины только мастера-гончары, а сейчас это доступно каждому. Мы с вами наденем фартуки с нарукавниками и займем свои места в нашей мини- мастерской. Мы будем лепить горшки совсем как наши предки, прикоснемся к самому древнему полезному ископаемому на территории нашей республики, ощутим его теплоту.

Разомнем наши пальчики.

( Ребенок проводит пальчиковую гимнастику.)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

-ЧИПАЙ(солнышко)-пальцы развести друг от друга

- ПИРЯВКС(забор)-пальцы соединить вместе на каждой руке

- СУРКС( колечко)- соединить большой палец с указательным в кольцо, разводя их и соединяя попеременно на каждой руке

- ПИКС (цепочка)-соединять и разъединять колечки обеих рук попеременно.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель ориентирует детей на изготовление горшков самой разной формы (сплющенной,вытянутой,длинным(коротким) горлышком…) Обращает внимание на алгоритм работы, на  украшение (точками, полосками,крестиками)

 Предлагает из готовых работ сделать экспозицию на круглом диске. Педагог сам проводит анализ детских работ, обратив внимание на положительные стороны изделий из глины.

Итог.

(В конце занятия  подводится итог в форме рефлексии. Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите»

  1. Сегодня я узнал..
  2. Мне было интересно…
  3. Мне было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрёл…
  9. Я научился…
  10.  У меня получилось…
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Мне захотелось…

В: Обратите внимание на нашу «Ленту времени». История необычного камешка не закончена, мы продолжаем обращаться к нему, изобретая все новые вещи и материалы. Сейчас все чаще и чаще люди вглядываются в глубь веков, ищут ответы на интересующие их  вопросы .И может быть кто-то из вас  сделает этот древний промысел своей профессией и прославит нашу землю. Я хочу в это верить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».

Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема занятия: «Деревья с необычными листьями»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшей группы)на тему: ознакомление с природой...

музыкально-театрализованное развлечение "Маленькие истории необычной планеты" для детей подготовительной группы

музыкально-театрализованное развлечение "Маленькие истории необычной планеты"...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: История часов

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группеТема занятия: История часов...

Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей группе. Тема: «Волшебное превращение морских камешков»

Данный материал содержит информацию о том, как развивать у детей творческую фантазию, навыки рисования на необычном материале (морские камни)....

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» история «Почему у зайца длинные уши и короткий х

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по име...