"Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности" опыт работы воспитателя СМБУСОССЗН "Краснояружский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних"
материал по аппликации, лепке на тему

Лебедева Татьяна Геннадиевна

В данной работе полно и содержательно отражена работа по формированию художественных способностей детей дошкольного возраста за последние два года. Работа проходила в рамках реализациидополнительной образовательной  программы Творческая мастеркая".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmotrena.docx159.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена

на Педагогическом совете

СМБУСОССЗН

«Краснояружский

социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних»

Протокол № 2 от «16» марта  2018 г.

«Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Автор опыта: Лебедева Татьяна Геннадиевна,

воспитатель СМБУСОССЗН «Краснояружский социально-

реабилитационный центр для несовершеннолетних»

п. Красная Яруга

2018 г.

Лебедева Татьяна Геннадиевна

Содержание

Раздел I. Информация об опыте………………………………………………. 3

Раздел II. Технология написания опыта……………………………………… 8

Раздел III. Результативность опыта …………………………………………. 12

Библиографический список…………………………………………………..  16

Приложение к опыту…………………………………………………………. .17

Лебедева Татьяна Геннадиевна

Раздел I. Информация об опыте

Условия становления и возникновения опыта

Специализированное муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» является учреждением для детей,  оказавшихся в  трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. В учреждение принимаются в установленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.

Одним из условий социально – педагогической  реабилитации воспитанников   является всестороннее развитие ребенка, попадающего в условия учреждения закрытого типа. Для решения образовательных задач по художественно – эстетическому развитию в изобразительной деятельности  на базе учреждения проводится дополнительная образовательная деятельность.

        Изобразительная деятельность положительно отражается на развитии художественных способностей детей.

С целью выявления уровня художественных способностей детей дошкольного возраста была использована методика «Оценка уровня художественного ручного труда детей» (Приложение 1, Приложение 2).

Результаты первичной диагностики за период 2016 года показали, что количество детей, имеющих низкий уровень художественного ручного труда составляет 50%, средний 50%, высокий – 0.  (рис. 1)

Результаты первичной диагностики за период 2017 года показали, что количество детей, имеющих низкий уровень  художественного ручного труда составляет 37,5 %, средний – 50%, высокий – 12,5%.

Посредством проведения    наблюдений за детьми были изучены их ресурсы и потенциальные возможности в  изобразительной деятельности. (Приложение 3, Приложение 4).Оно проводилось на момент зачисления детей в объединение в течение 14 дней, проводилось в естественных условиях.  Результаты наблюдений (рис. 2, рис.3)  показали, что

- дети не умеют обращаться с клеем, ножницами. А работая с карандашом, они примитивно использовали его для проведения линий-

штрихов, не имея представления как нарисовать домик, из каких частей он состоит (крыша, окна, дверь) и т. д.

- Не знают название материалов, дети имеют низкий кругозор.

- Очень бедный личный опыт, слабо развита  фантазия, воображение.

Лебедева Татьяна Геннадиевна

- Отсутствие желание что – либо придумывать, додумывать (выполнение работы по шаблону, четко следуя указаниям педагога).

- В случае, если ребенку  не удается  выполнить быстро задуманное, он отказывается делать что – либо вообще, проявляет истерики, кричит, возмущается.

Для уточнения увиденного, детям были заданы вопросы. Выяснилось, что в домашних условиях дети не имеют возможности заниматься творчеством, из-за отсутствия карандашей, альбомов. Дети, не имели  возможности рассматривать иллюстрации, родители не читают им детские книжки. А из  доверительных бесед с родителями выяснилось, что они не считают необходимым обсуждать с детьми впечатления от событий, происходящих с ними в течение дня.

Из этого следует, что дети, находящиеся в центре имеют низкую оценку уровня технических навыков и умений, их творческий потенциал на низком уровне. Дети не владеют ножницами,  отсутствует представление о различных материалах,  у них отсутствует стремление к творчеству.

Таким образом, из-за невозможности реализовать себя в творчестве, контингент воспитанников социально-реабилитационного центра отличается тем, что жизненные условия детей не позволяют в должной мере заниматься творчеством, а в некоторых случаях возможности заниматься творчеством, отсутствуют совсем, есть необходимость развивать художественно – творческие  способности посредством изобразительной деятельности.

Актуальность опыта

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.  Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность детей.

Как известно, дети, воспитывающиеся в реабилитационных центрах, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Каждый ребенок обладает  определенным потенциалом художественного развития  и этот потенциал надо раскрыть. Главной задачей педагога является умение развить в них творческую активность.

Лебедева Татьяна Геннадиевна

Использование изобразительных умений позволяет воспитанникам социально-реабилитационного центра проявить свои склонности и способности, поделиться результатами своего труда, почувствовать свою самостоятельность, причастность к совместной работе и свою значимость. Оно стимулирует желание воспитанника общаться, развивать межличностные отношения, что является одним из способов снижения состояния обособленности от других и убеждения себя в принадлежности к жизни общества в целом. В процессе работы воспитанники получают позитивные эмоции, чувствуют уверенность в своих силах и радуются  достигнутому результату.

Работа по формированию художественных способностей дошкольников в учреждении состоит из четырех разделов: рисование, аппликации, лепка, конструирование и строится по принципу работы  с использованием традиционных и нетрадиционных техник. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает еще больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Отсюда исходит очевидность актуальности  проблемы формирования творческих умений и навыков дошкольников на занятиях декоративно – прикладным творчеством в условиях реабилитационного центра.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является организация систематической работы с детьми с целью  развития  их художественных способностей посредством изобразительной деятельности.

Длительность работы над опытом

Учитывая специфику учреждения и краткосрочный период пребывания воспитанников в социально-реабилитационном центре этапы работы над опытом повторялись в течение 2 –х лет (2016-2018 гг.) ежегодно с каждой из групп воспитанников.  Длительность работы над опытом охватывает период с мая 2016 года по март 2018г. 

Первый этап Аналитический (май – август 2016 г.) – анализ исходного состояния ресурсов и потенциальных возможностей данной деятельности,

анализ литературы, разработка системы занятий по художественно – творческому развитию дошкольников.

Лебедева Татьяна Геннадиевна

Второй этап Диагностический (сентябрь, март 2016 г., 2017 г., 2018г.) – Диагностика художественных способностей детей (первичная проводится в течение 14 дней со дня зачисления дошкольников в объединение). Проведение заключительной диагностики детей на заключительном этапе программы.

Третий этап Практический (октябрь - февраль 2017г., 2018г.) реализация системы занятий, корректировка тематического планирования.

Диапазон опыта представлен системой занятий по дополнительной образовательной программе «Творческая мастерская», обеспечивающей развитие художественных способностей дошкольников на занятиях декоративно – прикладным творчеством.

Теоретическая база опыта

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности. Определение детскому творчеству одной из первых дала известный советский педагог, ученый Е.А. Флерина «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» [3]. 

         Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Об этом говорится в исследованиях известных отечественных психологов и педагогов. Дошкольные годы благоприятны для творческого развития, а именно, для становления процесса восприятия,

памяти, воображения, мышления. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника. Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность. Именно в них проявляются разные стороны развития ребёнка. Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и приобщение их к художественному творчеству, начиная с дошкольного возраста - один из

признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала.

        Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не

Лебедева Татьяна Геннадиевна

значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность – самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка [1].

Н. П. Саккулина рассматривает изобразительную деятельность ребёнка как способность к изображению, то есть умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражается и является показателем детского творческого начала[2]. 

Руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает еще больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой работе, целенаправленность деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Современная жизнь и время информационных технологий  требуют воспитания творческих нестандартно мыслящих людей. Знакомство с многочисленными технологиями развивает кругозор и позволяет более осмысленно подходить к реализации своей творческой задумки. Важнейшим условием творческого развития детей является индивидуальный подход.

Через индивидуальный подход возможно поддержать творчески одаренных и отстающих детей.  Дети от природы талантливы, любознательны у них есть

Лебедева Татьяна Геннадиевна

желание учиться, а для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство. Чтобы вызвать «творческое проявление у

детей – психологическую подготовленность детей, их психическую активность, своеобразную специфическую деятельность»  необходимо умелое руководство взрослых: «целенаправленно организовать образовательную деятельность, усложнять ее характер, тем самым побудив ребенка к самостоятельному творчеству» Е.А.Флерина[3].

        Таким образом в условиях правильного руководства формируются настоящие творческие возможности ребенка, и тогда процесс его развития проходит успешно. А в условиях отсутствия руководства, ребенок, как правило, дает сниженные показатели творчества.

Новизна – в интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей, обеспечивающих оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть реализован воспитателями, педагогами дополнительного образования социально-реабилитационных центров и других учреждениях данного типа при осуществлении образовательной деятельности с воспитанниками дошкольного  возраста.

Раздел II. Технология написания опыта

Цель: Развитие художественных способностей  в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительной образовательной  программы «Творческая мастерская».

Задачи:

  1. Изучить методические источники по проблеме.
  2. Провести оценку уровня технических умений и навыков и творческий потенциал  дошкольников.
  3. Организовать систематическую работу по проведению занятий.
  4. Отслеживание результатов формирования уровня умений в изобразительной деятельности.
  5. Своевременное обогащение и пополнение игровых центров зон развития.
  6. Вовлечение родителей в активное взаимодействие с педагогами по развитию художественных способностей детей.

Лебедева Татьяна Геннадиевна

В основу опыта положена дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская».

        Для того, чтобы выполнить намеченные цели, необходимо было определить принципы реализации работы:

- систематичность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- систематическое обогащение представлений о способах изобразительного действия, позволяющее ребенку реализовать свой замысел;

- комплексность;

Занятия проводятся два раза в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий для детей возраста 3 года 15минут, 4-5 лет 20минут, 5-6 лет – 25минут, 7-лет – 30минут.

Программа «Творческая мастерская» состоит из следующих разделов:

Рисование. Из всех видов деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование развивает мышление, воображение, моторику, дети овладевают различными техниками, учатся работать с цветными гаммами, спектром, смешивают и получают новые цвета, экспериментируют. При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках, у детей развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие колорита природы, воспитывается чувство удовлетворенности от художественной деятельности. Новые подходы раскрепощают ребенка, он уже не боится, что у него что-то не получится, немного техники и пятно на листе бумаги превращается в зайчика, смешного человечка, морское чудовище и т.д.

В разделе представлены: традиционные и нетрадиционные техники рисования (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск печатками из ластика, пробкой, печатками из овощей, оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой, отпечатки листьями, волшебные ниточки, рисование пальчиками, ладошкой, рисование ватными палочками, печать по трафарету и т.д.);

Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Развивается мелкая моторика,

потому что есть необходимость вырезать элементы, работать с мелкими деталями, раскладывать их и наклеивать.

Немаленькое влияние оказывает аппликация и на развитие творческих и умственных способностей детей. При занятии аппликацией ребенок

знакомятся с цветами, формами, величинами, учится различать одинаковые и разные детали, знакомится с понятиями меньше и больше. Кроме того, у

Лебедева Татьяна Геннадиевна

детей вырабатывается творческий подход к созданию работ, развивается воображение, появляется способность выделять главное из большого количества объектов и видеть целое, которое состоит из деталей.

В разделе представлены: традиционные (простая бумажная аппликация) и нетрадиционные техники (обрывная, накладная, модульная аппликация – мозаика, аппликация из салфеток, ткани, круп и семян, засушенных листьев и т.д.).

Лепка  - имеет большое значение для обучения и воспитания детей  дошкольного  возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной  деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает  чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. В разделе представлены традиционные и нетрадиционные техники лепки (тестопластика, пластилинография, пластилиновая мозаика и т.д.)

Конструирование. Конструктивная деятельность является одним из наиболее значимых залогов успешного умственного развития. В рамках осуществляемых в ее пределах действий у детей складывается представление о физических качествах предметов (вес, плотность, устойчивость) и внешних свойствах вещей (габариты, форма, окраска). На основе анализа дети осуществляют сравнение и соединение отдельных элементов. Помимо этого наблюдается развитие речи и совершенствование творческих способностей, чему в немалой мере способствует обогащение представлений об окружающем ребят пространстве. В разделе представлено конструирование из бумаги (простое оригами), конструирование из природного и бросового материалов.

В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Содержание тем в разделах могут меняться, учитывая сезонность, события в жизни учреждения, интересы и потребности детей, запросы родителей. Программа позволяет индивидуализировать сложные

работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще, что особенно актуально в разновозрастной группе детей.  В каждом  разделе есть занятия, выполняемые всей группой, либо подгруппами детей. При этом учитывается

особенности создания  коллективных изображений в разновозрастной группе. Совместно выполняя рисунок, лепку, аппликацию, малыши учатся у

Лебедева Татьяна Геннадиевна

старших, а старшие дети учатся терпеливо относится к маленьким, объясняя, как лучше выполнить работу.

Форма организации деятельности:

- фронтальная,

- групповая,

- по подгруппам

Формы проведения занятий:

- занятие - игра

- экскурсия

- конкурс

-выставка

Всестороннее  эстетическое развития детей предполагает оформление игрового пространства. Оформление зоны изодеятельности, оснащение ее методическим литературой, творческими работами детей, необходимым оборудованием и материалами для изодеятельности детей, своевременным их обновлением и пополнением.

Методы, приемы и средства работы

В обучении детей рисованию, аппликации, лепке, конструированию  используются следующие методы и приемы:

Лебедева Татьяна Геннадиевна

Методы

Приемы

Словесный

- беседа, указание, пояснение, чтение стихотворений, песенок, сказок

Наглядный, наглядно - слуховой

-показ картин, иллюстраций, творческих работ, пособий, видеоматериала

Игровой

- использование на занятиях игровых приемов (накормить зайку морковкой), дидактических, художественно – развивающих игр

Эмоциональный настрой

-использование на занятиях музыкальных произведений  для создания положительного настроя, чтение стихотворений, песенок, потешек

Педагогическая драматургия

- включить в занятие занимательный сюжет сказки, использование элементов театрализации, путешествия на занятиях

Практический

-самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно – прикладного творчества

Эвристический

- используется, когда педагог предлагает ребенку выполнить самостоятельно какую – то часть работы

Информационно – рецептивный

- подражательный, повторяющий формообразующие движения (чаще всего используется в лепке)

Мотивационный

- убеждение, поощрение

Подмастерье

- взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе

Сотворчество

- совместная деятельность педагога и воспитанника, старших и более младших детей (используется в выполнении коллективной работы)

Оценка деятельности детей

- вызвать радостное настроение, оценивая результат работы и сам процесс выполнения

Раздел III. Результативность опыт

При оценке результативности опыта использовалась  методика изучение уровня художественного ручного труда  детей по итогам работы

Лебедева Татьяна Геннадиевна

программы «Творческая мастерская». Анализ полученных данных за период 2016 – 2017гг. представлен в диаграмме рис. 1 .

Рис 1. Результаты мониторинга оценки уровня художественного ручного труда дошкольников

По результатам работы за 2016 год количество детей, имеющих низкий уровень художественного ручного труда уменьшилось с 50% до 12,5%.  А количество детей, имеющих высокий уровень выросло до 37,5%. На начальном этапе высокий уровень не имел ни один ребенок. Средний уровень имеет тоже количество детей, что и при первичной диагностике – 50%.

По результатам работы за 2017 год уменьшилось количество детей, имеющих низкий уровень художественного ручного труда с 37,5% до 12,%, количество детей, имеющих средний уровень уменьшилось с 50% до 25%, а количество детей, имеющих высокий уровень выросло с 12,5% до 62,5%.

Результаты наблюдений были представлены в количественном показателе и оценены уровнем: высокий, средний, низкий (Приложение 5, Приложение 6). Анализ полученных данных за период 2016-2017 гг. представлен в диаграмме (рис.2). В  результате работы дети научились пользоваться клеем, ножницами, трафаретом выполняют несложные способы вырезания, знают технику безопасности при работе. Знакомы с материалом для творчества, знают его разновидности. В своей работе активно  

Лебедева Татьяна Геннадиевна

используют его свойства. Могут самостоятельно выполнять сложную поделку, проявляя выдумку и фантазию украшая ее. Умеют самостоятельно

выполнения.  Дети активно с интересом приступают к выполнению новой работы, используя свой накопленный опыт и проявляя фантазию.

Рис.2 Результаты наблюдений за изобразительными возможностями детей 2016-2017гг.

Рис.3 Результаты наблюдений за изобразительными возможностями детей 2017-2018гг.

Была также проведена работа с родителями. Очень важно объяснять

Лебедева Татьяна Геннадиевна

родителям, значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольника. Они получают своевременную информацию, какие успехи делает их ребенок, какие задачи решаются на конкретном занятии, в чем его

трудности, чем они могут и должны помочь. Обязательно необходимо напоминание об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Объясняем родителям, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству.

Результативностью работы являются:

- тематическая выставка детских декоративно – прикладных работ «Осень»,

- участие детей во Всероссийском конкурсе рисунков «Моя Россия»;

- участие воспитанников в районном  конкурсе прикладных работ «Красавица матрешка»;

- постоянное участие детей в  конкурсах творческих работ в рамках учреждения;

- участие в интернет – конкурсах, где дети занимают призовые места, а также получают грамоты и сертификаты участника.

Вывод: На примере данного опыта показано, что  развитие  художественных способностей  дошкольников на занятиях изодеятельности будет эффективным:

-если оно происходит в результате систематической работы с детьми;

-учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей;

-используется комплексность в проведении занятий;

- происходит своевременное обогащение игрового пространства.  

Количество детей дошкольной группы повысивших уровень художественного  ручного труда возросло. Дети овладели техническими навыками и умениями в работе с необходимыми инструментами  и материалами, самостоятельно составляют и выполняют композиционный замысел, им доступно использование различных выразительных средств (цвет, форма, размер и т.д.). Дети осваивают способы смешения красок, приёмы осветления и затемнения цвета; дети познакомились с различными нетрадиционными техниками рисования.  Развивается познавательная сфера, рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Нельзя забывать, что занятия рисованием, лепкой, аппликацией – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Поэтому положительные эмоции, которые дети получили от пребывания на занятиях, благотворно сказались на их психическом и физиологическом здоровье. Работа по программе продолжается, составлены занятия на период март – май.

Лебедева Татьяна Геннадиевна

Библиографический список

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
  2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду - М.: Просвещение, 1973
  3. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956

Лебедева Татьяна Геннадиевна

Приложение 1

Первичная аттестация

                Срок проведения: в течение 14 дней со дня зачисления обучающихся в объединение.

                Цель: оценка уровня технических умений и навыков, творческий потенциал детей на момент зачисления в объединение

        Содержание аттестации:        

  1. Владение техническими навыками  и умениями: пользование ножницами, выполнение несложных способов вырезания, соблюдение техники безопасности при работе.
  2. Первоначальные представления о различных материалах (на личном жизненном опыте).
  3. Стремление проявить воображение и фантазию.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий) 

Форма фиксации результатов: протокол.

Критерии оценки:

Высокий уровень – владеет техническими навыками работы с инструментами, знает и соблюдает технику безопасности при работе, имеет знания о видах и свойствах различных материалов, умеет их определять, знает названия, с интересом выполняет творческие задания, старается проявить фантазию и инициативу.

Средний уровень – владеет некоторыми техническими навыками в соответствии с возрастными возможностями,  не совсем точно  определяет материалы и свойства. Затрудняется при выполнении творческих заданий, требуется помощь педагога.

Низкий уровень – владение техническими навыками на примитивном уровне, движения неумелые и беспорядочные при работе с ножницами. Знания о материалах и их свойствах практически отсутствуют. Самостоятельно не справляется с творческим заданием.

Форма фиксации результата: протокол.

Лебедева Татьяна Геннадиевна

Приложение 2

Итоговая аттестация

        Срок проведения: по окончании обучения.

        Цель: оценка уровня художественного ручного труда  детей по итогам работы программы «Творческая мастерская»

        Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

     Форма фиксации результатов: протокол.

  1. Овладение приемами работы с инструментами необходимыми для творчества: ножницы, трафарет, клей.
  2. Овладение знаниями о материале для творчества: его разновидностях, свойствах.
  3. Развитие конструктивных способностей и художественного вкуса: придумывает и самостоятельно выполняет и украшает сложную поделку.
  4. Умение анализировать объект для творчества: составить план выполнения, использовать различные приемы технологической обработки материалов.
  5. Интерес к конструктивной деятельности из разных материалов.
  6. Креативность - способность к проявлению фантазии, воплощение в образ.


Лебедева Татьяна Геннадиевна

Приложение № 3

Результаты исследования уровня художественного ручного труда  дошкольников (2016 – 2017гг.)

№ п/п

Вид аттестации

Входная

Промежуточная

Итоговый

уровень

Итоговая

Итого-вый

уровень

Результаты атте-стации

Ф. И. обучающихся

Результаты

аттестации

Результаты

аттестации

Результаты

аттестации

Занятие

Выставка детских работ

Коллективная работа

Занятие

1

Фирстов Роман

2балла

3балла

2балла

5

3балла

3балла

3балла

2

Придатко Вова

1балл

2балла

2балла

4

2балла

2балла

2балла

3

Лобода Дима

2балла

2балла

3балла

5

3балла

3балла

3балла

4

Смородский Александр

2балла

2балла

3балла

5

3балла

3балла

3балла

5

Смородская Виолетта

1 балл

2балла

2балла

4

2балла

2балла

2балла

6

Гавриленко Саша

3 балл

3балла

3балла

6

3балла

3балла

3балла

7

Лариков Иван

2 балла

2балла

3балла

5

3балла

3балла

3балла

8

Гавриленко Денис

1 балл

1балл

2балла

3

1балл

1балл

1балл

Высокий уровень (чел.)

1

2

4

5

5

5

Средний уровень (чел.)

4

5

4

2

2

2

Низкий уровень (чел.)

3

1

1

1

1

1

Всего человек:

В – высокий уровень (3 балла);

С – средний уровень (2 балла);

Н – низкий уровень (1 балл).

Лебедева Татьяна Геннадиевна

Приложение № 4

Результаты исследования уровня художественного ручного труда дошкольников( (2017 – 2018гг.)

№ п/п

Вид аттестации

Входная

Промежуточная

Итоговый

уровень

Итоговая

Итого-вый

уровень

Результаты атте-стации

Ф. И. обучающихся

Результаты

аттестации

Результаты

аттестации

Результаты

аттестации

Занятие

Выставка детских работ

Коллективная работа

Занятие

1

Фирстов Роман

2балла

3балла

2балла

5 баллов

3балла

3балла

3балла

2

Фирстов Владислав

1балл

2балла

2балла

4балла

2балла

2балла

2балла

3

Лобода Дима

2 балла

2балла

3балла

5баллов

2балла

2балла

2балла

4

Смородский Александр

2 балла

3балла

3балла

6баллов

3балла

3балла

3балла

5

Смородская Виолетта

1балл

2балла

2 балла

4балла

2балла

2балла

2балла

6

Смородская Андриана

1балл

1балл

2балла

3балла

2балла

2балла

2балла

7

Лариков Иван

2 балла

2балла

3балла

5баллов

3балла

3балла

3балла

8

Прокопов Владимир

1балл

1балл

1балл

2балла

1балл

1балл

1балл

Высокий уровень (чел.)

0

2

3

3

3

3

Средний уровень (чел.)

4

4

5

4

4

4

Низкий уровень (чел.)

4

2

0

1

1

1

Всего человек:

8

8

8

8

8

8

В – высокий уровень (3 балла);

С – средний уровень (2 балла);

Н – низкий уровень (1 балл).

Лебедева Татьяна Геннадиевна 

Приложение 5

Результаты исследования уровня изобразительных возможностей дошкольников в период (2016-2017гг)

№ п/п

Ф. И. обучающихся

Нанесение клея на деталь кистью

Умение держать ножницы

Рисование простых форм карандашом

Знание названия материалов

Развитие фантазии, воображения

Креативность

Творческий подход

Умение доводить начатую работу до конца

Вид аттестации

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

1

Фирстов Роман

3 б

2 б

3 б

3 б

2 б

3 б

3 б

3 б

2 б

2 б

3 б

3 б

2

Придатко Вова

3

Лобода Дима

4

Смородский Александр

5

Смородская Виолетта

6

Гавриленко Саша

7

Лариков Иван

8

Гавриленко Денис

В – высокий уровень (3 балла);

С – средний уровень (2 балла);

Н –низкий уровень (1 балл).


Лебедева Татьяна Геннадиевна 

Приложение 6

Результаты исследования уровня изобразительных возможностей дошкольников в период (2017-2018гг)

№ п/п

Ф. И. обучающихся

Нанесение клея на деталь кистью

Умение держать ножницы

Рисование простых форм карандашом

Знание названия материалов

Развитие фантазии, воображения

Креативность

Творческий подход

Умение доводить начатую работу до конца

Вид аттестации

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

1

Фирстов Роман

2

Фирстов Владислав

3

Лобода Дима

4

Смородский Александр

5

Смородская Виолетта

6

Смородская Андриана

7

Лариков Иван

8

Прокопов Владимир

В – высокий уровень (3 балла);

С – средний уровень (2 балла);

Н – низкий уровень (1 балл).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

                Консультация для родителей«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельност...