«Лепка – метод всестороннего развития ребенка»
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Шепелева Антонина Ивановна

     Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_shepeleva_a._i.docx572.37 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад №19 Центр развития ребенка

«Лепка – метод

всестороннего

развития ребенка»

Подготовила:

Воспитатель Шепелева А. И.

Г. Россошь

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7ec798e350d28b69393c9fc715131c39-l&n=13                                                                 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=a270bfbcce71abe89c70fa3c96e9f5fd-l&n=13В.А. Сухомлинский

     Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

      Основным инструментом в лепке является руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия воспитателей и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

     Лепка —полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. Таким образом, польза от занятий лепкой огромна.

     Специалисты, которые занимаются изучением детской речи, давно установили, что центры мелкой моторики тесно связаны с речевой функцией. Ученые рекомендуют стимулировать речевые навыки ребенка путем тренировки пальцев рук, что в свою очередь подготавливает кисть и пальчики к письму. Практика показывает, что многие первоклассники сталкиваются с большими трудностями при овладении письмом. У них быстро устают руки, им тяжело писать, появляется боль, дрожь и слабость в кистях рук. Поэтому дети становятся нервными, часто плачут и отказываются выполнять письменные задания. Большинство младших школьников теряют интерес к письму из–за чувства неудовлетворенности своими результатами и возникающих болевых ощущений. Лепка дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления и, что самое главное, для улучшения тонкой моторики пальцев и кистей рук.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=a270bfbcce71abe89c70fa3c96e9f5fd-l&n=13Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем, чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки — в данном случае рассматривается пирамидка. При рассмотрении предмета воспитатель должен ставить следующие цели:

- сделать процесс восприятия предмета преднамеренным (воспитатель говорит детям: «Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем ее лепить»);

- вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету;

- научить выделять основные части предмета;

- установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением.

Эти задачи решаются при обследовании всех предметов, к изображению которых мы подводим детей.

Необходимо эмоционально объяснить детям, почему надо рассматривать предмет. У детей всегда есть огромное желание что-то делать, поэтому слова воспитателя; «Мы будем лепить с вами пирамидку, давайте ее внимательно рассмотрим» - вызывают у детей интерес. Кроме

того, хорошо известно, что внимание и интерес к окружающим предметам у детей усиливаются, если их активно направляет взрослый, если он обращает внимание на такие свойства предмета, которые сам ребенок не заметил бы.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=a270bfbcce71abe89c70fa3c96e9f5fd-l&n=13У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. -1994-№ 9-23-27с.

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада.- В-ж: Учитель, 2004.- 274 стр.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.- Скрипторий, 2008.- 151 стр.

4. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.– Скрипторий, 2005.- 64 с.

5. Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет.-М.:Сфера, 2010.-80с.

6. История искусства. Живопись. Скульптура. Архитектура/ Главный редактор Н. Арановская – М., 2007.-848с.

7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985-193с

8. Комарова Т.С. Изобразиельная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990-247с

9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-136с.

10. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду.- М.: Учпедгиз, 1961-145с.

11. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 1987-223с

12. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977. - 253с.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=a270bfbcce71abe89c70fa3c96e9f5fd-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего развития ребенка"

раскрывается необходимость изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка-дошкольника...

Лепка в жизни ребенка

«Танец пальцев» придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому «танцу рук» – ЛЕПКА.Благодаря этому виду творческой деятельности у ребёнка формируется образное мышление, раз...

Консультация для родителей: «Занятия по рисованию и лепке с ребенком третьего года жизни»

Консультация для родителей:  «Занятия по рисованию и лепке с ребенком третьего года жизни»...

Как заниматься лепкой с ребенком

Консультация для родителей...

Почему полезно заниматься лепкой с ребенком?

https://youtu.be/DaQxYMCzUp0О положительном влиянии современной массы для лепки на развитие вашего ребенка....