Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Юный скульптор»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Машкова Татьяна Александровна

 

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление народного образования

администрации г. Мичуринска Тамбовской области

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок»

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании педагогического совета

Протокол от  __________№______

УТВЕРЖДАЮ

   Заведующий  МБДОУ  

   «Детский сад комбинированного

   вида №11 «Олененок»

   ___________Попова Н.Ю.

   Приказ от___________№ ____г. .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования

«Юный скульптор»

программа рассчитана для детей 4 – 5 лет

срок реализации программы: 1год

Автор – составитель:

Машкова Татьяна Александровна, педагог - психолог

МИЧУРИНСК

2021

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1

Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок» г. Мичуринска Тамбовской области

2

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный скульптор»

3

Ф.И.О., должность автора

Машкова Татьяна Александровна,

педагог – психолог

4

Сведения о программе:

4.1.

 Нормативная база:

  • Конвенция ООН о правах ребенка, 1991г.;
  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями 13 июля 2015г.);
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.12г. № 761):
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 годы от 22.07.2015г. № 326-р;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования»

4.2.

Вид

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

4.3.

Направленность

художественная

4.4.

Уровень освоения программы

ознакомительный

4.5.

Область применения

дополнительное образование

4.6.

 Продолжительность обучения

1 год

4.7.

Год разработки программы

2021

4.8.

Возрастная категория обучающихся

4 – 5 лет

Блок №1. Комплекс основных характеристик

дополнительной общеобразовательной программы

  1. Пояснительная записка

 «Истоки способностей и дарования детей на

кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие

нити-ручейки, которые питает источник

творческой мысли. Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

Рабочая программа по лепке образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе парциальной программы Лыковой И.А. по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 2-7 лет «Цветные ладошки» с учётом ФГОС ДО.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид; снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение; обеспечивает  положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.

Главным направлением рабочей программы является знакомство детей с различными способами лепки и способами оформления вылепленных изделий.

Новизна программы состоит в использовании в образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию детей нетрадиционных техник и технологий для передачи художественного образа, информационных технологий для формирования у детей восприятия красоты в природе. Необходимость внесения дополнений была обусловлена снижением в последнее время интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольному учреждению. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться. Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями. Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующим развитию моторных функций была предложена работа в нетрадиционной форме с пластилином.

Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе лепки, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей средней группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующих ФГОС ДО.

Актуальность программы. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. 

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем. Организованная образовательная деятельность – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Применение в работе с детьми стихотворений, потешек, загадок задаёт эмоциональную окраску организованной деятельности.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что работа с пластилином развивает моторику рук, развивает образное мышление, речь и конечно же приобщает детей к художественному искусству, направляя на творческое начало.

Отличительные  особенности программы. Непосредственно образовательная деятельность адаптирована к специфике и особенностям работы в нашем детском саду. Изменения или дополнения вносятся на основе полученных диагностических материалов, скоростью и возможностью усвоения именно нашими детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

 Работа по данному направлению проводится с детьми, желающими лепить и, имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявляются в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный скульптор» адресована детям от 4 до 5 лет. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи. Во-вторых, в этот период возникает подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка. Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой - уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников. В развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых существенно зависит общий уровень их умственного развития. Одна из возможностей связана с тем, что на пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этого возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и машинах, городах и странах и т.п.). Очень важно понимать, что, когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окружающем. У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут в условиях полярной ночи, и уважение к их способности приспосабливаться к сложным природным условиям.

Условия набора учащихся. Для обучения принимаются все желающие дети.  Количество учащихся в группе – 7-15 человек.

Объем и срок освоения программы. Программа «Юный скульптор» рассчитана на один год обучения с общим количеством учебных часов – 32 часа.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью   20 минут. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Занятия проводит – педагог – психолог. 

Используемые методы

  1. Пластилинография:

- рисование пластилином по картону, оргстеклу;

- рисование по пластилину горохом, рисом, семечками и т. д.

- рисование пластилином «горошками», «капельками» и «жгутиками».

  1. Закрашивание шаблона пластилином.
  2. Процарапывание палочкой, зубочисткой, спичкой.
  3. Барельеф (объемная картинка).
  4. Обкатывание в манке, рисе и т. д.
  5. Вылепливание отдельных фигур.
  6. Композиционная лепка (групповая работа).

  1. Цель программы.

Формирование у детей творческих способностей через развитие мелкой моторики руки путем лепки.

  1. Содержание программы.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о народных промыслах;
  • ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина игрушки, барельеф, скульптура;
  • овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей создание образов;
  • формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
  • обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства;
  • овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

Развивающие:

  • повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате выполнения своих работ;
  • активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире, применяя их на практике ежедневно с усложнениями;
  • формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
  • развитие опыта в творческой деятельности, в создании новых форм, образов, поиске новых решений в создании композиций.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  • соблюдение правил техники безопасности;
  • активное участие в выставках;
  • стремление к поиску, самостоятельности;
  • понимание необходимости качественного выполнения работ;
  • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием;
  • приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе. Самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка народных игрушек.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Текущий контроль

(творческое задание)

1

Пластилинография

9

1

8

Текущий контроль (наблюдение)

2

Закрашивание

4

0,5

3,5

Текущий контроль (наблюдение)

3

Процарапывание

3

0,5

2,5

Текущий контроль (наблюдение)

4

Барельеф

3

0,5

2,5

Текущий контроль (наблюдение)

5

Обкатывание

3

0,5

2,5

Текущий контроль (наблюдение)

6

Вылепливание

6

1,5

4,5

Текущий контроль (наблюдение)

7

Композиционная лепка

2

0,5

1,5

Текущий контроль (наблюдение)

Итоговое занятие

1

-

1

Итоговый контроль

 (творческое задание)

Итого:

32

5,5

26,5

Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление учащихся объединения с их правами и обязанностями, правилами поведения на занятиях, техникой безопасности на занятиях.

Практика. Творческое задание (выявление способностей детей). 

  1. Пластилинография

Теория. Ознакомление с видом работы по данной технике. Рассказать о пользе занятия лепкой в данном виде работы.

Практика. Непосредственно творческая деятельность.

  1. Закрашивание

Теория. Ознакомление с видом работы по данной технике. Рассказать о пользе занятия лепкой в данном виде работы.

Практика. Непосредственно творческая деятельность.

  1. Процарапывание

Теория. Ознакомление с видом работы по данной технике. Рассказать о пользе занятия лепкой в данном виде работы.

Практика. Непосредственно творческая деятельность.

  1. Барельеф

Теория. Ознакомление с видом работы по данной технике. Рассказать о пользе занятия лепкой в данном виде работы.

Практика. Непосредственно творческая деятельность.

  1. Обкатывание

Теория. Ознакомление с видом работы по данной технике. Рассказать о пользе занятия лепкой в данном виде работы.

Практика. Непосредственно творческая деятельность.

  1. Вылепливание

Теория. Ознакомление с видом работы по данной технике. Рассказать о пользе занятия лепкой в данном виде работы.

Практика. Непосредственно творческая деятельность.

  1. Композиционная лепка

Теория. Ознакомление с видом работы по данной технике. Рассказать о пользе занятия лепкой в данном виде работы.

Практика. Непосредственно творческая деятельность.

Итоговое занятие

Практика. Непосредственно творческая деятельность. Рефлексия.

  1. Ожидаемые результаты

Художественно – эстетическое развитие:

  • работать разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным,
  • свободно ориентироваться в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображением в лепке;
  • развитие сенсомоторной координации;
  • самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы;
  • умение ориентироваться на листе бумаги;
  • закрепление знаний по цветовосприятию.

Познавательное развитие:

  • формирование познавательной активности;
  • способность к формированию умений делать умозаключения;
  • группировать предметы по сенсорным признакам, сравнивать предметы, воспринимать целостные сюжеты;
  • пробуждение интереса к народным промыслам.

Речевое развитие:

- обогащение словарного запаса (активного и пассивного).

Социально-куммуникативное развитие:

  • эмоциональное вовлечение ребенка в действие;
  • приобретение стремления к установлению контактов;
  • работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;
  • формирование умения применять вербальные и невербальные формы общения.

Личностное развитие:

  • повышение уверенности в себе;
  • творческое самовыражение;
  • получать эмоциональное удовлетворение от работы.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Календарный учебный график (Приложение 1)

Количество учебных недель в год – 32, месяцев обучения – 8, учебных дней – 32.

Количество учебных часов: 32 ч.

Продолжительность учебного года: начало учебного года по программе:

  • начало –1 октября,
  • окончание - 31 мая.

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

Методическое обеспечение

  • помещение,
  • мебель (столы, стулья), соответствующие санитарно-гигиеническим нормам;
  • ноутбук;
  • методические рекомендации по проведению практических работ;
  • дидактический материал по методике обучения дошкольников лепке.
  • тематические папки;
  • наглядные пособия;
  • конспекты занятий;
  • пластилин, стеки, доски для работы с пластилином, салфетки;
  • всевозможные крупы, семечки, пуговицы и природный материал;
  • картон;
  • шаблоны.

Кадровое обеспечение

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный скульптор» необходим педагог – психолог или воспитатель.

  1. Формы аттестации

Для отслеживания результатов освоения программы используются следующие формы контроля: 

Входной контроль - осуществляется при приеме учащихся в объединение «Юный скульптор» в начале учебного года обучения для выявления у учащихся имеющихся знаний, умений и навыков.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года по изучению каждой темы и раздела для выявления уровня освоения материала, в форме анализа, опроса, беседы, творческого задания и наблюдения.

Промежуточная аттестация проводится по окончании первого полугодия (декабрь)  учебного года, что позволяет оценить степень освоение программы на данном этапе, и в конце учебного года (май), что позволяет оценить результативность освоения программы за учебный год.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля:

  • журнал посещаемости творческого объединения «Юный скульптор»;
  • участие учащихся в мероприятиях учреждения;
  • отзывы родителей о работе творческого объединения.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

  • творческие работы (выставки), созданные учащимися за время освоения образовательной программы;

  • участие в детских конкурсах художественного творчества на уровне учреждения и муниципалитета.

  1. Оценочные материалы

При оценке качества реализации программы применяются следующие критерии:

  • Качество знаний, умений, навыков.
  • Особенности мотивации к занятиям.
  • Творческая активность.
  • Эмоционально-художественная настроенность.
  • Достижения.

Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к стартовому уровню освоения учебного материала и предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения художественной деятельностью.

  1. Методические материалы

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы

На основании Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН, была определена возрастная категория детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы, 4-5лет (дошкольный возраст).

У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания). В 4 – 5 летнем возрасте ребенок учится прищипывать мелкие детали, вытягивать отдельные части пластилина, вылепливать предметы и фигуры. Также ребенок способен вдавливать середину шара, получая полую форму, учится работать со стекой. Продолжая формировать интерес к декоративно –прикладному искусству, ребенок учится декорировать свое изделие. А главное, закрепляет навыки аккуратной работы с пластилином.

Методы и приемы реализации программы:

  • наглядно-зрительный (показ образца педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление об изделии);
  • словесный (объяснение, беседа, диалог);
  • практический (упражнения, использование различных приемов для детального разбора той или иной работы).

Принципы построения программы

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Активность и самостоятельность.
  8. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

При реализации программы используется следующие методы обучения:

  • игровой метод (игра) это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.
  • словесный метод – беседы о ранее воспринятых образах для возбуждения интереса к занятию.
  • практический метод – выполнение конкретного действия с пластилином.
  • наглядный метод  показ выполнения работы, ее последовательности.
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);
  • творческий.

Методическое обеспечение программы

п/п

Название

раздела,

темы

Формы    занятий

Приемы    и

методы

Дидактический

материал,

техническое   оснащение

Формы   подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа;

Занятие – практикум

Наглядный,

словесный

Фото готовых работ из пластилина

Текущий контроль (наблюдение)

2

Пластилинография

Занятие – практикум

Словесный,

наглядный,

игровой,

Фото готовых работ из пластилина

Текущий контроль (наблюдение)

3

Закрашивание

Занятие – практикум

Словесный,

наглядный,

игровой

Фото готовых работ из пластилина

Текущий контроль (наблюдение, игра)

4

Процарапывание

Занятие – практикум

Словесный,

наглядный,

Фото готовых работ из пластилина

Текущий контроль (наблюдение)

5

Барельеф

Занятие – практикум

Словесный,

наглядный,

игровой,

Фото готовых работ из пластилина

Промежуточный контроль (творческое задание)

6

Обкатывание

Занятие – практикум

Словесный,

наглядный,

игровой,

Фото готовых работ из пластилина

Текущий контроль (наблюдение)

7

Вылепливание

Занятие – практикум

Словесный,

наглядный,

игровой,

Фото готовых работ из пластилина

Текущий контроль (наблюдение, игра)

8

Композиционная лепка

Занятие – практикум

Словесный,

наглядный,

игровой,

Фото готовых работ из пластилина

Текущий контроль (наблюдение, игра)

9

Итоговое занятие

Занятие – практикум

Словесный,

наглядный,

игровой,

Фото готовых работ из пластилина

Текущий контроль (наблюдение)

Методическое приложение

Основные разделы занятия

Первая часть включает беседу или объяснения хода дальнейшей работы (примерно 3 – 4 минуты).

Вторая часть включает практическое задание, непосредственное выполнение самой работы (примерно 12 – 13 минут).

Третья часть включает упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, рефлексия (примерно 3 – 4 минуты).

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

  1. Информационные ресурсы для самообразования педагогов

Нормативно-правовые документы

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция РФ
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 №273-ФЗ)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155)
  • Устав образовательного учреждения.

Методические пособия для педагогов

  1. Программа обучения и воспитания детей в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Дронова Т.Н.«Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.,Просвещение,2000г.
  3. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», М.,Просвещение,2004г.
  4. Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста», М.,ЛИНКА-ПРЕСС,2003г.;
  5. Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И.В Маслова, Баласс, 2008.
  6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий, 2011.
  7. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей» Москва, «Скрипторий, 2010.
  8. Куцакова С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2012.
  9. Лыкова И.: Плывет-плывет кораблик. Лепим игрушки из пластилина. ИД «Цветной мир», 2012.

Дополнительная литература для воспитанников

1. Русские народные сказки;

2. А.С. Пушкин.  «Сказка о рыбаке и рыбке»;

3. Д. Хармс. «Кораблик»;

4. Г. Лагздынь. Чистоговорки. Загадки. «Вовкин паровоз», «Арбуз», «Рассказ грибника», «Снегурочка», «Несчастный случай», «Крошка - рыбёшка», «Сонные стихи», «Космонавт», «С добрым утром»;

5. В. Шуграева «Маме»;

6. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»;

7. К. Чуковский. «Федорино горе», «Муха – цокотуха»;

8. В. Берестов. «Сова и синица», «Праздник мам»;

9. Е. Благинина. Стихи;

10. М. Пляцковский. «Правая и левая»;

11. Е. Кондратьев. «По ногам»;

12. Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»;

13. В. Шупилова. «Паровозик», «Арбуз», «Ёжик», «О чём мечтает сибирский кот», «Чаепитие»;

14. Е. Чарушин. «Ёжик».

Интернет - ресурсы:

Приложение 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Форма занятия

Месяц

Число

Время проведения занятия

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Форма  контроля

1

Занятие - практикум

октябрь

15.40

1

Вводное занятие

«Что мы умеем и любим лепить?»

Изучение возможностей и способностей детей в лепке.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок»

Беседа, наблюдение, творческое задание

2

15.40

1

Предметная лепка

«Пирожки для бабушки»

Учить скатывать шарики из пластилина между ладонями (или на плоской поверхности); формировать интерес к работе; воспитывать самостоятельность.

Беседа, наблюдение

3

15.40

1

Предметная лепка с элементами декора

«Драгоценные камни»

Вызывать у детей интерес к незнакомому для них волшебному царству; научить использовать пластилин и фольгу для изготовления драгоценных камней и других секретов, которые придумают сами дети, поддерживать

выдумки детей и способствовать их реализации; продолжать учить детей пользоваться ножницами; упражнять в скатывании комочков пластилина между ладонями и сплющивании их.

Беседа, наблюдение

4

15.40

1

Пластилинография

«Листопад»

Вызывать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев, совершенство их формы, строения. Познакомить с приемом пластилинография и процарапывание.

Беседа, наблюдение

5

Занятие - практикум

ноябрь

15.40

1

Предметная лепка с бросовым материалом

«Пчелка»

Развивать внимание, память, творческое мышление, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином, стремление самостоятельно слепить объект живой природы – пчелу

Беседа, наблюдение, игра

6

15.40

1

Предметная лепка, коллективная работа «Мебель для гномиков»

Вызывать у детей желание оказывать помощь гномикам – сделать для них мебель; побуждать к самостоятельному выбору содержания своей работы, помогать им довести лепку задуманной мебели до конца.

Беседа, наблюдение

7

15.40

1

Декоративная лепка

«Вот такой у нас арбуз!»

Учить детей лепить ломти арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме. Вносить оригинальные элементы оформления – вкраплять настоящие арбузные семечки. Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Развивать мышление и творческое воображение.

Беседа, наблюдение

8

15.40

1

Сюжетная лепка по мотивам сказки

«Во саду ли, в огороде»

Учить лепить картофель и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей: картофель в форме шара, капуста из ленты, свернутой в вилок (в форме бутона или розана). Показать, что разные овощи можно лепить одним способом (репа, свекла), так как они похожи по форме. Вызвать желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации. Развивать творческое мышление и воображение.

Беседа, наблюдение, игра

9

Занятие - практикум

декабрь

15.40

1

Сюжетная лепка

«Вот ежик - ни головы, ни ножек»

Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с бросовыми материалами для изображения колючей «шубки». Направить детей на самостоятельный поиск

средств образной выразительности. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать уверенность, инициативность в лепке.

Беседа, наблюдение

10

15.40

1

Предметная лепка с элементами конструирования

«Петя-петушок, золотой гребешок»

Учить детей передавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать варианты сочетания художественных материалов: голова и туловище из пластилина, а крылья и хвост – из природного материала (или наоборот). Развивать способности к формообразованию композиции. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.

Беседа, наблюдение

11

15.40

1

Сюжетная лепка

«Дед Мороз принес подарки»

Учить детей вылепливать фигуру человека при помощи барельефа. Учить самостоятельно выбирать приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками). Показать возможность лепки мешка из плоской формы путем её преобразования в объемную. Вызвать яркие эмоции в ожидании праздника.

Беседа, наблюдение

12

15.40

1

Декоративная лепка

«Нарядим елочку»

Вызывать эмоциональный отклик на предстоящий новогодний праздник, волшебную елку, подарки. Продолжать знакомить детей с приемом декоративного украшения вылепленных изделий при помощи всевозможных предметов, круп.

Беседа, рефлексия, наблюдение, творческие задания

13

Занятие - практикум

январь

15.40

1

Предметная лепка с элементами декора

«Новогодняя игрушка»

Вызывать у детей интерес к чему – то волшебному. Научить использовать пластилин, фольгу, бросовый материал для изготовления новогодних игрушек. Поддерживать выдумки детей и способствовать их реализации. Упражнять в скатывании комочков пластилина между ладонями, сплющивании их и доведении замысла до конца.

Беседа, наблюдение

14

15.40

1

Сюжетная лепка в пластилинографии «Снеговик»

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы при помощи пластилинографии. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины. Показать прием оформления фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Беседа, наблюдение

15

15.40

1

Рельефная лепка

«Снежинка»

Продолжать обучать детей скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона).

Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

Воспитывать аккуратность.

Беседа, наблюдение

16

15.40

1

Коллективная работа

«Чайный сервиз для игрушек»

Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребенок лепит чайную пару). Вызывать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (налепы, отпечатки или процарапывание). Развивать мелкую моторику, глазомер.

Беседа, наблюдение

17

Занятие - практикум

февраль

15.40

1

Сюжетная рельефная лепка

«Сова и синица»

Учить детей закрашивать при помощи пластилина пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы и синицы. Создать условия для самостоятельного выбора материалов, приемов работы и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к окружающей нас природе.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок»

Беседа, наблюдение

18

15.40

1

Предметная лепка

«Забавные пирамидки»

Учить детей лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде конуса. Показать детям приемы планирования работы (выкладывание комочков пластилина в ряд от самого большого к самому маленькому). Развивать чувство цвета, формы и величины. Воспитывать уверенность в работе с пластилином.

Беседа, наблюдение

19

15.40

1

Лепка в технике барельеф

«Сказочная птица»

Учить детей соотносить реальные и сказочные образы, создавать в лепке образ сказочной птицы, передавая её необычность, используя элементы декоративного оформления.

Развивать внимание, зрительный контроль действия рук, и творческие способности. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

Беседа, наблюдение

20

15.40

1

Предметная лепка

«Веселые вертолеты»

Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление детей о строении и способе передвижения вертолета. Обратить внимание на

способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток или трубочек). Развивать глазомер, мелкую моторику. Вызвать желание порадовать пап, дедушек, братьев своими поделками.

Беседа, наблюдение

21

Занятие - практикум

март

15.40

1

Сюжетная лепка, коллективная работа

«Воробушки на кормушке»

Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырех-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глаз, семечки для клювиков). Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Беседа, наблюдение

22

15.40

1

Предметная лепка с элементами декора

«Бусы в подарок маме»

Продолжать вызывать у детей интерес к созданию красивого украшения, изготовленного собственными руками, предоставлять возможность проявлять инициативу и самостоятельность. Упражнять в использовании уже известных приемов вдавливания. Воспитывать любовь и уважение к маме.

Беседа, наблюдение

23

15.40

1

Сюжетная лепка

«Корзина с цветами»

На основе игровой мотивации, побуждать детей к вылепливанию корзины путем жгутиков и цветов нетрадиционным способом. Вызывать желание добиваться выразительной передачи формы, строения корзины и цветов. Воспитывать желание делать подарки к празднику.

Беседа, наблюдение

24

15.40

1

Лепка в технике пластилинография

«Теремок»

Продолжать развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать. Учить детей использовать приемы скатывания колбасок и размазывания их на картоне, получая рисунок теремка. Продолжать учить процарапывать детали работы.

Беседа, наблюдение

25

Занятие - практикум

апрель

15.40

1

Пластилинография с элементами декора

«Улитка»

Учить детей скатывать пластилин в колбаску и выкладывать из нее рисунок.  Воспитывать художественный вкус с помощью декорирования работы.

Беседа, наблюдение

26

15.40

1

Рельефная лепка

 «Звезды и кометы» 

Продолжать освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звездами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения (скручивание, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать навыки сотрудничества (работа в парах).

Беседа, наблюдение

27

15.40

1

Рельефная лепка с элементами декора

«Сказочная рыбка» 

Вызывать у детей интерес к лепке сказочной рыбки, увлекать способом рельефной лепки. Учить украшать вылепленную рыбку способом налепа (глаза, чешуя). Развивать мелкую моторику.

Беседа, наблюдение

28

15.40

1

Предметная лепка с элементами декора

«Верба в вазе»

Развивать умение изображать ветку весеннего дерева с помощью

пластилина, передавать характерные особенности вербы. Развивать приёмы раскатывания, сплющивания пластилина деления на части с помощью стеки. Развивать мелкую моторику рук;

Беседа, наблюдение

29

Занятие - практикум

май

15.40

1

Декоративная лепка

«Пасхальное яйцо»

Вызывать эмоциональный отклик к народным традициям. Учить проявлять фантазию при декорировании заготовки яйца.

Беседа, наблюдение

30

15.40

1

Рельефная лепка

«Салют»

Продолжать освоение техники рельефной лепки. Изучение возможностей и способностей детей в лепке.

Беседа, наблюдение

31

15.40

1

Сюжетная лепка

«Кошачья семейка»

Учить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрывать творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук. Создавать точный образ кошки при помощи шерстяных нитей.

Беседа, наблюдение

32

15.40

1

 Педагогическая диагностика

«Веселые жучки»

Побуждать детей лепить жучков и других насекомых, используя знакомые приемы лепки (раскатывание, скручивание, оттягивание и др.). Поощрять инициативу и самостоятельность при лепке. Украшать полученных жучков.

Беседа, рефлексия, наблюдение, творческие задания

Приложение №2

Оценочные и диагностические материалы программы

Определение уровня развития детей в лепке осуществляется в процессе мониторинга путём наблюдений за ребёнком, бесед, экспертных оценок в ходе выполнения диагностических заданий по теме: «Что ты умеешь и любишь лепить?» в организованной образовательной деятельности (в начале и в конце учебного года) и в ходе режимных моментов в течение года. Система мониторинга интегративных качеств позволяет комплексно оценить уровень развития детей в лепке, получить необходимый объём информации и определить результаты усвоения элементов содержания дополнительной  программы по лепке в средней группе. 

В ходе организованной образовательной деятельности по теме: «Что ты умеешь и любишь лепить?» педагог предлагает детям слепить то, что их интересует, что для них эмоционально значимо, что они умеют и любят лепить, что лучше всего получается. Материалы и изобразительные средства предлагаются детям по выбору в зависимости от того, какие образы ребенок хочет передать в своей поделке. Дети обдумывают свои замыслы, рассказывают о них, обсуждают сюжеты с товарищами и воспитателем. Педагог помогает определиться с выбором темы и материалов тем детям, которые самостоятельно затрудняются с выбором. По мере выполнения задания педагог записывает комментарий каждого ребенка к своей работе: название поделки, фамилию и имя. Таблицы с записями хранятся у педагога в течение учебного года. Они служат для определения уровня и динамики развития у ребенка умений и навыков в лепке. Сравнение данных в начале и в конце года помогает определить качественные изменения, происходящие в процессе деятельности, и наметить пути для устранения недостатков.

Критерии оценки уровня развития навыка в лепке  

Высокий уровень: 

  • ребенок умеет лепить, используя различные пластические материалы: глину, пластилин; использует стеку;
  • умеет отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки и раскатывать их круговыми и прямыми движениями ладоней рук;
  • соединяет готовые части друг с другом;
  • украшает созданные изображения с помощью стеки и налепов.
  • задание выполняет самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • проявляет творчество, оригинальность изображения, тщательность исполнения.

Средний уровень:

  • ребенок недостаточно хорошо владеет различными пластическими материалами, допускает ошибки при лепке;
  • навыки и умения в лепке сформированы;
  • допускает ошибки при лепке;
  • украшает вылепленные изделия, допускает ошибки при выполнении налепов, процарапывания.

Низкий уровень

  • изобразительными материалами ребенок пользуется неуверенно;
  • навыки и умения в лепке не сформированы;
  • уровень ручной умелости при лепке низкий;
  • не умеет украшать вылепленные изделия;
  • ребенку необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога.

Диагностическая карта развития детей в процессе освоения программы

ФИО ребенка

Возраст ребенка

Дата проведения диагностики

Что слепил ребенок

Улавливает образ в пластических формах

Отщипывает и отрывает от основного куска небольшие кусочки

Скатывает, сплющивает,

прищипывает, оттягивает

отдельные детали, создавая

изображения знакомых

предметов.

Средний показатель

1

2

3

4

5

6

Календарно – тематическое планирование

Месяц, Неделя

Тема

Содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

1 неделя

«Что мы умеем и  любим лепить?»

Изучение возможностей и

способностей детей в лепке.

Пластилин, стеки,

клеенки, салфетки

Беседа о поделках, запись рассказов детей; составление композиций из вылепленных поделок; обыгрывание поделок.

Сентябрь

2 неделя

«Пирожки для бабушки»

Учить скатывать шарики из пластилина между ладонями (или на плоской поверхности); формировать интерес к работе; воспитывать самостоятельность.

Пластилин, стеки,

клеенки, салфетки

Беседа о семье, семейных традициях

Сентябрь

3 неделя

«Драгоценные камни»

Вызывать у детей интерес к незнакомому для них волшебному царству; учить использовать пластилин и фольгу для изготовления драгоценных камней и других секретов, которые придумают сами дети, поддерживать выдумки детей и способствовать их реализации; продолжать учить детей пользоваться ножницами; упражнять в скатывании комочков пластилина между ладонями  и сплющивании их.

Пластилин, фольга, мелкие пуговицы, бусины, блестки; ножницы, стеки, клеенки, салфетки

Беседа по сказке «Белоснежка и семь гномов».

Сентябрь

4 неделя

«Украшение  осенних листьев»

Вызывать эмоциональный отклик на

красоту осенних листьев, совершенство их формы, строения. Познакомить с приемом декоративного украшения вылепленных изделий вдавливанием.

Пластилин, стеки, клеенки,  салфетки, материал для декора

Знакомство с искусством создания изразцов; рассматривание изразцов в

иллюстрациях; сбор листьев; подготовка пластилина.

Октябрь

1 неделя

«Морковка для зайчат»

На основе игровой мотивации, при которой дети действуют в роли зайчат, побуждать их к лепке морковок

Натуральная морковь, глина  или пластилин, стеки, клеенки, салфетки ,

кисти для рисования.

Рассматривание морковок; обследование формы; рассказ воспитателя (в игре

«Зайчиха и зайчата) о пользе овощей и фруктов

Октябрь

2 неделя

«Мебель для гномиков»

Вызывать у детей желание оказывать помощь гномикам – сделать для них мебель; побуждать детей к  самостоятельному выбору содержания своей работы, помогать им довести лепку задуманной мебели до конца и получить результат.

Фигурки гномов, предметы мебели для кукол; пластилин, стеки, клеенки, салфетки

 

Беседа с детьми о гномах, рассматривание иллюстраций.

Октябрь

3 неделя

«Подарки игрушкам»

Побуждать детей лепить игрушки из глины или пластилина по собственному замыслу. Совершенствовать умение скатывать глину прямыми и круговыми движениями, соединять в виде кольца, делать углубления стекой и пальцами на поверхности формы, украшать процарапыванием или налепами. Развивать воображение. Воспитывать бережное и внимательное отношение друг к другу.

Глиняные народные

игрушки (дымковские,

филимоновские,

каргопольские),пластилин, стеки, клеенки, салфетки

Знакомство с глиняной игрушкой;

рассматривание малой скульптуры; рисование игрушек и роспись их узорами; выставка детских лепных работ.

Октябрь

4 неделя

«Вот такой у нас арбуз!»

Учить детей лепить ломти арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме. Вносить оригинальные элементы оформления- вкраплять настоящие арбузные семечки. Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Развивать мышление и творческое воображение.

Арбуз или его муляж,

иллюстрация дольки арбуза; арбузные семечки, пластилин, стеки, клеенки,

салфетки

Рассматривание и дегустация арбуза, деление его на части разными способами;

деление на части других плодов для сравнения (апельсин, мандарин, яблоко); отгадывание загадок об арбузе; сбор арбузных семечек; дидактическая игра «Из

чего состоит натюрморт»; выставка «Дары природы»; рисование овощей и фруктов; сюжетно-ролевая игра «Магазин»; создание композиции из детских лепных работ для показа родителям.

Ноябрь

1 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Учить лепить картофель и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей: картофель круглый, капуста из ленты, свернутой в вилок (в форме бутона или розана). Показать, что разные овощи можно лепить одним способом (репа, свекла), так как они похожи по форме. Уточнить  представление о хорошо знакомых природных объектах. Вызвать желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации. Развивать творческое мышление и воображение.

Настоящие морковь,

капуста, свекла и другие

овощи или их муляжи,

пластилин зеленый,

оранжевый и бруски

черного или коричневого;

стеки, клеенки, салфетки

Рассматривание овощей;  беседы о сборе урожая овощей, о хранении их, о том, что из них можно приготовить; отгадывание загадок; дидактическая игра с лепкой «Репка и свекла»; рисование и лепка овощей и фруктов; составление композиции «Огород», обыгрывание лепными мелкими фигурками; работа с родителями – выставка «Дары природы»

Ноябрь

2 неделя

«Вот ежик - ни головы, ни ножек»

Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить детей на самостоятельный поиск средств образной

выразительности. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать уверенность, инициативность в лепке.

Игрушечные ежики,

скульптура малых форм,

иллюстрации; материал для  иголок ежика (семечки,  зубочистки, спички, трубочки для коктейля), для глаз и носа (бусинки, мелкие пуговички, бисер, зерно гречихи); пластилин, стеки, клеенки, салфетки

Рассматривание ежей в иллюстрациях, фото, материалах ИКТ, малой скульптуре, игрушках; беседа о внешнем  виде ежей; чтение «Ежик» Е.Чарушина и стихотворений  «Ежик» В. Шипуновой, «Песня ежа»  Г.Лагздынь; отгадывание

загадок; оформление выставки  для родителей с композицией из грядок с морковью, свеколкой и капустой.

Ноябрь

3 неделя

День птиц

«Петя-петушок,

золотой гребешок»

Учить детей передавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать варианты сочетания художественных материалов: голова и туловище из пластилина, а крылья и хвост – из природного материала (или наоборот). Развивать способности к формообразованию композиции. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.

Игрушки и малая скульптура, иллюстрации

петушков в сказочном стиле; иллюстрации из альбома «Что можно сделать из природного материала»;пластилин, орехи, шишки, желуди,

каштаны, осенние листья, лепестки цветов, крылатки клена, перья птиц, зубочистки, спички,

трубочки для коктейля,

стеки.

Рассматривание природного материала; дидактическая игра «Что на что похоже»; знакомство с народной глиняной игрушкой

и декоративной росписью – петухи и куры дымковские, филимоновские, городецкие;

организация выставки с привлечением родителей «Игрушки из природного

материала»; рассматривание иллюстраций В. Васнецова к потешкам.

Ноябрь

4 неделя

«Бусы в подарок маме»

Продолжать вызывать у детей интерес к созданию красивого украшения, изготовленного собственными руками, предоставлять возможность проявлять инициативу и самостоятельность.

Упражнять в использовании уже известных приемов вдавливания и мелкие предметы для украшения вылепленных изделий.

Украшения (бусы, кулоны,

броши) для показа, стеки,

зубочистка или палочка для  проделывания отверстий в  бусинах, клеенки, салфетки

Рассказ об украшениях-оберегах;

рассматривание разных украшений; свободная художественная деятельность –

рисование кругов и овалов, лепка

предметов округлой формы; беседа о празднике – дне матери; работа с родителями – подготовка подарков мамам, процарапывания. Воспитывать любовь и уважение к маме, заботливое отношение к ней.

Декабрь

1 неделя

«Поможем Айболиту

вылечить медвежат»

Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброту, сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им. Учить лепить известные детям фрукты округлой формы, добиваясь выразительной передачи формы, строения, характерных деталей. Побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя знакомые приемы лепки.

Листок бумаги –телеграмма; разные фрукты или их муляжи; пластилин, стеки, клеенки, салфетки

Чтение К.Чуковского «Айболита», рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию; рисование фруктов; сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья», «Магазин»; словарная работа – называние цвета фруктов на бытовом уровне (абрикосовый, мандариновый, апельсиновый, сливовый, вишневый); свободная художественная деятельность – лепка ягод, овощей и окраска их после высыхания гуашью.

Декабрь

2 неделя

«Новогодняя игрушка»

Заинтересовать детей лепкой елочных игрушек. Предложить для работы приемы лепки: круговой налеп, декорирование. Упражнять в украшении поверхности игрушки ритмичным нанесением узора путем выцарапывания.

Пластилин, стеки, маленькие пуговицы, бисер, бусины, другие мелкие предметы для украшения.

Рассматривание открыток с зимними поделками.

Декабрь

3 неделя

«Дед Мороз принес подарки»

Учить детей лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубке), учить самостоятельно выбирать приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками). Показать возможность лепки мешка из плоской формы путем преобразования в объемную, Развивать чувство формы, пропорций, композиции. Вызвать яркие эмоции в ожидании праздника.

Игрушечный Дед Мороз; заготовки из пластилина –

конус и шарик (шубка и голова) пластилин, стеки, клеенки, салфетки

Беседа о новогоднем празднике; рассматривание изображений Деда Мороза на новогодних открытках и календарях, в

скульптуре малых форм; конструирование фигурки человека в длинной шубке из

бумаги воспитателем (дети наблюдают процесс работы); лепка предметов в форме конуса, чтение стихотворения «С Новым годом!» В.Шипуновой.

Декабрь

4 неделя

«Нарядим елочку»

Продолжать учить декорировать предметы.

Игрушечная ёлочка; заготовки из пластилина –

конус и шарик (шубка и голова) для показа способа лепки.

Беседа о новогоднем празднике.

Январь

2 неделя

«Снеговик»

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать прием оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Игрушечные снеговики,

открытки со снеговиками;

схема лепки снеговика для

обучения планирования

работы; основа для общей композиции (картон или

ДВП); пластилин белый и холодных тонов; бусинки, бисер, мелкие пуговицы, тесемки, ленточки для украшения; стеки, клеенки, салфетки.

Рассматривание изображений снеговиков на открытках, в книжных иллюстрациях, в

скульптуре малых форм и народной дымковской игрушке; экспериментирование со снегом и пластилином – лепка снеговиков на прогулке; роспись снеговиков гуашью по мотивам дымковских игрушек или по своему замыслу.

Январь

3 неделя

«Корзина с любимыми

фруктами для зайчат»

На основе игровой мотивации, при которой дети действуют в роли зайчат, побуждать их к лепке тех фруктов, которые каждому из них знакомы и нравятся. Вызывать желание с помощью стеки и налепов добиваться выразительной передачи формы, строения фруктов. Воспитывать желание делать подарки к празднику Рождества, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Разные фрукты или их муляжи, иллюстрации с

Натюрмортами из фруктов; корзинка, пластилин, стеки, клеенки, салфетки

Рассматривание натюрмортов с овощами и фруктами; свободная художественная деятельность – лепка и рисование овощей и фруктов; сюжетно- ролевые игры «Зайчиха и зайчата», Магазин»,«Семья».Составление композиций в корзинках из лепных поделок детей; выставка детских поделок для родителей.

Январь

4 неделя

«Забавные пирамидки»

Учить детей лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде конуса. Показать детям  приемы планирования работы (выкладывание комочков пластилина в ряд от самого большого к самому маленькому). Развивать чувство цвета, формы и величины.

2-3 пирамидки с разными

верхушками; пластилиновые пирамидки

для показа способов лепки; стеки, зубочистки, трубочки для коктейля, бусины, мелкие пуговицы для оформления.

Рассматривание игрушек-пирамидок; дидактические игры с игрушками- пирамидками (собрать пирамидку по образцу, сложить колечки от самого большого или от самого маленького); рассматривание колец, сравнение по цвету, форме, размеру.

Февраль

1 неделя

«Сова и синица»

Учить детей лепить пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы и синицы. Продолжать освоение рельефной лепки. Создать условия для самостоятельного выбора материалов, приемов работы и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в лепке.

Игрушечные сова и синица, иллюстрации по теме; картон голубой и черный для фона композиции; пуговицы желтые и оранжевые для глаз совы и бисер черный для глаз синицы; пластилин, стеки, клеенка, салфетки

Рассматривание иллюстраций и игрушек

совы и синицы; беседа о внешнем виде

этих птиц и образе жизни; знакомство с

понятием контрастов в изобразительном

искусстве; рисование и лепка разных по

размеру предметов, животных (овощи,

ягоды; мишка и мышка); свободная художественная деятельность –лепка и рисование птиц; чтение стихотворений о сове и синице; отгадывание загадок; составление описаний; составление композиции для выставки «День и ночь – синички и совы».

Февраль

2 неделя

«Чайный сервиз для игрушек»

Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребенок лепит чайную пару). Вызывать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (налепы, отпечатки или процарапывание). Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

Заготовки из пластилина для показа способа лепки чашки и блюдца; игрушечный самовар, чайник, заварочный чайник, игрушки, стол и стульчики, салфетки (все, что нужно для чаепития, кроме чайных пар); глина или пластилин, стеки, разные приспособления для печатания узоров; клеенка, салфетки

Рассматривание чайных сервизов дома и в

магазине; дидактические игры «Подбери пару», «Чего не хватает»; сюжетно- ролевая игра в чаепитие; чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»; свободная художественная деятельность-вырезывание и роспись салфеток, лепка угощений для игрушек; обыгрывание поделок –чаепитие у кукол.

Февраль

3 неделя

«Веселые вертолеты»

Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление детей о строении вертолёта. Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность в движениях руки и глаза. Вызвать желание порадовать пап, дедушек, братьев своими поделками. Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток или трубочек).

Поздравительные открытки к 23 февраля; иллюстрации с воздушным транспортом;

вентилятор для показа

особенностей движения. Картинки вертолета; схема строения вертолета; пластилин, зубочистки, палочки, трубочки для коктейля, пуговицы, стеки, салфетки

Наблюдение за летящим вертолетом на прогулке; рассматривание внешнего вида в иллюстрациях, на фото; способе передвижения вертолета. Игры с игрушечным вертолетом; поздравление пап с праздником защитников Отечества; работа с родителями – организация спортивных игр – соревнований с папами.

Февраль

4 неделя

«Филимоновские свистульки»

Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно- прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны глина, гончарный круг, печь для обжига игрушек, особые краски и кисточки для росписи игрушек узорами).

Филимоновские игрушки с разным содержанием

( птички, медведь, барыня,

козел, петух, курочка);

иллюстрации с

филимоновскими

свистульками; декорация для разыгрывания мини-

спектакля; пластилин, свистки от шариков, стеки, салфетки основа для коллективной композиции.

Рассматривание филимоновских игрушек

и иллюстраций «Филимоновские

свистульки»; словарная работа «народная игрушка», «народные умельцы»; просушка слепленных игрушек; свободная художественная деятельность-лепка игрушек по мотивам филимоновских, роспись их после просушки; обыгрывание поделок-мини- спектакль со свистульками.

Март

1 неделя

«Цветы-сердечки»

Учить детей лепить рельефные картинки в подарок близким людям-мамам и бабушкам. Показать варианты  изображения цветов с элементами – сердечками. Учить лепить сердечки разными способами: моделировать пальцами рук (раскатать шар, сплющить в диск, с одной стороны оттягивать, а с другой – вдавливать и сглаживать) или вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

Готовые сердечки для

рассматривания;

картонные заготовки

в форме круга, овала,

квадрата, прямоугольника

для основы; формочки для

выпечки в виде сердечек,

стеки, скалка, клеенки,

салфетки ,бусинки,

пуговицы, лестки, тесемка,

ленточки.

Беседа о празднике 8 Марта; рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства с растительными

элементами декора.

Март

2 неделя

«По реке плывет кораблик»  

Учить детей лепить кораблики из бруска пластилина, отрезая стекой лишнее (уголки для образования носа) и «достраивая» недостающее (палубу, мачту, трубу и пр.). Показать взаимосвязь способов лепки по мотивам литературного произведения. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и приемов техники лепки.

Основа для композиции –

плитка керамическая или

клеенка голубого цвета,

пластилин разного цвета,

мелкие предметы,

пуговицы, трубочки для

коктейля, зубочистки,

палочки, стеки, клеенки,

салфетки

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о

царе Салтане»; рассматривание иллюстраций с изображениями моря, кораблей; свободная художественная деятельность - преобразование бруска пластилина, выкладывание корабликов из геометрических фигур; игра – путешествие на корабликах (развитие связной речи -куда поплыли, что видели, что приключилось)

Март

3 неделя

«Воробушки на кормушке»

Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырех-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глаз, семечки для клювиков). Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Иллюстрации к

стихотворению; фигурка

Деда Мазая, скульптура –

зайчата, основа для

композиции – зеркало или

фольга на картонной основе с деревом, лодкой, пеньком, плывущим бревном; пластилин, стеки, салфетки.

Наблюдение за птицами на прогулке в парке; беседа о зимующих птицах;

изготовление кормушек вместе с родителями; подкормка птиц на кормушках; рассматривание изображений разных птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока).

Март

4 неделя

«Чудесный мешочек»

Продолжать развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать. Учить детей использовать приемы декоративного украшения созданных образов, поддерживать творческую инициативу детей.

Мешочек с различными

мелкими предметами

(пуговицы, камешки,

стеклышки с отточенными

краями, пробки от бутылок, шампуня, духов);

пластилин, стеки, клеенки

Сбор материалов для чудесного мешочка;

дидактическая игра «Что на что похоже»;

свободная художественная деятельность –

дорисовка геометрических фигур до

узнаваемых образов.

Апрель

1 неделя

«Космонавт»

Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии лётчика - космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую моторику. Воспитывать гордость за свою страну.

Иллюстрации космических кораблей и космонавтов; пластилин, стеки, скалка, клеенки, салфетки

Беседа о дне космонавтики.

Апрель

2 неделя

«Звезды и кометы»

Продолжать освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звездами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения (скручивание, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать навыки сотрудничества

Фото ночного неба,схемы

созвездий; размягченный

цветной пластилин,

картонная основа для фона (один квадрат или

прямоугольник на двоих

детей), пуговицы, стеки,

клеенки, салфетки

Беседа о космосе, звездах и созвездиях;

наблюдение за ночным небом; беседа о

ночном небе, о звездах, знаках Зодиака;

рисование ночного звездного неба. Комет,

луны; рассматривание изразцов и других

рельефных изображений; чтение стихотворений о звездном небе, космосе и космонавтах; оформление выставки «Звезды и кометы».

Апрель

3 неделя

«Муха-цокотуха»

Учить детей лепить насекомых в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам сказки. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей.

Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать интерес к живой природе.

Композиционная основа

«Самовар на лугу»;

игрушечные насекомые или иллюстрации; цветной

пластилин, бисер, бусинки

для украшения насекомых,

проволока, зубочистки,

трубочки для коктейля,

стеки, клеенки, салфетки

Чтение сказки К.Чуковского «Муха-

цокотуха»; рассматривание иллюстраций и

фото цветочного луга; беседа о луговых

насекомых и растениях; подготовка основы

для лепной панорамы «Муха-цокотуха»;

свободная художественная деятельность-

завершение работы над композицией

(лепка растений, насекомых и мелких

животных).

Апрель

4 неделя

«Сказочная рыбка»

Вызывать у детей интерес к лепке сказочной рыбки. Увлечь способом лепки из целого куска пластилина. Учить украшать вылепленную рыбку способом налепа (глаза, чешуя). Развивать мелкую моторику

Игрушечная рыбка; пластилин, стеки, клеенки, салфетки.

Чтение «Сказки о золотой рыбке»; беседа о

сказочной рыбке, о том, какие желания она

может исполнять; декор из фантиков

(плавники, хвост).

Май

1 неделя

«Пасхальное яйцо»

Продолжать развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать. Учить детей использовать приемы декоративного украшения созданных образов, поддерживать творческую инициативу детей.

Заготовка яйца на картоне, стека, предметы для декорирования.

Беседа воспитателя с детьми о христианском празднике «Христово воскресение», привлечение детей к национальным праздникам.

Май

2 неделя

«Веселые жучки»

Побуждать детей лепить жучков и других насекомых, используя знакомые приемы лепки (раскатывания, скручивания, оттягивания и др.). Поощрять инициативу и самостоятельность при лепке.

Иллюстрации с насекомыми, игрушечные жуки и насекомые;

пластилин, стеки, клеенки, салфетки

Знакомство со скульптурой малых форм; рассматривание жучков и других насекомых на прогулке, в скульптуре, на праздник весны и труда.

Май

3 неделя

«Салют»

Что мы умеем и любим лепить? (педагогическая диагностика). Изучение возможностей и способностей детей в лепке.

Глина или пластилин,

стеки, клеенки, салфетки

Беседа о поделках, запись рассказов детей,

обыгрывание поделок.

Май

4 неделя

«Весеннее

     дерево»

Учить лепить дерево, используя такие приёмы лепки, как скатывание шара круговыми движениями, раскатывание между ладонями прямыми движениями до получения цилиндра; соединять части, прижимая их; развивать творческое воображение и самостоятельность.

Глина или пластилин,

стеки, клеенки, салфетки

Беседа о поделках, запись рассказов детей,

обыгрывание поделок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Юный инспектор в детском саду».

Lополнительная общеобразовательная программа на тему «Юные инспекторы в детском саду» . Целью разработки программы является создание эффективной системы по профилактике детского дорожно-транспортн...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"

Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫЦели: развитие поисково-познавательной деятельности как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.Задачи:1. Формировать систему эл...