Проектная деятельность как средство развития ребенка с ОВЗ.
статья (старшая группа)

Лиджи-Горяева Елена Цебековна

Ключевые слова: проектная деятельность, интеллект, активизация, совместная деятельность, соучастие,  практико – ориентированный   

Аннотация: В данной статье идет речь о проектной деятельности, о её использовании в коррекционно – воспитательной работе с детьми с ОВЗ, направленной на развитие творческих способностей ребенка, на социализацию ребенка.  

 

     В наше время человечество живет в очень сложном мире взаимоотношений как между государствами, политиками, так и между отдельными индивидами.

И в этих сложнейших переплетениях социальных, экономических, политических взаимоотношений человеку очень трудно найти свое место под солнцем, вписаться в окружающую социокультуру, стать частью её.

Часто мы наблюдаем насколько молодые люди пассивны в этой жизни, не имеют определенной цели, при малейших трудностях опускают руки, ждут помощи родителей, их указующих и направляющих инструкций.

Наши дети не могут реализовать свои возможности в этой жизни, потому что мы не научили их жить.  

Если говорить в этом плане о наших детях, о детях с ограниченными возможностями здоровья – эта проблема имеет большую актуальность.

Наша главная задача, как воспитателей так и родителей – это научить особого ребенка самостоятельности, жизненной компетенции, способности к адаптации, приспособляемости, стрессоустойчивости. В силу своих возможностей они не настолько активны, любознательны, не всегда могут управлять своим поведением, планировать свои действия, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.

      Важно понимать, что не отдельные качества, а только их совокупность поможет решить проблему социализацию ребенка.

 Мы все осознаем необходимость развития каждого ребенка как самоценной, успешной личности, но при этом констатируем тот факт. Что снизилась положительная мотивация к активизации познавательной деятельности.

 

Именно технология проектной деятельности может помочь в решении этой проблемы.

В основе этой технологии лежит идея доверия к ребенку, к его возможностям, способностям, которые опираются на поисковое поведение.

Пассивная жизненная позиция развивается на основе подавления   детской инициативы.

Помогая ребенку в личностном развитии, мы воспринимаем его как сосуд, который мы должны наполнить знаниями, умениями и навыками жизни.

Мы сами определяем их потребности, состояние, возможности и меньше всего думаем об активизации познавательной деятельности, о побуждении к занятию активной позиции.

В основном мы требуем от ребенка выполнения, воспроизведения уже готовых истин.

Воспитание надо понимать как совместную деятельность взрослых и детей, имеющих целью создание условий для саморазвития ребенка, его самодеятельности.

Проектная деятельность служит уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода.

Участие в проектной деятельности ставит ребенка в позицию активного участника событий жизни, он чувствует себя не как исполнитель, а как творец, который разрабатывает, планирует для себя и других что то новое, т.е « изменяя обстоятельства, человек изменяет самого себя».

Проектирование – это ещё и индивидуально – творческий процесс, который требует от каждого активного участия, новых решений, и в то же время это коллективное творчество.

Здесь вырабатываются способности к целеобразованию, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Основные цели проектной деятельности – это:

- увеличение степени самостоятельности ребенка, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникшие проблемы;

- создание условий, в которых ребенок может максимально полно проявить свои возможности;

- адаптация в социуме;

- создание условий, при которых подросток может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих.

 

Существуют разные типы проектной деятельности по доминирующему методу:

- исследовательские (исследование задачи с заранее неизвестным решением);

- информационные (сбор информации а каком-то явлении, объекте, анализ и обобщение);

- творческие (отражают взаимоотношения ребенка с миром);

- игровые  (доминирует игровая деятельность);

- практико – ориентированные (четко ожидаемый, ориентированный на социальные  интересы  результат)

Типы проектной деятельности по продолжительности реализации:

- краткосрочные;

- проекты средней продолжительности;

- долгосрочные ( в течение от 1 до нескольких месяцев, решают крупную проблему).

 

Известный ученый А. Эйнштейн сказал, что « детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Ребенок не должен ощущать « давления», диктата взрослых.

Но при этом присутствие, сопровождение взрослого обязательно. Его активность будет зависеть от состояния и возможностей детей.

В более слабой группе отсутствие необходимого жизненного опыта, особенности развития интеллектуально – творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность.

Поэтому активная роль отводится взрослому.

Его внимательное отношение к потребностям детей, знание их интересов помогут без труда определить проблему, и заказываемую детьми.

Желательно интригующее начало, отвечающее потребностям детей, мотивирующее их к действию, размышлению, совместное обозначение проблемы, определение цели проекта, его мотивация, привлечение детей к участию в планировании деятельности, реализации намеченного плана.

Далее совместное движение взрослых и детей к результату, анализу выполнения проекта. Обязательно необходимо замечать и поощрять первые попытки детей самостоятельно решить ту или иную проблему, сообщая о их успехах.

Это поможет ребенку осознать свою значимость в успехе общего дела, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.

У детей старшего возраста уже есть пусть и небольшой, но определенный социальный опыт, который позволяет им проявлять большую самостоятельность. Прежде всего это опыт общения со сверстниками, совместные переживания, совместная деятельность, которая требует умения согласовывать действия, помогать друг другу,.. В этой ситуации активность взрослых должна быть наименьшей, только там, где это нужно, но не более.    Роль взрослого – в развитии и поддержке познавательной и творческой активности детей, создание условий, которые позволяют ребенку самостоятельно определять цели и содержание проектной деятельности, выбирать способы работы для достижения конечного результата.

Метод проектной технологии выступает как средство развития личности у детей с нарушением интеллекта.

При реализации проектов учитываются специфические особенности детей:

- он должен быть ориентирован на психофизические возможности воспитанников;

- деятельность педагога играет направляющую роль;

- задача воспитателя заключается не столько в подаче готовых знаний детям, а в создании психолого – педагогических ситуаций для активизации познавательной деятельности воспитанников.

Реализуются следующие этапы проектной деятельности:

1. Проектирование – совместное с детьми формулирование проблемы, цели проекта, введение детей в игровую ситуацию, формулирование задач;

2. Планирование. – На данном этапе воспитатель помогает детям при необходимости спланировать свою деятельность для решения поставленных задач;

3. Поиск информации: - Воспитатель оказывает помощь в поиске необходимой информации. Здесь желательно привлечение родителей в помощь, поощрение самостоятельной творческой активности детей;

4. Непосредственно работа по теме проекта: - занятия, наблюдения, поделки, экскурсии…;

5. Подведение итога – совместная подготовка отчета: презентация, выставка, концерт … по реализации проекта, представление его воспитанникам из других групп, родителям,…;

6. Портфолио проекта.

Работа с применением проектной технологии должна строиться по принципу усложнения, поэтому в основу закладываем следующие положения:

- постепенное увеличение объёма знаний и навыков;

- выполнение проекта в различных областях, начиная с более знакомых (группа, места отдыха, семья,..);

- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблемы.

Проекты характеризуются:

- разноуровневностью;

- сроками реализации;

- комплексностью методов;

- связанностью учебно – воспитательных и коррекционных задач по каждому ребенку.

Для примера разработка проекта «Домашние животные».

Актуальность проекта: Животный мир – важная часть нашей жизни. Каждый ребенок познаёт окружающий мир, стараясь потрогать его, поиграть…

Воспитывать любовь к природе нужно начинать с самого детства. Нужно учить заботиться о природе и беречь её. Важной частью природы являются живые существа. Прежде всего, ребёнок узнаёт животный мир, знакомясь с теми, кто живёт с ним рядом. А это домашние животные. Летом дети бывают у бабушек и дедушек в деревне, где, конечно, знакомятся с домашними животными. Но такое «знакомство» происходит не у всех, да и те, кто видел животных – не всегда могут обобщить свои представления. А многие дети даже назвать животное не могут! Поэтому и возникла идея подробного знакомства детей с домашними животными.

Цель проекта: формирование представлений детей о домашних животных.

 

Задачи проекта: Обобщать и расширять знания детей о домашних животных.

- Познакомить детей с характерными особенностями домашних животных, и их детёнышей (кошка-котёнок, собака-щенок, корова-телёнок, коза-козлёнок, лошадь-жеребёнок, и т.д): чем они питаются, где живут, какую пользу приносят людям.

- Закреплять знания детей о характерных повадках и признаках домашних животных.

- Воспитывать заботливое отношение к животным.

- Приобщать родителей и детей к совместному творчеству.

 

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный.

 

Вид проекта:

Познавательно-исследовательский, творческо – игровой.

 

Продолжительность:

Краткосрочный.

 

План реализации проекта:

- Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.

- Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, тематических альбомов, игрушек домашних животных, материалов для игр.

- Использование изобразительных наглядных пособий: плакаты «Домашние животные», «Чьи детки?»; альбом «Кто, где живёт?», «Домашние животные».

- Работа с родителями по оказанию помощи свои детям по теме проекта в домашних условиях: в подборе материала, наблюдения за домашними питомцами и т.д.

- Беседы, экскурсии (в зоопарк, виртуальные), игры, ППД, занятия.

 

                                               Результат:

В результате проектной деятельности у детей сформировались знания и умения:

- о домашних животных и их значении в жизни человека;

- о названиях домашних животных, их детёнышей;

- о том, что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет);

- чем питаются домашние животные;

- какую пользу приносят домашние животные людям;

- как «говорят» домашние животные;

- научились различать их по голосу;

Знают, что нужно ухаживать за домашними питомцами.

 

В ходе реализации проекта дети занимались творческой предметно-практической деятельностью: лепка «Угощение для собачки»; аппликация «На лугу»; разучивали песенки-потешки о домашних животных, читали сказки, стихи, смотрели мультфильмы по теме, играли в настольные игры,..

В итоге после реализации проекта была создана презентация работы, все дети за активность, проявление самостоятельности были отмечены подарками – мягкими игрушками.

 

Из всего вышесказанного мы видим, что технология проектной деятельности ориентирована на совместную деятельность участников в различных сочетаниях: воспитатель-дети, дети-дети, дети-родители-воспитатели, дети-воспитатель-педагоги дополнительного образования и т.д.

Дети учатся помогать друг другу, уступать друг другу, слушать других. Ребенок видит результат работы всей группы и понимает, что здесь есть и частичка его усилий, т.е. каждому ребенку обеспечивается признание его важности и необходимости в коллективе. Он понимает, что и другие замечают его вклад в общее дело, и уже сам стремится ни в чем не отставать от других. Ребенок постепенно учится самостоятельно выдвигать свои идеи, у него формируется логика, умение определять свою позицию, понимать свои возможности и значение своего вклада, т.е. у него формируется подлинная активность и самостоятельность, ответственность. Не менее важным результатом является и развитие взаимоотношений со взрослыми, доверие к ним, что содействует тому, что ребенок становится более открытым, добрым, внимательным. А участие родителей в работе над проектной деятельностью пробуждает в них интерес к познанию самих себя и детей, сближает их с детьми.

А самое главное и важное – это то, что в итоге мы помогаем ребенку понять себя, свои возможности, помогаем ему стать самодостаточным человеком, который не спасует перед жизненной ситуацией, сумеет выбрать оптимальное решение, не роняющее его человеческое достоинство, сумеет стать полноправным членом общества.

 

                                                     

Литература:

1.Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. // Развитие личности. 2000 №1.

2. Полат. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное  пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров. М., 1999 

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.- сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М., 2003.

 

4. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие / Под. ред. В.А. Сластенина. М., 2000

 

5. Евдокимова Б.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2006.

6. Комратова Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. 2007. №1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Знакомим ребенка с историей семьи"

Папка передвижка "Знакомим ребенка с историей семьи"...

Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....

"Как организовать проектную деятельность с ребенком"

Консультация для родителей о проектной деятельности и ее организации...

Консультация для родителей "Мнемотехника,как средстворазвития связной речи детей".

quot;Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит ". К.Д.Ушинский...

Педагогическая инновация. Организация детской проектной деятельности «Ребенок ребенку» (2021г)

Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной сторо...

Консультация для родителей на тему: "Проектная деятельность с ребенком"

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессеносит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, ипедагоги, а также родители, которые являются не только источникамиинф...

Методическая консультация для родителей «Проектная деятельность с ребенком»

15.10.2019 г. в МАДОУ ЦРР - д/с №24 "Сказка" была проведена методическая консультация для родителей "Проектная деятельность с ребенком".Каждый из вас видит своего ребенка успешным,...