Консультация" Ребёнок идёт в 1 класс: радости, ожидания и тревоги.
консультация (подготовительная группа)

Орещишина Вера Владимировна

Консультация «Ребёнок идёт в 1 класс: радости, ожидания, тревоги»

Одна из самых приятных картин в году - это 1 сентября, когда нарядные мамы и папы первый раз ведут своих маленьких чад в школу. Нельзя оставаться равнодушными при виде огромных букетов, белых бантов, ярких цветных портфелей и счастливых глаз. В первый же день рождается трио участников долгого процесса обучения - ученик, учитель, родители. Взаимопонимание и желание помочь друг другу гарантируют успех для всех троих: ребёнок будет хорошо учиться, родители смогут избежать многих переживаний, учитель получит удовлетворение от своего труда. Чтобы ожидания всех троих сбылись, прийдётся приложить усилия. Процесс превращения маленького ребёнка в школьника нельзя пускать на самотёк.

Так же как учитель готовится к учебному году (собирает материал, прорабатывает программу, думает о заинтерисованности будущих учеников, родители обязаны продумать, как они помогут малышу комфортно влиться в учебный процесс.

Отношение ребёнка к школе : ожидание и реальность.

Ребёнок очень хочет в школу. Его готовят в детском саду, рассказывая, что скоро он станет совсем взрослым и самостоятельным. Мамы и папы, бабушки и дедушки вспоминают всё самое лучшее и смешное из своих школьных будней и по нескольку раз перессказывают это будущему первокласснику. Школьная форма, портфель, чистые тетрадки, в которых нельзя рисовать, ручки и чернила - всё это новое, привлекательное и заманчивое собрано задолго до своего часа. Самые лучшие ожидания подогреваются, обсуждаются и лелеются всемичленами семьи, поэтому отношение ребёнка к школе закладывается на очень положительном уровне. Ведь это первое значительное событие в его жизни.

Реальность не всегда совпадает с ожиданиями. Виной тому- не отрицательные факторы современной школы, а простые жизненные условия. Малышу прийдётся большую часть времени проводить в незнакомом коллективе, подчиняться незнакомому человеку, отвечать на требования в учёбе и поведении. Сразу станет многое нельзя: бегать,кричать, играть когда хочется, рисовать где прийдётся, кушать любимые конфеты, плакать и проситься к маме. Отказ во многом часто провоцируют реакцию" не хочу". Ребёнок воспринимает круг ограничений и не желает с ним мириться. Поэтому родители часто слышат после первых недель обучения: " Я в школу больше не пойду!", "Не хочу учить уроки, не буду рассказывать стих, не стану писать разные палочки". Это реальность, которая противоречит ожиданиям, но нуждается в решении.

Первый учитель: трудности во взаимопонимании.

Взрослые могут предвидеть проблемы, которые помешают ребёнку достичь взаимопонимания с учителем. Только близкие знают, насколько быстро их ребёнок сходится с незнакомыми людьми. Если малыш стеснительный, если его тяжело уговорить даже поздороваться, лучше начать процесс привыкания заранее. Когда вы идёте в школу с документами, получить информацию, на предварительное родительское собрание-, берите ребёнка с собой. Пусть он познакомится с учителем и несколько раз увидит человека, с которым прийдётся долго общаться в школе. Всегда старайтесь в его присутствии говорить о том, как вам повезло с преподавателем, и называть учителя по имени- отчеству. Малыш привыкает, что есть человек, которому можно доверять.

Есть детки со своими уникальными особенностями. Мудрый учитель увидит излишнюю застенчивость, скрытые или явные страхи, заметит влияние неблагоприятных внешних факторов. Всегда лучше прислушаться к рекомендации учителя относительно поведения школьника. Стоит помнить, что без родителей дети ведут себя по- другому.

После процесса адаптации к учителю дети впадают в другую крайность. Они рассказывают учителю абсолютно всё, что происходит вокруг них, они правдивы, и будьте уверенны, что ваш первый учитель, знает о вас больше, чем самые близкие соседи. Одна учительница с сорокалетним стажем работы пристыдила родителей, пытающих обмануть её, словами:" Я могу рассказать о вас всё, что вы едите, как спите, но не пользуюсь этой информацией, а вы пытаетесь пользоваться моим доверием. "

Эмоциональная нагрузка: адаптация в новом коллективе.

Вокруг множество чужих детей, маленьких и больших, бывает настроенных недружелюбно. Из небольшого коллектива детского сада или семьи ребёнок попадает в жужжащий улей с неизвесными правилами. Первые два месяца обучения показывают, влился ли ребёнок в коллектив. Рассказать об этом могут эмоции ребёнка. Если он подавлен и раздражителен, это повод для тревоги. Если он идёт в школу спокойно, тянет туда любимую игрушку и рассказывает о новых друзьях, можите не волноваться. Необходимо помочь ребёнку чуствовать себя личностью со своими успехами и промахами, забыть о соревновательных процессах с другими. Это обезопасит ребёнка от комплексов неполноценности и неуспешности.

Лучше продвигаться вперёд с девизом: если сегодня не всё хорошо, мы постараемся и завтра будет лучше, если сегодня всё замечательно, то завтра будет отлично. Маленькие правила лучше запоминаются. Короткие фразы:"Давай дружить","Поделись пожалуста", "Давай помогу" сразу сработают, и дети найдут взаимопонимание. Почаще о них напоминайте ребёнку.

Как сконцентрировать внимание ребёнка на учёбе.

Когда ребёнок понимает, что учёба - не игра, что приходится изо дня в день учить уроки, писать и читать, он может засомневаться в своих желаниях и способностях. Ему нужно помочь. Первоклассникам лучше всего придерживаться режима дня, в котором будет время для прогулок, игр, семейных развлечений и отдыха. Чёткий ритм жизни не вызывает у ребёнка сопротивление, но требует дисциплины от родителей. Если показать ребёнку, что учёба для него сейчас- самое важное:

-искренняя похвала: всегда за любую мелочь, за усидчивость, за послушание;

-будьте в курсе всего учебного процесса, отношений в классе, в контакте с учителем;

- не пускать приготовление уроков на самотёк- контроль необходим;

- организация рабочего места дома, тишина при выполнении заданий;

-достаточный отдых: усталый, невыспавшийся ребёнок ни чем вас не порадует.

Родительская поддержка в первый период адаптации к школе.

Политика школьного образования сейчас такова,что всю ответственность возлагают на родителей. Школа часто разводит руками и винит родителей в недостаточном внимании к детям. Поэтому поддержка родителей в период адаптации первоклассника играет крайне важную роль.

Ребёнка нужно любить. хвалить. убеждать. С ним лучше вести доверительные беседы, не критиковать и уметь слушать. Сотрудничество с учителем, поддержание его авторитета помогут и малышу понять важность учёбы.

 
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия к МО Образовательное событие "Масленица идёт, весну и радость несёт", для воспитателей старших и подготовительных групп.

Конспект занятия к МО Образовательное событие  "Масленица идёт, весну и радость несёт", для воспитателей старших и подготовительных групп....

Мастер-класс «Радость форм и цвета». Модульное рисование

Мастер-класс «Радость форм и цвета». Модульное рисование...

Мастер - класс "В ожидании Нового года"

Мастер - класс для детей и родителей во второй младшей группе...

Мастер-класс. Радость общения с книгой. «Технология «сторисек» в детском саду»

Цели «Сторисека»: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения....

Мастер-класс "Радость Победы"

Конспект мастер-класса к конкурсу "Воспитатель года"...

Мастер класс "Радость на мольберте"

мастер-класс «Радость на мольберте»   . Достаточно часто развивается эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Возникают трудности межличностной...

Мастер-класс «Календарь ожиданий Нового года»

Мастер – класс с использованием подручных материалов (коллективная работа)ссылка:https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-kalendar-ozhidanii-novogo-goda.html...