«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ».
статья

Елена Камынина

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. 

Цель моей работы: установление доверительных, партнерских отношений с родителями. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. А также , так как  современная семья утратила многие старые добрые традиции, выполнявших воспитательные функции , приобщить  детей, в сотрудничестве с родителями, к уникальной национальной культуре донского казачества, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

- объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;

- установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- разработать   интерактивные формы работы с родителями; Предполагаемый результат моей работы:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ».

Камынина Елена Геннадьевна

Воспитатель первой категории

МБДОУ « Детский сад № 55»г.Челябинск

  «От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что

в его разум и сердце вошло 

из окружающего мира -

от этого, в решающей степени, зависит

каким человеком станет сегодняшний

малыш».

/В.А.Сухомлинский/

 

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе педагогу не обойтись. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства как в семье, так и в ДОУ.

В последние годы отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимум, привлечение их к работе детского сада». Она подчеркивала, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет… на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

 Т.Н. Доронова считает воспитатель должен заострить внимание родителей на том, что дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий; ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия взаимных симпатий.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка, в частности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. 

Цель моей работы: установление доверительных, партнерских отношений с родителями. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. А также , так как  современная семья утратила многие старые добрые традиции, выполнявших воспитательные функции , приобщить  детей, в сотрудничестве с родителями, к уникальной национальной культуре донского казачества, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

- объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;

- установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- разработать   интерактивные формы работы с родителями; Предполагаемый результат моей работы:

Зная, как важна атмосфера доверительных взаимоотношений между воспитателями и родителями. Хочется подробнее остановиться на некоторых традиционных формах взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников. 

Такая форма, как анкетирование, никогда не теряет своей актуальности. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу именно с этого метода. Родители моих воспитанников с удовольствием отвечали на вопросы, старались дать более полную информацию о своем ребенке. На основе собранных данных я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Конечно, были и формальные ответы, но это дало мне почву для размышления, например, как добиться от родителей большей информации.

Анкетирование подсказывает педагогам темы бесед  с родителями, содержание консультаций, содержание наглядной информации на информационном стенде и в групповых уголках. Мне очень нравиться эта форма взаимодействия с родителями. Мы становимся ближе с семьями, есть возможность узнать о методах воспитания, о семейных традициях, это очень помогает в планировании образовательного процесса. Например, анкета «Чего вы ждете от детского сада в этом году?» помогла понять, чему, по мнению родителей должен научиться ребенок, чем занимается ребёнок дома, чем он увлекается, и в каких мероприятиях хотели бы поучаствовать сами родители. 

Также, в сборе информации о семьях воспитанников нам помогают такие формы как интервью и беседа, т.к. с их помощью мы получаем те сведения, которые заложены в словесных сообщениях родителей. Трудности этой формы взаимодействия заключаются, опять же, в тотальной занятости родителей, неспособностью правильно выбрать время для беседы, когда готовы обе стороны и воспитатель и родитель. Но интервью и беседы позволяют нам не только услышать ответы, но и увидеть эмоциональный отклик родителя, позволяют более подробно обсудить успехи и трудности в воспитании ребёнка и найти общие пути решения проблем. 

В работе по вовлечению родителей в совместную деятельность эффективны традиционные формы:

коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные – и нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные.

Можно выделить критерий – «включенность» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Также можно выделить качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволяет выделить три группы родителей:

– родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

– родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

– родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Такой анализ дает возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

 Далее я решила продолжить свою работу с родителями необычным путем, используя досуговое направление. 

Я поставила перед собой следующие задачи: установить теплые , доверительные отношения , эмоциональный контакт между мной и родителями , родителями и детьми. Это направление оказалось востребованным, полезным , но и самым трудным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри  проблемы своего ребенка, сравнить его с другими детьми , увидеть трудности во взаимоотношениях , посмотреть , как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком ,но и с родительской общественностью в целом.

Мною были проведены  такие мероприятия:

- праздники: «День Матери», «Наши  папы!», «День матери», «Казачьи забавы, «Пасха », «Зимние забавы»;

- спортивные досуги  : «Мама, папа, я –спортивная семья».

Проводятся конкурсы между группами, родители проявляли не меньшую фантазию и смекалку в различных . Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, я разработала определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

К групповому родительскому собранию я готовлюсь заранее, объявление вывешиваю за несколько дней. Повестка дня собраний бывает разной, с учётом пожеланий родителей. Например, «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Воспитание послушания у детей» и др. Не оставляю без внимания и тему по безопасности жизнедеятельности дошкольников: «Чтобы избежать беды, с автокреслом ты води», «Чтобы не было пожара», «Сбереги ребёнка на дороге», «Как проверить умение ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях», «Терроризм и дети» и другие.

В группе были созданы   уголки родители принимали участие: 1.нравственно  -  патриотического  воспитания,  где   дети  могут   в  условиях ежедневного  свободного  доступа  пополнять знания о  родном крае, о  малой Родине, стране- оформлен  мини-музей «Моя малая Родина». Дошкольники чувствуют свою причастность к его созданию, так как являются соавторами. Имеются альбомы с иллюстрациями   и  фотографиями  видов родного города, района ,а так же дидактические игры,игры –ходилки,самовар,макет –русской избы.

2.уголок эксперементирования,родители сделали альбом ткани(образцы,выкрайки ,лекало)детям очень нравится играть,очень много разного природного материала.

3.в уголок ряжеия родители пополняют костюмами к разным праздникам.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

После этого я выбрала следующее направление- Познавательное.Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я начала использовать такие активные формы и методы работы с родителями как: родительские собрания, консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, дни открытых дверей,

 совместное создание предметно – развивающей среды, работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями, тренинги,

 мастер-классы.

Хотелось бы сказать ещё об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде.Поэтому наши мродителям выдаем ,грамоты,дипломы,благодарственные письма.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; культура межличностного взаимодействия детей в группе. Даже спустя время после окончания детского сада связь семьи с детским садиком не теряется, а продолжает существовать.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

                                                                Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.

Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.

 Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети,

 когда их глаза наполнены радостью».

 «Список литературы»

  1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду:  Этнопедагогический  подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
  2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002.
  4. Дронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.
  6. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А.Детский сад   и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).

Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...

Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»

Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...

«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...

Статья .«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ».

Статья «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ»....