Картотека простых экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Прошина Светлана Викторовна

Картотека простых экспериментов для детей  старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nauchnye_zabavy_-_eksperimenty.docx94.89 КБ

Предварительный просмотр:

«НАУЧНЫЕ ЗАБАВЫ»

Картотека простых экспериментов для детей

старшего дошкольного возраста

Опыты с водой

Прозрачность воды

Цель: Подвести детей к обобщению «чи- стая вода – прозрачная», а «грязная – не- прозрачная»

Ход работы: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребя- там найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне).

Задать вопрос: «Если опустить в стакан кусочек земли, будет ли вода такой же про- зрачной?». Выслушать ответы, затем – про- демонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее

видны предметы; мутная вода непрозрачная

Лимон надувает воздушный шар Материалы: 1 ч.л. пищевой соды, сок ли- мона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

Ход работы:

  1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
  2. В отдельной посуде смешиваем сок ли- мона и 3 столовых ложки уксуса и вылива- ем в бутылку через воронку.
  3. Быстро надеваем шарик на горлышко бу- тылки и плотно закрепляем его изолентой.
  4. Вывод: Пищевая сода и сок лимона, сме- шанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и со- здают давление, которое надувает шарик.

Эффект радуги

Цель: развитие познавательного интереса. Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист бело- го картона и маленькое зеркальце.

Ход работы: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите неболь- шое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким уг- лом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

Текучесть воды.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход работы: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, де- ревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пу- зырек и т.д.). Вспомнить, где и как разли- ваются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Разбегающиеся зубочистки

Материалы: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара - рафинада (не быстрорастворимого), жид- кость для мытья посуды.

Ход работы:

  1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой
  2. В центр миски аккуратно опускаем кусо- чек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
  3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Вывод: Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Вода может литься, а может брызгать

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся во- да? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

 Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться)

Соломинка-пипетка Материалы: соломинка для коктейля, 2 стакана.

Ход работы:

  1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.
  2. Опустим соломинку в воду.
  3. Зажмём указательным пальцем соломин- ку сверху и перенесём к пустому стакану.
  4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка,

которая наверняка есть в вашей домашней аптечке

Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, ка- мешки, предмет в ёмкости.

Перед        детьми        ставится        задача:        достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и        не        используя        разные        предметы- помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Куда делась вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Ход работы: Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыта, испарение

слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Откуда берётся вода?

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Ход работы:

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Вода не имеет цвета, но её можно покрасить

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно под- красить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Невидимые чернила

Материалы:        половинка        лимона,        ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

Ход работы:

  1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
  2. Обмакнём спичку или зубочистку с намо танной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
  3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова

Опыты с воздухом

Воздух в стакане

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду

Воздух не видим и прозрачен

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый

Запираем воздух в шарик

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (Предлагает детям поиграть с шарами)

Воздух толкает предметы

После игры можно предложить детям вы- пустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много возду-

ха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Воздух имеет вес

Попробуем взвесить воздух. Возьми- те палку длинной около 60-ти см. На её се- редине закрепите верёвочку, к обоим кон-

цам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Воздух легче воды

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Чем сильнее ветер, тем больше волны Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны

Тёплый воздух вверху, холодный внизу Для его проведения нужны две свечи. Про- водить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней  будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи "наклоняется" тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху. А навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Веер

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели ве- ер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером)

Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать

Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.). А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.

Ветер двигает корабли

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать)

Волны

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

Опыты и эксперименты с песком

Откуда берётся песок?

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Из чего состоит песок?

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помо щью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Легко ли сыпется песок?

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Лепим из песка Материал: подносы с мокрым песком. Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шари- ки, колбаски. Оставить до высыхания. Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Мокрый песок принимает любую форму Материал: поднос с мокрым песком, раз- личные формочки.

Ход эксперимента:

  • Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фи- гурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму

На мокром песке остаются следы, отпе чатки

Материал: подносы с мокрым и сухим пес ком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Опыты с магнитом

Материалы притягивает магнит?

Возьмите предметы,  сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.

Вывод: Магнит притягивает к себе только железо.

Как увидеть магнитное поле?

В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почув ствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.

Вывод. Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.

Как достать скрепку из воды, не намочив рук?

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: Тазик с водой железные пред- меты.

Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в тазик с водой (такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается неподалеку от стола, за которым дети экспериментируют с магнитами).

Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из во- ды   с   помощью    магнита    выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита.

Магниты действуют на железо и сталь, да- же если они разделены с ним водой.

Магнитная стрелка

Цель: Познакомить со свойствами магнит- ной стрелки.

Материал: Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и си- него цвета, пробка, сосуд с водой.

Покажите детям магнитную стрелку (на подставке), дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она представляет собой магнит.

Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или – с магнитами, плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их расположение совпадает. Значит, магнитная стрелка – как и все магниты – показывает, где у Земли север, а где - юг.

Какой магнит сильнее?

Цель: Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами.

Материал: Три магнита разной формы и величины, стальные скрепки и другие металлы.

Предложите детям сравнить свойства трех магнитов (используя в качестве «мерок» для измерения силы магнитов скрепки или другие стальные предметы):

магнита, получившегося в результате этого опыта; магнита, сделанного натиранием стальной полоски; магнита, изготовленного фабричным спосо бом.

Магнитные гонки

В ходе проведения опытов и экспериментов с магнитом моих детей заинтересовал вопрос: «Можно ли заставить магнит двигаться?». Оказалось, чтобы магнит «ожил» и начал передвигаться (например, по крышке  стола, нужно другой магнит передвигать под крышкой стола). В результате получилось занимательная игра для мальчиков.

«Магнитные гонки» вызвали у ребят радостное  настроение.

Вывод: магнитное притяжение действует через крышку стола.

Самое старое дерево Материалы: большой моток веревки, нож ницы, клейкая лента, сантиметровая лента. Карандаш, лист бумаги, друг

Ход работы:

  1. найди несколько больших деревьев на территории сада.
  2. отрежь кусок веревки длинной 1 метр.
  3. обвяжи веревку вокруг дерева. Затем раз- режь ее ножницами.
  4. измерь веревку с помощью сантиметровой ленты. Запиши размер на бумаге.
  5. теперь проделай первые 2 пункта с другими деревьями.
  6. после завершения измерений посмотри, какому дереву принадлежит самая длинная веревочка. Чаще всего это и есть самое ста- рое дерево. Постарайся узнать названия де- рева у взрослого.

Вывод: каждый год на деревьях вырастает новый слой коры, значит, чем больше слоев коры, тем старше дерево. Если ты найдешь срубленное дерево, посмотри на срез ствола. Ты увидишь рисунок, состоящий из колец, эти кольца и есть кора деревьев.

Компас

Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Материал: Компас.

1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый), наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса).

Игра «Команды».

Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например, сделать два шага на север, затем -два шага на юг, еще три шага на север, и т.д.

Научите детей находить с помощью компа- са запад и восток.

Для этого выясните, что обозначают буквы

  • С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса.

Затем пусть дети повернут компас на ладо- ни так, чтобы синий конец его стрелки» смотрел» на букву «С», т.е. – на север. Тогда стрелочка (или спичка), которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад – восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток

Занимательные эксперименты

Сморщенный картофель Материалы: Картофелина, 2 блюдца, разделочная доска, нож, соль, вода

Ход работы:

  1. Разрежь картофель пополам.
  2. наполни оба блюдца водой. В одно блюдце добавь немного соли. Во втором оставь простую воду. Пометь блюдце с подсоленной водой. 3. Положи в каждое блюдце по половине картофелины плоской стороной вниз. Оставь примерно на полчаса. Что произошло за это время?

Вывод: подсоленная вода вытягивает влагу из картофеля, делая его сморщенным и обезвоженным. Обезвоживание-это удаление влаги. Такое же происходит и с людьми, когда они много потеют и не пьют воду.

Поэтому очень важно пить достаточное количество воды.

Волшебный шарик Материалы: пакетик сухих дрожжей. Теп-лая вода, сахар, чайная ложка, прозрачная пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход работы:

  1. насыпь сухие дрожи в бутылка.
  2. Добавь в бутылку немного теплой воды и чайную ложку сахара. Покрути бутылку.
  3. Надень на горлышко бутылки шарик так, чтобы оно было закрыто полностью и не оставалось зазоров.
  4. Поставь бутылку, и помести бутылку с шариком на теплый подоконник или помести бутылку в тазик с теплой водой.
  5. Наблюдай за надуванием шарика.

Вывод: при добавлении сахара и нагреве дрожжи растут и производят газ, который называется углекислым. Этот газ поднимается в бутылке и заполняет воздушный шарик.

Потеющие растения

Материалы: растение в горшке, прозрачный целлофановый пакет, вода, кувшин, широкая резиновая лента

Ход работы:

  1. Сначала полей цветок в горшке и убедись, что вода прошла до дна и корни растения хорошо намокли.
  2. Накрой цветок и горшок целлофановым пакетом. Привяжи пакет к горшку резинкой, чтобы воздух не смог выйти.
  3. Оставь растение так на ночь. На следующий день ты увидишь в пакете воду.

Вывод: влага внутри пакета не пот, а вода. Она появилась из растения, которое втягивало в себя влагу из почвы и отдавало водяные испарения через листья.

Коричный детектив Материалы: увеличительное стекло, дере вья

Ход работы:

  1. Найди дерево с толстым стволом.
  2. Поищи трещины в его коре. Используй лупу. Чтобы обнаружить насекомых, прячущихся в коре.
  3. Найди такие места на дереве, где кора отваливается. Очень аккуратно оттяни кору и поищи насекомых, которые живут в разрушающейся коре.
  4.  У подножия дерева часто растет зеленый рыхлый мох, где живут другие существа.

Вывод: кора является домом для насекомых. Птицы живут ветвях деревьев, а кора создает уютный защищенный дом для насе комых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр-экспериментов для детей дошкольного возраста ч.1

Игры применяются как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной  деятельности дошкольников...

Картотека игр-экспериментов для детей дошкольного возраста ч.2

Игры применяются как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной  деятельности дошкольников...

Картотека игр – экспериментов для детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14311495","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"239","width":"300"}}]]...

Простые эксперименты с детьми дошкольного возраста.

простые эксперименты для детей дошкольного возраста...

Картотека игр – экспериментов для младшего дошкольного возраста.

Картотека игр-экспериментов для родителей в младшем дошкольном возрасте....

картотека интересных и простых опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста

Здесь собраны простые и интересные опыты и эксперементы, которые можно легко провести с детьми. Они не требуют много подготовти, но при этом вызывают у детей искренний интерес....