Опыт работы на тему: "Театр - как средство развития и обогащения личности ребенка.
статья

Притчина Марина Леонидовна

Опыт работы по теме: "Театр - как средство развития и обогащения личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marina_2.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы Притчиной Марины Леонидовны, воспитателя высшей категории, МОУ «Лицей №15» дошкольное отделение «Белоснежка».

Тема: «Театр – как средство развития и обогащения личности ребенка»

«Театр – это чудесный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»

(Б. М. Теплов)

Здравствуйте!
Меня зовут Притчина М.Л..   Я представляю муниципальное образовательное учреждение  «Лицей 15».

Хочу представить  Вашему вниманию мой опыт работы по теме:
«Театральная деятельность – самый эффективный вид детской деятельности».

 Эпиграфом   к своему выступлению взяла слова советского психолога

Бориса Михайловича  Теплова: «Театр – это чудесный мир.

             Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем    

  успешнее  идет развитие духовного мира детей…»
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

Каждый из нас, как педагог часто задаётся вопросами:
- Как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном: о красоте и многообразии этого мира? - Как интересно можно жить в нём?
- Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
- Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
Давайте немного поговорим об этом.
Игра – это путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Именно в игре у детей ярко проявляются особенности мышления и воображения, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
И каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театрализованная игра или драматизация.


Театрализованная деятельность, в моей работе, является ведущей в подготовке детей к школе. Она позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития. Занятия не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театр помогает ребенку всесторонне развиваться.

Основной принцип работы руководителя – «Не навреди!».
Самое важное с работой с детьми, это то, что детей не нужно учить играть и не нужно заставлять их играть. Они играют, как дышат. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Поэтому, руководителю важно не пытаться находить в ней особый смысл, так как для многих, игра определяется как работа ребенка.

Поэтому, актуальность данной темы заключается в том, что театральные игры формируют у детей опыт социальных навыков поведения, способствуют нравственному воспитанию, развивают интерес к литературе, формируют диалогическую речь, активизируют словарь, а также, носят психопрофилактический характер, так как, позволяет ребёнку преодолевать застенчивость и неуверенность в себе.

        Детство каждого из нас проходит в мире игр, которые помогают ребенку  

освоить   правила и законы взрослых людей.
           Участвуя в данных играх, дети становятся участниками разных событий из      жизни  людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать   окружающий мир. Одновременно прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, и театру.

     Ребенку предоставляется   возможность побывать в роли актера, режиссера,    

музыканта.  Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее

          общество.  
Использую в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития детей, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса. Я предлагаю вашему вниманию литературу, которой пользуюсь в своей работе:
М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»
А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»
И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Театральные занятия и игры в детском саду»
Н.Ф. Губанова « Театрализованная деятельность дошкольников»
Н.В. Докина, Е.С. Евдокимова  « Семейный театр в детском саду»

            Основной целью моей работы является развитие творческих способностей детей, развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
- создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать своё состояние в игре;
- побуждать к импровизации с использованием доступных ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения);
- совершенствовать игровые навыки и творческую, самостоятельность через театрализованные игры;
- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

- развивать индивидуальные личностные качества дошкольника;
- развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности;
- обогащать словарь детей, активизировать его;
- совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности с персонажами – игрушками;
- овладение импровизационными умениями.

    Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, которое поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.


Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Конечно же, для успешной реализации поставленных задач необходимо было организовать и оформить предметно развивающую среду. Следует отметить, что в детском саду имеется хорошо оборудованный музыкальный зал. Имеется необходимая техника – музыкальный центр с караоке, телевизор, проектор, видеотехника.  В оборудованной костюмерной хранятся театральные костюмы, имеется фонд театральных кукол, декораций, атрибутов.

Однако основное время дети проводят в групповом помещении, поэтому очень важно правильно организовать предметно – развивающее пространство группы. Учитывая принцип зонирования, в группе была организована мини - гримерная, в которой находится зеркало, сценический грим, парики, веера, бижутерия. Создана коллекция театров разных видов (пальчиковый, настольный, теневой, кукольный и платковый театр, марионетки и т.д.). Подобраны костюмами и атрибуты необходимые для театральной деятельности, оформлены детские работы и фотоматериалы о прошедших театральных мероприятиях. Совместно с родителями собраны красочные коллекции кукол, масок, программок, билетов и т.д. Изготовили ширму для драматизации.
Я так же активно  привлекаю к подобным играм и родителей.  Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, энергичнее, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
А взрослые, которые бродят по свету с израненными душами, с тоской  в сердце, со своими тайнами и жизненными проблемами  позволяют себе  погрузится в первозданное открытие этого мира. Родитель погружается в атмосферу, которая уносит его в далекое детство, где нет суеты взрослой жизни, а есть самые близкие и значимые люди: мама и папа, есть смех, улыбка и объятия, где все понятно и  на душе тепло.


Основные формы работы с родителями:

1. Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)

2. Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)

3. Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)

4. Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)

5. Анкетирование

6. Совместные спектакли

7. Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)

8. Дни открытых дверей

9. Совместные литературные вечера

Формы театрализованной деятельности:

1. Спектакли с участием родителей


2. Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).

3. Семейные конкурсы, викторины.

4. День открытых дверей для родителей.

5. Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская»

6. Консультации для родителей

Также изготовление костюмов, атрибутов, афиш.
Еще дети, при помощи родителей, придумывают сказки, а мы с детьми в группе ставим спектакли по этим сказкам, для родителей и воспитанников других групп. В группе создан центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки», в котором имеются различные виды театра и реквизит:

- Театр игрушки.

- Кукольный театр (бибабо, ростовые куклы)

- Пальчиковый

- Театр на магнитах
- Настольный (плоскостной)

- Театр масок

- Театр на деревянных лопатках

- Теневой театр.

Театрализованная деятельность дарит ребёнку радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.

Основными требованиями к организации театрализованных игр являются:

- содержание и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.


Соблюдая одно из главных условий образовательной деятельности в соответствии со стандартом дошкольного образования-интеграция всех направлений развития ребёнка, я стараюсь учитывать при организации театрализованной игры такие виды детской деятельности, как: чтение художественной литературы, отгадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, заучивание стихов, драматизация сказок (обыгрывание диалогов), заучивание танцевальных движений, художественная деятельность (изготовление элементов декораций для настольного театра, изготовление театральных билетов, рисование иллюстраций к сказкам и т.д.), игровая деятельность (подвижные, сюжетно-ролевые игры и т.д.).

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности в ДОУ организуется следующим образом:

1.Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика)


2.Задания для развития речевой интонационной выразительности


3. Игры-превращения, образные упражнения


4. Упражнения на развитие детской пластики


5. Ритмические минутки


6. Пальчиковый игротренинг


7. Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы


8. Театральные этюды


9. Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов


10. Просмотр кукольных спектаклей.

Театрализованная деятельность решает комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:


Социально-коммуникативное развитие:
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
- развитие эмоций;
- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие:
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие:
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)

Художественно-эстетическое развитие:

- приобщение к высоко художественной литературе, музыке, фольклору;
- развитие воображения;
- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:
- согласование действий и сопровождающей их речи;
- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
- выразительность исполнения основных видов движений;

- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.


Определила задачи для детей:
Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.
При организации театрально - игровой технологии мы соблюдали следующие требования:
- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;
- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой

предлагаются различные игровые задачи;
- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интерес;
- детей к игре;
- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

В своей работе я использовала различные упражнения, такие как:

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов
артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Дыхательные упражнения – это комплекс упражнений, при выполнении которых выполняют все органы дыхательной системы.
Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д.

Благодаря тесному контакту педагога, родителей и ребенка формируется положительная эмоционально-волевая сфера. В эпоху технического развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. В силу дефицита общения с взрослыми, с детьми, а также стремления взрослых форсировать интеллектуальное развитие, современные дошкольники испытывают затруднения в развитии эмоциональной сферы. Замыкаясь на просмотре телевизионных передач, компьютерных игр, дети стали меньше общаться , слабо распознают эмоциональное состояние другого человека. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывать, как способы общения друг с другом, так и выхода из различных негативных эмоциональных состояний.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и  очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, не боялся пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.»
(В.А.Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»

В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.  Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....

Опыт работы по теме: "Театр как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Театр  как средство  формирования  связной  речи  детей  старшего дошкольного  возраста"...

Опыт работы по направлению «Сказка, как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста»

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение и научитькрит...