Как вырастить творческого, мыслящего человека?
статья

Аксенова Галина Александровна

Существует множество методик воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Очень интересной, по моему мнению, является реджио –педагокика.

 Реджио-педагогика — уникальная система воспитания и развития детей дошкольного возраста. В основе индивидуальный подход и приобщение ребенка к реальной жизни через игры, общение, взаимодействие с обычными предметами из обихода без критики и оценивания. Реджио Эмилия — город на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь совершенно новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям использовать свои познавательные возможности. Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Как вырастить творческого, мыслящего человека?

 Существует множество методик воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Очень интересной, по моему мнению, является реджио –педагокика.

 Реджио-педагогика — уникальная система воспитания и развития детей дошкольного возраста. В основе индивидуальный подход и приобщение ребенка к реальной жизни через игры, общение, взаимодействие с обычными предметами из обихода без критики и оценивания. 

Реджио Эмилия — город на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь совершенно новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям использовать свои познавательные возможности. Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.

1.Уважние и контакт «Глаза в глаза»

Самое главное в реджио-педагогике: ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как другой — неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог. Мы говорим: надо не опуститься до ребёнка, а подняться до него. И это в прямом и в переносном смысле. Важный для общения контакт глаза в глаза.

2.Границы и правила.

Этот мир для ребенка огромен и не понятен. И наша главная задача — объяснить, что существуют правила, которые помогут ему безопасно и максимально комфортно в нем существовать. В одном пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила. Аргументированно объяснить, почему введено то или иное правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты — как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.

Но прежде чем объяснять и транслировать правила, да и просто о чём-то рассказывать, мы должны задать открытый вопрос. Что дети уже знают об этом?

Реджио-педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребёнок находится сейчас — и мы узнаем зону его ближайшего развития. Поэтому наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет». Всё-таки мы должны побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает.

3. Не «неправильно», а «по-другому»

«Нестандартное мышление», дети от природы наделены фантазией, воображением. «Небо красное!» — говорит ребёнок. Не спешите поправлять, ведь это даёт мотивацию подумать: а может ли быть небо красным вообще? Это может стать толчком к какому-то исследованию, к расширению знаний. Мы не должны останавливать и говорить: «Нет, так не бывает!» Надо попытаться вместе со своим ребёнком понять, когда это может быть? Возможно ли это увидеть? На самом деле я не знаю цвета, каким не может быть небо. Взрослые не должны ставить рамок на пути познания мира ребенком, но помочь исследовать его, научить размышлять, анализировать.

Это даёт почву, чтобы разговаривать: почему он так думает? Почему вы так думаете?

4. Предлагать выбор и не торопить.

Целый блок в реджио-педагогике посвящён теме выбора, это очень важная вещь. Но я опять возвращаюсь к тому, что прежде чем учить детей выбору, мы должны быть готовы к этому. Мы не должны спешить — это одно из главных правил. Возможность делать выбор дает ребенку ощущение своей значимости «хотят знать моё мнение», стимулирует размышлять «от моего решения зависит результат». Ребёнок может долго делать свой выбор. Задача взрослого, абсолютно без негативных эмоций, аргументированно помочь принять правильное решение.

Родители всё время путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Это не будет легко, но ребёнку потом в жизни будет легче. Он будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

Постепенно мы будем требовать от него аргументации: «Почему ты это выбрал, расскажи?»

5. Учиться в любой ситуации

В реджио-педагогике есть такой принцип: нет определённого времени для получения знаний. В повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками дети получают опыт и знания, тем самым расширяя кругозор и словарный запас. Задача взрослого побуждать ребенка рассуждать, искать ответы, строить гипотезы задавая открытые вопросы. Например, вы читаете книгу «Где обедал воробей?». Где ещё можно понаблюдать за воробьём, где он ест на самом деле? На детской площадке не увидели — пошли в лес, в парк. Пока воробья не видно, но прилетела ворона! И мы попутно узнали, что ворона ест. Может ли воробей есть то же, что и ворона? Появляются вопросы, на которые ребёнок отвечает с помощью наблюдения. Можно расширить знания с помощью книги, фильм показать, сходить в музей. Это даёт нам некую мотивацию делать с ребёнком проекты: ответы на вопросы, которые мы находим с помощью исследования.

Например, начиная учиться играть в шахматы, мы можем начать изучать клетку, горизонталь, вертикаль, ориентирование в пространстве: вправо, влево. Если мы говорим о развитии речи, то мы можем изучать согласование текста с движением, включить сюда творческую деятельность, описательную, признаки предмета.

6. Фантазировать важнее, чем читать.

У многих родителей главная задача — скорее научить читать и считать. Много людей вокруг нас, которые не обладают способностью аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты, не умеют планировать их, создавать новые концепции. Поэтому, главная задача — это развитие творческого мышления. Развитие проектного мышления, важно, потому что в проекте можно и посчитать, и рассказать о признаках предмета, и зарисовать его, и сравнить.

В младшем возрасте если творческое начало не поддерживать, если ему такое развитие не дать, то логика задавит и вряд ли мы что-то приобретём в этом смысле дальнейшем.

 Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

В своей практике я часто наблюдала, что многие дети не умеют общаться со сверстниками

и взрослыми. Своей главной задачей считаю, что в моих силах помочь ребёнку раскрыться, как личность. Приблизив себя к нему, завоевав его доверие, показав, что тебе тоже интересно познавать этот мир вместе с ним.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша задача-вырастить ребенка творчески развитой гармоничной личностью."

Чаще всего воспитатели находятся в бесконечном поиске, стараются не повторять один и тот же путь с разными группами детей, в результате постоянных поисков, экспериментов, рождаются новые идеи, техноло...

Презентация исследовательско-творческого проекта "Как вырастить витаминку на подоконнике?"

Проект  "Как вырастить витаминку на подоконнике?" был реализован с воспитанниками младшей группы. Не только дети, но и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта....

Творческий проект " Вырастала елочка на горе"

Данный проект обогащает представление детей о приближающемся празднике,формирует способности восприятия музыки, развивает творческую фантазию, повышает интерес к элементарным творческим проявлениям, з...

"Вырастить творческих детей или что такое ТРИЗ?"

Статья для родителей  с перечислением игр, в которые можно играть дома....

Творческий проект для детей подготовительной группы на тему: «Где быстрее вырастит лук?»

Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Сельские дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, живот...

"КАК ВЫРАСТИТЬ ТВОРЧЕСКИХ ДЕТЕЙ."

В данном документе представлены несколько советов ,как вырастить творческих детей....

Творческий долгосрочный проект во II младшей группе на тему: «Когда я вырасту – я стану…»

Проект во ii младшей группе на тему: «Когда я вырасту – я стану…»Вид проекта: групповой, информационный, творческий, игровой, долгосрочный. Сроки проведения проекта:...