«Проблемные ситуации в образовательной деятельности дошкольников!»
статья

Грачева Юлия Вениаминовна

Предлагаю вспомнить фрагмент из детского фильма «Золотой ключик», в котором Мальвина учит Буратино грамматики и письму. Давайте рассуждать! Кляксу, поставленной на листочке чернило, Буратино очень заинтересовало, но ему не позволили  проявить творчество, возможности провести исследование, опыты. На уроке математике, Буратино сам определил проблемную ситуацию для себя в том, что карманы у него пусты и посчитать яблоки он не отдаст их некто, хоть он дерись.…  Напоминает ли вам Буратино наших дошколят? Считаете ли вы, что Мальвина правильно поступила по отношению к Буратино?  Присутствует ли в таком получении знаний инициатива самого ребенка в нашем современном мире? Есть ли у него возможность, проявить свою фантазию или творчество?

В этом вопросе нам поможет технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemnoe_obuchenie.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.  автора: Грачева Юлия Вениаминовна

Наименование дошкольного образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования

Усть – Лабинского района

Должность: Воспитатель

 Квалификационная категория   высшая

Контактный телефон: 8-918-629-49-14

Тема: «Проблемные ситуации в образовательной

деятельности  дошкольников!»

          Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. Традиционно, подавая какой-либо новый материал, взрослые преподносят его в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым ответам. В таком получении знаний не присутствует инициатива самого ребенка. У нет него возможности, проявить свою фантазию и творчество.

          А так же наше  привычное: «Мал еще со мной спорить!»… Следует, наоборот, поощрять детей к спору и сомнению. Прежде всего, это относится к нам, воспитателям. Необходимо развивать умение ребенка «сомневаться». Научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может понаблюдать, сравнить, спросить о не понятном, высказать предложение.

Как считает доктор психологических наук Алексей Михайлович Матюшкин:

 «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что мы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

          Применяя технологию проблемного обучения, мы можем столкнуться с тем, что проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Например, дети не проявили интерес. Поэтому только от нашего мастерства зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

          Предлагаю вспомнить фрагмент из детского фильма «Золотой ключик», в котором Мальвина учит Буратино грамматики и письму. Давайте рассуждать! Кляксу, поставленной на листочке чернило, Буратино очень заинтересовало, но ему не позволили  проявить творчество, возможности провести исследование, опыты. На уроке математике, Буратино сам определил проблемную ситуацию для себя в том, что карманы у него пусты и посчитать яблоки он не отдаст их некто, хоть он дерись.…  Напоминает ли вам Буратино наших дошколят? Считаете ли вы, что Мальвина правильно поступила по отношению к Буратино?  Присутствует ли в таком получении знаний инициатива самого ребенка в нашем современном мире? Есть ли у него возможность, проявить свою фантазию или творчество?

          Исполнитель, нам нужен был вчера, а сегодня социальный заказ отличен –Федеральный государственный образовательный стандарт  говорит,- нам нужна творческая личность, любознательная с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением, способная  решать   интеллектуальные   и   личностные   задачи.

          В этом вопросе нам поможет технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

          Это обширная тема, поэтому я предлагаю обратить внимание на одно из главных условий проблемного обучения в работе с дошкольниками - создание проблемной ситуации в образовательной деятельности. Проблемная  ситуация возникает, когда мы - взрослые  преднамеренно сталкиваем  жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – им не хватает знаний и жизненного опыта. По сути, проблемная ситуация это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, но при этом он сам должен их искать.

Выделяют 4 уровня проблемности в обучении. Первый - воспитатель сам ставит проблему или задачу и сам решает ее при активном слушании и обсуждении с детьми. Второй уровень, когда воспитатель ставит проблему, а дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Третий - ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. И четвертый уровень - ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, и найти способы ее решения. Это как раз то, к чему мы с вами должны стремиться. Когда ребенок сам ставит проблему, сам ее формулирует и сам ее решает.

          Принципиальное отличие проблемного обучения, когда педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание, а внимательно его выслушивает. Поощряет самостоятельность его суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушивает все предположения детей, благодарит за активное участие и постепенно подводит к мысли «А как проверить?».

         Итак, в структуру организации проблемного обучения входят проблемный вопрос, задача и сама ситуация-выполнение некоторых действий, связанных с практической деятельностью.

Но все ли вопросы являются проблемными? Предлагаю вашему вниманию два вопроса, назовите, какой из них является проблемным?

Например, вопрос «Почему многие животные зимой впадают в спячку?», это  проблемный вопрос. А вопрос, «Какие животные зимой впадают в спячку?», считается простым. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения «почему?», «зачем?», а не просто воспроизведение знаний.

Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.

          Многие воспитатели  создают в работе с дошкольниками проблемные ситуации. Однако их практика страдает двумя главными недостатками. Во-первых, проблемные ситуации создаются редко, не всегда. Во-вторых, выход из проблемной ситуации на занятии прорабатывается нечетко: воспитатель просто не знает, что дальше делать.

          Выход из проблемной ситуации предполагает выполнение двух творческих действий: осознание противоречия и формулирование проблемы.

 Создание проблемной ситуации на занятии. Создать проблемную ситуацию на занятии - значит ввести противоречие, что вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию.

Выход из проблемной ситуации на занятии. На занятиях дошкольники не в состоянии самостоятельно выполнить сложные творческие действия по выходу из проблемной ситуации. Значит, педагог должен организовать эти действия. Иными словами, и для создании проблемной ситуации и для выхода из проблемной ситуации воспитатель должен развернуть побуждающий диалог. Что очень важно!

         Проблема занятия представляет собой либо вопрос для исследования, либо тему. Поставленная проблема является для дошкольников значимой и мотивирует их к усвоению нового знания.

Занятие по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира с детьми 4-5 лет по теме «Зачем кузнечику крылья»

Анализ

Воспитатель

Дети

На   доске   предметные   картинки   с

изображением насекомых: бабочки, пчелы,

божьей коровки и кузнечика.

- Посмотрите, кто нарисован на картинках?

перечисляют

- Как назвать одним словом? Кто это?

- Это насекомые.

-  Рассмотрите  бабочку,  пчелу,  божью

-  У  них  есть  крылья,  они

коровку (показывает указкой на крылья). У

умеют летать.

них есть крылья? Они умеют летать?

противоречивые

-  Рассмотрите  кузнечика.  У  него  есть

- Да, у него есть крылья.

факты

крылья?

- А умеет кузнечик летать?

- Нет, он не умеет летать.

побуждение

-  Что  вас  удивляет?  Что  интересного

- У кузнечика есть крылья, но

к осознанию

заметили?

он не умеет летать.

к проблеме

- О чем мы будем разговаривать? Какая

-  Зачем  кузнечику  крылья

будет тема?

(тема)

         При проведении побуждающего диалога с дошкольниками необходимо учитывать следующее. Дети могут давать ошибочные или неточные ответы. Педагогу нужно реагировать на них доброжелательно, например, репликами: «Так, кто думает иначе?», «Так, кто еще может сказать?».

Мы показываем ребенку, что его мысль принята к сведению, и побуждаем к повторному формулированию. Рассмотрим, как правильно осуществляется побуждение диалога к осознанию противоречия у детей с помощью проблемных вопросов. Здесь мы  употребляем такие реплики: «Что вас удивило? Что интересного заметили?», «Разве так бывает?».

Занятие по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира с детьми раннего возраста по теме «Домашние птицы»

Анализ

Воспитатель

Дети

- Кто это? (показывает мягкую игрушку)

- Это курица.

- Как она зовет своих деток?

- Ко-ко-ко.

невозможное

- Ко-ко-ко, - зовет мама-курица своих деток

- Это мышонок.

сочетание

(разыгрывает сценку с игрушкой). И к ней

прибегает:  кто  это?  (достает  мягкую

игрушку-мышонка)

побуждение

- Дети, что вас удивило?

- Курица звала своих деток, а

к осознанию

прибежал цыпленок.

- Так бывает?

- Нет.

побуждение

- Кто же детки курицы? О ком мы будем

- Цыплята!

к проблеме

говорить?

Далее проводит дидактическую игру «Кто у

кого?» (домашние птицы и их птенцы по

внешнему сходству)

Занятие по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира с детьми младшего возраста по теме «Кормушка для птиц»

Анализ

Воспитатель

Дети

- Дети, какое сейчас время года?

- Зима.

невозможное

- Что это? (показывает на кормушку, в

- Это кормушка.

сочетание

которой еда прикрыта салфеткой)

- Зачем она нужна?

- Чтобы птиц кормить зимой.

- Правильно. «Трудно птицам зимовать,

видят, что в кормушке лежит

надо   птицам

помогать»

(убирает

сахар кусковой и конфеты

салфетку)

побуждение

- Ребята, что вас сейчас удивило?

- В кормушке лежат сладости.

к осознанию

-  Так  бывает?  Можно  этим  накормить

- Нет.

птиц?

к проблеме

- О чем мы будем с вами разговаривать?

- Что едят зимующие птицы. Чем

можно накормить птиц (тема)

А теперь рассмотрим, как обозначать тему занятия, с помощь формулирования проблемы.

Занятие по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира

с детьми 5-6 лет по  теме «Домашние животные»

Анализ

Воспитатель

Дети

задание

- Дети, рассмотрите картинки и выберите

выбирают и рассказывают:

на ошибку

себе   одну   картинку,   на   которой

-  Это  кошка,  это  домашнее

изображено

домашнее

животное

животное.

(раскладывает  на  столе

предметные

-  Это  лошадь,  это  домашнее

картинки  с  изображением  диких  и

животное. и т.д.

домашних животных)

- Дети, а это какие животные? (на столе

- Дикие.

остались

изображения

крокодила,

носорога, слона, верблюда, лося и медведя)

предъявление

- А теперь посмотрите сюда (показывает

рассматривают картинку

факта

картинку,  на  которой  человек  около

наглядностью

юрты поит верблюда)

- Кто ухаживает за верблюдом?

- Человек.

- Значит, это какое животное?

- Домашнее.

побуждение

- Вы сначала как думали?

- Верблюд – это дикое животное.

к осознанию

- А на самом деле, какое?

- Верблюд - домашнее животное.

- Кто догадался, о каких животных мы

- О домашних животных (тема)

продолжим говорить?

         Следующий прием, когда проблемная ситуация создается в два шага. Первый шаг - это  вопрос или практическое задание на новый материал.  

Второй шаг-это может быть сообщение, эксперимент, наглядность, т. е предъявляется научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вы думали сначала? А как оказывается на самом деле?».

Занятие по экспериментированию с детьми старшего возраста по теме

 «Воздух есть во всех предметах»

Анализ

Воспитатель

Дети

вопрос на ошибку

предъявление факта экспериментом

побуждение к осознанию

- Давайте вспомним, что такое воздух, для чего он необходим, кому он нужен.

- Где есть воздух?

- Как вы думаете, есть ли воздух в камне? А в пуговице?

- Проведем эксперимент (в  прозрачный сосуд с водой опускает по очереди камень и пуговицу).

- Пузырьки – это воздух! Воздух вышел из камня и пуговицы, когда они попали в воду.

- Вы сначала как думали?

- А как оказывается на самом деле? Какой возникает вопрос?

отвечают на вопросы

- На улице. В группе.

- Нет, тут воздуха нет.

наблюдают, как из выходят  маленькие поднимающиеся наверх

-  В  камне  и  пуговице  есть воздух.

- Воздух есть во всех предметах?

          Предлагаю вернуться к нашему Буратино и разобрать  фрагмент занятия с его участием, постараться вместе решить возникшую проблемную задачу.

Проблемная задача:

 Воспитатель сообщает детям, что вчера дети  другой группы читали сказку «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но  у них это получилось не  до конца, просят нашей помощи, а остановились они вот на чем: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино, как же ему через речку перебраться?».

Противоречие:

Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет.

Проблемный вопрос:

Как быть Буратино! Как ему помочь? Что будем делать? 

Виды деятельности, как можно использовать эту ситуацию:

- можно построить лодку, но это долго;

- попросить кого-нибудь перевезти, но рядом никого нет;

- может Буратино не утонет, так как деревянный.

Проверка гипотезы:

Воспитатель предлагает детям проверить последнюю гипотезу: т.к. Буратино деревянный, дети ищут в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в таз воду и проводят эксперимент.

Делается вывод: дерево в воде не тонет, следовательно, Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.

Решение поставленной задачи:

Дети, и какой же будет конец у сказки: «Буратино сложил одежду и азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».

          Важно  не только создавать проблемные ситуации для детей, но и создавать все условия, начиная с оформления среды проблемного обучения в группе. Вот несколько идей.  Для стимулирования детей к будущим открытиям можно организовать в каждой возрастной группе  стенд «Маленький  Эйнштейн» куда будут выставляться фотографии детей, сделавших открытия и символы тех открытий, которые они сделали. «Копилка решенных проблем», в которую дети складывают картинки, символы или алгоритмы тех проблем, которые они решили. Поощрительные грамоты детям-первооткрывателям помещаются в детские портфолио. «Летопись открытий» - куда с помощью символов заносятся те открытия, которые сделали дети. Можно в группе сделать кармашек «Помоги решить проблему», в который ребенок сам ставит свою фотографию и символ той проблемы, которую он хочет решить вместе с детьми. Решение этих проблем происходит или на групповом сборе, или на ОД в зависимости от темы возникшей проблемы. «Книга успеха», в которой дети фиксируют свои открытия, сделанные ими на различных ОД.

Наша с вами задача, задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

Ребенок должен подняться на каждую из ступенек лесенки . Но если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»

Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...

"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)

quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...