Мастер класс: «Дидактические игры для развития речи»
методическая разработка (старшая группа)

Мастер класс: «Дидактические игры для развития речи»

 

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые дидактические игры, которые мы используем в речевой работе с детьми.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.

 В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая из простых предложений, речь;
  • Бедность речи;
  • Несформированность грамматического строя речи;
  • Нарушение звукопроизношений;
  • Бедная диалогическая речь;
  • Трудности в построении монологов;
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Отсутствие навыков культуры речи;
  • Плохая дикция.

Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.

Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.

Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.

 

Предлагаю поиграть в игру – путешествие: «В гости к осени»
-  Сегодня мы с вами совершим путешествие в царство осени. Осень бывает такой разной: то теплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно.

- Хотите отправиться в гости к такой разной осени?
- Наша игра пройдет в виде путешествия.

- Представьте, что мы едем на поезде, и как вы знаете, поезд прибывает на станции. 
- После прохождения каждой станции вы получаете две буквы, из которых в конце путешествия вам необходимо будет собрать контрольное слово, которое имеет непосредственное отношение к осени.

 - Итак, наш поезд отправляется. (музыка и слайд №1)

Первая станция, куда мы прибыли называется:
1. Станция Листопадная(слайд №2)
В какие цвета окрасила осень листья деревьев, кустарников? (Листья стали желтыми, оранжевыми, красными.) Со многих деревьев листья начинают опадать. Как называется это явление? (Листопад)

- Итак, в лесу опало очень много листьев, а с каких именно деревьев не могу разобрать. Надеюсь, что вы поможете мне разобраться в них. Вам необходимо правильно их назвать, какой лист от какого дерева.

За правильно выполненное задание, вы получаете букву А, Р.

Продолжаем наше путешествие (музыка)
- Удивителен и загадочен мир деревьев. Задумывались ли вы, над тем, что деревья очень похожи на людей. Давайте сравним дерево с человеком.

Ствол – это …(туловище) ветки – это … (руки), листья – это …(пальцы) сок – это…(кровь). А какие деревья вы знаете? Те деревья, у которых есть листья – это лиственные, те у которых иголки или хвоя – хвойные.

2.Наша следующая станция  Хвойная – физкультминутка(слайд №3)
- Давайте проведем небольшую физкультминутку. Когда я показываю хвойное дерево вы называете название дерева и приседаете, если лиственное поднимаете руки вверх.
- Липа, ель, береза, осина, сосна, клен, дуб, яблоня, лиственница, ясень, ива, каштан.
- Молодцы! А сейчас вопрос, скажете, как называется хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает свои мягкие иголки. (Лиственница)

Продолжаем наше путешествие (музыка)

- А что происходит с птицами осенью? Одни из них улетают, другие прилетают к нам зимовать, некоторые остаются у нас. Как называются птицы, которые улетают зимовать в теплые края? (Перелетные) А те птицы, которые зимой остаются с нами? (Зимующие).

3.На перроне станция Птичья(слайд №4)
- Ваша задача следующая – я буду включать по очереди запись голосов птиц. Вам необходимо отгадать, что это за птица, а так же ответить зимующая она или перелетная.
- Молодцы, отлично справились с заданием.

Получают букву К, И.

Продолжаем наше путешествие (музыка)
4. Станция Грибная(слайд №5)
- Настало время немного отдохнуть, мы прибыли на станцию Грибная. Всем известна игра «Съедобное, не съедобное». Я показываю картинки  грибов, вы называете гриб, если съедобный гриб - вы хлопаете в ладоши, если не съедобный, то должны похлопать по коленям.

Получают букву М, О.

Продолжаем наше путешествие(музыка)
- С приходом осени много забот появилось у животных, кому то надо шубку сменить на более теплую и не заметную, кому то нужно запасти побольше корма, чтобы хватило на всю семью, а кому то надо наесться до отвала и жира побольше накопить, чтобы проспать до конца зимы.

5.Следующая станция Подготовительная(слайд №6)
- Сейчас я вам буду показывать картинки с изображением животных ваша задача распределить их. Что это за животное и к какой группе можно отнести.

 – делают запасы (белка, бобёр, барсук)

 – впадающие в спячку (бурундук, ёж, медведь, барсук, енот)

 – те которые могут себя прокормить зимой (лиса, заяц, волк, кабан, лось)
Получают букву З.

Продолжаем наше путешествие (музыка)

Наш поезд прибывает на конечную станцию Знайкина.
6. Станция Знайкина(слайд №7)
На этой станции предстоит ответить на вопросы.

Игра называется «Ты знаешь 5…».
1. изменений в природе осенью
2. грибов
3. перелетных птиц
4. зимующих птиц
5.животных впадающих в спячку
6. животных делающих запасы
7. лиственных деревьев
8. овощей
9. фруктов
10. домашних животных
11.цветов
12. ягод
13. хвойных деревьев: ель, сосна, туя, лиственница, пихта
Получают букву З,О.
- Все молодцы, справились со всеми заданиями! Итак, у вас есть все буквы для контрольного слова. Осталось вернуться назад домой, и выложить слово!

(Музыка)

Вот и закончилось наше путешествие по царству осени!

Собираем из букв слово! З А М О Р О З К И
 

 

Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_rech.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс: «Дидактические игры для развития речи»

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые дидактические игры, которые мы используем в речевой работе с детьми.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.

 В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая из простых предложений, речь;
  • Бедность речи;
  • Несформированность грамматического строя речи;
  • Нарушение звукопроизношений;
  • Бедная диалогическая речь;
  • Трудности в построении монологов;
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Отсутствие навыков культуры речи;
  • Плохая дикция.

Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.

Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.

Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.

Предлагаю поиграть в игру – путешествие: «В гости к осени»
-  Сегодня мы с вами совершим путешествие в царство осени. Осень бывает такой разной: то теплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно.

- Хотите отправиться в гости к такой разной осени?
- Наша игра пройдет в виде путешествия.

- Представьте, что мы едем на поезде, и как вы знаете, поезд прибывает на станции.  
- После прохождения каждой станции вы получаете две буквы, из которых в конце путешествия вам необходимо будет собрать контрольное слово, которое имеет непосредственное отношение к осени.

 - Итак, наш поезд отправляется. (музыка и слайд №1)

Первая станция, куда мы прибыли называется:
1. Станция Листопадная(слайд №2)
В какие цвета окрасила осень листья деревьев, кустарников? (Листья стали желтыми, оранжевыми, красными.) Со многих деревьев листья начинают опадать. Как называется это явление? (Листопад)

- Итак, в лесу опало очень много листьев, а с каких именно деревьев не могу разобрать. Надеюсь, что вы поможете мне разобраться в них. Вам необходимо правильно их назвать, какой лист от какого дерева.

За правильно выполненное задание, вы получаете букву А, Р.

Продолжаем наше путешествие (музыка)
- Удивителен и загадочен мир деревьев. Задумывались ли вы, над тем, что деревья очень похожи на людей. Давайте сравним дерево с человеком.

Ствол – это …(туловище) ветки – это … (руки), листья – это …(пальцы) сок – это…(кровь). А какие деревья вы знаете? Те деревья, у которых есть листья – это лиственные, те у которых иголки или хвоя – хвойные.

2.Наша следующая станция  Хвойная – физкультминутка(слайд №3)
- Давайте проведем небольшую физкультминутку. Когда я показываю хвойное дерево вы называете название дерева и приседаете, если лиственное поднимаете руки вверх.
- Липа, ель, береза, осина, сосна, клен, дуб, яблоня, лиственница, ясень, ива, каштан.
- Молодцы! А сейчас вопрос, скажете, как называется хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает свои мягкие иголки. (Лиственница)

Продолжаем наше путешествие (музыка)

- А что происходит с птицами осенью? Одни из них улетают, другие прилетают к нам зимовать, некоторые остаются у нас. Как называются птицы, которые улетают зимовать в теплые края? (Перелетные) А те птицы, которые зимой остаются с нами? (Зимующие).

3.На перроне станция Птичья(слайд №4)
- Ваша задача следующая – я буду включать по очереди запись голосов птиц. Вам необходимо отгадать, что это за птица, а так же ответить зимующая она или перелетная.
- Молодцы, отлично справились с заданием.

Получают букву К, И.

Продолжаем наше путешествие (музыка)
4. Станция Грибная(слайд №5)
- Настало время немного отдохнуть, мы прибыли на станцию Грибная. Всем известна игра «Съедобное, не съедобное». Я показываю картинки  грибов, вы называете гриб, если съедобный гриб - вы хлопаете в ладоши, если не съедобный, то должны похлопать по коленям.

Получают букву М, О.

Продолжаем наше путешествие(музыка)
- С приходом осени много забот появилось у животных, кому то надо шубку сменить на более теплую и не заметную, кому то нужно запасти побольше корма, чтобы хватило на всю семью, а кому то надо наесться до отвала и жира побольше накопить, чтобы проспать до конца зимы.

5.Следующая станция Подготовительная(слайд №6)
- Сейчас я вам буду показывать картинки с изображением животных ваша задача распределить их. Что это за животное и к какой группе можно отнести.

 – делают запасы (белка, бобёр, барсук)

 – впадающие в спячку (бурундук, ёж, медведь, барсук, енот)

 – те которые могут себя прокормить зимой (лиса, заяц, волк, кабан, лось)
Получают букву З.

Продолжаем наше путешествие (музыка)

Наш поезд прибывает на конечную станцию Знайкина.
6. Станция Знайкина(слайд №7)
На этой станции предстоит ответить на вопросы.

Игра называется «Ты знаешь 5…».
1. изменений в природе осенью
2. грибов
3. перелетных птиц
4. зимующих птиц
5.животных впадающих в спячку
6. животных делающих запасы
7. лиственных деревьев
8. овощей
9. фруктов
10. домашних животных
11.цветов
12. ягод
13. хвойных деревьев: ель, сосна, туя, лиственница, пихта
Получают букву З,О.
- Все молодцы, справились со всеми заданиями!
Итак, у вас есть все буквы для контрольного слова. Осталось вернуться назад домой, и выложить слово!

(Музыка)

Вот и закончилось наше путешествие по царству осени!

Собираем из букв слово! З А М О Р О З К И

Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: дидактическая игра по развитию речи «Волшебный паровозик».

Мастер-класс: дидактическая игра по развитию речи «Волшебный паровозик».Солонина Юлия Ивановна.Цель игры: Развивать речь,умение по слову находить нужную картинку,сопоставлять картинку с игрушкой....

Мастер - класс: многофункциональная игра по развитию речи "Волшебные картинки"

Дидактическая игра даёт больше  возможностей для развития речи дошкольников, а также коммуникативных навыков.Многофункциональная игра расчитана на  возраст от 4 до 7 лет....

Мастер - класс "Дидактические игры, способствующие развитию произвольного внимания и памяти детей младшего дошкольного возраста"

Дидактические игры занимают большое место в практике ДОУ. Они являются самостоятельной формой обучения в детском саду. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание предлагается в и...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"...

Мастер -класс "Дидактические игры по развитию речи"

Данная разработка будет полезна для воспитателей ДОУ  при создании дидактических игр для развития речи...