Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
проект (старшая группа)

Баранова Надежда Сергеевна

Тема  самообразования

РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И  СОЗДАНИЕ     ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ  В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_trizu_starshaya_gr.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема самообразования РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ в процессе работы над сюжетной картине с детьми старшей группы» Баранова Н.С. 2020-2021 учебный год

Слайд 2

« Ребенок, — отмечал К. Чуковский, — в меру своих умственных сил... анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые».

Слайд 3

Актуальность развития речи дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из показателей уровня развития умственных способностей ребенка, так и личности в целом. Проблема заключатся в поиске педагогических методов и приемов обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: *Односложная , состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. *Бедность речи. Недостаточный словарный запас. *Употребление не литературных слов и выражений. *Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. *Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. *Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. *Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. *Плохая дикция .

Слайд 4

Работая по традиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рассказ, а чаще повторяет услышанное за детьми или взрослым, этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, дети начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат .. Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Слайд 5

. Доминирующая образовательная область – речевое развитие, которое интегрируется с такими образовательными областями как: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Продолжительность проекта: долгосрочный ( 01.10.2020- 31.05.2021) Тип проекта : информационно-игровой. Вид проекта : групповой. Участники проекта: воспитанники (дети старшей группы), педагоги, родители. Цель: - выявить эффективность и целесообразность использования метод ТРИЗ на занятиях по развитию речи. Развитие , с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, речи и творческого воображения Задачи: для детей: *активизировать творческие и мыслительные процессы детей; * находить свое решение проблемы; *учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве; способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных сказок ; воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Слайд 6

. для родителей: повысить грамотность родителей в вопросах речевого воспитания дошкольников. закрепить и развивать полученную информацию о речевом развитии с детьми; обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; совместное участие родителей с детьми и педагогами. Гипотеза : предполагается, что использование разнообразных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников. Новизна проекта заключается в создании картотеки игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной .

Слайд 7

Виды работы и методические приемы : Проведение игровых упражнений для активации внимания, зрительного восприятия и памяти. Прием обыгрывания детьми (по средствам пантомимы) действий персонажей многофигурной картины . Образец рассказа педагога по картине или ее части. Направляющие вопросы. Предварительный план рассказа . Составление рассказа по фрагментам картины. Коллективное сочинение рассказа детьми . Методика Т.А. Сидорчук , С.В Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ ). Подбор сюжетных картин осуществляется нами на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей. «Зимние забавы» « Вот так покатались !», « Спасаем мяч», «Шар улетел», «Наша Таня», «Мы играем »

Слайд 8

Организация предметно-развивающей среды

Слайд 9

Изготовление дидактических пособий « Системный оператор » Мнемотехника при заучивания стихотворений « игры которые научат нестандартному мышлению »

Слайд 10

Составление загадок Игра «Пальма», «Да – Нет».

Слайд 11

Карусель вопросов Карусель название имен признаков

Слайд 12

Маленькие человечки» ММЧ ( моделирование маленькими человечками ).

Слайд 13

Перспективное планирование Месяц Тема Цели Игровая деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями Декабрь Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Ежи» Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины. «Да-нет». «Путаница», «Хорошо-плохо». Сыщики». «Что сначала, что потом? «Волшебная палочка». «Шерлок Холмс». Игра «Найди ежа» Пальчиковая гимнастика: Ёжик Игра «Собери ежа» Папка-ширма для родителей «Что такое ТРИЗ ?

Слайд 14

Месяц Тема Цели Игровая деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями Январь Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зимние забавы» . способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по картине «Подзорная труба». . Договори словечко», «Кто больше назовёт предметов», «Сыщики». «Что сначала, что потом?», «Хорошо-плохо», «Часть-целое». «Путешествие на машине времени», «Аукцион», «Что забыл художник?». рисование «Зимушка, зима» подвижная игра «Снеговик» . Прослушать произведение П. И. Чайковского «Январь » из цикла «Времена года» . Разучивание стихотворения И. Сурикова «Зима». Папка – передвижка «Составляем рассказы по картинке» Февраль Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Вот так покатались» Упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл «Да-нет». «Путаница», «Хорошо-плохо». Сыщики». «Что сначала, что потом? «Волшебная палочка». Игра – этюд «Мы – снежинки» Прослушать произведение П. И. Чайковского « Февраль » из цикла «Времена года» . Разучивани е стихотворения «Вот моя деревня ..» Сюжетно – ролевая игра «Мастерская душ». Ознакомить детей с картотекой игр по технологии – ТРИЗ.

Слайд 15

Месяц Тема Цели Игровая деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями Март Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Спасаем мяч» учить детей определять содержание картины. «Возьму тебя с собой, если…» «Чем похожи?» «Бывает – не бывает», «Дразнилка», «Теремок», «Цепочка». «Да-нет». Чтение стихотворений созвучных картине « А. Барто «Мячик» Дидактическая игра: «В кинотеатре 3D». Составление загадок Консультация на тему: «Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием технологии ТРИЗ» Апрель Составление творческого рассказов по картине «Брат и сестра» Развитие эмоций, слухового восприятия, мышления, и зрительного восприятия. «Подзорная труба». . Договори словечко», Чтение стихотворений Сергея Есенина. «Черемуха душистая» игра «Шерлок Холмс». Консультации на тему: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;

Слайд 16

Перспективное планирование Месяц Тема Цели Игровая деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями Май Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ « Удачная рыбалка " учить детей составлять рассказ по картине «Волшебная палочка». Сюжетно – ролевая игра «Мастерская душ». Составляем загадки УЧИМ ШУТЛИВЫЕ СТИХИ П.и . «удочка» «караси и щука» Нетрадиционная техника в изо деятельности « рыбка» Заботливые родители – хорошие успехи». Памятка «И снова поиграем!»

Слайд 17

Список литературы

Слайд 18

Диагностика В начале учебного года речь детей была : Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. *Бедность речи. Недостаточный словарный запас. *Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. *Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Слайд 19

Ожидаемый результат . Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям. Ребенок может: - выделить объекты, изображенные на картине; - установить взаимосвязь между объектами; - характеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств); - представить об объекте в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после); - описать местонахождение объектов на картине; - представить себя на картине в качестве одного из объектов; - составить творческий текст с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагогического коллектива ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

В связи с тем, что произошли кардинальные изменения в системе дошкольного образование, внедрение и  реализация ФГОС основной и очень важной целью является  сохранения и укрепления здор...

Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

ЦельИспользовать основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителямиЗадачи1. Развивать системное мышление дошкольников...

Совместная проектная деятельность учителя-логопеда Узориной Н.В. и воспитателя Разуваевой М.П. с детьми старшего дошкольного возраста. Экологический проект "Наши каштаны".

В презентации экологического проекта "Наши каштаны" показано взаимодействие двух педагогов (учителя-логопеда и воспитателя), ведущих проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Пред...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Презентация иллюстрированного пособия «Обучение пересказу рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» с опорой на сюжетные картины (иллюстрации) детей старшего дошкольного возраста»

Методическую разработка включает в себя две формы работы: игровое задание «Четыре страницы», цель которого: закрепить у детей дошкольного возраста представления о делении года на четыре вр...