В какие игры играть с ребенком для развития речи?
консультация

Нурматова Регина Валерьевна

 Игры с ребенком для развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kakie_igry_igrat_s_rebenkom_dlya_razvitiya_rechi.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

В какие игры играть с ребенком для развития речи?

1. Игры-прятки.

  • Выкладывать перед ребенком игрушки, предметы, картинки и пр., затем закрывать или завязывать ребенку глаза, прятать игрушку и задавать вопрос: «Что там?». Ребенок отвечает, используя именительный падеж: «Там коза».
  • «Чудесный мешочек»: складывать в привлекательный мешочек игрушки и предметы, задача ребенка назвать предмет, ощупав его, либо достать на ощупь по инструкции взрослого;
  • Прятать игрушки или предметы в разные места в доме или во время прогулки на улице, искать их вместе и называть. Например, спрячьте разных игрушечек собак в стиральной машине, холодильнике и других неожиданных для ребенка местах. Искать спрятанное интереснее в темноте, передвигаясь со свечкой или фонариком в руках.

2. Игровые массажи и пассивная гимнастика. Например, в сопровождении песенок Е.Железновой «У жирафа пятна» или: кладем ребенка на себя животом вверх, стучим его руками по его животу и приговариваем: «Старый барабанщик, старый барабанщик, старый барабанщик крепко спал. Он проснулся (разводим руками), перевернулся (покачиваем ребенка), и по барабану застучал: «там-там, там-там-тум-тым» (2 раза). Также можно использовать всем знакомые с детства приговорки: «Рельсы-рельсы, шпалы, шпалы». Или же со¬чинять истории самостоятельно в зависимости от текущих Туевых задач, например, изображать способы передвижения животных различными движениями рук по телу ребенка.

3. Двигательные игры:

•         «Борцы сумо»: надеть папины большие футболки, засунуть под них подушки и «бороться» друг с другом.

•        Доставать из мешочка фигурки животных и изображать их с помощью характерных движений.

•        Играть в «снежки», слепленные из фольги, бросаясь друг в друга.

•        Прыгать вместе на батуте, проговаривая потешки или слоговые цепочки.

4.        Игры с сенсорными коробками и рыбалками: закапывать и откапывать предметы, фигурки, картинки и пр.; ловить их с помощью сита.

5.        Игры в «домиках». Построить домик из стульев или коробок и т.п., сидя в нем готовить еду, кормить мягкие игрушки, собирать пазлы или читать книжки.

6.        Игры в «очередь». Создавать «очередь» из фигурок животных, людей в поликлинике, в магазине, в аэропорту и пр., проговаривая кто ЗА кем стоит, кто впереди, а кто сзади.

7.        Игры в коллекции. Собрать коллекцию собак и посчитать, или коллекцию ложек.

8.        Кухонные игры. Для развития моторики ребенка можно предложить ему самостоятельно почистить банан, оторвать ножки от шампиньонов, листочки от ягод клубники, вытащить горошины из стручков и пр. Или же предложить пересыпать крупы в разные баночки и слушать, как они звучат; сортировать сухофрукты со свежими фруктами, обсуждая, что из чего получилось: изюм из винограда, курага из абрикоса и пр.

9.        Игры в ванной: в «переливалки» (см. книгу автора Премирование речевой деятельности у неговорящих детей с помощью инновационных технологий»), «тонет - не тонет» (там же); искать «подводные сокровища» с использованием подводного фонарика.

10.        Сюжетно-ролевые игры. Сюжеты для игр: больница; семья; гонки; праздник; в космический полет; магазин; кафе; пожарная станция; сюжеты сказок/мультфильмов; полиция; пираты/феи; инопланетное нашествие; «юрский период»/первобытные люди; приведения; детективы; косметический салон; поход в театр/музей/цирк; ателье и др.

11. Игры - квесты, предполагающие нахождение чего- либо, либо выполнение развивающих заданий в общем сюжете.

Пример развивающего квеста на прогулке

«Эликсир для хорошей погоды»

(авторство А. Лынского)

«Это зайчик Муся (знакомим ребенка с персонажем). Сегодня он отправится в гости к лесному волшебнику, чтобы помочь ему подготовиться к празднику весны в лесу. Зайчик пришел в лес и увидел волшебника (усадить на ветку дерева фигурку волшебника, пока ребенок не видит). Волшебник грустит.

  • Почему ты такой грустный? - взрослый говорит от имени зайчика.
  • Скоро праздник, а у меня закончился эликсир для хорошей погоды. Эликсир — это такая волшебная вода. Без него погода будет дождливой. Все промокнут и замерзнут. - взрослый говорит от имени волшебника.
  • А ты можешь сделать новый эликсир хорошей погоды?
  • Конечно, могу! Но мне нужно то, из чего я могу его готовить. Поможешь мне?

Только это непросто. Чтобы ты ничего не забыл, я дам тебе список того, что нужно будет найти (взрослый заранее готовит лист с графическим изображением природного материала, который можно найти в месте прогулки, а также контейнер с ячейками, например, упаковка из-под яиц, в каждой ячейке которой располагается тактильная карточка-подсказка). Вот список (список корректируется в зависимости от условий прогулки):

•Что-нибудь зеленое (листик, травинка)

•Что-то мягкое (земля, песок, бутон цветка)

•Что-нибудь твердое (камень, палка)

•Что-то колючее (шишка, веточка с иголками, с шипами)

•Что-то гладкое (гладкая палочка, плод, камень)

•Что-нибудь шершавое (кора, шишка, мох)

•Что-то длинное (палочка, травинка, стебель растения)

•Что-то круглое (камень, плод)

•Что-нибудь большое (лист, плод)

•Что-нибудь маленькое (ягода, иголочка, почка)

•…..

  • Все, что найдешь, складывай вот в этот сундук. Возвращайся скорее. Удачи! (После прогулки все материалы можно сложить в игрушечную кастрюлю еще раз называя их свойства).
  • Ты уже вернулся, мой друг?! Сложи все находки в мой волшебный котел. ... Накрываем котел крышкой и варим волшебный эликсир. Ой! Что это с твоими руками? Они испачкались! Вытри руки салфеткой. (После того, как все предметы оказались в кастрюле, нужно накрыть ее крышкой, и отвлечь ребенка протиранием рук. В это время убрать из кастрюли ингредиенты, поставить туда заранее приготовленную банку/бутылочку/стакан с "эликсиром" и накрыть его крышкой. Если предполагается, что ребенок захочет его попробовать, то сделать можно из сока или смеси соков для более необычного цвета, и добавить туда «остатки ингредиентов»: ягоды, мяту, кусочки фруктов). 
  • Наш эликсир почти готов. Проверим, что получилось. Загляника под крышку котла... Да, это он - эликсир хорошей погоды! Теперь давай отведаем его, чтобы завтра была хорошая погода! Спасибо тебе большое за помощь! До свидания, спасибо, что ты меня выручил! Пока!

Источник: М. И. Лынская «Неговорящий ребенок. Инструкция по применению»

Подготовила учитель-логопед Нурматова Р. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций ребенка.

Подбор игр, положительно влияющих на развитие чувств и эмоций ребенка....

В какие игры играть с ребенком в песочнице?

Многие педагоги отмечают важность занятия ребенка с песком. Игры в песок развивают у детей моторику рук,которая в свою очередь связана с речевым центром; помогают развивать коммуникативные навыки. Игр...

Рекомендации родителям, в какие настольные игры играть с ребенком, чтобы закрепить ПДД.

Рекомендации родителям, в какие настольные игры играть с ребенком, чтобы закрепить ПДД....

«Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, инсценировки как средства развития речи дошкольника»

Предлагаю вашему вниманию активно используему мной методику развития связной речи дошкольников с ТНР посредством вовлечения их в ролевые игры, диалоги, драматизации....

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем....

Консультация для родителей «Математические игры: играем вместе с ребенком»

Уважаемые родители, ниже предлагаю  Вашему вниманию простые и увлекательные игры, направленные на развитие математических способностей. В игры Вы сможете поиграть с Вашим ребёнком дома....