ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПРИ ЧТЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
консультация

Анастасия Владимировна Замотаева

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou.docx19.97 КБ
Файл zamotaeva_a.v.pptx341.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПРИ ЧТЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Книга - надежный и верный друг!

Книга вводит ребенка в мир человеческих отношений, чувств, мыслей, поступков, характеров. Она учит быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию, становится нашим верным другом в сложный момент; дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Чтение было и остается важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребенка к духовному богатству человечества. Сейчас растёт, как многие говорят, визуальное поколение, воспринимающее большую часть информации через экраны. В настоящее время проблема чтения встала в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры.

Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, так как до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается, как губка» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его.

Актуальность данной проблемы в том, что резко сократилась доля чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и  аудиотехника, компьютер практически вытеснили книгу из жизни.

Цель работы педагогов ДОУ состоит в том, чтобы сформировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Работу по воспитанию интереса к книге нужно начинать с младшего дошкольного возраста.  Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.

Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка); приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах. Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам. Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий. Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек. Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

В этом возрасте можно с помощью игрушек разыграть сценки из художественных произведений, диалогические игры-инсценировки; провести дидактические игры: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?» и т.д.; показать театры: магнитные, настольные, пальчиковые, фланелеграф. Также нужно обучать правилам пользования книгой: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. У детей формируются представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации; формируются навыки нравственной оценки произведения, развиваются способности к сопереживанию героям. Расширяются знания об иллюстрациях, их значении в книге.

Воспитатель продолжает приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; помогает детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения; зачитывает по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Дети с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки: «Колобок», «Теремок», «Федорино горе», проявляют свое отношение к персонажам.

С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке. Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он читает крошечный отрывок и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен. Этот же прием используется и при рассматривании обычных плоскостных иллюстраций. У ребенка начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. Например, после чтения произведения Е. Чарушина "Медведица и медвежата" детям шестого года жизни воспитатель показывает рисунок, иллюстрирующий такие фразы: "А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи!" - и предлагает ребенку вспомнить их, поскольку рассказ этот был прочитан по меньшей мере 2 раза.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам); побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения; воспитывает чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

В этом возрасте формируются и совершенствуются навыки выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям, художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Воспитатель объясняет в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения. Учит дошкольников сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению; воспитывает чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.

Воспитать будущих книголюбов можно через творческие задания: придумывание продолжение сказки; домысливание судьбу литературных героев; сочинение устного письма герою литературного произведения и ответ на него; объединение героев разных литературных произведений в одно произведение: сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и Красная Шапочка и т.д.

Также можно провести беседы с использованием электронных пособий на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги» и другие. Периодически оформлять тематические выставки, посвященные творчеству писателя: «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д.

Родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников, формируют целостную картину мира при чтении художественной литературы, поэтому необходимо расширить представления родителей о детской литературе, привлечь их к взаимодействию с детьми и воспитателями группы. Родителям можно предложить следующие  консультации: «Чтобы ребенок дружил с книгой», «Книги хорошие, книги плохие», «Как читать книги детям», «Путь в страну книг. От слушателя – к читателю».  Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, посещение детской библиотеки и т.д.

Главным результатом правильно проведенной работы по формированию целостной картины мира при чтении художественной литературы будет то, что, несмотря на изобилие видеотехники, дети не потеряют интереса к книге: они полюбят ее, будут обмениваться впечатлениями, с удовольствием посещать детскую библиотеку. И будут все основания надеяться на то, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПРИ ЧТЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Воспитатель: Замотаева А.В.

Слайд 2

Книга вводит ребенка в мир человеческих отношений, чувств, мыслей, поступков, характеров. Она учит быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию, становится нашим верным другом в сложный момент; дает возможность домыслить, “ дофантазировать ”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Книга - надежный и верный друг!

Слайд 3

Актуальность данной проблемы в том, что резко сократилась доля чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, компьютер практически вытеснили книгу из жизни.

Слайд 4

Цель - сформировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.

Слайд 5

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Задачи:

Слайд 6

Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения. Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы. Приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах. Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам. Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий. Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек. Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки. Младший дошкольный возраст

Слайд 7

Инсценировки с помощью игрушек из художественных произведений, диалогические игры-инсценировки; дидактические игры: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?» и т.д.; показ театра: магнитный, настольный, пальчиковый, фланелеграф; обучение правилам пользования книгой. Методические приемы

Слайд 8

Углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. У детей формируются представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. Формируются навыки нравственной оценки произведения, развиваются способности к сопереживанию героям. Расширяются знания об иллюстрациях, их значении в книге. Воспитатель продолжает приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; помогает детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения; зачитывает по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Средний дошкольный возраст

Слайд 9

инсценировки знакомых сказок; рассматривание иллюстрации; дидактические игры; показ театров ; м немодорожки ; литературные викторины. Методические приемы

Слайд 10

Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам). Побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному. Воспитывает чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Формирует и совершенствует навыки выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям, художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Воспитатель объясняет в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения. Учит дошкольников сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Воспитывает чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. Старший дошкольный возраст

Слайд 11

инсценировки; рассматривание иллюстрации; дидактические игры ; м немотаблицы ; показ театров; литературные викторины; творческие задания; беседы с использованием электронных пособий; просмотр мультфильмов; тематические выставки. Методические приемы

Слайд 12

Беседы Памятки Консультации Конкурсы Литературные гостиные Викторины Посещение детской библиотеки и т.д. Работа с родителями

Слайд 13

Главным результатом правильно проведенной работы по формированию целостной картины мира при чтении художественной литературы будет то, что, несмотря на изобилие видеотехники, дети не потеряют интереса к книге: они полюбят ее, будут обмениваться впечатлениями, с удовольствием посещать детскую библиотеку. И будут все основания надеяться на то, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и чтение художественной литературы в средней группе "Встречаем гостей"

Цели:-приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом;- закрепить название и назначение предметов посуды.Задачи:- воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на сто...

Интегрированное занятие (чтение художественной литературы +познавательное развитие, формирование целостной картины мира).

Занятие - презентация. Собрать картинки можно очень просто, с помощью интернета. Я использую натуралистичные изображения. Дети легко и просто усваивают материал с опорой на зрительные изображения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание (формирование целостной картины мира) с элементами художественного творчества для детей подготовительной группы «Путешествие на планету - Марс».

Цель:  познакомить с планетой и ее особенностями.Задачи:1.    закрепить знания детей о планетах Меркурий, Венера, Земля;2.    развивать способность передавать вырази...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИНТЕГРАЦИИ ОБЛАСТЕЙ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА», « ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», « КОММУНИКАЦИЯ» ТЕМА: « НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: Выявление знаний детей об окружающей их действительности. Обучающие задачи:1.      Уточнить знания детей о родной стране, столице.2.      У...

1 неделя января с 9 по 12. Тема недели: «Мои любимые сказки» Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении. Постепенное приучение слушать сказки, запоминать небольшие и про

Тема недели: «Мои любимые сказки»Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении.Постепенное приучение слушат...