Использование проектного метода в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
статья

Гиска Ирина Александровна

В данной статье автор описывает опыт успешной реализации проекта по театральной деятельности «Маленькие актеры большого театра», который направлен на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, используя проектный метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гиска Ирина Александровна, Назарова Ольга Юрьевна

Воспитатели, МДОУ Детский сад «Ёлочка» г. Краснослободска Среднеахтубинский район Волгоградская область

              Аннотация. В данной статье автор описывает опыт успешной реализации проекта по театральной деятельности «Маленькие актеры большого театра», который направлен на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, используя проектный метод.

               Ключевые слова: проектные технологии, театрализация, театральная деятельность, творческие способности, дети старшего дошкольного возраста.

                  Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка.  

              Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания. Участвуя, дети знакомятся с многообразием театральных профессии, с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

              Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей.  

              Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

            Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

               Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.

              Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Данная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Особое место в программе воспитания и обучения в нашем детском саду отводится театрализации. Театрализованные занятия прививают любовь у воспитанников к театрализации с раннего детства, они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Театрализация в детском саду – это отличная возможность для раскрытия творческих способностей дошкольников, воспитания творческой направленности личности каждого ребенка. Дети старшего дошкольного возраста обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер [4, с. 83].

Театрализация необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализация наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности. Взрослый помогает анализировать и обобщать этот опыт, устанавливать объективные зависимости, определять его важность, затем фиксировать результаты в виде условных знаков. Другим способом развития обобщения у ребенка является «проживание» им различных ситуаций, когда взрослый предлагает ребенку выражать впечатление от музыки языком движений [5, с. 101].

В 2020-2021 учебном году в старших группах МДОУ ДС Ёлочка
г. Краснослободска был успешно реализован проект по театральной деятельности «Маленькие актеры большого театра», целью которого являлось развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Работая по данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров);

- совершенствовать артистические навыки участников проекта;

- развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности и обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе.

При реализации проекта педагоги работали по следующему плану:

- изучение тематики проекта, подбор необходимой литературы, организация предметно-пространственную развивающую среду.

             Совместно с родителями организовали центр театрализованной деятельности с учетом требований ФГОС и включает в себя: 

  • ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения); 
  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»); 
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу; 
  • Атрибуты для организации театрализованных игр (ширмы, костюмы, шапочки, маски)  
  • разнообразные виды театров: бибабо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, магнитный театр); 
  • картотеку театрализованных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие координации движений и речи. 

              Были созданы:

             - картотека сюжетно-ролевых игр;

             - картотека на развитие эмоций, речевых игр и упражнений, в группе имеется большая картотека чистоговорок. 

             В ходе работы я пришла к выводу, что, используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки. 

- погружение детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

- создание игровой мотивации с учетом интересов детей и опорой на их эмоциональный отклик.

- создание условий для заинтересованности каждого ребенка тематикой проекта, оказание поддержки любознательности и устойчивого интереса у каждого ребенка к данной проблеме.

- развитие творческого воображения и фантазии детей.

- вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создание доброжелательной и позитивной атмосферы совместного с ребенком в процессе творчества.

В рамках проекта «Маленькие актеры большого театра» была проведена следующая работа:

1. Обустройство центра театрализации.

2.Театрализованные постановки, организованные детьми старшей группы:

- театральная постановка по мотивам сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»;

- «Новогодний бал у принцессы Несмеяны»;

- «Заюшкина избушка»;

- «Синяя птица».

3. Заняли первое место в районном конкурсе «Да здравствует театр».

Использование проектной технологии в системе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста позволило сочетать интересы всех участников образовательного процесса.

При работе с детьми, важным аспектом являлось поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделялось речевому развитию ребенка, правильному произношению слов, построению фраз. Вместе с детьми мы сочиняли небольшие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо сценку.

Для качественного усвоения материала использовались следующие методы и приемы:

- рассказывание сказок;

- чтение художественной литературы;

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- ролевые диалоги по иллюстрациям;

-  музыкальные игры;

- народно-хороводные игры;

- выбор детьми ролей по желанию;

- назначение на главные роли робких, застенчивых;

- распределение ролей по карточкам (схемы персонажей);

- проигрывание ролей в парах.

Все методы и приемы используем в комплексе, чередуя и дополняя друг друга, что позволяет дать детям знания в формировании партнерских отношений, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.

              Использование проектной технологии в системе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста позволило сформировать результаты:

- знания детей о театре, театральных профессиях.

- сформированность духовно-богатой личности ребёнка;

 -сформированность творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;

- повысить интерес к театру и театрализованным играм;

-творческое исполнение ролевых действий и выразительность речи в играх- драматизациях, театрализованных представлениях;

- сформированность умения выражать своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре);

- сформированность нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);

- после просмотра спектакля оценить игру актера, использовать средства худ выразительности и элементы художественного оформления постановки.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность является частью образовательной деятельности в нашей группе. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности. Планируем на будущее, придерживаясь принципа: системности, последовательности, доступности, продолжать работу по формированию у детей интереса к театральной деятельности.

Родители получили консультации по вопросам театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Укрепление связей между ДОУ и семьёй.

Раскрытие творческих способностей родителей (изготовление костюмов, атрибутов для театрализованного развития детей.) Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

              Театрализация оказывает несравненное ни с чем воздействие на развитие творческих способностей и общее развитие ребенка; в коллективе формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуются творческие способности.

Таким образом, успех развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка. Правильно организованная система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста позволит создать благоприятные условия для развития театрализованных умений и способностей детей.

Ссылки на источники

1. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. – М.: Сфера, - 2019. – 128 с.

2. Давыдова М. В. Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 31-35.

3. Жиличкина М. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 42-46.

4. Маркова Т. А. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, - 2015. – 287 с.

5. Трифонова Е. В. Развитие игры детей 5-7 лет. ФГОС. – М.: ТЦ Сфера, - 2015. – 208 c.

 USE OF THE DESIGN METHOD IN THEATERIZED ACTIVITIES OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN

Giska Irina Alexandrovna, Nazarova Olga Yurievna

Educators, Kindergarten "Yolochka", Krasnoslobodsk, Sredneakhtubinsky district, Volgograd region

giska.ira@mail.ru    Оolia1989sv@yandex.ru

              Annotation. In this article, the author describes the experience of the successful implementation of the theatrical activity project "Little Actors of the Bolshoi Theater", which is aimed at developing the creative abilities of older preschool children, using the project method.

               Key words: design technologies, theatricalization, theatrical activity, creativity, senior preschool children.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

Использование проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются технологи...

Консультация для педагогов «Проектный метод в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Экологическое воспитание одна из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к природе родного края.Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представл...

Проектная работа   Тема: « Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

}Актуальность  проекта.       В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, иссл...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...