Консультация для педагогов "Вовлечение родителей в образовательный процесс"
консультация (младшая группа)

Белкина Светлана Владимировна

Цель: вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство: оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Вовлечение родителей в образовательный процесс»

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Цель:
Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.

Задачи:
•Приобщить родителей к жизни детского сада.
•Объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка.
•Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями.
•Привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организацию интересных форм работы.
•Вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей.
•Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.

Предполагаемый результат:
• Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

• Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федерального государственного образовательного стандарта ДО.
• Повышение профессиональной компетентности педагогов.
• Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
• Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Главный момент в контексте «Семья – детский сад» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. Признавая приоритет семейного воспитания, необходимо перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада.

Вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско - педагогической компетентности.

Выделяются два основных направления взаимодействия с семьей:

1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки – передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации совместных мероприятий.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу нужно постараться организовать компактной, но эффективной.

Основные принципы организации работы с семьёй:

  • Открытость детского сада для семьи.
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
  • Отсутствие формализма в организации работы с семьёй.
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

 Самыми эффективными формами взаимодействия с родителями воспитанников являются:

1. Коллективные.
2. Индивидуальные.
3. Наглядно – информационные.
4. Информационно-коммуникативные.

Формы коллективного взаимодействия с родителями:

  • родительские собрания, которые проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной форме (круглый стол, диспут, КВН, игротека, мастер-класс и т.д.), с привлечением специалистов детского сада.
  • Привлечение родителей воспитанников в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня, вида и направления.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки.
  • групповой альбом..
  • фотовыставки.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Еще одной формой вовлечения родителей являются консультации и беседы для родителей:

Педагогические, медицинские, психологические и т.д. Они проводятся, как коллективно, так и индивидуально.
Информационно-коммуникативные формы: Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте ДОО любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОО, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.

Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников.

Советы, которые помогут активизировать участие родителей:

• Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
• Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
• Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.
• Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.
• Помните! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.
• Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
• Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
• Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
• Будьте терпеливыми к ним.
• Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
• Поддерживайте тесные контакты.
• Высказывайте свою признательность им.
• Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
• Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
• Поощряйте посещаемость родительских собраний.
• Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
• Обучайтесь навыкам сотрудничества.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Вовлечение родителей в образовательный процесс: пути решения"

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ФГОС ДО): ПУТИ РЕШЕНИЯ. «Мамы, папы, нам без вас – все равно, что вам без нас» С. Михалков «Сегодня дети – завтра нар...

Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».

Польза для родителей- ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенкавидят, как их ребенок общается с другими;- начинают больше понимать в детском развитии;- получа...

Консультация для родителей "Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС ДО"

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип докумен...

Консультации для родителей «Особенности образовательного процесса в средней группе 4-5 лет»

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, рез...

Консультация для родителей-Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности в детском саду.

Консультация для родителей-"Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности в детском саду....

Статья. Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование ...

Консультация для родителей "Организация образовательного процесса в средней группе".

Консультация для родителей "Организация образовательного процесса в средней группе"....