Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой и второй младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа)

Лягушина Татьяна Анатольевна

Разработано в соответствии с ФГОС. Соответствует возрастным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_hudozhestvennaya_literatura.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по чтению художественной литературы

в первой и второй младшей группе

                                                                              Составители :

                                                                                                                                        Воспитатель 1 категории

                                                                                                                                        Лягушина Татьяна Анатольевна

                                                                                Воспитатель Байшуакова Ирина Владимировна

Пояснительная записка

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

•        формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

•        развитие литературной речи;

•        приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса».

Формирование интереса и потребности в чтении.

Чтение знакомых, любимых детьми художественных произведений, рекомендованных Программой для первой  и второй младшей группы.

Развитие умения слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснений поступков персонажей и последствий этих поступков.

Развитие умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и песенок.

Повторение наиболее интересных, выразительных отрывков из прочитанного произведения (предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы).

Развитие умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

Формирование интереса к книгам. Регулярное рассматривание с детьми иллюстраций.

Месяц

Недели

Тема

Содержание работы

Цель

Сентябрь

1неделя

«Здравствуй детский сад.

Наша группа»

1.Стихотворение «Мишка»

А. Барто

2.Потешка «Ладушки»

3.Потешка «Смотрит солнышко в окошко»

  

4«Петушок, петушок…»

Познакомить детей с содержанием стихотворения; учить рассматривать рисунки, иллюстрации, слышать и понимать воспитателя

Напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки, выполнять движения о которых говориться в песенке; учить проговаривать слова, фразы;

Познакомить детей с содержанием стихотворения; учить рассматривать рисунки, иллюстрации, слышать и понимать воспитателя, обогащать словарь,

Н Напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки, выполнять движения о которых говориться в песенке; учить проговаривать слова, фразы; развивать моторику рук; вызывать интерес к песни.

2неделя

«Осень»

Потешки: «Солнышко-ведрышко!», «Уж ты бор-борок»

Стихи: «Осень наступила» А.Плещеев, «Осень» К.Бальмонт,

«Дождик, дождик..»  И. Токмакова

Сказки: р.н. «Репка»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память, умение рассказать потешку самостоятельно.

Развивать умение слушать и запоминать стихотворение. Развивать память, речь.

Воспитывать умение внимательно слушать знакомую сказку, развивать умение инсценировать сказку.

3неделя

«Овощи»

Потешки: «Иван, Иван..», «Огуречик, огуречик..»

Сказки: бел. н. «Пых» Сказки: р.н. «Репка»

Стихи: «Купите лук..»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память, умение рассказать потешку самостоятельно, отвечать на вопросы. Закрепить понятие об овощах. Учить внимательно слушать сказки.

4неделя

«Фрукты

Потешки: «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду..», «Сорока, сорока», «Травка - муравка»

Сказки: р.н. «Маша и медведь»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память, умение рассказать потешку самостоятельно.

Воспитывать сопереживание героем сказки.

Октябрь

1неделя

«Грибы. Ягоды»

 Сказки : р.н. « маша и медведь»

 Н. Павлова «Земляничка»

Я.Тайц « По ягоды»

  Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации

Познакомить с содержанием сказки.

 2неделя

«Хлеб. Профессия повар»

Сказки: «Колобок»

«Колосок»

« Колосок»

«Крылатйый ,махнатый и  масляный.

Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; подвести к моделированию: учить точно отвечать на вопросы.

3неделя

«Деревья. Листопад»

Стихи: «Осенние листьяИ.Токмакова

 В. Мировича «Листопад

Рассказ: «Листопад» М. Пришвин

Развивать умение слушать и запоминать стихотворение. Развивать память, речь.

Закрепить знания о видах растительности.

 Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение;

4 неделя

«лесные птицы»

Ноябрь

1неделя

«Домашние птицы»

Потешки: «Петушок, петушок»,

«Наши уточки с утра», «Курочка-      рябушечка»

Сказки: К. Чуковский «Цыпленок»

Р.н.»Кот, петух и лис»

Рассказы: «Уточки» К.Ушинский,

«Курочка» Е.Чарушин

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их.

2неделя

«Домашние животные»

Потешки: «Как у нашего кота», «Киска, киска», «Пошли наши коровушки»

Песенка:» Уж как я мою коровушку люблю»

Стихи: «Кто пасется на лугу?», «Про белого бычка» Ю.Черных, «Бычок», «Котенок», «Кто кем становится» А.Шибаев

Сказки: р.н. « Волк и козлятки»

«Бычок – черный бочок, белые копытца», обр. М.Боголюбской.

«Кто сказал мяу»

Рассказ: Был у Пети и Маши конь

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память, умение рассказать потешку самостоятельно,

   Познакомить с содержанием русской народной песенки, совершенствовать умение понимать речь воспитателя; учить согласовывать слова в предложении.

 Познакомить с содержанием сказки. Уточнить знания о животных.

Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

Учить слушать рассказ без наглядного сопровождения и отвечать на вопросы; развивать эмоциональную отзывчивость; воспитывать дружеские отношения в игре.

3неделя

« Дикие животные»

Потешки: «Тень- тень,

потетень», «Идет лисичка по мосту».

Сказки: р.н. «Колобок»

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;

Рассказы: «Лиса Патрикеевна» К.Ушинский, «Волчишко», «Медведица и медвежата» Е.Чарушин

 Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память, умение рассказать потешку самостоятельно.

 Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей

4неделя

«Служба спасения

Потешки: «Тили-бом, тили-бом», «Кот на печку пошел»

Стихи: «Пожар» С.Маршак

              «Больная кукла»

Сказки:  «Кошкин дом»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память, умение рассказать потешку самостоятельно.

Учить внимательно слушать сказку , сопереживать героем сказки.

Декабрь

1неделя

«Зима»

Потешки: «Как на тоненький ледок»,

«Из-за леса, из-за темного»

Стихи: «Снег» С.Маршак,

«Где мой пальчик?» Н.Саконская, «Снег» А.Барто.

Рассказы: «Снег идет» Л.Воронкова

Сказки: укр. н. «Рукавичка»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память.

Учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы, передавать его радостный характер в самостоятельном чтении; обогащать словарь детей образными словами и выражениями: снежинки-пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует

2неделя

«Зимние птицы»

Потешки: «Пала выпала…», «Синички-сестрички»

Песенки: «Снегирек»

Стихи:

Е. Благининой «Прилетайте»

«Умная птичка»,»

« Где обедал воробей» С. Маршак

Познакомить детей с потешкой.

Познакомить с немецкой песенкой «Снегирек» ; развивать способности активно проговаривать простые и более сложные фразы отвечать на вопросы, развивать речь.

Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение «Прилетайте», передавая побудительную и вопросительную интонацию; активизировать лексику по теме «Птицы зимой».

3 неделя

« Зима в лесу»

Потешки: «Пала выпала…», «Синички-сестрички»

Стихи: «Медведь» И.Токмакова, «Лисий хвостик» Н.Пикулева

Рассказы: «Лиса Патрикеевна» К.Ушинский

Сказки: «Зимовье»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память

Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение , передавая побудительную и вопросительную интонацию.

4 неделя

« Новый год»

Потешки: «Сидит, сидит зайка». «Мыши водят хоровод

Стихи: «Елочка» О.Высоцкая, «Встали девочки в кружок» А.Барто, «Елка» К.Чуковский.

Сказки: «и лиса»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память

Помочь запомнить небольшое стихотворение; развивать память и речь.

 Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей.

Январь

2неделя

«Зимние забавы»

Потешки: «Зима пришла», «Валенки, валенки»

Стихи: «Катя в яслях» З.Александрова,

«На санках» О.Высоцкая

Сказки: «Заяц хвастун»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память, умение рассказать потешку самостоятельно.

.

3 неделя

« Дом и его части»

Рассказ: « Спала кошка на окошке»

Сказки: р.н. «Теремок»

             Р.н.»Руковичка»

Р.н. «Заюшкина избушка»

Познакомить с рассказом , учить слушать рассказ без наглядного сопровождения;

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий.

 «Учить интонационно точно повторять песенки из сказки; упражнять в словообразовании

4неделя

«Мебель»

Потешки: «Котик-коток», «Заря-заряница», «Вот и люди спят»

Стихи: «Спать пора» А.Барто «Прятки» З.Александрова.

Сказки:  «Три медведя» Л.Толстой

« Кошкин дом»

Рассказы: «Маша-растеряша»

«Мебель –что это такое» В.Васильев.

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память, умение рассказать потешку самостоятельно.

Помочь запомнить небольшое стихотворение; развивать память и речь.

 Познакомить с содержанием сказки; дать возможность убедиться, что рассмотреть рисунки в книгах очень интересно. Воспитывать сочуствие к героем сказки.

Закрепить знания о мебели.

Февраль

1 неделя

«Бытовая техника»

1.Потешка «Ладушки-ладушки»

2.Потешка «Пошел котик на Торжок»

3.Рассказывание сказки «Курочка ряба

4.Потешка «Пошел котик на торжок» (повторение)

  Учить подражать игровым действиям, формировать ощущения ритма.

 Воспитывать интерес к звучащей образной речи. Эмоциональный отклик на нее. Формировать доброе чувство.

  Закреплять знания знакомой сказки.

 Воспитывать интерес к звучащей образной речи. Эмоциональный отклик на нее. Формировать доброе чувство.

2 неделя

«Посуда»

Стихи: «Маша обедает»

Сказки:  «Три медведя»

  Развивать способность активно проговаривать простые и сложные фразы; Учить с интересом слушать рассказ воспитателя о кукле.

   Познакомить с содержанием сказки; дать возможность убедиться, что рассмотреть рисунки в книгах очень интересно

3 неделя

«Я и папа»

Потешки: «Пальчики»

Стихи: «Мы мужчины» О.Дриз, «Мяч» С.Маршак, «Младший брат» А.Барто.

Рассказ: «Пит и трехколесный велосипед» Л.Берг.

   Познакомить со стихотворением , учить согласовывать слова в предложении, развивать память; поощрять попытки рассказывать стихотворение самостоятельно

4 неделя

«Семья .Профессии»

Стихи: «Лисица-медсестрица» В.Берестов «Шофер», «Строители» Б.Захадер, «Маляры» М.Пожарова

 «Кто это?» С.Городецкий, «Прятки»,  

«Кролики» З.Александрова. «Жил-был слоненок» Э.Успенский.

Сказки: р.н. «Сестрица

Аленушка и братец Иванушка».

Проза:К. Ушинский. «Петушок с семьей»,

Потешки: «Лень-потягота»

Песенки: «Храбрецы»,

«Сапожник»

 

Познакомить со стихотворением , учить согласовывать слова в предложении, развивать память; поощрять попытки рассказывать стихотворение самостоятельно

Познакомить со сказкой, Вызвать сочувствие к персонажам.

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память, умение рассказать потешку самостоятельно.

Март

1 неделя

«Праздник мам»

Стихи:Я.Аким «Мама»

 «Все она» И.Косяков, «Спи младенец» М.Лермонтов, «Спи дитя мое усни» А.Майков, «Посидим в тишине» Е.Благинина

Сказки: «О глупом мышонке» С.Маршак

 Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас эмоционально-оценочной лексикой.

Познакомить с сказкой.

2неделя

«Весна»

Потешки: «Солнышко», «Что за славный денек», «Иди весна», «Солнышко пробудись».

Стихи: «Весна», «Сельская песня» А.Плещеев

. М. Клоковой «Зима прошла»

Сказки: «Заюшкина избушка».

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память

  Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение.

Развитие умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок

3 неделя

«Перелетные птицы»

Потешка :«Ласточка,

ласточка»,

Проза: Л. Толстой. «Птица свила гнездо...», У Вари был чиж...», «Пришла весна...»;

А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...»(

М. Зощенко. «Умная птичка»;

А.Плищеев «Сельская песенка»

Сказки: «Гуси лебеди»

 Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память

  Учить внимательно слушать прозу.

Отвечать на вопросы по содержанию

Познакомить со стихотворением , учить согласовывать слова в предложении, развивать память; поощрять попытки рассказывать стихотворение самостоятельно.

4 неделя

« Одежда. Обувь»

Потешки: «Сегодня день

целый», «Заря-заряница»

 Песенки:»Наша Маша маленька»

Стихи: П.Воронько «Обновки» «Портниха»,

«Про Катюшу» С.Черный,

«Мой Мишка» З.Александрова.

Е Благинина «Сто одежек», «Голышок- малышок»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память

 Познакомить с содержанием р.н. песенки; помочь понять содержание песенки, учить отвечать на вопросы. Развивать желание проговаривать слова текста.

Закрепить знания о видах одежды.

Апрель

1 неделя

«Аквариумные рыбки»

Курочка-пеструшечка

Идет коза рогатая

Чтение стихотворения Барто «Зайка»

Чтение стихотворения Барто «Слон»

  Повторить знакомую потешку. Побуждать детей проговаривать знакомый текст, задавая курочке вопросы, развивать интонационную выразительность речи.

  Помочь детям понять содержание стихотворения; вызвать желание слушать их повторно; приучать детей правильно произносить звук з в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, не сложные фразы.

  Помочь детям понять содержание стихотворения; вызвать желание слушать их повторно; приучать детей правильно произносить звук з в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, не сложные фразы.

   Познакомить с новыми стихами, помочь понять их содержание.

2 неделя

«Транспорт. Дорожная безопасность»

Потешки: «Чики-чики-чикалочки» «Еду, еду к бабе к деду»

Стихи: «Кораблик» Д.Хармс,

«Грузовик»  А.Барто.

Рассказы: «Митя приехал» Э.Мошковская.

«Светофор» Б. Житков.

Стихи: «Песенка друзей» С.Михалков,

«Песня машиниста» А.Введенский, «Мчится поезд»

Э.Мошковская.

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память

  Помочь детям понять содержание стихотворения; вызвать желание слушать их повторно; приучать детей правильно произносить звук з в словах, фразах,

Учить запоминать небольшое стихотворение ; в процессе рассматривания игрушки активизировать речь.

Развитие умения слушать новые  стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

3неделя

« Космос»

Чтение Барто «Я люблю свою лошадку»

 Чтение Александрова «Топотушки»

Показ сказки «Курочка ряба»

Показ сказки «Репка».

  Вспомнить с детьми стихотворение. Воспитывать любовь к животным.

  Учить детей слушать текст, понимать простейшие действия.

  Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; вызывать желание просмотреть и послушать еще раз.

  Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем.

4 неделя

«Здоровье»

Потешки: «Водичка- водичка», «Травка-муравка», «Сорока-сорока»

Стихи: «Мойдодыр» К.Чуковский,

«Дремота и зевота» С.Маршак,

«Купанье» З.Александрова.

Рассказы: «А вот эдак, а вот так» Е.Благина.

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память

  Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

Дать понятие о здоровом образе жизни. Развивать память, внимание, речь.

Май

1неделя

« Мое село»

Потешки: «Пошел котик на торжок», « Гуси, вы гуси», Рассказы: « У меня нет дома» Г.Остер, «Три котенка» В.Сутеева

Сказки: «Гуси-лебеди»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память

Учить внимательно слушать рассказы, без наглядного сопровождения.

Развитие умения слушать сказки следить за развитием действия, сопереживать героям, проговаривать небольшие отрывки из сказки.

2 неделя

«День победы»

3 неделя

«Насекомые»

Потешка «Божья коровка»

Проза:К. Бальмонт. «Комарики-комарики»;

Сказки: К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память

Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

4 нкделя

«Здравствуй лето»

Потешки: «Ласточка,

ласточка», «Ранним-рано

поутру», «Улитка, улитка», «Вот пришло и лето красное».

Стихи:  «Колокольчики мои» А.Толстой, «Веселое лето» В.Берестов.

Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память

Вызывать желание учить стихи наизусть, развивать речь, память.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе

Круг детского чтения детей 5-6 лет направлен на формирование интереса к книге, на посте­пенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который про­является в заинтересованн...

Комплексное тематическое планирование по чтению художественной литературы для 1-ой младшей группы

Планирование по чтению художественной литературы для 1-ой младшей группы...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе на 2016-2017 уч. год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие» - художественная литератураСодержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг че...

Перспективное планирование. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Рисование. Вторая младшая группа

Планирование занятий во второй младшей группе на год по изобразительной деятельности....

Интегрированное занятие (развитие речи, чтение художественной литературы – аппликация) во второй младшей группе Тема «Курочка – Рябушечка»

- продолжаем знакомство детей с русскими народными потешками;- учить детей рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено;- отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, к...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы для детей второй младшей группы

Перспективный план по чтению художественной литературы для детей второй младшей группы в режимные моменты...