«Коллективно-игровая деятельность в социальном воспитании дошкольников»
консультация

Горская Наталья Юрьевна

В последнее время проблема социального воспитания ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок ФГОС дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Коллективная игровая деятельность – это форма организации игровой деятельности, в ней осуществляется коллективное взаимодействие детей с целью накопления жизненного опыта и сплочения коллектива. Видео к игре "Колесо" находится в разделе Видео

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx223.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Коллективно-игровая  деятельность в социальном воспитании дошкольников»

В последнее время проблема социального воспитания ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок ФГОС дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Коллективная игровая деятельность – это форма организации игровой деятельности, в ней осуществляется коллективное взаимодействие детей с целью накопления жизненного опыта и сплочения коллектива. В коллективных играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять  правила, быть справедливыми к своим товарищам.

Рассмотрим различные формы организации коллективной игры, которые мы используем в своей работе:

1.Сюжетно-ролевые игры:

Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании детьми вымышленной ситуации, выборе атрибутов, ролей  и действий в соответствии с замыслом.

Наряду с традиционными сюжетно – ролевыми играми  «Магазин», «Детский сад», «Дочки-матери»,Парикмахерская», «Почта», «Гараж», «Поликлиника». В практике детского сада всё чаще используется современные сюжетно – ролевые игры, т.к современный ребёнок стремится отражать в игре ту социальную действительность, в которой он живёт и развивается.

Примерная тематика  игр: «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи», «Туристическая компания», «Дизайн-студия», «Модельное агентство», «Фитнес клуб», Доставка еды «Суши бар», «Клиника семейного здоровья», «Интернет магазин «Дочки - сыночки»», «Видеоблогеры», Ресторан «Макдональс». Также можно предложить детям сюжетно – ролевые игры по мотивам современных российских мультфильмов «Три кота», «Борбоскины», «Мимимишки».

Важным средством социализации ребёнка являются также народные игры. Мы подготовили подборку народных игр в буклете.

2.Моделирование и речевые ситуации.

Использование моделирования при организации коллективной игры поможет совершенствовать игровой социальный опыт дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах характера своих товарищей.

Например  игра «Снежная королева»

Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры.Воспитатель просит вспомнить сказку Г. -Х. Андерсена “Снежная королева”.Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав людям в глаза!Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает “приметь эти очки”: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.Педагог первым “надевает очки” и дает образец описания двух-трех детей.После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали.Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе “надеть очки” и поочередноразглядывать каждого участника игры.

Речевые ситуации направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в разговор, убеждать, доказывать свою точку зрения. Речевые ситуации стимулируют детей  вести диалог со своим собеседником, размышлять над сложившейся ситуацией. 

Например, воспитатель говорит: «Пусть Сергей будет дядей Олегу, а Зарина и Настя – его племянницами. Дядя Сергей  приехал к ним в гости. Он отдыхал на море и привёз в подарок одну большую морскую звезду. Зарина и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут вести себя.»

3.Коллективные проекты

За основу коллективного проекта берётся какая-либо актуальная или текущая на данный момент тема. Она прорабатывается, обсуждается с детьми. Затем , работая в группе, создаётся основа для формирования будущего проекта. И только изучив всю тему с различных  сторон, распределив роли, каждый выполняет свою индивидуальную часть работы. В результате выполненное индивидуально складывается как мозаика в общее дело.

В процессе коллективного проекта дети приобретают навыки общения, учатся работать, делить ответственность с другими. Таким образом идёт процесс формирования  и сплочения детского коллектива.

Коллективные творческие проекты могут реализовываться в виде рукотворного конкурса, семейного праздника и мини – музея, выставки, акции.

Примерная тематика коллективных проектов: «Волонтёрское движение «Рука в руке»», «Что одному не под силу, то легко коллективу», «Проблема мусора в нашем городе», «Осторожно короновирус!», «Накормите птиц зимой», «Мы разные, но мы вместе».

4.Продуктивная деятельность.В процессе выполнения коллективных работ у детей вырабатывается следующие умения: договариваться о совместной работе, её содержании, работать вместе, помогать, подсказывать, радоваться успехам своими и своих товарищей при создании работы.

Дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну или две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.

Интересными для воспитанников являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и воспитатели. Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Весёлая карусель» в стиле дымковской росписи, заранее вырезает и наклеивает изображение карусели, детям же предлагается вырезать и оформить лошадок и барыню. С детьми необходимо обсудить каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету. И взрослые, и дети при создание композиции объединены одной целью, заинтересованы в общем результате  (фото)

C:\Users\user\Desktop\раб\nPjjiTSFCgE.jpg C:\Users\user\Desktop\раб\_Nvv6zZWULs.jpg

5.Игры, формирующие доброжелательный психологический климат в детском коллективе.

Игры способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы. Благодаря их проведению, дети учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.

Например игры: «Лицом к лицу», «Цветные ладони», «Передай игрушку дальше», «Карандаш», «Угадай меня», «Клубочек» и т.д.

Предлагаем вашему вниманию видео игры «Колесо».

Цель: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах тройках и т.д. Способствовать сплочению детского коллектива.

      Таким образом, коллективная игра является эффективным накоплением у ребёнка личного социального опыта. Поэтому именно коллективная игровая деятельность, в которой осуществляется коллективное взаимодействие детей, способствуют социальному воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

Конспект занятия в младшей группе. Тема: Домашние животные Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Проект «Ребёнок-дошкольник: его социальное воспитание и социально-личностное развитие»

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкол...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...