"ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ".
консультация

Хоронжак Юлия Владимировна

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nechaeva_-_kopiya.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

"ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ".

Подготовила: Хоронжак Ю. В.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе.

ВЛИЯНИЕ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать животворные примеры старших, возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей.

Первый путь широко практикуется в детском саду — это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т. д. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек и т. п.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд.

Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то мы имеем в виду такую работу, где для детей достаточно нагляден либо результат труда (сделанная вещь, порядок и чистота после уборки, стирки и т. д.), либо конкретные трудовые действия (вскапывание земли, кормление животных и т. п.).

Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель (и другие взрослые) выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п.).

Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают. Ее труд в очень значительной своей части систематически протекает на глазах у детей.

Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Однако самого примера  недостаточно. Если няня делает что-то необычное, дети обращают внимание на это (мытье окон, чистка ковра пылесосом), но стоит этим процессам повториться несколько раз, как дети перестают их замечать. Поэтому все то, что потенциально содержится в труде взрослого (в данном случае в труде няни), не оказывает видимого воздействия на детей.

Детям 3—4 лет самим трудно еще извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок 3—4 лет имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Например, во время утренней уборки няня поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений или игрушку и т. д. Няня выступает не просто организатором детского труда, она трудится вместе с детьми, выполняет основную часть работы, более сложные дела. Так как рядом с нею трудятся двое-трое детей, она может следить за их действиями и одновременно выполнять свою работу. Таким образом, няня может влиять на детей личным примером и в то же время становится организатором небольшой группы детей, приучает их самих к труду. Обучать всех детей навыкам, организовывать их работу и самому участвовать в труде — делать все это одновременно воспитателю трудно. Няне же, которая соприкасается одновременно лишь с несколькими детьми, это посильно. Но для этого нужно, чтобы няня получила соответствующие инструкции педагогов.

 Какое же воспитывающее влияние оказывает сотрудничество няни с детьми и при каких условиях оно будет действенным?

В младшей группе вовлечение детей в труд взрослого прежде всего сказывается на усвоении умений. Если действия были для детей посильными, то они с точностью воспроизводят то, что делает взрослый. Няня сметает щеткой крошки со стола. Дети смотрят и делают это точно так же, как она. Няня встряхивает скатерть и складывает ее, привлекая к участию в этой работе ребенка (4,5 года). Следующую скатерть этот ребенок складывает уже с другим, предварительно встряхнув таким же способом, как няня.

Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Подражание детей бодрому, энергичному темпу работы няни и педагога, их старательность возбуждают у детей стремление к труду. Утром няня влажной тряпкой вытирает двери, подоконники. Зовет Лену: «Возьми тряпочку и протри полку». Лена охотно берется за работу. Андрюша (3,5 года) подходит и наблюдает. «И тебе хочется... Вот тебе «тряпочка»,— говорит няня. Андрюша, довольный, начинает вытирать листья.

При таком подходе не бывает случаев отказа детей от предложения няни потрудиться, часто дети сами просят дать им .Какое-либо поручение. В процессе работы некоторые дети отвлекаются, начинают играть; в данном возрасте это вполне понятно. Важно, что у них появляется желание потрудиться.

Разными способами приходится привлекать внимание ребенка к особенностям действий, выполняемых взрослым. Здесь большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий. Слово взрослого помогает ребенку •лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

Педагог моет растение, рядом с ней трудятся дети. Они поглощены своей работой и не замечают действий воспитателя. Она начинает приговаривать: «Хорошо вытру листок и сверху, и с другой стороны, и черенок... Весь, весь листок будет чистый... А теперь другой... Ни один не пропустим». Дети прислушиваются, поглядывают на воспитателя и стараются работать тщательнее.

 Такое проговаривание весьма значимо в работе с маленькими детьми. Но часто этого косвенного приема недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие. «Посмотрите,— говорит воспитатель,— как тетя Шура чисто моет стекла, они блестят, сверкают». «Посмотри, как я держу щетку. Вот так надо сметать крошки».

Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как швея шьет одежду, белье, как маляр окрашивает стены, точильщик точит ножи, стекольщик вставляет стекла и т. д.

Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п.

Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям и строителей, и работников транспорта, и продавцов. Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении.

Труд, характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду у детей, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. Не надо упускать из виду и того обстоятельства, что в этом труде часто принимают участие родители и другие близкие детям люди; это усиливает впечатления детей, полученные в детском саду.

Важно вызвать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: серое шершавое бревно превращается в гладкую блестящую балку; старые грязные стены покрываются краской, становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после рас-чистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов; кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т. п.

Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.

В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются возможности для воспитания у детей трудовых навыков и умений. К пяти годам дети овладевают многими навыками, они самостоятельны в самообслуживании и выполнении элементарных обязанностей по группе.

Дети проявляют нарастающий интерес к трудовой деятельности, и она в их жизни занимает все большее место, постепенно отделяется от игры. Благодаря этому существенно возрастает значение примера взрослых. На старших детей он может оказывать более сильное воздействие, чем на детей младшего и среднего дошкольного возраста. Старших дошкольников можно знакомить со многими видами труда работников детского сада и привлекать их к посильному участию в этом труде. Коллективные взаимоотношения детей пяти-шести лет крепнут настолько, что становится возможной более разнообразная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Старшие дошкольники деятельны, активны; наблюдая труд взрослых, они всегда стремятся принять в нем участие, пусть самое ограниченное. Поэтому, имея в виду старшие группы, нужно говорить не о труде взрослых в присутствии детей, а скорее о совместной деятельности с разной степенью участия в ней детей. В старших группах не уменьшается, а усиливается организаторская роль воспитателя, так как труд становится более сложным и в нем участвует одновременно значительное количество детей. Но так как дети стали более умелыми, самостоятельными, организованными, это позволяет воспитателю не только направлять их трудовой процесс, но и самому активно в нем участвовать.

Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в при-роде, в труде по обслуживанию игр и занятий. Намечая дела для совместного труда взрослого и детей, важно учитывать соответствие работы общепедагогическим принципам и требованиям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей большой нагрузки, неудобных поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, однообразных действий.

Гораздо более активны дети, когда взрослый начинает работу, постепенно втягивает в нее детей, а затем предоставляет им возможность действовать самим. Взрослый как бы дает «запев». Например, на участке сгребают на газонах листья, ветки, дети уносят их на носилках. Когда дети втянулись в работу, воспитатель незаметно отходит. Дети продолжают работать. Характер их действий явно говорит о подражании воспитателю. Воспитатель издали следит за детьми.

В ряде случаев есть и более сложное сочетание действий взрослых и детей: работу начинают взрослые, потом действуют дети, затем одновременно те и другие.

Организаторская роль воспитателя в коллективной работе с разделением, труда значительно ответственнее. Ему приходится распределять работу, обеспечивать условия ее осуществления, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Возможность непосредственного сотрудничества с детьми резко снижается, особенно в работе с детьми младших групп. Чтобы обеспечить это сотрудничество, воспитателю необходимо привлечь помощников, которые разделили бы с ним организационно-педагогическое руководство детьми. Если детей делят на 2—3 одновременно работающие подгруппы, то взрослым вполне удается руководить ими и одновременно выполнять часть работы.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака — пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С. Михалкова—дяди Степы-милиционера.

Удивительно просто и глубоко идейно говорит с детьми В. Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что «работа всякого нужна одинаково» и что «чего один не сделает — сделаем вместе».

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, побуждают к подражанию.

Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с глиной, стараются не сорить; если кто-либо насорит, без напоминания сам за собой убирает.

Ознакомление с трудом взрослых на занятиях.

Младшая группа

С детьми младшего возраста работу организуют так, чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному наблюдению видах труда взрослых. Эти наблюдения проводят во время экскурсий к месту труда работников детского сада, а позднее — в ходе экскурсий за пределы детского сада.

Наблюдения за уборкой участка детского сада. Наблюдения за трудом взрослых по уборке участка организуют со всей группой дважды в течение года — зимой и летом — в часы занятий. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада и на улице, что дворник пользуется метлой, лопатой, у него есть шланг, чтобы поливать участок.

В летнее время наблюдения можно вести либо из окна групповой (воспитатель размещает детей у окон, выходящих в сад или на улицу), либо на участке (недалеко от места уборки). Воспитатель предлагает детям посмотреть, как дворник убирает сад, двор или улицу, чтобы было чисто: поливает водой дорожки, цветы. Воспитатель обязательно подчеркивает, что дворник хорошо полил дорожки и растения, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не сорили на участке, показывает, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминает, как дворник трудился, убирая участок.

Зимой можно снова понаблюдать с детьми за работой дворника, особенно интересно такое занятие провести после снегопада. Дети идут на прогулку по заранее расчищенным от снега дорожкам, видят, как дворник разгребает на участке снег. «Как много снега выпало сегодня, все дорожки замело,— говорит воспитатель.— Дворник их расчищает». Воспитатель рассказывает, чем дворник сгребает снег (лопатой деревянной), куда он его складывает (в ящик, поставленный на санки), затем увозит его на санках с участка. Детям можно предложить сгребать лопатками снег и на санках увозить его в условленное место, чтобы потом сделать горку для кукол.

Экскурсия на кухню. Малыши с удовольствием наблюдают за работой повара. Желательно, чтобы за день или за два до экскурсии повар побывал в группе, принес детям испеченный пирог или приготовленный свежий салат, выясняя у них, нравится ли им это блюдо.

Во время экскурсии на кухню детей рассаживают возле стола, на котором готовят фарш для котлет. Малыши видят, как быстро работает повар, готовя котлеты, наблюдают, как режут овощи для супа на другом столе. Чтобы дети могли подойти к столу, лучше увидеть, что делает повар и его помощники, всех детей делят на две подгруппы (по 12—13 детей).

Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении. Помимо наблюдений за работой взрослых в детском саду, детей младшей группы знакомят с трудом людей других профессий. Малышам интересно, как шофер водит машину, водитель трамвая управляет трамваем, машинист поездом.

Средняя группа

Детей среднего дошкольного возраста знакомят с теми видами труда взрослых, которые можно непосредственно наблюдать, при этом расширяется возможность практического участия в труде самих детей.

Экскурсия на кухню. Во время наблюдения дети пятого года жизни узнают о разнообразии трудовых процессов по обработке различных продуктов, прежде чем готовое блюдо будет подано к обеду. Воспитатель обращает внимание на то, как дружно и слаженно работают взрослые. Повар показывает детям технику: электрическую плиту, электромясорубку, приборы для очистки и резания овощей.

Для проведения экскурсии на кухню всю группу детей делят на две подгруппы.

Ознакомление с другими видами бытового труда взрослых. Детей пятого года жизни знакомят с процессом стирки белья. В беседе воспитатель выясняет, знают ли дети, как стирают белье. Несомненно, в семье каждый ребенок мог наблюдать этот труд и даже помочь матери или бабушке в работе: например, полоскать белье в чистой воде, подать выстиранное белье для развешивания после стирки. Об этом охотно рассказывают дети, придя в детский сад после выходного дня. Воспитателю важно, чтобы из разнообразных впечатлений у ребят сложились правильные представления об этом труде, обо всех его процессах. Он рассказывает о том, что белье сначала замачивают. Стирают с мылом или стиральным порошком в теплой воде. Белое белье кипятят на плите в специальном баке. Для стирки белья используют стиральные машины. Есть специальные фабрики-прачечные, где белье стирают и гладят.

Детям можно предложить стирку кукольной одежды. Эту работу могут выполнять 8—10 человек: четверо стирают, затем выстиранное белье передают двум другим детям, которые полос-кают в одной воде, еще двое поласкают начисто, отжимают и отдают вешать. На другой день или во второй половине дня, когда белье высохнет, гладят.

На занятиях в средней группе дети наблюдают, как шьют одежду, как строят дома; как пасут коров и ухаживают за ними (это возможно в летних условиях, когда детский сад выезжает на дачу). В ходе наблюдения воспитатель рассказывает о важности этих профессий, о пользе, которую приносит труд этих людей обществу.

Детей пятого года жизни также знакомят с трудом дворника. Им читают стихи С. Баруздина, например «Интересная машина»:

В час, когда на небе синем

Утром солнышко встает, Интересная машина Выезжает из ворот.

Серебристою струей

Пыль смывает с мостовой, Подметает, подбирает Все соринки до одной.

Как проедет — чисто станет,

И метлы не надо брать...

Вот такую б нашей маме, Чтобы дома подметать.

После чтения стихотворения воспитатель выясняет, видели ли дети эту машину. Говорит, что такую машину придумали и сделали для того, чтобы на улицах всегда было чисто, чтобы дворникам было легче содержать улицы города в чистоте.

С целью воспитания у детей интереса к труду, желания помогать старшим можно прочитать книгу С. Михалкова «Важные дела».

 — Я утром раньше всех встаю

И сам стелю кровать свою.

— А я ботинки по утрам

Себе и брату чищу сам.

— Я без работы не сижу, Сама в руках утюг держу.

— Я тоже дома, чем могу, На кухне маме помогу.

— Сегодня бабушка больна, Я дать лекарства ей должна.

— Цыплята наши есть хотят, Мы накормить должны цыплят.

— Я собираю семена, Корзинка, кажется, полна.

В ходе чтения воспитатель показывает иллюстрации, поощряет высказывания детей.

На одном из занятий можно проверить, усвоили ли дети материал программы о труде взрослых. Примерная тема беседы на занятии — «Кто что делает». В ходе этой беседы воспитатель выясняет представления детей о том, что делают люди названных профессий, какие орудия труда им нужны. Естественно, что беседу проводят лишь в том случае, если дети уже знакомы с данными видами труда. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Я вас буду спрашивать, кому из работников детского сада нужны эти предметы. Кто захочет ответить, поднимите руку. Кому нужны ножи, кастрюли, кому нужна плита?»

Воспитатель спрашивает в первую очередь тех детей, в ответе которых сомневается. После того как ребенок правильно ответит, воспитатель может предложить вспомнить имя и отчество повара детского сада. Дети могут назвать много других предметов, нужных повару,— посуду, одежду, продукты, из которых приготавливают пищу. Когда дети начнут повторяться, можно задать еще вопрос: «Для чего нужна работа повара, для кого он все готовит?» Дети отвечают. Так закрепляются у детей знания о работе повара детского сада.

Такую же беседу можно провести и о водителе автомашины. Воспитатель спрашивает детей: «Кто водит машины? Зачем нужна работа шофера?» Следует выяснить, какие машины дети знают, что на них возят, кто на них ездит.

Нередко в условиях больших городов дети на вопрос воспитателя: «На чем еще, кроме машины, можно ездить?» — не отвечают, не знают о лошади. В этом случае детей следует спросить: «А на лошади ездят?» Затем рассказать, кто ухаживает за лошадьми, как ухаживает, как заботится о них.

В беседе о строителях воспитатель загадывает загадку: «Кто построил этот дом, дом, в котором мы живем?» Дети называют. (Рабочие.) Затем спрашивает, как называют рабочих, которые строят дома (строители), видели ли они стройку; подчеркивает, что строители сооружают разные дома: детские сады, ясли, школы, жилые дома. Воспитатель предлагает детям, когда они будут играть, построить из строительного материала разные дома.

Старшая и подготовительная к школе группы

С детьми старшего дошкольного возраста проводят ряд занятий по ознакомлению с трудом взрослых, по обучению практическим трудовым навыкам и воспитанию культуры труда.

Детей шестого и седьмого года жизни продолжают знакомить с трудом взросл ы х в детском саду. При посещении кухни, кладовой, медицинского кабинета, кабинета заведующей детским садом углубляются ранее полученные представления. В беседах воспитатель подчеркивает, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям хорошо жилось.

Задача воспитателя — внимательно изучать самостоятельно накопленные знания детей, учитывать их при построении занятий, использовать для воспитания начал трудолюбия и других ценных моральных качеств — уважения к людям и их труду, бережного отношения к вещам, созданным трудом взрослых, воспитания любви к Родине. Опираясь на жизненный опыт детей, педагог обеспечивает их активную работу на занятиях, глубину переживаний, выявляет личное отношение ребят к тому, о чем говорится в беседе.

Детей 6—7 лет, кроме ознакомления с трудом взрослых в детском саду, следует знакомить с профессиями людей, работающих в учреждениях, на предприятиях.

Полученные представления о труде взрослых явятся основой для усвоения программы трудового воспитания детей в дошкольном учреждении и последующего обучения их в школе. Этим требованиям отвечают такие виды труда, как труд строительных рабочих (постройка домов, строительство дорог), швейное производство, и др. В условиях большого города детей можно ознакомить с тем, как печатают книги. О труде хлебороба должны хорошо знать дети и сельских и городских дошкольных учреждений. Им надо рассказать о том, как подготавливается почва для посева хлеба, при каких условиях получают высокий урожай. В сельской местности имеются большие возможности для практического участия детей в труде по выращиванию огородных культур (редиса, моркови, свеклы, тыквы, помидоров и др.). Важно, чтобы сельский детский сад имел достаточный по площади огород, садовый участок, цветник. Труд, связанный с выращиванием овощей и фруктов, может быть профилирующим видом труда детей, живущих в сельской местности. Уже с дошкольного возраста следует воспитывать у них любовь к родной земле, родному колхозу, чтобы с детства формировать интерес к сельскохозяйственному труду, желание сделать этот труд своей профессией.

Детей городских дошкольных учреждений необходимо шире знакомить с трудом людей, живущих в сельской местности. Например, во время пребывания летом на даче, через рассказ воспитателя, картину, фильм, художественный рассказ. Детей сельских детских садов следует знакомить с трудом взрослых на промышленном производстве, используя наглядные средства (картину, фильм, а также художественный рассказ). Во время экскурсии в детскую библиотеку ребят знакомят (в самых общих чертах) с трудом библиотекаря. Дети узнают, что в библиотеке много книг, каждый может записаться в библиотеку и брать там книги на дом, читать их в читальном зале. Библиотекарь выдает книги, учитывает, кто какую книгу взял и на какой срок, следит, чтобы читатели бережно относились к книгам.

После посещения библиотеки желательно провести беседу, в ходе ее уточнить знания детей о библиотеке и труде библиотекаря. После беседы предложить посмотреть, как содержат они свои книжки, а затем организовать их починку.

Воспитатель показывает картину с изображением фабрики. «Это большая фабрика, здесь трудится много рабочих,— говорит воспитатель.— Как вы думаете, что делают на этой фабрике?» Ребята рассматривают изображения и правильно отвечают: «Здесь рабочие ткут материю». Воспитатель спрашивает детей: «Кто приготовил эту материю? Правильно. Эту материю при-готовили рабочие-текстильщики. Посмотрите, какое большое здание, какие большие окна на фабрике. Здесь просторно, светло. Во дворе посажены деревья, растет трава, много зелени. Все это для того, чтобы рабочие могли во время перерыва отдохнуть». Можно спросить детей о том, где работают их родители, что они делают. Если некоторые дети не знают, где и кем работают их родители, надо дать задание обязательно спросить об этом маму и папу, а на следующий день найти время поговорить с ребятами, выслушать их сообщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с трудом взрослых (подборка практического материала по теме "Труд взрослых")

Данная подборка материлов подходит для ознакомления детей с трудом взрослых на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в течении дня....

Ознакомление детей с трудом взрослых . Гендерный подход в воспитании на занятиях тестопластикой.

Формирование трудолюбия у дошкольников невозможно без приобщения их к деятельности взрослых. Во все времена родители учили своих детей тому, что знают и умеют сами. В современных семьях недооценивают ...

Разработка проекта по теме: ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

1. Значение труда в развитии ребенка2. Ознакомление детей с трудом взрослых3. Живой пример окружающих взрослых4. Методы ознакомления детей с трудом взрослых    4.1 Экскурсии и бе...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультация для родителей: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей  дошкольного возраста с трудом взрослых. Задачи:- совершенствовать работу с родителями по ознакомлению дошкольников с трудом ...

Консультация для родителей: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

Консультация для родителей:«Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей». Уважаемые родители! В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к ...

Консультация для родителей «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей»

Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активиз...