Образовательная практика «Пластилинография - как одно из условий успешного развития связной речи у дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Анциферова Ольга Владимировна
  • Образовательная практика «Пластилинография - как одно из условий успешного развития связной речи у дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная практика

 «Пластилинография - как одно из условий успешного развития

связной речи у дошкольников»

Анциферова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ № 47 г.Канск

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев»  

В. А. Сухомлинский.

1 слайд  Уважаемые коллеги! Добрый день! В рамках конференции представляю опыт работы «Пластилинография - как одно из условий успешного развития связной речи у дошкольников»

        Мы очень много слышим и говорим о том, как важно ребенку овладеть речью как средством общения со сверстниками, взрослыми и в этом направлении ведем большую работу по формированию различных  сторон речи детей, но все же, по прежнему не можем не согласиться с тем, что проблема в  данной области есть.  

 2 слайд Руки являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

3 слайд  Прежде чем приступить к работе по пластилинографии, мной был проведен мониторинг образовательной области «Речевое развитие» у детей младшего дошкольного возраста, который показал  уровень развития связной речи детей ниже среднего.

Передо мной, как педагогом, обозначилась одна из первостепенных задач по совершенствованию моей педагогической деятельности в обеспечении таких условий в ДОУ, которые бы способствовали успешному формированию развития связной речи.  

4 слайд  На первом этапе  для решения обозначенной проблемы стала подборка и изучение методической литературы, рекомендаций по развитию речи, опыта работ коллег в данном направлении. С целью определения приемлемых и результативных форм, методов, приемов работы с дошкольниками, мною стали вводиться и апробироваться элементы разных техник, влияющих на успешное развитие мелкой моторики. На данном этапе мною был зафиксирован наивысший пик интереса и востребованности у дошкольников к нетрадиционной техники - пластилинография, которая и стала для меня основной практико-ориентированной деятельностью в работе с воспитанниками по развитию у них связной речи.

5 слайд  На втором этапе были определены цель и задачи организации и ведения кружковой деятельности в воспитательно-образовательный процесс, направленной на успешное развитие связной речи детей через использование техники пластилинографии.     

6 слайд На следующем этапе для поддержания возникшего интереса и потребностей детей наряду с традиционными методами, мною стали активно использоваться   нетрадиционные: (авторы которых представлены на слайде)

7 слайд Используя эврестическо-исследовательский метод, перед детьми ставлю задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть, дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы. Например: при обсуждении содержания сказки появляется  демонстрационная картина с присутствием сказочного персонажа из другой сказки, у детей появляется не только интерес к сказке, но и  возможность рассказать, обсудить, придумать счастливое продолжение к печальной сказки, обосновать в диалоге свое отношение к новому сказочному герою, который до этого не присутствовал в данной сказке. У ребенка не только формируется связная речь, но и обогащается активный словарь.

        В старшем возрасте с детьми можно преобразовывать, «оживлять» буквы, придумывать несуществующих животных. Таким образом, данный метод наряду с развитием связной речи у детей способствует формированию своей точки зрения, своего миропонимания.

8 слайд Следующий метод, который не только успешно использовался мною в данной технике, но и был привлекателен для дошкольников это: 

  • проблемно-поисковый.   Успехом такой деятельности становится грамотно созданная и поставленная педагогом проблемная ситуация. 

 Например: при изучении животных Африки по инициативе детей обозначилась проблема как быстрее оказать помощь Животным, ведь Айболит не знает на чём к ним добраться? И тут дети сами предлагают пути решения, кто-то на машине, на пароходе, на животных, на ковре- самолете, а затем изображают это пластилином.

После прочтения сказки «Три поросенка» у детей        возник интерес построить прочный дом для поросят, чтобы спрятаться от волка я детям предложила разный бросовый материал, кроме того который описан в сказке (крупы, семечки, бусинки, пластилин).  Дети по своим интересам выбирают материал, рисуют дом из пластилина добавляя что- то из предложенного и  рассказывают, почему использование этого материала сделает дом прочным.      

9 слайд наглядно-словесный  

        Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилинография, делает процесс обучения более эффективным, результативным. На каждом занятии показываю детям способ выполнения задания, каждое свое действие обозначаю словом. Например: при раскатывании колбаски совместно с детьми, выполняем движения ладонями рук вперед-назад с одновременным проговариванием следующего текста: «Едет, едет паровоз - две трубы и 100 колес, чух, чух, чух, чух!

( ДЕЙСТВИЯ: прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надавливать, закручивать, отделять. ПРИЗНАКИ: заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д.  )

практико-игровой      

        Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая детям самим каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.   Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.

    Таким образом, при использовании  нетрадиционных методов и приемов в технике пластилинографии всегда детская деятельность насыщенная, интересная и непроизвольно влияет на продолжение ее, как в организованной, индивидуальной так и самостоятельной.

     10 слайд  С целью выявления динамики речевого развития дошкольников и оценки эффективности проводимой работы, мною была разработана технологическая карта и подобран диагностический материал на основе целевых ориентиров ФГОС ДО для детей дошкольного возраста.  

     

      11 слайд Сравнивая результаты трех лет работы в данном направлении я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными, усидчивыми. Их работы по  «пластилинографии» приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Дети стали достаточно хорошо владеть связной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.

Первыми, кто оценил успешный результат - это, конечно, родители. Они отметили, что речь у детей стала активной, возросло внимание и положительное отношение к собственной деятельности, к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками.

12 слайд Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы в рамках дня открытых дверей в ДОУ, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.

13 слайд Для создания ситуации успеха воспитанники дошкольного учреждения принимают активное участие в конкурсах разного уровня.

14 слайд Также мною организована акция «Твори добро», приуроченная к тематическим, календарным праздникам и событиям, с целью развития и активизации связной речи, а также систематизации знаний, приобретенных детьми в данной техники.

15 слайд  На перспективу я вижу ту работу, которая представлена на слайде, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей  дошкольного возраста, которые в комплексе успешно влияют на речевое развитие детей и мелкую моторику. 

        Благодарю за внимание, готова услышать ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.

Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая  ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...

Интеллектуальное развитие дошкольников, как одно из условий успешной социализации.

статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей"

Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей...

Презентация " Формирование образной речи как одно из условий успешного развития дошкольников"

В презентации  проиллюстрированы упражнения для знакомства дошкольников с образными формами речи и выражениями ( синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами)....