Малыш идет в детский сад. Современный взгляд на проблему адаптации.
презентация

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей и других специалистов. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малыш идет в детский сад! Современный взгляд на проблему адаптации Составитель: педагог-психолог Иваровская Н.В.

Слайд 2

Когда малышу исполнился год, два, а может быть, три, многие родители начинают задумываться о дошкольном учреждении. Почему? По нескольким причинам. Во-первых, часто мамы к этому возрасту ребёнка начинают испытывать дискомфорт от отсутствия эмоционального и физического ресурса. Во-вторых, появляются вопросы о воспитании и развитии ребёнка (приучение к горшку, самостоятельное употребление разнообразной еды, формирование навыков самообслуживания, интеллектуальное развитие), кажется, что эффективнее их решать в социальном учреждении. В-третьих , проблемы материального и социального характера на этом этапе жизни семьи часто становятся достаточно острыми. Это вынуждает родителей обращаться с просьбой в государственные инстанции о зачислении малышей в ясельные группы дошкольных учреждений. Получив заветное направление в детский сад, родители, чаще - мамы, сталкиваются с проблемой другого рода. Проблемой отношений «мама-ребёнок». И возникают вопросы: Не рано ли я отдаю ребёнка в ясли? Готов ли мой ребёнок к детскому саду? Будет ли воспитатель любить моего ребёнка и заботиться о нём? А я, мама, готова доверить своего малыша «чужой тёте»?

Слайд 3

Нейробиологические исследования, проводимые в течение последних пятнадцати лет, доказали, что основной мотивационной системой человека является стремление к установлению контакта, к взаимному уважению и любви. Опыт одиночества, потери значимых отношений, длительные разлуки с близким значимым человеком (особенно в раннем возрасте) приводят к повышению уровня кортизола (гормона стресса) в крови ребенка. Гормон влияет не только на работу физиологических систем организма, но и на эмоциональное состояние и познавательную активность ребёнка. Для нормализации состояния малышу необходимо, чтобы рядом был надёжный, принимающий и поддерживающий взрослый.

Слайд 4

Ребёнку , пришедшему в ясельную группу детского сада, для комфорта и удовлетворения своих потребностей необходимо усвоить все нормы и правила социального взаимодействия в группе. И уметь их использовать по назначению во взаимодействии как со взрослыми , воспитателями и няней, так и с детьми. Для маленького ребёнка это сложный процесс. Современные исследования указывают на то, что главные помощники на пути адаптации к новым условиям жизни в детском саду - отношения, сформировавшиеся у ребёнка с матерью, и умение играть. Мама в этой ситуации выступает как посредник в процессе социализации, поскольку жизнь матери протекает в непосредственном взаимодействии с ребёнком, она значима для него и осуществляет первичный уровень социализации, создавая атмосферу принятия, в которой формируется привязанность .

Слайд 5

Привязанность – довольно значимый фактор социализации, поскольку именно привязанность и особенности отношений ребёнка с мамой становятся «матрицей», по которой в дальнейшем строятся все отношения ребёнка с другими людьми. А качество привязанности, в свою очередь, определяет успешность адаптации ребёнка в новых социальных условиях (по материалам книги И.А. Симоненко). Надо отметить, что дети, у которых с матерями в первые годы жизни сложились тёплые и надёжные отношения, обладают более стойкой «психологической выносливостью» к стрессам, чем те, чьи отношения носили ненадёжный характер. Период адаптации ребёнка к детскому саду, как правило, наполнен сильными стрессовыми переживаниями, связанными с расставанием малыша с близким эмоционально значимым человеком (мамой). Поэтому, прежде чем принять решение о посещении малышом яслей, родителям необходимо получить консультацию специалиста - детского психолога, который поможет выработать конкретную тактику помощи в период адаптации, основанную на индивидуальных особенностях ребёнка.

Слайд 6

Игра - естественный способ познания мира детьми. В процессе игры малыш осваивает различные способы действия с предметами и материалами, формы поведения в социуме, учиться всему тому, что необходимо ему для жизни. Как пишет А.Э. Гущина: «Игра - это сфера свободы». Но для свободной игровой деятельности малышу нужна психологическая и физическая безопасность. Дети в яслях не в состоянии по-настоящему заинтересоваться игрой, когда они чувствуют себя незащищёнными. Именно в условиях комфорта и необходимой поддержки ребёнок готов быть активным исследователем и проявлять интерес к внешнему миру.

Слайд 7

Специалисты знают, что активное поведение, заинтересованность игровой деятельностью, положительный эмоциональный настрой на взаимодействие с воспитателем – это критерии успешной адаптации ребёнка к детскому саду. Именно воспитатель становится для малыша той эмоционально значимой фигурой, которая замещает родителя. Поэтому прочные эмоциональные связи (отношения привязанности) должны сложиться у малыша и с замещающим маму специалистом. Современные исследования доказали, что именно надёжные отношения привязанности обеспечивают успешность в развитии познавательных способностей, игровой деятельности и, соответственно, в процессе адаптации детей к новым социальным условиям жизни.

Слайд 8

Для вас, родители, « Пять шагов к успешной адаптации в детском саду» Передача привязанности . Заранее познакомьтесь с воспитателем вашего ребёнка. Расскажите ему об особенностях вашего малыша, его привычках и интересах. Ребёнку расскажите о его будущей воспитательнице, используя тёплую доброжелательную интонацию. Расскажите, как она готовиться к встрече с малышами и как она рада будет его видеть. При первой встрече представьте воспитателя ребёнку, а ребёнка - воспитателю. Хорошо, если они пожмут друг другу руки. Если нет, не беда. Главное - трансляция доброжелательного отношения друг к другу. Построение эмоциональных и познавательных «мостиков» из дома в детский сад и обратн о. Постарайтесь, чтобы режим жизни дома был приблизительно схож с режимом детского сада. Поинтересуйтесь меню детей раннего и младшего дошкольного возраста. Старайтесь вводить в рацион ребёнка больше овощей. Если ваш малыш эмоционален, и ему сложно расстаться с вами, выберите вместе с ребёнком игрушку для совместного посещения детского сада. Формирование самостоятельности . Обучите ребёнка элементарным умениям самообслуживания (кушать ложкой рубленую еду, вытирать рот салфеткой, пользоваться горшком и т.п.). Компенсация эмоциональных и телесных дефицитов дома . После возвращения из детского сада играйте в телесные игры, делайте малышу игровые массажи. Внимательное наблюдение за состоянием ребёнка . Сложный период адаптации может длиться две недели. Если, эмоциональное и физическое состояние ребёнка ухудшается после двух недель посещения, обратитесь к детскому психологу .



Предварительный просмотр:

Памятка

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

  1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
  2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, обнять, помахать рукой), а также ритуал встречи.
  3. По возможности приводить малыша в детский сад должен кто-нибудь один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
  4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
  5. Разрешите ребенку брать в детский сад свои любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме. (По договоренности с воспитателями).
  6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
  7. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
  8. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание пальца, соски (для маленьких), накручивание волос на палец во время засыпания, покусывание губ и т. п.).
  9. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
  10.  На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
  11. Будьте терпимее к его капризам.
  12.  «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
  13.  Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый   день читайте малышу.
  14.  Не скупитесь на похвалу.
  15.  Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами; проявляете свою любовь и заботу.

Радуйтесь прекрасным минутам общения

со своим малышом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный взгляд на проблему повышения квалификации педагогов ДОУ».

Конспект выступления на круглом столе руководителей ДОУ Кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....

Ваш малыш идет в детский сад

Что нужно для подготовки ребенка к детскому саду?...

Малыш идет в детский сад…

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?...

«Ваш малыш идет в детский сад»

консультация для родителей «Ваш малыш идет в детский сад»...

Информационное пособие "Ваш малыш идет в детский сад"

Информационное пособие для родителей адаптационных групп "Ваш малыш идет в детский сад" рассказывает о том, что такое адаптация, что делать родителям еще до поступления в детский сад. Даны советы о то...

"Современный взгляд на проблему повышения квалификации педагогов ДОУ"

Кратко делюсь соими находками . Описаны  методы и формы мотивиции педагогов кповышению квалификации....

Ваш малыш идет в детский сад (ошибки при адаптации детей к ДОУ)

Даны рекомендайии психолога. Как наиболее безболезнено приучить ребенка к детскому саду. Описаны наиболее распространненые ошибки родителей при адаптации детей к ДОУ....