КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «СОЛЬ – БЕЛЫЙ ДРУГ» с элементами технологии опытно-исследовательской деятельности дошкольников, приоритетом в реализации регионального компонента
план-конспект занятия (подготовительная группа)

ФУНДУКЧИЕВА ДИЛЯРА ЗИКИРИЯЕВНА

Цель: развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность по изучению происхождения и особенностей соли, ее добычи и использовании человеком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 54 «Олененок»

муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым

КОНСПЕКТ НОД

в старшей группе

«СОЛЬ – БЕЛЫЙ ДРУГ»

с элементами технологии опытно-исследовательской деятельности дошкольников,

приоритетом в реализации регионального компонента

Подготовила:

воспитатель МБДОУ № 54

Фундукчиева Д.З.

г. Симферополь


Цель: развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность по изучению происхождения и особенностей соли, ее добычи и использовании человеком.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Программный материал:

Образовательные задачи:    

  • уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;
  • научить детей определять свойства соли, используя простейшие приемы исследовательской деятельности;
  • расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством
  • знакомства с веществом.

Развивающие задачи:

  • развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы в процессе экспериментирования;
  • развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, расширять представление о Крыме;
  • развивать сенсорные ощущения, с помощью органов чувств, называть свойства и особенности соли.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли;
  • соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Образовательные технологии: элементы опытно-исследовательской деятельности, ИКТ-технология (работа с мультимедийной презентацией).

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий; просмотр познавательного мультфильма «Почему море соленое»; беседа «Соль лечебная»;  чтение художественной литературы о соли; чтение из серии рассказов «Путешествие Даши по Крыму»; загадывание загадок по данной теме; выращивание «кристаллов» из солевого раствора.

Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный экран, проектор, сопроводительная презентация к занятию, флешка, звуковая запись «Голос Эльфа», солонка, фартуки, тарелки с солью, трубочки, краска, пипетки.

Структура и методические приемы НОД

I. Вводная часть – 3 мин.

  • Организационный момент (чтение стихотворение вместе с детьми, приветствие). 
  • Создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности (прослушивание таинственной записи с найденной флешки)

II. Основная часть – 20 мин.

  • Отгадывание загадки про соль.
  • Беседа о значении соли в жизни человека.
  • Декларирование пословиц и поговорок о соли.
  • Беседа о лечебной соли, ее предназначении.
  • Беседа о морской соли, ее свойствах и предназначении.
  • Беседа о книге «Путешествие по Крыму», рассказ о соленом озере Сасык.
  • Демонстрация презентации «Как добывается соль».
  • Физминутка.
  • Знакомство с лабораторией, изучение правил поведения и безопасности.
  • Опыт № 1 «Из чего состоит соль», изучение свойств соли.
  • Опыт № 2 «Соль растворяется в воде».
  • Дидактическая игра «Соленый – не соленый».
  • Опыт №3. «Соль впитывает воду, её можно красить».

III. Заключительная часть – 2 мин.

  • Обобщение воспитателя, подведение итогов занятия.
  • Прощание с гостями и детьми.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Воспитатель: Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку, а в ней флешка. Наверное, это для Вас. Может быть мы послушаем, что на флешке? Присаживайтесь.

Воспитатель включает муз.колонку с проигрыванием флешки, которая находилась в посылке

II. Основная часть

Звукозапись (голос эльфа): «Здравствуйте дорогие дети, я Эльф Дашин друг, я слышал, что вы много знаете о природе. Вот и решил отправить вам письмо-загадку. А что в ней находится вы отгадайте!

На столе стоит всегда,

Внешне белая она

И на вкус, не вкусна

Но в пищу каждому нужна.

Воспитатель: Ребята, а вы догадались, о чем идет речь?

Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. 

Воспитатель: Правильно это соль. А зачем она нужна?

Дети: Чтобы солить пищу.

Воспитатель: А зачем солить пищу?

Дети: Чтобы еда была вкуснее.

Воспитатель: Правильно, чтобы еда была вкуснее, ведь если ее не солить, то она будет казаться пресной, не вкусной.

Воспитатель: Где еще люди используют соль?

Дети: Для консервирования овощей; солью посыпают дорожки, в быту – она на может помочь вам при стирке.

Воспитатель: Какие вы знаете поговорки о соли?

Дети:

Без соли и хлеб не естся.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Без соли стол кривой.

Хлеб да соль – всему голова.

Воспитатель: Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Соль - полезное ископаемое. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Воспитатель: Как вы думаете нужна ли соль нашему организму?

Дети: Да, нужна!

Воспитатель: Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль?

Дети: В медицине.

Воспитатель: Правильно значит соль у нас еще может быть лечебная. У нас в Симферополе есть соляные комнаты. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине.

Воспитатель: Кто может рассказать, как ей лечатся?

Дети: Для ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.

Воспитатель: А еще ребята, есть морская соль! Кто знает зачем она нужна?

Дети: Как косметическое средство, чтобы кожа была чистой, мягкой и ухоженной.

Воспитатель: Все мы с Вами знаем, что мы живем где?

Дети: В Крыму!

Воспитатель: Правильно. Мы с вами читали книгу «Путешествие по Крыму» и в ней была как раз глава где Даша с Эльфом перенеслись к соленому озеру. Кто помнит, как называлось это озеро?

Дети: Сасык!

Воспитатель: Чем оно особенно?

Дети: В нем соленая вода!

Воспитатель: Где находится это озеро?

Дети: По дороге к морю возле города Евпатории

Воспитатель: Давайте я вам расскажу и покажу как добывают соль в Крыму.

    Воспитатель показывает презентацию «Как добывается соль»

«Как добывают соль в Крыму»

Слайд 1

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Но далеко не все, знают, что озеро это довольно уникально: здесь добывают морскую розовую соль, или, как ещё её называют, «живую». В мире насчитывается всего три подобных озера. Добывать соль тут начали ещё чумаки (это солеторговцы).

Производство соли начинается в зимний период с заполнения специальных подготовительных бассейнов морской водой. В них, она проходит ряд очисток, набирает свою плотность и превращается в соляной раствор или по рапу.

Слайд 2

Затем, уже подготовленную рапу перекачивают в основной бассейн, где летом под действием палящего солнца и сильного ветра вода испарится, а на дне образуется тот самый красноватый слой соли.

Слайд 3

После того, как соль «созрела», а происходит это в конце августа, на работу выходит солеуборочный комбайн.

Слайд 4

Специальными ножами, комбайн срезает пласт соли, который тут же дробит и по транспортерной ленте подает в вагонетки.

Слайд 5

 Заполнив вагонетки до краев с горочкой, соль по проложенной узкоколейке, перевозят на берег.

Слайд 6

 Тянут вагонетки — вот такие интересные мотовозы, чем-то напоминающие паровозики детской железной дороги.

Слайд 7

Добытую соль складируют в виде огромных трапециевидных пирамид, называемых буртами. Делается это для того, чтобы соль немножко просохла и покрылась коркой, которая защитит её от внешнего воздействия.

Слайд 8

После того как вагонетки разгрузятся, процесс повторяется вновь. И так, пласт за пластом, в течение всей осени происходит добыча соли.

Слайд 9

Работа солевара не из простых. Трудиться приходиться в суровых условиях жаркого лета, под палящими лучами солнца. Миниатюрную узкоколейку для вагонеток, монтируют вручную, без помощи техники. За рабочий день, её приходится несколько раз перекладывать, чтобы успевать за движущимся комбайном.

Слайд 10

Нелегко живется и технике: агрессивная соляная среда за несколько лет буквально съедает метал до трухи.

Слайд 11

Всего здесь трудится около 20 человек команды.

Слайд 12

Морскую розовую соль сейчас активно скупают другие страны, поскольку Мертвое море практически стало «мертвым»,

Слайд 13

Поэтому, когда пойдете за солью, рекомендую поискать нашу, живую розовую соль с озера Сасык. Она гораздо полезней, приятней и вкуснее

Воспитатель: Теперь мы перемещаемся в места, где добыча соли уже закрыта.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять

(подходим к столикам)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы свами попали в лабораторию. А вы хотели бы как настоящие исследователи провести опыты с солью?

Воспитатель: Надевайте фартуки и проходите за столы. Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

  • Соблюдайте тишину в лаборатории!
  • Не толкайте соседа во время работы!
  • Сначала посмотри, а потом повтори!
  • Выполнил, на место положи!
  • Будь осторожен!

Воспитатель: Важно помнить! При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

  • не трогать руками глаза;
  • если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? 

Дети: Белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок.

Воспитатель: Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? 

Дети: Твердое и сыпучие.

Воспитатель: Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Воспитатель: А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? 

Воспитатель: Какой вывод делаем?

Дети: Соль белая, крупная, мелкая; рассыпается, она сыпучая; состоит из маленьких кристаллов.

Воспитатель: Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»

Воспитатель: Имеет ли соль запах? Какая соль на вкус? У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.

Воспитатель: Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем. Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

Воспитатель: В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая. А соль исчезла?

Дети: Нет, соль растворилась.

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Дети: Соль не имеет запаха, растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.

Воспитатель: Молодцы. Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

Игра: «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо).

Опыт №3. Соль впитывает воду, её можно красить.

Воспитатель: Выберите листочки картона, обведите клеем контур картинки. Посыпьте сверху солью. Лишнюю соль стряхните на поднос. Наберите в пипетку краску и капните на контур картинки. Получились яркие рисунки.

Воспитатель: А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?

Дети: Соли много, воды мало.

Воспитатель: Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?

Дети: Растворилась.

Воспитатель: Изменился ли цвет воды?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы думаете какой стал вкус у воды?

Дети: Солёная.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли.

Дети: Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.

Воспитатель: Помните, мы с вами проводили опыт по выращиванию кристаллов соли. Сейчас посмотрим, что у нас вышло. Вынести соль. Расскажите гостям что мы с вами делали.

Ребята, наша работа в лаборатории подошла к концу. Нашу соль мы отправим Эльфу в подарок, и этим самым мы покажем ему какими мы стали знатоками природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО"С

В статье рассматривается музыкальное развитие детей средствами инновационных технологий с учётом национально-регионального компонента. Автором представлены инновационные методы и приёмы, используемые ...

Проект инновационной деятельности дошкольных групп по реализации регионального компонента

Проект разработан в соответствии с основными задачами и направлениями развития образовательного учреждения, с учетом резервных возможностей, профессионального уровня педагогов и специалистов, сложивши...

Конспект НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕГЕНДАМ КРЫМА» для детей подготовительной группы (6-7 лет) с элементами квест-технологии, приоритетом в реализации регионального компонента

Конспект НОД«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕГЕНДАМ  КРЫМА»для детей подготовительной группы (6-7 лет)с элементами квест-технологии,приоритетом в реализации регионального компонента...

Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"

Педсовет "Патриотическое   воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"...

Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО

Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента...