План самообразования на 2020-2021 учебный год "Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ушакова Наталья Анатольевна

"...Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество -

верная дорога к сердцу ребенка. Народная сказка, фантазия -

это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки,

и они забьются животворными ключами..."

В.А. Сухомлинский

 

Цель: Формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pod.gr_.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования на 2020 – 2021 учебный год

«НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатели

Ушакова Н.А.

Мирзоева М. Д.

«...Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –

 верная дорога к сердцу ребенка. Народная сказка, фантазия –

это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки,

и они забьют животворными ключами…».

В.А. Сухомлинский

Актуальность

Народная сказка является одним из самых доступных средств нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Проживая народную сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, на примере сказки хорошо развивается нравственная сфера личности ребенка. При помощи народной сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

Рассматривая приемы формирования восприятия сказки, отметим что, сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность.

Научно-теоретическая база: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня с формированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Цель формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Задачи: -  Подобрать литературу для работы по теме самообразования.

  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  • Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества. 
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.

Педагогические действия:

Изучение литературы, создание алгоритма работы по теме самообразования, познавательные (НОД), проведение бесед, игр, чтение, рассказ, сказкотерапия, театрализация, дидактические настольные игры, рисование иллюстрации к сказке, выставки детских работ, и тд.

Результативность.

- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

- Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственность за свои дела и поступки.

Адресная направленность

Данная работа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, для работы с детьми дошкольного возраста от 4-ёх до 7-ми лет, по воспитанию нравственных качеств посредством изучения народных сказок.

Модуль

Направления деятельности по теме

Мероприятия

Сроки

Научно-методическое обеспечение

Изучение литературы по теме самообразования.

- курсы повышения квалификации «Мультимедийные технологии в дошкольном образовании»

- изучение опыта других педагогов по данной теме

2020– 2021 г.

Ознакомление с  научной и методической литературой по теме

- посещение библиотеки, книжных магазинов;

- поиск литературы в сети Интернет

2020 – 2021 г.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

разработка:

-  дидактических игр, упражнений, образовательных ситуаций;

- конспектов непосредственно образовательной деятельности;

-  проектов, развлечений;

- рекомендаций, консультаций; буклетов, папок-передвижек.

2020- 2021 г.

Проектирование деятельности

-разработка перспективных и тематических планов;

- составление программы деятельности по теме

2020 -2021 г.

Мониторинг деятельности

-проведение диагностических наблюдений,

- обработка полученных данных;

-отслеживание промежуточных результатов; соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

Октябрь 2020г.

Май 2021 г.

Психолого-педагогическое обеспечение

Формирование личностных качеств воспитанников в процессе реализации темы по самообразованию

- проведение ситуаций позитивного общения;

- оказание не директивной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддерживание доброжелательных отношений воспитанников  друг к другу;

-  поддерживание взаимодействия воспитанников  друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

2020 -2021г.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

проведение совместно с родителями и для родителей:

- образовательных мероприятий;

- развлечений и досугов;

- мастер-классов;

- консультаций, рекомендаций, собраний

2020– 2021г.

Условия

реализации методической темы

Создание развивающей предметно-пространственной среды

-оформление отдельных помещений или развивающих зон в группе;

- оснащение пространства группы новым оборудованием;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме

2020- 2021.г.

Обобщение результатов

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

представление опыта в форме:

- презентаций;

- проектов;

- отчетных концертов и выставок;

- непосредственно образовательной деятельности;

2020-2021г.

Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных качеств

Сроки

Вид деятельности

Оборудование и материалы

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств). . Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

2. Беседа: «Нравится ли вам сказки? Почему? Какие сказки мы знаем?

Октябрь

1.Чтение и обсуждение сказки

«Церевна - лягушка» обр. М. Булатова

2. Беседа; «Мир не без добрых людей»

3.Проведение диагностики.

Иллюстрации по сказке, книжка, картинки,

Консультация для родителей «Чтение и рассказывание детям русских народных сказок».

Ноябрь

1.  Подборка дидактических игр по нравственному воспитанию.

2. Чтение и обсуждение сказки «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;

3. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?»

.

Книжка, картинки, игрушка.

Декабрь

1. Чтение и обсуждение сказки «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева).

- Беседа по сказке

2. Беседа: «Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)

Книжка, картинки.

Наполнение книжного центра «Подари детям книжку»

Январь

1. Беседа, инсценировка «Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; умении дарить окружающим доброту слова и дела).

2. Чтение, сказки «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; 

3.-Рассказывание сказки по ролям.

Консультация для родителей «Беседа с детьми о нравственных качествах»

Февраль

1.  Чтение русской народной сказки «Сивка Бурка» обр. М. Булатова

(цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).

2. Беседа и обсуждение по сказке

3. Сказка: «Снегурочка» (по народным сюжетам);

Март

1. Чтение русской народной сказки «Садко» (запись П. Рыбникова);- Беседа и обсуждение по сказке

2. Пальчиковый театр «Кот петух и лиса»

4. Рассматривание сюжетные картинки по нравственному воспитанию.

Пальчиковый театр.

Апрель

1. «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; -

2. Выставка детских рисунков

«Мой любимый герой» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).

3. Дидактическая игра «Отгадай сказку по картинке»

Иллюстрации по сказке,

раскраски, цветные карандаши

Выставка: Совместное рисование с детьми героев русских народных сказок

Май

1. Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлята».

«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

2. «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского;

3. Проведение итоговой диагностики.

Декорация

костюмы, магнитофон и т.д.

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей»

«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость)....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в...

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

      В данной статье раскрывается актуальность использования сказок с применением различных методов. Показаны методы, формы работы со сказкой  с учетом возрастных особеннос...

Консультация для педагогов "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентирова...

План работы во 2 младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценкаребенком жизненных явлений».(В. А. Сухомлинский)Пояснительная запискаСказка любима не только детьми, но и взрослыми,...