Конспект "Знакомство с русской избой"
план-конспект занятия (старшая группа)

Погоришная Наталья Евгеньевна

Программное содержание:

1. Познакомить детей с особенностями жизни крестьян в русской деревне, устройством избы и внутренним убранством, особенностями быта.

2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой родине через приобщение к историческому прошлому.

3. Пополнять активный словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_s_russkoy_izboy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Знакомство с русской избой».

Программное содержание. 1. Познакомить детей с особенностями жизни крестьян в русской деревне, устройством избы и внутренним убранством, особенностями быта.

2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой родине через приобщение к историческому прошлому.

3. Пополнять активный словарь детей.

Предварительная работа.

Рассказ воспитателя «Теремок». Беседы: «Матушка печка, укрась своих деточек», «Семейные обычаи на Руси», «Устное народное творчество: потешки, прибаутки, небылицы, заклички, считалки». Дидактические игры: «Украсим комнату», «Подбери предметы по картинке», «Выставка старинных вещей». Рассматривание альбома «Как жили на Руси». Прослушивание русских народных песен.

Материалы. Презентация «Двор что город, изба что терем», музыкальное оформление, русский народный сарафан, домовёнок (игрушка), сундучок (внутри веретено, рубель, скалка, чугунок).

Ход занятия (методика проведения)

Воспитатель: «Давным  давно в стародавние времена жили люди на Руси. Славно жили, не тужили, между собой дружили. Приглашаю вас отправиться в путешествие во времени, заглянуть в русскую  избу, прикоснуться к прошлому, к быту и жизни русской крестьянской семьи.

Сейчас мы закроем глаза, а когда откроем, то окажемся в далёком прошлом, в русской деревне».

Дети закрывают глаза, воспитатель включает спокойную музыку и надевает русский народный сарафан (превращается в бабушку Варвару). Музыка затихает, включается презентация, дети открывают глаза.

1 слайд.  

Бабушка Варвара: «Слава нашей стороне, слава русской стороне! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли».

2 слайд.

Бабушка Варвара: «Давным давно люди жили в деревянных домах, которые называли избами. Для того чтобы построить избу, нужно было срубить дерево и заготовить прочные брёвна. Строили их весьма прочно и тепло из сосновых брёвен, которые кладутся одно на другое и скрепляются между собой связями по углам. Между брёвнами кладут мох. Каждый дом имел лестницу с улицы. Окна и двери делались небольшими. В окна вместо стёкол вставляли бычий пузырь или слюду, потому что стекла не было».

3 слайд.

Бабушка Варвара: «Мастера украшали избу резьбой. Использовали геометрический орнамент. Украсят избушку резными узорами, и теперь как будто добрые лица смотрят на нас, все разные и очень красивые».

Рассмотреть с детьми декоративное убранство избы (конёк, причелина, полотенце, лобовая доска, наличники, ставни, сруб, завалинка).

4 слайд.

Бабушка Варвара: «К избам пристраивались дополнительные срубы – хлев, амбар и овин. В хлеву держали домашних животных, в амбаре хранили зерно, а в овине его молотили. Двор огораживали изгородью. Заехать во двор на коне можно было через ворота, а зайти через калитку. Бани ставили отдельно от двора. Они появились в глубокой древности.

Баня парит, баня правит.

Веник в бане всем начальник».

5 слайд.

Бабушка Варвара: «Занимались строительством плотники. Это были искусные мастера! Без гвоздей, сложных измерительных приборов и чертежей мастера – плотники «рубили» избы топором, руководясь одним правилом – «как мера и красота скажет». А какие же они  использовали инструменты?

Из дома в лес идёт – на дом глядит,

Из леса домой идёт – в лес глядит? (топор)

Быстро грызёт, мелко жуёт.

Сама не глотает. Кто отгадает? (пила)

А это долото и стамеска. Они тоже использовались для строительства».

6 слайд.

Бабушка Варвара: «А сейчас приглашаю всех «заглянуть» внутрь русской избы. В старину крестьянская изба делилась на 4 угла, или, как раньше говорили, на 4 кута. По одну сторону входа находился бабий кут. В этом углу стояла Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывала, что дают, глотала. Что это? (печь) Она занимала почётное место. Как вы думаете почему? Печь давала тепло, в ней готовили пищу людям и корм животным, сушили зерно, лук, промокшую одежду. На печи спали старики и дети. Здесь отогревались после зимних забав ребятишки, слушая сказки любимой бабушки. Не зря говорили: «Печь – всему голова»».

Физкультминутка.

Дуйте, дуйте, ветры, в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки

Испекли нам пироги.

7 слайд.

Бабушка Варвара: «Рядом с печью располагался печной угол. В этом углу женщины готовили еду. По другую сторону от входа – хозяйский кут. В котором стояли сундук и ларь. Ларь – это большой ящик из досок с навесной крышкой. Его в старину называли «закрома». Держали в нём муку и зерно. А сундук – большой ящик с крышкой, окованный и закрытый на замок – использовался для хранения одежды, вещей.

Последний угол назывался верхним или красным (значит красивый, лучший, светлый). В нём стоял стол с лавками, а на стене висела икона. Спали люди на печи и на лавках. Младенцев укачивали в люльках (зыбках)».

8 слайд.

Бабушка Варвара: «Раньше люди верили, что в каждом доме живёт невидимый хозяин – домовой, который охраняет покой в доме и бережёт имущество. Переезжая в новый дом, хозяева приходили в старый и, раскланивались во все четыре угла, говорили: «Хозяюшка – господин! Пойдём в новый дом – на богатый двор. На житьё, на бытьё, на богачество!» Какое же ещё имущество он берёг?»

 Раздаётся стук в дверь и появляется домовёнок с сундуком.

Домовёнок: «Здравствуйте! Куда это я попал?»

Дети: «В русскую избу. В наше прошлое».

Домовёнок: «Ой! Как здесь интересно! А я так тороплюсь, тороплюсь… спешу домой, несу сундук с необычными вещами. Знаете, почему они необычные? Потому, что они старинные! Хотите я вам покажу?»

Домовёнок достаёт из сундука веретено, рубель, скалку и чугунок. Дети рассматривают предметы, делают предположения, для чего они могут быть предназначены.

Домовёнок: «Мне пора отправляться в путь. До дома далеко, а надо добраться до темноты. До свидания!»

Дети: «Доброго пути, домовёнок!»

Бабушка Варвара: «Что же было в домашнем хозяйстве у крестьян?»

9,10 слайды.

Воспитатель и дети рассматривают предметы старины: ступа с пестом, керосиновая лампа, рубель и скалка, чугунный утюг (появился в середине 19 века), кринка, полати, валёк, коромысло с вёдрами. Воспитатель рассказывает о назначении предметов.

11 слайд.

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был.

Домой пришёл –

Семью кормил  (глиняный горшок).

Чугунные горшки появились в конце 19 века.

Сел на конь, да поехал в огонь (горшок и ухват).

Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,

Людям отдаёт, а сам на отдых идёт (ухват).

12 слайд.

Полижу, полижу, да назад положу (деревянная ложка).

В небо дыра, в землю дыра.

Посерёдке огонь да вода (самовар).

13 слайд.

Не небо, не земля, а весь мир в нём (зеркало).

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу, когда обедать, когда спать, когда работу начинать (часы).

Зеркало и настенные часы появились в русской деревне в 19 веке, являя собой предметы роскоши и зажиточности дома.

14 слайд.

Согнут в дугу – летом на лугу, зимой на крюку (серп).

Травы поем – зубы вытуплю,

Песку хвачу – опять наточу (коса).

Бабушка Варвара: «Вот и закончилось наше путешествие во времени. Мы прикоснулись к неведомому миру, к быту и жизни русской крестьянской семьи. Что мы сегодня узнали нового? Что запомнилось вам? Что понравилось, а может, и нет? Может, что- то вызвало удивление?»

Кира: «Мы сегодня узнали, как раньше жили люди в деревне, какие у них были дома, как их строили и что было внутри дома».

Олег: «А ещё про старинные вещи. Мне очень понравилось отгадывать про них загадки».

Катя: «Удивительно, что в утюг нужно было положить раскалённые угли, чтобы он был горячим. Сейчас всё гораздо проще с появлением электричества».

Егор: «Сложно представить, как люди раньше обходились без часов. Как они узнавали время? Ведь часы появились сравнительно недавно!»

Воспитатель: «Давайте оглянемся вокруг себя, внимательно посмотрим на вещи, которые  окружают нас в нашем собственном доме. Какова история этих вещей? Оказывается, вещи хранят удивительные истории, надо только внимательней к ним приглядеться. Интересных вам открытий!»

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...