Ребенок- дошкольник как субъект педагогического процесса.
статья

Соловьёва Наталия Васильевна

Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности и творчестве в доступных видах деятельности. Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Ребенок- дошкольник как субъект педагогического процесса.  

     Приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектной позиции личности ребёнка по отношению к себе и к обществу, позиции, предполагающей не пассивное ожидание, а активные действия при опоре на свой потенциал личностного развития.

   Особую значимость развитие субъектности приобретает в дошкольный период, поскольку средовые и воспитательные влияния в дошкольном возрасте оказываются наиболее эффективными, а позднее теряют своё детерминирующее значение. Всё это диктует необходимость поиска эффективных и органичных для ребёнка-дошкольника условий развития его способности быть субъектом, становления субъектности как интегральной характеристики.

   Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности и творчестве в доступных видах деятельности. Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение — это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слышит вокруг себя.

    В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта — носителя активности как потребности в деятельности.

      Опираясь на концепцию Л.С. Выгодского можно предположить, что развитие ребёнка как субъекта поведения в раннем и дошкольном возрасте осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению

новых субъектных качеств и новых способов поведения. Развитие ребёнка

как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной

стороны деятельности к опероционно – технической; от совместной к

самостоятельной  деятельности. Конкретное содержание и конкретные

структуры психической деятельности ребёнка как субъекта практической

деятельности формируется целиком в индивидуальном опыте – это

важнейшая закономерность в развитии субъекта.

   Можно выделить основные направления развития ребёнка как субъекта

деятельности:

1-ый год жизни - ребёнок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни - ребёнок субъект предметной деятельности (речь как

предмет);

3-ий год жизни – ребёнок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности

(предмет деятельности – взрослый); ребёнок субъект понимания и освоения

смыслов человеческих действий.

5 лет – ребёнок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребёнок субъект переживания внутренней жизни и обучения

(познания).  

 Выделяют две группы субъектных проявлений ребенка:

-эмоционально-субъектные

-деятельностно-субъектные.

   Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры. Одни дети любят слушать музыку, другим нравится участвовать в разных видах игр, третьим — постоянно экспериментировать.

    Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательность, избирательное отношение к миру, то есть предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ним (общаться со сверстниками, рисовать одному, заниматься со взрослым).

   Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты решения той или иной задачи, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» самостоятельной деятельности.

   Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. У ребенка как субъекта проявляются следующие качества: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

      Принципиально важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру, или мотивационно-потребностная сфера ребенка.

      Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение «Я» и «Другого Я», происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

    Таким образом, формирование субъктных свойств и качеств дошкольников

необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребёнка в позицию

равноправного участника взаимодейсвия, учитывая его интересы и

потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения,

корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые

условия для развития. Путь этот требует от взрослых мастерства, терпения,

уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.

Одним из субъективных проявлений ребёнка является его способность

сделать выбор. Эта способность проявляется в организации и осуществлении

деятельности, в выборе задач, средств, способ её реализации.        

Одним из наиболее ярких проявлений субъектности является детское

творчество.

Оно проявляется в разных продуктивных видах деятельности, в том числе и

речевой, продуктом которой становятся сочиненные детьми рассказы, сказки,

загадки, стихи. В процессе творческого рассказывания и сочинительства

проявляются и развиваются творческие способности ребёнка, его

воображение, фантазия.

Важнейшим условием развития творческих способностей детей дошкольного

возраста является непосредственное участие семьи в этом процессе. Именно

дома, в общении с близкими людьми возникает мотивация творческой

деятельности, потребность передать накопленные впечатления дня в

художественной деятельности. Поэтому достаточно часто пик творческих

проявлений ребёнка переносится именно в условия семьи. Особенно это

характерно для поведения детей с трудностями общения, поведения,

эмоционально- волевой сферы.

   Процесс сопровождения творческого освоения мира ребёнком в дошкольном учреждении должен заключаться в создании условий для самостоятельного построения ребёнком собственной картины мира. Для этого важно создать атмосферу творчества и созидания, сопровождающую любую деятельность ребёнка. Ребёнок должен чувствовать, что взрослые ждут его достижений и радуются его успеху

     В дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий мир, пытается разобраться во многих наблюдаемых явлениях, развивает память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. По данным П. Я. Гальперина, в 6–7 лет можно получить «умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте…» Это говорит о высокой обучаемости детей дошкольного возраста, а также о том, что часто, к сожалению, потенциальные способности детей остаются невостребованными.

  Дошкольник без труда накапливает огромное количество информации благодаря своей хорошей памяти, любознательности и т. д. Более того, дети демонстрируют способность осваивать не только разрозненные знания, но и целую систему знаний. После 3 лет, как отмечал Л. С. Выготский, мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно–следственных связей и зависимостей, правда, если они представлены в наглядно–образной форме.

Любознательность подталкивает, стимулирует ребенка к экспериментиро-ванию, к обращению с вопросами к взрослым. Первые вопросы дошкольника связаны со стремлением обозначить окружающий его мир, поэтому чаще всего они начинаются с вопросительного слова: «Что это? Кто это?» В это время у ребенка еще нет вопросов, касающихся причинных связей и зависимостей. Лишь в 4–5 лет начинают появляться вопросы с важным вопросительным словом «как?» («Как это сделать?») и, наконец, со словом «почему?». Эти вопросы свидетельствуют о пытливости ребенка, о его желании познавать как можно больше. Если же взрослые не реагируют на эти вопросы должным образом, интерес к познанию мира снижается и сменяется безразличием. Правда, замечательной особенностью дошкольного детства является устойчивый интерес к познанию, который не так–то легко снизить.

  Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится  и он сам. Дошкольник проявляет интерес к своему организму, полу, к своим чувствам, переживаниям. К старшему дошкольному возрасту он уже достаточно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением.

     Известно, что дошкольники любят фантазировать, что–то воображать, представлять. Ребенок постоянно находится в мире привлекающих его образов; рисует, придумывает и поет песни. Это очень полезно для развития творческой личности. «Творческий ребенок, творческая личность, – пишет Н. Н. Поддьяков, – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности».

      Многое зависит от того, как усваиваются ребенком полученные знания, – только путем запоминания или зримо, образно, осознанно. Для развивающей-ся личности это строительный материал, из которого возводится здание интеллекта и эмоций.

Дети активно расширяют собственный словарный запас, задумываются над значением новых для них слов. Словотворчество, свойственное ребенку 4–5 лет, служит доказательством нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в нем творческого начала.

    Достижением дошкольного возраста является развитие различных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться и учебная деятельность, хотя ведущей, конечно же, остается игра. Игры в дошкольном возрасте по сравнению с играми в раннем возрасте становятся сложнее, разнообразнее по сюжету, гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что непосредственно видит вокруг себя, но и то, о чем ему читали, что он услышал, увидел по телевизору и т. п. В игре выражаются чувства и эмоции детей, она удовлетворяет его потребности в познании мира взрослых.

   Ребенок учится предвосхищать результат своих действий с предметами, у него развиваются элементы прогнозирования ситуации. Все это значительно обогащает умственную активность ребенка, который на эмоционально–чувственной, ориентировочной основе начинает познавать

мир, окружающий его. Воспитатель в процессе общения с малышом развивает его познавательную активность, ставит ребенка в ситуацию активных действий, посильной самостоятельности, побуждает к целенаправленности в достижении конкретного результата.

Постепенно у ребенка проявляется интерес к умственному труду, формируется его готовность к обучению в школе.

     По своей природе ребенок оптимистичен и весел. И если к 5 годам малыш не обладает оптимистичным мироощущением, это может быть связано с неудовлетворением потребности в признании, в самоутверждении.

    Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно–личностной. Он начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире, усваивает нормы поведения и взаимоотношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация акций в ДОУ - одна из форм взаимодействия субъектов педагогического процесса.

В предложенном материале описывается опыт работы педагога-психолога по организации и проведению акций в дошкольном учреждении. Цель акции - создание благоприятного психологического климата в ДОУ, попу...

Ребёнок - дошкольник как субъект педагогического процесса.

Всеми нами любимый Макаренко сказал, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. И это правильно. Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе ...

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса

Цель семинара:• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».        ...

Педагог как субъект педагогического процесса

В статье рассматривается профессиональная деятельность педагога в свете традиционного структурно-функционального, профессиографического , культурологического, компетентностного и др. подходов.Современ...

Статья на тему «Ребенок как субъект педагогического процесса дошкольной образовательной организации»

Жизнь быстротечна и как важно не ошибиться в выборе самого главного - призвания. По пришествию лет могу точно сказать мне повезло и удалось осуществить все свои детские, юношеские мечты и я не разу не...