Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Лупенко Алена Александровна

Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"

Тема: «Воспитание послушания у детей среднего возраста»

Форма: индивидуальная консультация.

Цель: способствовать формированию психолого-педагогических знаний родителей по проблеме упрямство и капризы детей.

Задачи: Выявить у родителей причины капризов и упрямства у детей.

Помочь познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.

Информировать родителей о психологических особенностях развития детей.

     Продолжительность:

     Участники: педагог – психолог, родители.

     Подготовка психолога к консультации: анкета для родителей (раздать за неделю до консультации). Групповое приглашение. Изготовление памяток. Подготовка мебели.

Ход консультации

Вводная часть

 Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня по вашей просьбе мы поговорим о том, как же воспитать послушание у детей, так как именно в среднем возрасте дети вызывают больше хлопот у родителей своим непослушанием. Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться невозможна никакая дисциплина. Есть такие родители, которые считают, что человека красит самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Послушание не противоречит воспитанию воли. Сила воли как раз заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определенным требованиям. Ребенку недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому, если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастает своевольным человеком. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко писал: «Ребенок в среднем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушает сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послушного ребенка легче научить доступным по возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.

        Наверное, все присутствующие согласятся с этим. Воспитание послушания требует от вас, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем где-либо, здесь могут принести вред возбуждения, нервное и нетерпеливое поведение..

Основная часть

Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
Своеволием
Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления-упрямства:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
В недовольстве, раздражительности, плаче.
В двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

 

 

          Вопросы к родителям:

          Сколько времени Вы проводите с ребенком ежедневно?
          Как часто сталкиваетесь с упрямством и капризами ребенка?

Какие качества появились недавно, а какие давно?
          Почему возникла такая ситуация?

Что заставляет ребенка так себя вести?

 

   Некоторые дети дома капризничают не потому, что им присуща  демонстративность или  они заболевают. Нет, они просто маются скукой. Ноют, не зная, чем себя занять. В компании же скука развеивается, настроение мигом повышается. В гостях, в походе, в поездке -  везде, где есть приток новых впечатлений, они  не капризничают. А порой и вовсе показывают чудеса выносливости. Но такой ребенок не может быть предоставлен сам себе. Он не умеет жить по собственной программе, ему надо задавать ее извне. Когда расспрашиваешь родителей о его любимых занятиях, выясняется, что при всем их разнообразии  в них обычно отсутствует один момент – творческое начало. Он с удовольствием порезвится, поиграет  в "войнушку", "салочки", "вышибалы" или в более спокойные, в том числе настольные игры, с удовольствием посмотрит кино, послушает сказку. От компьютера его вообще не оторвать.  А вот ролевые игры, требующие фантазирования, не его "конек". И с конструктором ему одному играть быстро надоедает. Другие дети часами что-то мастерят, а потом еще используют свои поделки в игре. Он же выдумывать не горазд, ему проще сделать по образцу. А поскольку сложные конструкции по схеме он один еще собрать не в состоянии, то  опять-таки приходится ждать папу, изнывая нетерпения и безделья.

   Таким детям, с одной стороны, важно обеспечить компанию (в лице хотя бы одного приятеля), иначе они будут страдать от безделья и изводить взрослых нытьем. Многие из них с радостью бегут в детский сад, причем просят забрать их попозже, чтобы они вволю наигрались. Но с другой стороны, надо постараться понять, что мешает их воображению развернуться. Может, повышенная возбудимость не дает сосредоточиться? Может, страх совершить ошибку подсказывает: "Сиди и не высовывайся"? Или сказывается ранняя интеллектуальная перегрузка, из-за которой логика задавила эмоции, а без них фантазия – что птица без крыльев? Причин тут немало, я перечислила далеко не все. Каждый такой случай требует специального рассмотрения и конкретных рекомендаций, как раскрыть творческий потенциал ребенка. Главное – понять, что тут его слабое место, и постараться ему помочь. Научится себя занимать - и капризы уйдут вместе со скукой.

-Сейчас, я хотела бы предложить вам рассмотреть несколько релаксационных упражнений для детей, помогающие одним снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Эти упражнения вы легко можете делать вместе с ребёнком дома в любой момент в течение дня.

 «Сорви  яблоко». Представьте себе, что перед вами растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите  яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.

«Мороженое». Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твёрдое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела.

«Пчёлка». Представьте себе тёплый летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчёлка, собирается сесть на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчёлку можно энергично двигать губами. Пчёлка улетела. Слегка открыть рот облегчённо вздохнуть.

«Качели» Представьте себе тёплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садиться на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.

В результате выполнения предложенных упражнений у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными.

Разное

Дома, вы можете подробно познакомиться с упражнениями, которые мы – педагоги применяем на занятиях для снятия мышечного напряжения (предлагаю распечатанные листы с материалом (приложение 1)).

Рефлексия

- Я должна у Вас спросить, смогла ли я объяснить Вам причину возникновения упрямство и капризов?

- Какие из предложенных методов работы наиболее приемлемы для Вас?

- Могу ли я еще чем- то помочь Вам?

- Согласитесь ли Вы еще на одну повторную консультацию, которую мы можем провести чуть позже, после того, как Вы начнете применять предложенные методы снижения уровня капризов и упрямства?

«Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе. Помните, что воспитание послушного ребенка зависит от Вас. Любите своих детей такими, какие они есть!»

Предлагаю Вам рекомендации, как предотвратить упрямство и капризы:

1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:

"Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!".

Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

11. Не хвалите ребенка если: достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум), из жалости или желания понравиться.

12. Хвалите ребенка: за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже; хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

13. Нельзя ребенка наказывать и ругать: когда ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема; когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном; во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки); после физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват); когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался; когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны; когда вы сами не в себе.

Приложение 1.    

Упражнение  «Плывем в облаках».

   «Лягте и займите удобное поожение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Хорошо. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня необыкновенно хороший день. Вам тепло, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие белые пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом медленно и красиво поднимаетесь вверх навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую вершину облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывете на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть в небе. Когда вы захотите спуститься обратно на землю, скажите своему облаку, и оно плавно и мягко поплывет вниз, станет опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам. Вы улыбаетесь ему. Полет на облаке был так хорош!»

Упражнение   «Тихое озеро».

  «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Хорошо. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Постарайтесь сделать то, что я говорю.

   Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы тихо сидите около прекрасного озера. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы слышите щебет птиц, жужжание шмеля. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы чувствуете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это прекрасное утро. Слышно лишь ваше дыхание и тихий плеск воды. Это утка проплыла по озеру, она подплыла поближе, чтобы поздороваться с вами. Дважды клякнула на тот случай, если вы не услышали ее с первого приветствия. След ее на воде пролег через все озеро. Потом опять стало тихо и спокойно. Туман поднимается над озером, и вы чувствуете себя спокойным и счастливым».

Тест

1. Ваш малыш спит днём?

а) всегда и не менее 1,5 часа — 0 баллов.

б) несколько раз в неделю, от 1 до 3 часов — 4 балла.

в) изредка, подолгу — 10 баллов.

г) совсем не может спать — 7 баллов.

2. Сколько времени уделяется развивающим играм?

а) строго по желанию ребёнка: может быть 5 минут, а может и 45 — 0 баллов.

б) согласно методикам раннего развития — 10 баллов.

в) по желанию родителей — 6 баллов.

г) он ходит в детский сад, поэтому мы не знаем — 8 баллов.

3. Как вы воспринимаете своего малыша?

а) как полноценного члена общества, человека, хотя и маленького — 0 баллов.

б) как драгоценный дар — 5 баллов.

в) как объект нашей постоянной заботы — 8 баллов.

г) как своего рода инвестицию в наше будущее — 10 баллов.

4. Что представляет собой в вашем понимании каприз?

а) сигнал о том, что жизненно важные потребности ребёнка не удовлетворяются — 0 баллов.

б) плохое настроение — 2 балла.

в) избалованность — 4 балла.

г) влияние других людей — 6 баллов.

5. Кто в вашей семье более других уделяет внимание воспитанию малыша?

а) папа — 0 баллов.

б) мама — 1 балл.

в) бабушки и дедушки — 6 баллов.

г) няня или гувернантка — 8 баллов.

6. Какие наказания вы считаете приемлемыми?

а) только те, которые ребёнок способен понять, и только тогда, когда он понимает, что плохого сделал — 0 баллов.

б) отругать — 4 балла.

в) поставить в угол — 2 балла.

г) лишить прогулки, игрушки, конфеты... — 7 баллов.

7. Вы имеете привычку на­сильно кормить ребёнка?

а) нет, он давно ест самостоятельно, мы можем лишь помочь — 0 баллов.

б) очень редко, но приходится заставлять есть — 2 балла.

в) если не заставишь, останется голодным — 5 баллов.

г) мы не заставляем, и потому он питается только вкусняшками — 10 баллов.

8. Сколько времени вы уделяете прогулкам?

а) ежедневно, не менее 2–3 часов — 2 балла.

б) хотя бы 2–3 раза в неделю, но пока ребёнок не устанет и ему не надоест — 0 баллов.

в) всё зависит от нашего графика занятости — 7 баллов.

г) в детском саду с ними гуляют, наверное, этого достаточно — 10 баллов.

Посчитайте баллы и ознакомьтесь с выводами.

От 0 до 18: скорее всего, ваши отношения с малышом выстроены настолько гармонично, что капризничает он по причинам физиологическим: недоспал или переспал (такое тоже бывает!), болит живот или голова (в связи с перепадами атмосферного давления, например), потянул ручку или ножку... Также следует рассмотреть такие причины, как скучно, недостаточно познавательных занятий. Попробуйте уделять совместным занятиям чуть больше времени.

От 19 до 29: у вашего ребёнка может быть расстроена одна из важнейших функций — еда или сон. Срочно меняйте привычки: старайтесь организовать малышу дневной сон хотя бы на 30–40 минут, поскольку его организм нуждается в отдыхе; перестаньте закармливать ребёнка, не позволяйте ему также питаться только любимыми продуктами.

От 30 до 52: вашему малышу может не хватать внимания, причём в какой-то одной сфере. К примеру, он может быть перегружен развивающими занятиями, при этом вы его редко обнимаете и хвалите. Или у вас слишком много времени занимают прогулки и активные игры, а малыш хочет спокойно посидеть с книжкой или порисовать. А может быть, вы просто слишком мало общаетесь с малышом, полностью передоверив его воспитание няне, бабушке или детскому саду?

53 и более: может быть, корень проблем в психотипе малыша, у него слишком возбудимая нервная система и недостаточно устойчивая психика, может быть, он гиперактивен. Однако, скорее всего, постоянные капризы возникают из-за неправильного режима дня, ваших попыток предъявлять к нему требования как к взрослому человеку. Поймите, малыш нуждается в большем внимании, большей опеке, чем взрослый, он пока не может соответствовать взрослым требованиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"

Тема: «Воспитание послушания у детей среднего возраста»

Форма: индивидуальная консультация.

Цель: способствовать формированию психолого-педагогических знаний родителей по проблеме упрямство и капризы детей.

Задачи: Выявить у родителей причины капризов и упрямства у детей.

Помочь познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.

Информировать родителей о психологических особенностях развития детей.

     Продолжительность: 1ч

     Участники: педагог – психолог, родители.

     Подготовка психолога к консультации: анкета для родителей (раздать за неделю до консультации). Групповое приглашение. Изготовление памяток. Подготовка мебели.

Ход консультации

Вводная часть

 Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня по вашей просьбе мы поговорим о том, как же воспитать послушание у детей, так как именно в среднем возрасте дети вызывают больше хлопот у родителей своим непослушанием. Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться невозможна никакая дисциплина. Есть такие родители, которые считают, что человека красит самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Послушание не противоречит воспитанию воли. Сила воли как раз заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определенным требованиям. Ребенку недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому, если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастает своевольным человеком. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко писал: «Ребенок в среднем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушает сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послушного ребенка легче научить доступным по возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.

        Наверное, все присутствующие согласятся с этим. Воспитание послушания требует от вас, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем где-либо, здесь могут принести вред возбуждения, нервное и нетерпеливое поведение..

Основная часть

Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
Своеволием
Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления-упрямства:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
В недовольстве, раздражительности, плаче.
В двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

          Вопросы к родителям:

          Сколько времени Вы проводите с ребенком ежедневно?
          Как часто сталкиваетесь с упрямством и капризами ребенка?

Какие качества появились недавно, а какие давно?
          Почему возникла такая ситуация?

Что заставляет ребенка так себя вести?

   Некоторые дети дома капризничают не потому, что им присуща  демонстративность или  они заболевают. Нет, они просто маются скукой. Ноют, не зная, чем себя занять. В компании же скука развеивается, настроение мигом повышается. В гостях, в походе, в поездке -  везде, где есть приток новых впечатлений, они  не капризничают. А порой и вовсе показывают чудеса выносливости. Но такой ребенок не может быть предоставлен сам себе. Он не умеет жить по собственной программе, ему надо задавать ее извне. Когда расспрашиваешь родителей о его любимых занятиях, выясняется, что при всем их разнообразии  в них обычно отсутствует один момент – творческое начало. Он с удовольствием порезвится, поиграет  в "войнушку", "салочки", "вышибалы" или в более спокойные, в том числе настольные игры, с удовольствием посмотрит кино, послушает сказку. От компьютера его вообще не оторвать.  А вот ролевые игры, требующие фантазирования, не его "конек". И с конструктором ему одному играть быстро надоедает. Другие дети часами что-то мастерят, а потом еще используют свои поделки в игре. Он же выдумывать не горазд, ему проще сделать по образцу. А поскольку сложные конструкции по схеме он один еще собрать не в состоянии, то  опять-таки приходится ждать папу, изнывая нетерпения и безделья.

   Таким детям, с одной стороны, важно обеспечить компанию (в лице хотя бы одного приятеля), иначе они будут страдать от безделья и изводить взрослых нытьем. Многие из них с радостью бегут в детский сад, причем просят забрать их попозже, чтобы они вволю наигрались. Но с другой стороны, надо постараться понять, что мешает их воображению развернуться. Может, повышенная возбудимость не дает сосредоточиться? Может, страх совершить ошибку подсказывает: "Сиди и не высовывайся"? Или сказывается ранняя интеллектуальная перегрузка, из-за которой логика задавила эмоции, а без них фантазия – что птица без крыльев? Причин тут немало, я перечислила далеко не все. Каждый такой случай требует специального рассмотрения и конкретных рекомендаций, как раскрыть творческий потенциал ребенка. Главное – понять, что тут его слабое место, и постараться ему помочь. Научится себя занимать - и капризы уйдут вместе со скукой.

-Сейчас, я хотела бы предложить вам рассмотреть несколько релаксационных упражнений для детей, помогающие одним снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Эти упражнения вы легко можете делать вместе с ребёнком дома в любой момент в течение дня.

 «Сорви  яблоко». Представьте себе, что перед вами растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите  яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.

«Мороженое». Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твёрдое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела.

«Пчёлка». Представьте себе тёплый летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчёлка, собирается сесть на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчёлку можно энергично двигать губами. Пчёлка улетела. Слегка открыть рот облегчённо вздохнуть.

«Качели» Представьте себе тёплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садиться на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.

В результате выполнения предложенных упражнений у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными.

Разное

Дома, вы можете подробно познакомиться с упражнениями, которые мы – педагоги применяем на занятиях для снятия мышечного напряжения (предлагаю распечатанные листы с материалом (приложение 1)).

Рефлексия

- Я должна у Вас спросить, смогла ли я объяснить Вам причину возникновения упрямство и капризов?

- Какие из предложенных методов работы наиболее приемлемы для Вас?

- Могу ли я еще чем- то помочь Вам?

- Согласитесь ли Вы еще на одну повторную консультацию, которую мы можем провести чуть позже, после того, как Вы начнете применять предложенные методы снижения уровня капризов и упрямства?         

«Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе. Помните, что воспитание послушного ребенка зависит от Вас. Любите своих детей такими, какие они есть!»

Предлагаю Вам рекомендации, как предотвратить упрямство и капризы:

1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:

"Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!".

Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

11. Не хвалите ребенка если: достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум), из жалости или желания понравиться.

12. Хвалите ребенка: за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже; хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

13. Нельзя ребенка наказывать и ругать: когда ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема; когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном; во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки); после физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват); когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался; когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны; когда вы сами не в себе.

Приложение 1.    

Упражнение  «Плывем в облаках».

   «Лягте и займите удобное поожение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Хорошо. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня необыкновенно хороший день. Вам тепло, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие белые пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом медленно и красиво поднимаетесь вверх навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую вершину облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывете на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть в небе. Когда вы захотите спуститься обратно на землю, скажите своему облаку, и оно плавно и мягко поплывет вниз, станет опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам. Вы улыбаетесь ему. Полет на облаке был так хорош!»

Упражнение   «Тихое озеро».

  «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Хорошо. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Постарайтесь сделать то, что я говорю.

   Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы тихо сидите около прекрасного озера. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы слышите щебет птиц, жужжание шмеля. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы чувствуете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это прекрасное утро. Слышно лишь ваше дыхание и тихий плеск воды. Это утка проплыла по озеру, она подплыла поближе, чтобы поздороваться с вами. Дважды клякнула на тот случай, если вы не услышали ее с первого приветствия. След ее на воде пролег через все озеро. Потом опять стало тихо и спокойно. Туман поднимается над озером, и вы чувствуете себя спокойным и счастливым».

Тест

1. Ваш малыш спит днём?

а) всегда и не менее 1,5 часа — 0 баллов.

б) несколько раз в неделю, от 1 до 3 часов — 4 балла.

в) изредка, подолгу — 10 баллов.

г) совсем не может спать — 7 баллов.

2. Сколько времени уделяется развивающим играм?

а) строго по желанию ребёнка: может быть 5 минут, а может и 45 — 0 баллов.

б) согласно методикам раннего развития — 10 баллов.

в) по желанию родителей — 6 баллов.

г) он ходит в детский сад, поэтому мы не знаем — 8 баллов.

3. Как вы воспринимаете своего малыша?

а) как полноценного члена общества, человека, хотя и маленького — 0 баллов.

б) как драгоценный дар — 5 баллов.

в) как объект нашей постоянной заботы — 8 баллов.

г) как своего рода инвестицию в наше будущее — 10 баллов.

4. Что представляет собой в вашем понимании каприз?

а) сигнал о том, что жизненно важные потребности ребёнка не удовлетворяются — 0 баллов.

б) плохое настроение — 2 балла.

в) избалованность — 4 балла.

г) влияние других людей — 6 баллов.

5. Кто в вашей семье более других уделяет внимание воспитанию малыша?

а) папа — 0 баллов.

б) мама — 1 балл.

в) бабушки и дедушки — 6 баллов.

г) няня или гувернантка — 8 баллов.

6. Какие наказания вы считаете приемлемыми?

а) только те, которые ребёнок способен понять, и только тогда, когда он понимает, что плохого сделал — 0 баллов.

б) отругать — 4 балла.

в) поставить в угол — 2 балла.

г) лишить прогулки, игрушки, конфеты... — 7 баллов.

7. Вы имеете привычку насильно кормить ребёнка?

а) нет, он давно ест самостоятельно, мы можем лишь помочь — 0 баллов.

б) очень редко, но приходится заставлять есть — 2 балла.

в) если не заставишь, останется голодным — 5 баллов.

г) мы не заставляем, и потому он питается только вкусняшками — 10 баллов.

8. Сколько времени вы уделяете прогулкам?

а) ежедневно, не менее 2–3 часов — 2 балла.

б) хотя бы 2–3 раза в неделю, но пока ребёнок не устанет и ему не надоест — 0 баллов.

в) всё зависит от нашего графика занятости — 7 баллов.

г) в детском саду с ними гуляют, наверное, этого достаточно — 10 баллов.

Посчитайте баллы и ознакомьтесь с выводами.

От 0 до 18: скорее всего, ваши отношения с малышом выстроены настолько гармонично, что капризничает он по причинам физиологическим: недоспал или переспал (такое тоже бывает!), болит живот или голова (в связи с перепадами атмосферного давления, например), потянул ручку или ножку... Также следует рассмотреть такие причины, как скучно, недостаточно познавательных занятий. Попробуйте уделять совместным занятиям чуть больше времени.

От 19 до 29: у вашего ребёнка может быть расстроена одна из важнейших функций — еда или сон. Срочно меняйте привычки: старайтесь организовать малышу дневной сон хотя бы на 30–40 минут, поскольку его организм нуждается в отдыхе; перестаньте закармливать ребёнка, не позволяйте ему также питаться только любимыми продуктами.

От 30 до 52: вашему малышу может не хватать внимания, причём в какой-то одной сфере. К примеру, он может быть перегружен развивающими занятиями, при этом вы его редко обнимаете и хвалите. Или у вас слишком много времени занимают прогулки и активные игры, а малыш хочет спокойно посидеть с книжкой или порисовать. А может быть, вы просто слишком мало общаетесь с малышом, полностью передоверив его воспитание няне, бабушке или детскому саду?

53 и более: может быть, корень проблем в психотипе малыша, у него слишком возбудимая нервная система и недостаточно устойчивая психика, может быть, он гиперактивен. Однако, скорее всего, постоянные капризы возникают из-за неправильного режима дня, ваших попыток предъявлять к нему требования как к взрослому человеку. Поймите, малыш нуждается в большем внимании, большей опеке, чем взрослый, он пока не может соответствовать взрослым требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"

Цель консультации: познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, дать советы и рекомен...

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявл...

Индивидуальное занятие "Постановка звука р" у детей дошкольного возраста

Индивидуальное логопедическое занятие на тему: "Постановка звука р" , составлено учителем-логопедом Дистановой А.Ф. для детей дошкольного возраста. Конспект содержит подробное изложение хода логопедич...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста: Тема: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах».

Формировать  практические умения и навыки  пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,грамматически правильной) речью.  Воспитывать интерес к логопедическим заня...