Публикация Тема «Современные инновационные технологии в дошкольном образовании»
статья (старшая группа)

 

Процессы глобализации, охватившие все страны в последние десятилетия, определили одной из ведущих концепций развития мировой экономики - конкурентоспособность экономики страны. Конкурентоспособность экономики страны тесно связана с понятием «конкурентоспособность страны».

Конкурентоспособность страны напрямую зависит от государственной политики, которая может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. Следовательно, основными приоритетами государственной политики для повышения конкурентоспособности страны должны стать: мотивация развития, эффективные государственные решения, направленные на усиление конкуренции внутри страны, стимулирование производства и внедрения инноваций.

Одним из индикаторов конкурентоспособности страны является уровень образования. Конкурентоспособность образования страны – это целенаправленный процесс по обеспечению качественного базового образования, способностью и возможностью членов общества участвовать в мировом развитии, проводя совместно международную образовательную деятельность, сотрудничая в различных международных исследованиях, проектах, грантах, программах, осуществляя международный обмен учеными, специалистами и студентами.

Сегодня современному внутреннему и международному рынку труда нужны не столько «знающие» специалисты, сколько «умеющие узнавать», креативно и нестандартно мыслящие, мобильные и готовые к постоянному саморазвитию. И речь идет уже не о создании мировой образовательной среды, включающей единые элементы содержания, методы и средства обучения, а о создании единой информационно-образовательной среды, пришедшей на смену под влиянием развития инновационных технологий.

Кризис образования России, с одной стороны, и стремление повысить конкурентоспособность образования страны с другой, привели к необходимости многих ученых исследовать теорию и практику зарубежного образования, технологии которого представляют как теоретическую, так и практическую ценность.

Многие авторы (И.Г. Захарова, Е. С. Полат, В. М. Симонов и др.) отмечают, что в практике американского обучения огромное значение имеет инновационное личностно-ориентированной образование с использованием информационных технологий. Е.В. Воробьева отмечает, что «образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека».

Инновационное образование предполагает использование интерактивных форм обучения, включая компьютерные и информационные технологии, а также электронные средства как один из элементов стратегии инновационного обучения. Однако использованию инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе мешают такие весомые факторы, как: не все образовательные учреждения достаточно оснащены электронными и компьютерными средствами обучения, отсутствие или недостаточная скорость выхода в Internet, отсутствие научно-методической базы для проведения занятий, отсутствие или недостаточный уровень информационной компетентности педагогов, недостаточное внимание руководства образовательных учреждений к данному вопросу.

Вышеперечисленные аспекты обусловили выбор темы бакалаврской работы и актуальность исследования.

Цель работы - анализ перспектив использования средств инновационных технологий в дошкольном образовании.

Цель работы определила выполнение следующих задач:

- проведение теоретического исследования основ применения инновационных технологий в дошкольном образовании;

- экспериментально проверить условия эффективности использования инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста;

- проверить условия эффективности использования ИКТ у детей старшего дошкольного возраста по средствам информационных технологий.

Объект исследования в работе – процесс использования инновационных технологий в детском саду.

Предмет исследования в работе - возможности и перспективы использования средств инновационных технологий в современном дошкольном образовании.

Гипотеза исследования в работе – использование современных инновационных технологий с использованием компьютерного моделирования, в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста, будет эффективней, если:

  • определены роль и место инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования;
  • сформирована ИКТ-компетентность педагога;
  • обеспечена готовность детей к использованию инновационных технологий.

База и этапы исследования: исследование проводилось на базе Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад с. Полековское», всего принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

I этап (сентябрь 2017) подготовительный:

- Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- Определение целей, рабочей гипотезы и задач исследования;

- Подбор групп, равных по составу для проведения формирующего эксперимента;

II этап (октябрь 2017 – февраль 2018) основной:

- Внедрение педагогических условий и проведения итогового эксперимента.

III этап (март – апрель 2018) заключительный:

- Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ экспертных данных, оформление квалификационной работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретически обоснованные и экспериментальным путем проверенные организационно-педагогические условия использования инновационных технологий в дошкольном образовании могут быть успешно реализованы в деятельности других дошкольных образовательных учреждений.

Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_tehnologii.docx49.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

 детский сад с.Ястребовка Марксовского района,         Саратовской области

                          Публикация

Тема «Современные инновационные технологии в дошкольном образовании»

                                               Выполнила: воспитатель

                                              Ломыкина Галина Николаевна

                                            2019г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ        7

1.1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация        7

1.2. Современные тенденции развития инноваций в дошкольном образовании        15

1.3. Профессиональная компетентность педагога в условиях инновационной деятельности дошкольного образования        21

ВВЕДЕНИЕ

Процессы глобализации, охватившие все страны в последние десятилетия, определили одной из ведущих концепций развития мировой экономики - конкурентоспособность экономики страны. Конкурентоспособность экономики страны тесно связана с понятием «конкурентоспособность страны».

Конкурентоспособность страны напрямую зависит от государственной политики, которая может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. Следовательно, основными приоритетами государственной политики для повышения конкурентоспособности страны должны стать: мотивация развития, эффективные государственные решения, направленные на усиление конкуренции внутри страны, стимулирование производства и внедрения инноваций.

Одним из индикаторов конкурентоспособности страны является уровень образования. Конкурентоспособность образования страны – это целенаправленный процесс по обеспечению качественного базового образования, способностью и возможностью членов общества участвовать в мировом развитии, проводя совместно международную образовательную деятельность, сотрудничая в различных международных исследованиях, проектах, грантах, программах, осуществляя международный обмен учеными, специалистами и студентами.

Сегодня современному внутреннему и международному рынку труда нужны не столько «знающие» специалисты, сколько «умеющие узнавать», креативно и нестандартно мыслящие, мобильные и готовые к постоянному саморазвитию. И речь идет уже не о создании мировой образовательной среды, включающей единые элементы содержания, методы и средства обучения, а о создании единой информационно-образовательной среды, пришедшей на смену под влиянием развития инновационных технологий.

Кризис образования России, с одной стороны, и стремление повысить конкурентоспособность образования страны с другой, привели к необходимости многих ученых исследовать теорию и практику зарубежного образования, технологии которого представляют как теоретическую, так и практическую ценность.

Многие авторы (И.Г. Захарова, Е. С. Полат, В. М. Симонов и др.) отмечают, что в практике американского обучения огромное значение имеет инновационное личностно-ориентированной образование с использованием информационных технологий. Е.В. Воробьева отмечает, что «образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека».

Инновационное образование предполагает использование интерактивных форм обучения, включая компьютерные и информационные технологии, а также электронные средства как один из элементов стратегии инновационного обучения. Однако использованию инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе мешают такие весомые факторы, как: не все образовательные учреждения достаточно оснащены электронными и компьютерными средствами обучения, отсутствие или недостаточная скорость выхода в Internet, отсутствие научно-методической базы для проведения занятий, отсутствие или недостаточный уровень информационной компетентности педагогов, недостаточное внимание руководства образовательных учреждений к данному вопросу.

Вышеперечисленные аспекты обусловили выбор темы бакалаврской работы и актуальность исследования.

Цель работы - анализ перспектив использования средств инновационных технологий в дошкольном образовании.

Цель работы определила выполнение следующих задач:

- проведение теоретического исследования основ применения инновационных технологий в дошкольном образовании;

- экспериментально проверить условия эффективности использования инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста;

- проверить условия эффективности использования ИКТ у детей старшего дошкольного возраста по средствам информационных технологий.

Объект исследования в работе – процесс использования инновационных технологий в детском саду.

Предмет исследования в работе - возможности и перспективы использования средств инновационных технологий в современном дошкольном образовании.

Гипотеза исследования в работе – использование современных инновационных технологий с использованием компьютерного моделирования, в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста, будет эффективней, если:

  • определены роль и место инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования;
  • сформирована ИКТ-компетентность педагога;
  • обеспечена готовность детей к использованию инновационных технологий.

База и этапы исследования: исследование проводилось на базе Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад с. Полековское», всего принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

I этап (сентябрь 2017) подготовительный:

- Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- Определение целей, рабочей гипотезы и задач исследования;

- Подбор групп, равных по составу для проведения формирующего эксперимента;

II этап (октябрь 2017 – февраль 2018) основной:

- Внедрение педагогических условий и проведения итогового эксперимента.

III этап (март – апрель 2018) заключительный:

- Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ экспертных данных, оформление квалификационной работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретически обоснованные и экспериментальным путем проверенные организационно-педагогические условия использования инновационных технологий в дошкольном образовании могут быть успешно реализованы в деятельности других дошкольных образовательных учреждений.

Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Образование – одна из важнейших сфер общественной жизни. В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». По мнению С. Н. Кокшаровой, новый закон «Об образовании», призван разрешить некоторые противоречия, накопившиеся в отрасли за 20 лет существования в новых условиях [39; 21]. Закон базируется на современных демократических принципах, носит гуманистический характер, закрепляет право каждого на образование, ориентирует на развитие свободы личности. Закон гарантирует бесплатное общее образование всем россиянам, закрепляет обеспечение качества доступного образования [1].

В содержании закона отражены критерии дошкольного, дополнительного, общего, профессионального начального и среднего образования. Например, дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в законе дошкольное образование рассматривается отдельно от «присмотра и ухода» за детьми дошкольного возраста,  что значительно расширяет возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.  

В последнее десятилетие для развития дошкольного образования характерны инновационные процессы. А. А. Майер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения [19; 66].

Вопросы осуществления инноваций в дошкольном образовании освещены в работах B.C. Лазарева, Н.Д. Малахова, A.M. Моисеева, М.М. Поташника и др. По мнению М. В. Кларина, педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом [13; 121].

В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияновым инновация рассматривается как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Инновация характеризует поиск, внедрение в образовательный процесс и  творческое переосмысление идеальных методик и программ [25; 155].   

Таким образом, инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.          

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.     

В нашем понимании, педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы. Педагогическая технология обеспечивает гарантированный результат, служит конкретизацией методики, обеспечивает управляемость образовательного процесса. Инновационные педагогические технологии, системы обучения и воспитания дошкольников отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, ибо они отражают уровень педагогического мастерства и творчества. Рассмотрим виды  инновационных педагогических технологий, описываемые в работах разных авторов.

К числу инновационных педагогических технологий можно отнести: 

  • здоровьесберегающие;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • личностно-ориентированные;
  • игровые технологии в ДОУ.

Эти модели ведения педагогической практики позволяют в полной мере реализовать задачи, предусмотренные программами дошкольного образования и требованиями ФГОС, а также создать условия для развития у воспитанников инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах групповой и индивидуальной деятельности.     

Л. В. Шмонина [29; 100] считает, что использование здоровьесберегающих технологий направлено на укрепление здоровья ребенка, привитие ему понятий о здоровом образе жизни. Это особенно важно в связи с  ухудшением экологической обстановки, общей картины здоровья. Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. Наряду с физкультурно-оздоровительными и медико-профилактическими  мероприятиями предполагается осуществление социально-психологической работы с ребенком и валеологического просвещения родителей.

По мнению Е. А. Сыпченко, в детском саду представляется возможным  использовать технологии проектной деятельности [27; 77]. Л. Королева подчеркивает, что в процессе исследовательской деятельности под руководством педагога ребенок учится выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решать. Методы и приемы организации исследовательской деятельности в дошкольном учреждении: наблюдения; беседы; опыты; дидактические игры; моделирование ситуаций; трудовые поручения, действия [7; 60].

По мнению Т. С. Комаровой, информационно-коммуникационные технологии получили в настоящее время свое естественное развитие. С помощью увлекательных компьютерных программ по обучению чтению и математике, упражнений на развитие памяти и логики педагогам удается заинтересовать детей-дошкольников «науками» [15; 110]. Занятие с использованием компьютера имеет ряд преимуществ перед классическим занятием, в частности, по осуществлению наглядности с целью обеспечения внимания ребенка на протяжении всего занятия. Кроме того, с помощью компьютерных программ становится возможным индивидуализировать занятия в зависимости от способностей и возможностей ребенка.

Г.К. Селевко указывает, что использование личностно-ориентированных технологий обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка. Речь идет о работе с детьми в «сенсорных комнатах», уголках для индивидуальных игр и занятий. Программы, составленные на основе  личностно-ориентированного подхода, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество» [24; 171].

Согласно Н. Ф. Губановой, игровые технологии являются «фундаментом» всего дошкольного образования. Игры имеют как развлекающие и коммуникативные, так и познавательные, обучающие, развивающие, корректирующие функции [8; 66]. Следует упомянуть новую технологию «ТРИЗ» (теория решения изобретательных задач), в основе использования которой – опора на творческие способности ребенка.

Таким образом, инновационные педагогические технологии обучения и развития дошкольников характеризуют дошкольную педагогику как развивающуюся науку, направленную на изучение и познание реальных педагогических явлений. Профессионально образованному, компетентному педагогу знания о педагогических инновациях необходимы для достижения результативности и эффективности в организации жизнедеятельности ребенка-дошкольника.

Успешное ведение педагогической практики в детском саду в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) невозможно без использования инновационных образовательных технологий. В условиях стремительно меняющейся реальности дошкольная образовательная организация должна обеспечивать равные условия для обучения всех детей в школе, а без использования педагогических техник нового поколения гарантировать реализацию данного требования невозможно.

Инновационные алгоритмы работы воспитателя в ДОУ могут строиться на базе традиционных, многократно опробованных образовательных моделей или составляться на основе абсолютно новых программ. Современный педагог, ищущий пути оптимизации воспитательно-образовательного процесса, может использовать любые инновационные решения, чтобы отточить педагогическое мастерство, повысить квалификацию, развить творческую составляющую, сделать обучение и воспитание дошкольников более содержательным и интересным.

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС способствуют решению ряда образовательных задач, поэтому они должны предусматриваться методической работой. Педагогические решения нового поколения позволяют педагогам творчески организовывать совместную деятельность с детьми, рационализировать содержание занятий, привить интерес воспитанников к проблемным этапам реализации программного содержания, создать условия для развития личностных новообразований, осуществления межличностного и группового общения дошкольников. 

Внедрение новых педагогических приемов позволяет не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг в детском саду, но и удовлетворить возрастающие потребности родителей, создать правильную репутацию дошкольной образовательной организации, позволяющую детскому саду успешно конкурировать с другими учреждениями.

Инновационные принципы работы в детском саду могут затрагивать воспитательно-образовательный комплекс, а также другие сферы деятельности организации дошкольного образования. Внедрение новых решений в управленческую деятельность, методическую практику, построение более тесного взаимодействия воспитателей с родителями способствует обеспечению слаженной и гармоничной работы всех структур детского сада. И все же в первую очередь современные образовательные решения должны реализоваться на этапе работы с детьми.

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в ДОУ направлена на сохранение здоровья дошкольников. Такие методы особо актуальны в свете низкой активности детей, ухудшающейся экологической ситуации, привычной для многих семей практики неправильного питания. 

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в ДОУ могут реализовываться различным образом, например, через:

  • контроль питания, мониторинг физического состояния детей медицинским персоналом ДОО;
  • выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой), закаливания во время режимных моментов;
  • введение в образовательный процесс новых видов активности – детской йоги, стретчинга, танцев;
  • проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;
  • проведение коррекционных и развивающих занятий, направленных на устранение патологий здоровья (арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия).

Инновационные технологии проектной деятельности в ДОУ.

Проектная деятельность – один из видов совместной работы воспитателя и детей, применяемый для поиска ответов на вопросы, преодоления образовательных проблем [12].

Технологии проектной деятельности в ДОУ широко востребованы. Проекты принято классифицировать следующим образом:

  • по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
  • по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
  • по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные технологии в ДОУ;
  • по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Инновационные технологии исследовательской деятельности в ДОУ.

Исследовательская деятельность в группах детского сада позволяет дошкольникам под руководством педагога ставить вопросы и находить ответы на них. Исследования, стимулирующие развитие познавательного интереса, пытливости, изобретательности, может реализоваться в процессе проведения:

  • бесед;
  • занятий с элементами наблюдения;
  • опытов;
  • игровых ситуаций;
  • трудовой активности.

Информационно-коммуникационные инновационные технологии в ДОУ по ФГОС.

Свободное использование информации стало неотъемлемой частью современного мира: ИКТ технологии в ДОУ по ФГОС широко применяются. Дети с большим удовольствием осваивают компьютеры, мобильные гаджеты, игровую робототехнику, поэтому дошкольное образования должно интегрироваться с информационной составляющей.

Использование анимационных картинок, игровых обучающих программ позволяет повысить эффективность классических занятий, привить интерес дошкольников к процессу обучения. Возможности применения компьютерной техники безграничны: при условии должной компетентности воспитателя в сфере ИКТ становится возможной разработка заданий в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями детей, моделирование жизненных ситуаций, которые в условиях ДОО без компьютера воссоздать невозможно.

Развитие индивидуальности ребенка в современном детском саду обеспечивается через реализацию личностно-ориентированных технологий в ДОУ. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр, проведение занятий по программам «От рождения до школы», «Детство», «Из детства в отрочество», «Радуга».

Игровые инновационные педагогические технологии в ДОУ Игровая деятельность в ДОУ даже в условиях нового времени остается очень важной. Введение ФГОС способствует актуализации важности игры в процессе общего развития дошкольников. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приемы работы, которые учат: выделять характерные признаки предметов и явлений; обобщать предметы по определенным признакам; отделять вымысел от реального; которые развивают скорость быстроту реакции, ловкость, внимательность. В условиях реализации игровой деятельности в ДОУ важно использовать теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ), способствующую развитию творческой активности детей, позволяющей представить сложный для понимания дошкольников материал в легкой и доступной форме.

1.2. Современные тенденции развития инноваций в дошкольном образовании

Характерной чертой нашего времени является активизация инновационных процессов в системе образования. Ключевым вопросом модернизации и оптимизации образования является повышение его качества. Так, в современных нормативных документах федерального уровня (Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы, Приоритетном национальном проекте «Образование», Современной модели образования, ориентированной на развитие инновационной экономики, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2014, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 2015 года ставятся цели достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В достижении этих целей значительная роль отведена дошкольному образованию детей как институту социального развития. В соответствии с современными исследованиями дошкольное образовательное учреждение рассматривается как специфическая сфера социальной жизни, стимулирующая личностное и социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Многолетние поиски, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы [2].

Необходимость повышения качества образования способствует организации и внедрению в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления содержания, форм и методов дошкольного образования. Поэтому в ближайшие годы предстоит значительное усиление работы по созданию гибкой и восприимчивой к инновационной деятельности системы дошкольного образования.

Методологические, психологические и методические основы инновационной деятельности, направленной на образование ребенка дошкольного возраста, нацелены на обогащение (амплификацию), а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А. В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Наиболее активно проблема инновационной деятельности в дошкольной психологической и педагогической науке стала разрабатываться в последние два десятилетия.

Инновации в образовании - естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. В настоящее время инновации внедрены в каждое дошкольное учреждение, созданы новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. В этих условиях педагогу дошкольного образования необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных идей, технологий, направлений.

Цели и задачи инновационной деятельности дошкольного учреждения образования определяются на основе анализа текущей обстановки, с одной стороны, и прогнозируют развитие учреждения - с другой. Перемены, происходящие сегодня в системе дошкольного образования, многие называют революционными.

Н. Р. Юсуфбекова совершенно справедливо отмечает, что предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX–XX века), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений [30; 28].

Изменение позиций педагога и ребенка в образовательном процессе требует перестройки системы взаимодействия, прежде всего взаимодействия педагогов - их интеграции и координации, а также совершенствования взаимодействия в триаде «педагог - ребенок - родители». Это является, с одной стороны, предпосылкой инновационного процесса в ДОУ, с другой - результатом и показателем его успешности.

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ и управлению им. Внедрение инноваций в работу ДОУ - важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования [14; 82].

Существуют различные причины нововведений. Так, одной из причин может стать необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем. Вызвать у педагогического коллектива желание внедрить нововведения может стремление повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить контингент детей и, как следствие, победить в конкуренции между детскими садами, в том числе в удовлетворении запросов родителей и детей.

Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивный поиск педагогами новых форм и методов взаимодействия с воспитанниками и их  законными представителями, уверенность, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива, также могут стать источниками инновационных идей.

Причиной инноваций может быть и неудовлетворенность педагогов достигнутыми результатами. Стремление выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания также порой является началом инновационной деятельности.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.

Все это способствует формированию у педагогического коллектива инновационного мышления и использованию его в профессиональной деятельности, а так же адекватному восприятию и тщательному анализу педагогических новшеств, осознанию их необходимости; помогает педагогам дошкольного образования овладеть такими умениями, как разработка инновационного проекта и оформление его паспорта, разработка содержания инновационной деятельности, выделение ее критериев и т. д.

Однако, как отмечает В. М. Назарова, на современном этапе развития дошкольного образования существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

  • совмещение инновационных программ с уже существующими;
  • сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • раскол педагогического сообщества;
  • несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;
  • потребность в новом научно-методическом обеспечении;
  • потребность в новых педагогических кадрах;
  • приспособление новшеств к конкретным условиям;
  • проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;
  • проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому [5; 33].

Требования к современному образованию и социальный заказ ставят до- школьные образовательные учреждения перед необходимостью работать в условиях режима не только функционирования, но и развития, что предполагает использовать новшества, необходимые для решения ключевых проблем конкретного ДОУ.

Развитие образовательного учреждения подразумевает качественные позитивные изменения, возможные в том случае, когда и управляемая, и управляющая системы испытывают потребность и работают в инновационном режиме. Развивающееся ДОУ характеризуется широким и интенсивным использованием инновационных процессов, реальными практическими изменениями, содержанием которых является реализация отдельных экспериментов или целостных программ развития с целью получения более высоких результатов образовательно-воспитательной работы (К. Ю. Белая, Л. В. Поздняк и др.) [6; 91].

Таким образом, становление инноватики в системе дошкольного образования обусловлено ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни, демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

И. А. Урмина, Т. А. Данилина определили основные ориентиры инновационной деятельности ДОУ.

1. Ориентация на интересы личности ребенка. Максимальный учет индивидуальных особенностей детей (врожденных и приобретенных в процессе воспитания и обучения).

2. Переосмысление роли и дальнейшее развитие дополнительного образования, выполняющего важные функции обучения и воспитания.

3. Обновление содержания образования.

4. Существенное повышение роли педагогической науки.

5. Многоуровневое изучение образовательных запросов социума.

6. Разработка методов диагностики, коррекции и реабилитации различных групп детей, их социальной адаптации.

7. Подготовка профессиональных кадров. Повышение психологической устойчивости педагогов и управленцев.

8. Создание условий для экспериментальной деятельности, формирование способности к поисковой, исследовательской деятельности.

9. Анализ и прогнозирование перспектив.

10. Оказание постоянной методической поддержки.

11. Поддержка и стимулирование инновационной активности педагога [28; 68].

В. Т. Кудрявцев, в свою очередь, выделяет четыре ведущих направления инноваций в дошкольном образовательном учреждении.

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т. д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относиться к главной психологической особенности дошкольного возраста - продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых по- средством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода [13; 68].

1.3. Профессиональная компетентность педагога в условиях инновационной деятельности дошкольного образования

Изменения, происходящие в современном образовании, разработка новых нормативных документов, государственных образовательных стандартов для всех ступеней непрерывного образования, приводят к качественным и количественным изменениям в требованиях к компетентности педагогических кадров. Реализация стратегии модернизации российского образования существенно обострила проблему недостаточной профессиональной компетентности специалистов, что, обусловило значимость поиска педагогических путей и условий повышения качества их подготовки,  переподготовки и саморазвития в профессии.

В этом контексте не является исключением и ступень дошкольного образования.

Усиление требований к подготовке и дальнейшему самообразованию специалистов дошкольных учреждений (ДОУ) связано так же с появившимся профессиональным стандартом педагога и ФГОС дошкольного образования.

О.Б. Зайцева определяет профессиональную компетентность педагога как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого–педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

От современного воспитателя детей дошкольного возраста требуются не только положительные личностные качества, общекультурные и психолого-педагогические знания, умения и ценности. Приоритетной составляющей профессиональной компетентности является владение современными технологиями обучения, воспитания и развития детей, основанными на их возрастных и индивидуальных возможностях и потребностях. Педагогу ДОУ необходимо быть готовым к работе, как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

В этой связи одним из приоритетов становится владение воспитателями разнообразными, вариативными технологиями. Инновационные технологии являются важным компонентом их профессиональной компетентности, которые находят свое применение:

  • в образовательной работе с дошкольниками (на занятиях, в индивидуальной работе, в досуговой деятельности и др.);
  • в формировании информационной культуры воспитанников, коллег, родителей;
  • в ходе планирования образовательного процесса;
  • при оценке результатов освоения детьми образовательной программы;
  • в процессе профессионального самообразования и саморазвития;
  • при разработке и использовании готовых электронных дидактических материалов, игр, презентаций, видео-экскурсий для работы с детьми в дошкольном учреждении;
  • в ситуациях дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников группы («родительский почтовый ящик», консультирование, обмен информацией);
  • в участии педагогов в сетевом информационно-образовательном пространстве, взаимодействии с социальными партнерами образовательного учреждения;

- в ходе самопрезентации своих разработок, при участии в конкурсах, ГРАНТах.

Инновационные технологии подразумевают использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.

Это то, что позволяет использовать разнообразные возможности коммуникации во взаимодействии участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Положительные  эффекты  владения  педагогами  дошкольного  образования  ИКТ -  компетентностью, фиксация требований к ней в профессиональном стандарте педагога актуализируют поиск педагогических путей и условий формирования этой компетентности в системе подготовки студентов и переподготовки кадров, работающих в ДОУ.

Информационно-коммуникационная компетентность современного педагога, по мнению А.В. Адольфа, включает три основных аспекта:

  1. Наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИТ.
  2. Эффективное обоснованное применение ИТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач.

3. Понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и деятельностного результата.

Методическая служба в детском саду обладает высокими потенциальными возможностями формирования и совершенствования значимой ИКТ-компетентности своих педагогических кадров. В состав методической службы для решения этой задачи могут входить: старший воспитатель, воспитатели, обладающие ИКТ-компетентностью, делопроизводитель. Так же в состав такой службы могут быть включены приглашенные специалисты, владеющие необходимыми способностями к применению электронных ресурсов в образовании дошкольников. К такой работе могут быть привлечены родители и социальные партнеры в соответствии с образовательными потребностями педагогов в осваиваемой области.

Методическим службам при совершенствовании ИКТ-компетентности работающих педагогов детских садов, необходимо построить работу учреждения и организовать систему повышения квалификации так, чтобы решать задачи:

  • мотивации освоения ИКТ педагогами дошкольного образования, осознания ими значимости технологий в повышении эффективности современного дошкольного образования;
  • формирования функциональной грамотности, позволяющей грамотно и без вреда здоровью и психике детей, применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения;
  • стимулирования педагогов к использованию ИКТ, электронных ресурсов в профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Каким образом, создавая какие условия деятельности методической службы в ДОУ можно продуктивно совершенствовать ИКТ-компетентность педагогов?

1 этап – диагностический – предполагает: изучение затруднений педагогов в области владения ИКТ; определение барьеров (личностных, профессиональных, интеллектуальных        и        др.),        тормозящих освоение новых образовательных технологий; выявление проблем в этом направлении деятельности педагогов; актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений; оценивание необходимого объема помощи педагогу в овладении ИКТ-компетентностью; построение основной индивидуальной траектории профессионализма в этой области.

2 этап – мотивационный – на основе полученных, на диагностическом этапе результатов совместной работы педагогов и методической службы, осуществляется мотивация каждого за счет осознания своих трудностей, создания ситуации поддержки и помощи, обеспечения положительного эмоционального климата в совместной рефлексии и построении траектории развития. Воспитателям демонстрируется передовой педагогический опыт работы педагогов в информационной среде, деятельность детей, специалисты знакомятся с разнообразными дидактическими материалами, которые эффективно используются в работе с дошкольниками и позволяют решать задачи визуализации самых разнообразных содержательных тем Образовательной программы ДОУ. Первый и второй этапы не имеют четких границ, являются взаимодополняющими.

3  этап  –  теоретический  -  ориентирован  на  изучение  средств  информатизации, информационных        технологий        и        связан формированием        основ         (базовой) информационной компетентности воспитателей ДОУ. Они получают основные знания, необходимые для работы с компьютером, знания об использовании основных программ.

Результатом теоретического этапа становится: осведомленность педагогов в области информационно-компьютерных технологий; понимание преимуществ и основных возможностей внедрения их в образовательный процесс дошкольного учреждения; рефлексия путей их использования в самообразовании, презентации собственного педагогического опыта, способом участия в повышении квалификация и участия в профессиональных конкурсах; знание критериев эффективности при выборе форм и методов использования ИКТ в работе с дошкольниками и другими участниками образовательного процесса.

4 этап – деятельностный – направлен на освоение форм, методов и приемов использования информационных технологий в образовательном процессе. Педагоги на этом этапе осваивают информационную среду, учатся практически работать на компьютере, использовать основные программы и разработки в обучении и развитии детей, создавать простые презентации, готовить и выставлять материалы для дистанционного взаимодействия с коллегами, родителями воспитанников. Педагоги овладевают пользовательскими умениями и учатся применять электронные образовательные ресурсы. Результатом становится готовность педагогов использовать ИКТ в образовательном процессе, в ходе самообразования, обеспечивать информационную среду для дошкольников на основе санитарно-гигиенических, психологических, педагогических требований к ней.

5 этап – творческий – определяется свободным владением ИКТ-компетенциями; педагог        может        использовать        приобретенные умения в создании собственных дидактических материалов, рекомендаций для педагогов и родителей. Использует свою компетентность в разных сферах профессиональной деятельности. На этом этапе педагог учится не только использовать готовые материалы, но и создает их самостоятельно или с помощью коллег, проявляет творчество и инициативу. Может выступать в роли помощника для других педагогов, осваивающих информационно-коммуникационные технологии.

Организация методического сопровождения педагогов ДОУ в приобретении ИКТ-компетентности должно осуществляться на основе принципов:

  • учета «зоны ближайшего развития» педагога, его исходного уровня сформированности ИКТ-компетентности;
  • принцип сочетания индивидуальных и групповых форм работы в освоении ИКТ;
  • принцип стимулирования творческого роста педагогов, создания ситуации поддержки и положительного эмоционального климата в процессе обучения;
  • принцип вариативности, предполагающий многообразие форм сопровождения педагога, обусловленных темпом и типом усвоения информации;
  • принципы личностно-ориентированного подхода, учитывающие образовательные запросы, индивидуальный уровень профессионализма педагога, его внутренний настрой на овладение новым для него знанием;
  • принцип открытости и доступности, предполагающий добровольность участия и возможность выбора педагогами путей совершенствования профессионализма в области владения ИКТ.

Ведущими формами методической работы с педагогами в области совершенствования ИКТ-компетентности выступают: микро-преподавание, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, консультации, презентации электронных ресурсов и возможностей их использования в образовательном процессе дошкольного учреждения, тренинги, представление педагогами созданных собственных разработок, совместное создание образовательной траектории (групповой, индивидуальной) и др.

Эти формы, исходя из поставленных задач, могут быть реализованы в индивидуальном или групповом взаимодействии обучающих и обучающихся специалистов. Так же возможно сочетание в одной форме разных способов организации индивидуальной, парной, групповой деятельности.

Таким образом, методическая деятельность специалистов, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит каждому педагогу успешно осваивать и реализовывать инновационные технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения. В ситуации развития и саморазвития этой компетентности работа методической службы организуется на основе учета «зоны ближайшего развития» педагога (по Л.С. Выготскому). Для каждого определяется своя развивающая траектория, основанная на имеющемся опыте в области использования разнообразных электронных и технических ресурсов в дошкольном образовании. При этом, педагог, в процессе обучения, получает такие задания, с которыми не может справиться самостоятельно, но может справиться с помощью коллег. Такое построение обучения позволяет педагогу расширять свои возможности и постепенно, системно осваивать необходимые умения, навыки, приобретая целостную ИКТ-компетентность.

Следовательно, современные тенденции развития инноваций в дошкольном образовании оказывают положительное влияние на качество обучения и воспитания в образовательных учреждениях, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития детей, позволяют осуществлять личностно ориентированный подход к ним. Вся система воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения носит системный характер, отражает выраженный инновационный курс, направленный на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Статья на тему: "Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"

quot;Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

Инновационные технологии в дошкольном образовании. Метод кейс – технологий.

Использование кейс - технолдогий в дошкольном образовании....