Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Сказочное слово"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия "Сказочное слово" для детей подготовительной к школе группе по программе "Истоки"

Социокультурная категория - ТРАДИЦИИ СЛОВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.skazochnoe_slovo_podg.gr_._s_detmi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

с детьми подготовительной к школе группы

по программе «Социокультурные истоки»

Категория: «Традиции слова»

на тему «Сказочное слово».

                                                                           Воспитатель: Вавина В.К.

Занятие проводится на основе книги 2 для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово»

Задачи:

  1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»;
  2. Совершенствовать умение детей работать в паре;
  3. Формировать у детей адекватную самооценку;
  4. Развивать эмоциональную сферу и образное мышление у детей.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Зимовье», «Морозко», «Царевна Лягушка», Крошечка - Хаврошечка»; произведение А.С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; прослушивание пьесы «Февраль» (аудиозапись) из альбома П.И. Чайковского «Времена года», заучивание отрывков из сказок А.С. Пушкина.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди», набор игрушек по сказке «Зимовье», книга для развития детей «сказочное слово», карандаши.

Ход занятия:

Присоединение:

  • отгадайте загадку:

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшито,

Не человек, а рассказывает.

                                                                                       (книга)

  • О чем может рассказывать книга?

Педагог обращает внимание на выставку книг.

  • Какие книги на полочках?
  • Какие сказки вы узнали? (Дети называют знакомые сказки)

Викторина «Угадай сказку»

  1. Загадка:

Круглый бок, желтый бок,

Растет на грядке колобок,

Прирос к земле крепко,

Что это?

                              (репка)

  1. Педагог читает отрывок из сказки: «Три сестры бросились, одна перед другой, к яблоне. А яблочки – то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Подошла девочка – и веточки к ней приклонились -  и яблочки к ней опустились…» («Крошечка Хаврошечка»).
  2. Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию.
  • К какой сказке эта иллюстрация?
  1. Прослушивание пьесы «Февраль» из альбома П.И. Чайковского «Времена года».
  • Как вы думаете, какой сказке подходит эта музыка? («Морозко»)
  1. Педагог выставляет набор игрушек.
  • Из какой сказки пришли к вам гости? («Зимовье»)

Воспитатель хвалит детей.

Работа в круге. Беседа с детьми о том, чему учит сказка?

(на основе русской народной сказки «Царевна - лягушка» (стр.4-10), сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (стр. 11-26), личного опыта детей)

Педагог предлагает открыть книгу «Сказочное слово на странице 4.

  • Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
  • К какой сказке эта иллюстрация?
  • Как вы догадались?
  • Как в сказке «Царевна – лягушка» проявилось уважение сыновей к родительскому слову?
  • Что помогло Ивану – царевичу отыскать Василису премудрую?
  • Какой жизненный урок вы получили, прочитав эту сказку?

(урок послушания, урок любви, урок терпения, урок верности, урок трудолюбия)

Педагог обобщает ответы детей, хвалит.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие сказки А.С. Пушкина они знают. Открываем стр.11книги «Сказочное слово»

  • докажите, что во всех сказках А.С. Пушкина добро побеждает зло.
  • Чем нас привлекают сказки?
  • Слова сказки метки, звучны, благодаря этому мы представляем героев ярко, они перед нами как живые. Мы вместе с ними преодолеваем трудности, испытываем радость от успеха. Каждая сказка побуждает нас следовать лучшим качествам героев.
  • О каких замечательных качествах царевны говорится в следующих отрывках?

Дом царевна обошла,        И царевна к ним сошла,

Все порядком убрала,        Честь хозяям отдала.

Засветила богу свечку,        В пояс низко поклонилась,

Затопила жарко печку.        Закрасневшись, извинилась,

           (трудолюбие)        Что – де в гости к ним зашла,

        Хоть звана и не была.

        (скромность)

Педагог хвалит детей, отмечает наиболее интересные ответы.

Активное занятие. Работа в паре.

«Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок» стр.30-31

I. Подготовительный этап

В каждой сказке скрыт глубокий смысл, передан опыт старших поколений. Сказки учат добру, терпению, согласию, побуждают следовать лучшим качествам героев.

II. Основной этап.

Самостоятельно рассмотрите иллюстрации к сказкам. Подумайте, чему учат эти сказки? Соедините иллюстрацию и соответствующее слово линией. (Если дети не читают, то воспитатель читает слова сам, а дети выполняют задание.)

Время работы – 3 минуты.

По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех детей одновременно закончить работу и послушать следующее задание.

Работа в паре: педагог предлагает детям сообщить друг другу свое решение и придти к единому мнению. Схема общения: первый ребенок сообщает партнеру свой выбор, второй внимательно слушает и выражает свое согласие или несогласие, знакомит со своим решением. Далее дети пытаются придти к единому решению. Время работы – 3 минуты. За 30 секунд до окончания данного времени следует предупредить детей о необходимости своевременного завершения диалога.

III. Обсуждение в группе, экспертная оценка.

Заслушивается мнение любой пары и выявляются те, кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание детей на начальную фразу выступления: «Мы решили…», «Мы думаем…», так как это общее решение пары. Затем заслушиваются объяснения детей, сделавших иной выбор.

IV. Рефлексия.

  • Легко ли было придти к согласию?
  • За что мы любим русские народные сказки?
  • Почему они так дороги?
  • У каждого из вас есть своя любимая сказка. Нарисуйте на странице альбома иллюстрацию к своей любимой сказке.
  • Оформление страницы альбома «Моя любимая сказка» стр.29

По окончании работы дети показывают иллюстрации и рассказывают, чем нравится эта сказка.

В конце занятия воспитатель благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект активного занятия с родителями "Мудрость сказочного слова"

Активное занятие с родителями по программе "Истоки"...

Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».

Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....

Активное занятие с родителями «Напутственное слово в семье».

Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Напутственное слово в семье».Развитие мотивации на взаимодействие всех участников в группе.Формирование единой системы духовно ...

Совместное активное занятие с родителями "Доброе слово"

Совместное активное занятие с родителями во 2 младшей группе...

Активное занятие с родителями «Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»

продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Напутственное слово»; учить детей подбирать подходящие слова, согласовывать с другими словами в предложении, формировать умения упо...

Активное занятие для родителей " Напутственное слово"

Работая по праграмме "Истоки" одна из представленых тем "Напутственное слово"....

Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Тема занятия «Мудрость сказочного слова».

Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».Тема занятия  «Мудрость  сказочног...