Статья из опыта работы: "Организация работы по сопровождению родителей гиперактивных детей в условиях реализации ФГОС"
статья

Денюшина Валентина Алексеевна

В рамках реализации  БРЕНДа  в нашем детском саду был реализован план, который включал в себя семинары – практикумы, круглые столы, мастер – классы, обмен опытом родителей по воспитанию подвижного ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Денюшина Валентина Алексеевна,

педагог – психолог

МБДОУ «Крутинский детский сад    «Светлячок»

«Крутинского муниципального района

Омской области

Организация работы по сопровождению родителей гиперактивных детей  в  условиях реализации ФГОС (из опыта работы)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

В последнее время  проблема гиперактивности в дошкольных учреждениях   встала  довольно остро.  Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность, которая достигает патологического уровня, наблюдается у большого количества детей.  В  рамках реализации  основной образовательной программы детского сада, пункт 2.5 «Коррекционная работа», нами были определены несколько направлений деятельности педагога – психолога, одной из которых является  сопровождение семей гиперактивных детей.

В связи с этим нами было принято решение в  2018 -2019 учебном году в рамках деятельности консультационного центра  РИП – ИнКо «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС» взять основным направлением деятельности – БРЕНД «Детский сад для всех».  В рамках реализации БРЕНДа нами был разработан план мероприятий  направленных на создание инновационного продукта – серии сценариев  консультаций по сопровождению семьи ребёнка с особыми образовательными потребностями, в нашем случае – это дети с синдромом  СДВГ.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно он не может. Дисциплинарные меры воздействия, которые зачастую ошибочно применяются родителями,  в виде постоянных наказаний, замечаний,  нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при  тесном взаимодействии родителей и коллектива педагогов ДОУ.

Взаимодействие педагогов и родителей, направлено, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт ребёнка, помочь ему овладеть элементарными навыками саморегуляции поведения и тем самым сгладить повышенную возбудимость и подвижность ребёнка.  То есть изменить его взаимоотношения с окружающими его людьми – как,со взрослыми, так и со сверстниками.

Основной задачей здесь педагогов и  психолога является  изменение  отношения родителей к ребёнку, с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения между родителями и их гиперактивными детьми.

В рамках реализации  БРЕНДа  в нашем детском саду был реализован план, который включал в себя семинары – практикумы, круглые столы, мастер – классы, обмен опытом родителей по воспитанию подвижного ребёнка.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, каждый специалист,работающий с ребёнком вносит  свой вклад.  Воспитатели  в группах заботятся о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребёнка.

В помощь воспитателям  для работы с гиперактивнымит детьми нами был создан  сборник различных  дидактических и подвижных игр.  Это специальные игры,  задачами которых в основном является  развитие произвольного внимания и формирование произвольной саморегуляции поведения.

 Первостепенными задачами наших мероприятий, проводимых с родителями,  было во – первых, познакомить родителей поближе с понятием синдрома дефицита внимания и гиперактивности,  во – вторых,  нашей задачей было  научить родителей правильно общаться со своими  детьми. То есть, не предъявлять им каких – то излишне  суровых требований и ограничений, а научиться договариваться.

Родителям предлагались различные рекомендации  как для того, чтобы определить, является ли их ребёнок гиперактивным, так и для дальнейшего благоприятного  построения отношений со своими детьми.  На семинарах практикумах проигрывались различные  поведенческие ситуации.  Во время круглого стола, темой которого было: «Обмен опытом по воспитанию гиперактивного ребёнка в семье»  родители обменивались своим опытом  по налаживанию контакта и создания атмосферы доверия и взаимопонимания в  семье. На мастер – классах мы предлагали родителям различные игры, направленные на взаимодействие с ребенком в условиях семьи  и на  формирование чувства уверенности  в собственных воспитательных воздействиях.

В результате реализации нашего плана мы столкнулись с проблемой того, что не все родители были готовы  к сотрудничеству.

Поэтому нами  было принято решение создать банк видеоконсультаций, тематику которых мы выбрали согласно запросам, пожеланиям  родителей. Видеоконсультации  были размещены на сайте детского сада, поэтому доступны они абсолютно всем родителям, даже тем родителям, дети которых не посещают детский сад.  

В консультационном центре, на базе нашего дошкольного учреждения,  всем родителям предоставляется  помощь по интересующим их вопросам в режиме онлайн консультаций, посредством приложения WhatsApp.

Мы считаем, что данная работа по налаживанию сотрудничества с родителями в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения  пункта 2.5  на начальном этапе дает свои первые положительные результаты. Родители более открыто и свободно делятся своими проблемами, идут на контакт со специалистами, прислушиваются к советам педагога-психолога.

В заключение, хотелось – бы отметить, что данная работа в нашем дошкольном учреждении будет продолжена. Мы постараемся найти новые  методы работы с родителями детей, с особыми образовательными способностями. А для педагогов, хотелось – бы отметить, что нет безвыходных ситуаций. В работе с гиперактивными детьми необходимо анализировать каждую ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения.

Основной задачей психолога и педагога становится изменение отношения близких родственников и, прежде всего, матери к ребенку, с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.

Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно (направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Конечно в зависимости от причин, для каждой семьи разрабатывается своя программа коррекции. Но, независимо от причин, все родители, имеющие гиперактивных детей должны.

Во-первых, усвоить одну важную аксиому нейропсихологии - мозг очень пластичен и максимально восприимчив с рождения до 9-10 лет. Вовремя проведенная коррекция обязательно приведет к восполнению дефицита развития.

Во-вторых, нельзя на ребенке «ставить крест». Проще всего махнуть рукой: «неумеха, лентяй, тупица», - и тогда не надо тратить сил, а можно просто сетовать: «не повезло с ребенком». Необходимо верить в своего малыша, и тогда вы ему сможете помочь.

В-третьих, как можно скорее начать коррекционную работу.

Работа психолога и педагога должна быть направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

2.3 Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной нужно, чтобы каждый специалист, работающий с ребенком, мог внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения"

В сообщение раскрыт опыт работы воспитателя в сотрудничестве с учителем-дефектологом с родителями детей, имеющих нарушение зрения. Даны рекомендации родителям, как правильно подобрать зрительную нагру...

Сообщение из опыта работы «Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

В данном материале публикутся формы работы с родителями с детьми с нарушением зрения...

Из опыта работы: «Организация работы с родителями по вопросам оздоровления детей»

используемые формы работы по оздоровлению детей в детском саду и дома...

Статья из опыта работы «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»

Статья из опыта работы "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников"...

Статья из опыта работы. Организация технического конструирования в группах младшего дошкольного возраста.

Детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей), тесно связано с  игрой и является деятельностью, отвеча...

Из опыта работы: «Организация работы с родителями по вопросам оздоровления детей»

используемые формы работы по оздоровлению детей в детском саду и дома....

Статья "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "

Одним из важных и сложных педагогических процессов в работе с детьми дошкольного возраста является патриотическое воспитание. Перед педагогами стоит не легкая задача, как можно раньше пробудить в детя...