Особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в рамках образовательного процесса ДОУ
статья

Копылова Наталия Юрьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_roditelyami_v_dou.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Родители воспитанников детского сада – полноправные участники образовательного процесса. Без  взаимодействия с ними невозможно достичь значимых результатов в обучении и воспитании детей-дошкольников. Поэтому важными направлениями профессиональной деятельности педагогов ДОУ являются педагогическое просвещение родителей и формирование здорового коллектива в родительском сообществе. При этом нельзя не учитывать того, что семьи воспитанников очень разные как по численному составу и возрасту родителей, так и по  социальному положению. Помимо этого, каждая семья подобна отдельно взятому государству со своими законами (правилами и нормами отношений).

В связи с этим работа в вышеуказанных направлениях начинается с изучения семей воспитанников. Для этого используются следующие педагогические методы:

- наблюдение за детьми и их родителями;

- беседы с родителями об индивидуальных особенностях их детей;

- экспресс-диагностика родителей для изучения потребностей семьи в образовательном процессе.

Далее следует определение целей и задач педагогической деятельности, составление плана работы и выбор форм взаимодействия с семьями воспитанников.

На сегодняшний день используются как традиционные формы работы с родительским сообществом (родительские собрания, индивидуальные  беседы), так и инновационные формы с целью активизации родителей воспитанников (педагогические советы с участием родителей, родительские конференции, тематические консультации с участием педагога-психолога и учителя-логопеда).

Современные родители детей-дошкольников в подавляющем большинстве – очень занятые люди. Они тратят много времени и сил на собственную производственную деятельность и организацию бытовой жизни семьи. Соответственно, на общение с ребенком времени не остается, и мамы и папы  стараются переложить ответственность за воспитание на работников детского сада. Поэтому очень важно на сегодняшний день донести до осознания родителей дошкольников то, что они – соработники педагогического коллектива детского сада и без их участия результативность работы педагогов не может быть высокой.

Педагогическое просвещение на сегодняшний день обязательно должно включать следующие направления:

- информирование родительского сообщества о возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста;

Работу в этом направлении целесообразно  организовывать совместно с педагогом-психологом ДОУ, который формирует у родителей адекватное восприятие поведения  ребенка и  создает его целостный образ.

Для современных родителей это важно, так как выявляется мотивация поступков, у родителей появляется ответ на вопрос: «Почему мой ребенок ведет себя так, а не иначе?» В связи с этим возможно корректирование методов семейного воспитания и снижение конфликтности на уровне «ребенок-родители».  

- обучение ребенка игре и организация детского досуга;

  Сегодня в связи с переориентацией социальных ценностей и практически полностью разрушенной соседской общностью функция обучения игре возложена прежде всего на семью с сильным влиянием родственных уз, так как именно там начинается жизнь ребенка, а родители – это первые воспитатели.  

Важно, чтобы родители дошкольников осознавали значимость развития данных умений и навыков, так как игровые навыки с возрастом переходят в учебные. И если ребенок испытывает трудности в игре, то и учебная деятельность в дальнейшем будет вызывать у него затруднения.  

- организация обучения  дошкольника  при тотальном дефиците времени;

Современные родители практически не разговаривают со своими детьми, поэтому среди дошкольников, посещающих старшую и даже подготовительную группы детского сада, резко возросло количество детей с логопедическими проблемами.

Данное направление необходимо  реализовывать в триедином сообществе: воспитатель-логопед-родители. И тем не менее родители – это  наиболее значимые посредники из  взрослых  между ребенком и внешним миром. Поэтому важно говорить с сыном или дочерью, рассказывать сказки, объяснять значение новых слов, читать книжки и показывать картинки.

Со временем  систематические занятия постепенно научат ребенка последовательно излагать свои мысли, обогатят его словарный запас, будут способствовать личностному развитию.

При этом совсем не обязательно специально усаживать ребенка для обучения его чтению, письму или счету. Можно обучать сына или дочь как бы «между прочим» на предметах и объектах окружающей действительности. Например, по дороге из детского сада до дома или во время семейной прогулки. Важно, чтобы эта работа была постоянной, так как только в этом случае можно рассчитывать на позитивный результат.

 - формирование умений и навыков  взаимодействия  на уровнях «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый».

 В современном образовательном процессе  это направление реализуется посредством взаимодействия родителей со всеми педагогическими работниками детского сада (воспитателями группы, педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогами дополнительного образования, администрацией ДОУ).

В рамках формирования здорового коллектива в родительском сообществе проводится систематическая работа, направленная на создание и развитие отношений взаимной поддержки и взаимной требовательности.

Сначала выявляется актив родителей группы и взаимодействие на уровне «воспитатель-родители» направлено прежде всего на эти семьи. Постепенно в активную работу с педагогами включается все большее количество  семей. Постоянно поддерживается обратная связь с родителями для корректирования хода учебно-воспитательного процесса. Изучение родительского мнения, мониторинг родительских ожиданий, проводящийся в начале учебного года и по его окончании,  дают возможность для объективной оценки работы воспитателей и постановки целей и задач на новый учебный период.

В процессе взаимодействия очень важно формировать доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса, делая акцент на том, что воспитатели детского сада и родители воспитанников – это не враги, воюющие по разные стороны на фронте; а соратники в общем деле воспитания подрастающего поколения. Так как главная цель педагогов дошкольного учреждения –оказание профессиональной помощи семье в воспитании детей. Детское дошкольное образовательное учреждение не может заменить ребенку семью, оно лишь дополняет и обеспечивает более полную реализацию воспитательных функций данного социального института.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС

В этой презентации я раскрыла направления и формы взаимодействия ДОУ и с семьёй в рамках ФГОС...

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию....

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС

В данной презентации я показала, какие формы взаимодействия педагогов, родителей и детей существуют в нашем детском саду на примере одной единственной группы "Лучики", основным воспитателем которой я ...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ФИЗ.ДОСУГОВ».

                 Задачи:-помочь родителям и дошкольникам ощутить радость от совместной двигательно-игровой деятельности;-способствовать развитию у р...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников в рамках образовательного процесса: опыт ДОУ

В рамках работы городской проектной площадки  мы реализуем проект по теме: «Образовательная среда детского сада как условие развития и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками&raq...

Статья в книге "Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания в образовательных учреждениях". Материалы VII Всероссийской научно - практической конференции" Тема: "Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ"

Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родите...