"Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая, средняя группа)

Чуева София Александровна

Современные образовательные технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад,
филиал МБДОУ «Детский сад №189»

Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

Воспитатель:
Чуева С. А.

с. Корнилово

2019 г

Актуальность данной темы.

На сегодняшний день система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько разностороннее развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность для дошкольника не является чем-то искусственно привнесенным, а носит вполне естественный характер, позволяющий ребёнку войти в более широкий мир, ориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У ребёнка появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта к структуре программы дошкольного образования, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Метод проектов - является педагогической инновационной технологией, имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Эта модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, находясь в активной позиции. Он направлен на развитие личности ребёнка, познавательные и творческие способности.

Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, 3. так как метод проекта способствует:

  • развитию личности ребенка - повышению активности детей, развитию творческого мышления, воображения, внимания, памяти, речи, творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать;
  • стимулированию интересов дошкольников к определенным проблемам через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем;
  • практическому применению полученных знаний;
  • самостоятельно вместе с родителями находят информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

4.

        «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» -  понимается как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапной практической деятельности для достижения поставленной цели.

         В нашем дошкольном образовательном учреждении мы со своими воспитанниками реализуем проекты такие как:

  1. Проект «Неделя здоровья» в младшей разновозрастной группе

Целью проекта было повышение уровня знаний у детей и обогащение опыта родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.

2.  Проект «Птицы – наши друзья»

Целью проекта было формирование представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

  1. Проект по развитию речи «В гостях у сказки» 

Целью проекта было  приобщение детей  к сказкам посредством различных видов театра.

  1. Проект «День космонавтики»

Цель проекта: познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с первым космонавтом Юрием Гагариным.

  1. Проект «9 мая»

Цель проекта: воспитать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста, любовь и уважение к Родине.

  1. Проект «Неделя здоровья»

Целью проекта было формирование у детей желание вести здоровый образ жизни; дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека;  умение и желание соблюдать правила личной гигиены; воспитывать культурно – гигиенические навыки. 

 Подробно я хочу рассказать о таких проектах как:

  1. Проект «Домашние животные»

Цель данного проекта: обогатить знания детей о домашних животных. Дать детям представление о домашних животных и их детёнышах, их внешнем виде, повадках, роли животных в жизни человека, а так же  воспитывать любовь, уважение и заботливое отношение к домашним животным.

Задачи проекта.

  • Учить узнавать и называть домашних животных по внешнему виду.
  • Закрепить правила безопасного поведения при общении с животными.
  • Воспитывать интерес к труду взрослых, оказывать посильную помощь при уходе за домашними животными.

Тип проекта – познавательно-творческий.

Участники проекта – воспитатели, родители, дети младшей разновозрастной группы

Продолжительность проекта – 2 недели.

Актуальность проекта.

Воспитывать основы экологического сознания у детей надо с раннего детства. Нужно учить заботиться о природе, беречь её. Домашние животные – это часть природы. Так пусть наши дети будут экологически образованными, эмоционально отзывчивыми, способными сопереживать.

Ожидаемый результат проекта

У детей сформировалось понятие домашние животные; дети научились правильно называть домашних животных и их детенышей, чем они питаются, как нужно за ними ухаживать, узнали какую пользу, приносят домашние животные, у детей  появилось желание заботиться и ухаживать за своими любимыми домашними животными.

Реализуя проект для воспитанников были проведены беседы:

  1. «Домашние животные и их детеныши»
  2.  «Домашние животные – наши друзья» и конкурс «Моё любимое домашнее животное», где дети делились фотографиями со своими любимыми животными.

К сожалению, не у всех воспитанников имеются домашние животные. На информационном стенд для родителей мы разместили памятки, буклеты, консультации: «Если в доме животные», «Домашние животные в жизни ребенка», «Домашние животные – польза или вред», для проявления познавательного интереса родителей и желания заботиться о братьях наших меньших.

  1. Проект «День матери».

Целью проекта было воспитание уважения и заботливое отношение к маме; привитие навыков культуры поведения; развитие творческих способностей. 

Задачи:

1. Познакомить детей с праздником – «День Матери».

2. Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.

3. Развивать интерес ребенка к своим близким.

4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.

Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, родители и дети младшей разновозрастной группы.

Сроки реализации проекта: 1 неделя.

Актуальность.

 В наше интерактивное время стало все сложнее родителям заниматься воспитанием детей. Это в первую очередь, связано с возрастом родителей и их образовательным статусом. Во-вторых с загруженностью рабочего дня родителей и в третьих с семейным положением (не полная семья, гражданский брак, и т. д.) .В результате, на начальном этапе формирования личности ребенка на ДОО возложена огромная ответственность работе с семьей –в нравственном, эстетическом, патриотическом и экологическом направлениях. Привитие ребенку любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку –маме является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.

Проблемный вопрос: зачем нам нужна мама?

Ожидаемые результаты.

  • проявление любви и заботы детей о матерях посредством совместной продуктивной деятельности, проявление положительных эмоций;
  • развитие у дошкольников интереса к жизни группы и семьи;
  • развитие коммуникативных и творческих способностей;
  • закрепили технику работы  с аппликацией поздравительной открытки «Цветы для любимой мамы». 

Реализуя проект с детьми были проведены беседы:

  1. «Моя мама – лучше всех на свете»
  2.  «История праздника День Матери»

Целью, которых было  формирование у детей нравственно-патриотических чувств, основанных на чувстве любви и уважения к женщине, матери.

Самым незабываемым было праздничное мероприятие, посвященное дню матери, воспитанники показывали театрализованное представление, пели песни, рассказывали стихи и угощали своих мам сладким пирогом, тесто для которого замешивали своими руками.

На данном этапе мы реализуем долгосрочный проект

  1. Проект «Я по улице иду»

Цель, которого является  профилактика дорожно-транспортных происшествий и умение безопасного поведения на дороге.

Задачи:

-уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре; продолжать знакомить с понятием «пешеходный переход»;

-принимать активное участие в совместной игре;

-закрепить название цветов светофора;

-воспитывать культуру поведения на улице.

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: познавательный.

Участники проекта:

1. Родители и дети младшей разновозрастной группы.

2. Воспитатели.

Актуальность.        

В современном мире человека могут подстерегать опасности везде: и на улице, и в быту, и в природе. Для того, чтобы быть готовым справиться с ними, человек должен предвидеть и вовремя избежать их.

В связи с этим, особую роль играет знание ПДД. Они помогут ребенку безопасно играть, ходить в детский сад, в школу, отдыхать, расширять свой кругозор. Именно поэтому изучение ПДД является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященным изучению ПДД.

Ожидаемые результаты проекта это

Сформировать у детей  знания о правилах дорожного движения и сформировать навыки безопасного поведения на дороге и улице.

С детьми проведено занятие «                                                           »                                                      

Целью, которого было расширить знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге. Дети с интересом разгадывали загадки, рассматривали знаки, участвовали в игре «Какой бывает транспорт?» и рисовали «Пешеходный переход»

Каждое занятие сопровождается просмотром видео мультфильмом, чтением художественной литературы о правилах дорожного движения.

Далее мы планируем посетить сельскую библиотеку, экскурсию к пешеходному переходу, где расположены дорожные знаки и светофор.

Также планируем различные беседы и игры на данную тему

«Транспорт».

Цель: закреплять и обобщать знания детей по теме «Транспорт».

Дидактическая игра «Угадай транспорт»

Цель: уточнить представление детей о транспорте и о правилах дорожного движения, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; активизировать процессы мышления, внимания, развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность; воспитывать самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

Статья посвящена вопросам всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с помощью сказки. Основной акцент делается на значении сказки для личностного развития дошкольников и методах работы со ск...

Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста.

Театрализованная игра имеет коллективный характер, это создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, осуществляется эмоциональное разви...

Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги. Все мы разные, в мире нет похожих людей, как физически, так и психологически. Но мы все хотим, чтобы на...

«Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВА...

Презентация "Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"

Презентация "Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"https://docs.google.com/presentation/d/1BQK64hzazPTAsQy-wH-iOIFUJ0VYSDPN/edit?usp=share_li...