Доклад на педагогическом совете: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников».
консультация

Романова Мария Альбертовна

Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания является предметно-развивающая среда. Она включает: уголок по духовно-нравственному воспитанию; наполняемость книжного уголка по данной теме; дидактические игры; информационные стенды для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno-nravstv.vosp_._okt2017.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

                   Доклад на педагогическом совете:

«Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и приумножить это.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека. “Василий Андреевич говорил: „Никто не учит маленького человека: „Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное“. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать“. Я считаю, что необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды. Какова же она?

 Уголок по духовно-нравственному воспитанию. Цель его создания - приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, активизация позитивных, гармоничных, отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу. Данный уголок создается либо отдельно, либо в составе патриотического уголка. Что может быть представлено в данном уголке? 

Основное направление – это краеведение, ознакомление с родной страной, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

1 .Материал для знакомства детей «малой родиной»  —иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы.

«История возникновения города»:

«Знаменитые люди нашего города»,

«Химки современные»,

«Прошлое города Химки»»

«Достопримечательности Химок»»,  и др.

2 .Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам :

«Как жили люди на Руси»,

«Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда что берётся»,

«Русские народные костюмы»,

«Русские православные праздники»,

«Русские народные игрушки»,

 «Народный календарь»;

предметы старины (расписные ложки, плошки, платки, вышивка, одеяло лоскутное, кружева и т.д.),

народные игрушки (богородские игрушки, матрешки , дымковские, филимоновские игрушки),

предметы народного декоративно-прикладного искусства,

различные макеты, «Русская печь»,  

куклы в национальных костюмах.

 Можно представить тематические подборки: «Стихи о Родине», «Стихи о семье», «Стихи о родном городе»..

В книжном уголке должна быть подобрана литература по духовно-нравственному воспитанию. Данные книги не должны находиться там постоянно, через определенные промежутки времени ее необходимо обновлять. Материал должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников. Вот примерный список необходимой литературы по данной теме:

В.Катаев «Цветик-семицветик»,

Д.Пантелеев «Честное слово»,

Е.Пермяк «Самое страшное»,

К.Паустовский «Теплый хлеб»,

Э.Мошковская «Кто самый добрый?»,

А.Барто «Вовка – добрая душа»,

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

В.Носов «Карасик», «Огурцы»,

Л.Толстой «Косточка», «Лгун», «Корова» и др.рассказы,

В.Сухомлинский «Почему Сереже стало стыдно», «Жадный мальчик», «Как мальчики съели мед»,

К.Ушинский «Брат и сестра»,

Эстонская сказка «Каждый свое получил»,

Японская сказка «Бедные богатые»,

Ненецкая сказка «Кукушка»,

Нанайская сказка «Айога».

В группе должны быть представлены дидактические игры по данной тематике.

"Воздушный шар"

Цель: формировать у детей осознание, понимание добрых поступков.  Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа.

Ход игры:

Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Далее происходит классификация, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар, при этом ребёнок объясняет, почему он выбрал именно этого героя.

Лото "Доброе дело"

Цель: Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы  с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.

"Птица Счастья"

Цель: Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Описание игры:

Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь  товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.

"Добрая Тучка"

Цель: Формировать понятие "Доброта", доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других ,сопоставлять их и делать выводы.

Ход игры:

Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.

В группе можно создать картотеку словесных и подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию.

Комплименты.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Волшебный клубочек.

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока очередь не дойдёт до воспитателя.

Садовники и цветы.

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры:

«Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой-они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая-садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.

Выбрасываем злость

Дайте ребёнку чёрные тучки или тёмные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребёнка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идёте выбрасывать её.

Пирамида любви.

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.

Только хорошее.

Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в строну педагога. Если дети случайно поймают «плохое качество» (жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога.

Совместный рисунок.

Дети делятся на группы по 2-4 человека. На каждую группу 1 лист бумаги. Каждой группе воспитатель даёт тему рисунка и подсказывает, что вначале они должны договориться между собой, распределить, кто на каком участке листка что будет рисовать. (Практика показывает, что дети 5-6 лет сразу начинают рисовать. Им трудно понять, что надо договориться. Дети 7 лет легко договариваются друг с другом).

Найди пару.

Звучит весёлая музыка, дети танцуют, но как только музыка смолкает, надо быстро найти своего друга.

Друг без друга нам нельзя.

Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Дети, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и преодолевают препятствие (перешагивают через кубики, подлезают под гимнастическую палку и т. д). Воспитатель: «Молодцы, я вижу вас ничего не может разлучить».

Тайный друг.

Правила: записать имя и фамилию ребёнка на листочках и свернуть так, чтобы нельзя было прочитать рядом сидящему. Сложить в коробку и предложить каждому ребёнку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Следует объяснить, что тот человек, чьё имя они вытянули, становится их «тайным другом», и в течение последующих трёх дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Через несколько дней тайные друзья открываются друг другу.

Игра «Вспомни сказку».

Цель: закреплять у детей знание содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку.

Кроме того, обязательно нужно использовать в своей работе информационные стенды для родителей.

В соответствующей развивающей среде дети будут жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Доклад на педагогический совет на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников».

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические у...

педагогический совет "Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ"

Слайд-презентация педагогического совета по построению РППС в дошкольной организации....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Медико-педагогический совет: «Развивающая предметно-пространственная среда для сенсорного развития детей»

Данный материал включает в себя доклад га данную тему, презентацию, буклет....

Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личност...

Доклад на педсовете на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников»

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личност...