План самообразования "Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре"
учебно-методический материал (средняя группа)

Вафина Альфира Адгамовна

Приобщение детей дошкольного возраста к  татарской национальной культуре и традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к  татарской

национальной культуре и традициям.

 

   Основным направлением работы нашей группы является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре, традициям татарского народа. Знакомство детей с национальными традициями татарского народа  начали со сбора и изучения краеведческого материала. Создали в своей группе мини- музей, отражающий быт и традиции татарского народа, с помощью родителей музей постоянно пополняется. Дети с интересом рассматривают ухват, сундук, чугунный утюг, коромысло, самовар.  

 Кроме этого в группе оформлен национальный уголок, подобран дидактический материал, игры, тематически папки и художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях.

      Маленькому ребёнку наиболее понятно самое ближайшее окружение, поступки близких людей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы доходчиво раскрыть, наглядно показать значение  предметов, явлений, событий, поступков. На занятиях, и особенно в повседневной жизни необходимо планомерность всех направлений патриотического и интернационального воспитания, начиная с воспитания и уважения к родителям и близким людям, с привития интереса к родному краю и родной культуре.

      В самом начале работы с детьми разновозрастной группы был тщательно продуман перспективный план работы на весь учебный  год.

Дошкольники младшего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки и народные игры. Поэтому я в своей работе часто использую колыбельные песни, народные игры, такие как “Карусель”, “Ак калач”, “Песи – песи”, “Аю һәм бал кортлары”, «Миңлебай».  Постоянно на занятии и в свободное время продолжаем знакомить детей с устным татарским народным творчеством, читаем потешки, стихи, сказки, на музыкальных занятиях слушаем родные напевы, поем  татарские песни, учим татарские танцы.

 Перед детьми не ставится  цель запоминания фольклорного материала, только упоминание, что – это “татарская песенка” или “татарская народная игра “ , для того чтобы дети более внимательно вслушивались в звучание татарских мелодий и слов.

На занятиях, прогулках, во время трудовой и игровой деятельности часто использую татарские пословицы  о дружбе, труде, честности, доброте. Именно  в подходящих ситуациях, в таком случае лучше раскрывается их смысл, а образность и яркость народного языка способствует развитию речи  детей. 

Примеры: “Кем эшләми –шул ашамый” – “Кто не работает тот не ест»;  

“Җидәү берәүне көтми” – “Семеро одного не ждут”; “Аз сөйлә-күп бел” –“Мало говори – больше работай”.  

    Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции татарского народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и  отзывчивость,  сострадания  к  ближнему.  

Малышей знакомим с бытовыми сказками о животных :”Койрыклар ” ,“Төлке белән Торна ”, «Төлке, куян һәм Әтәч» Иногда пересказ сказки сопровождается показом кукольного театра. «Теремкәй», “Өч кыз” “Камыр Батыр,” “Сертотмас үрдәк.”

В процессе чтения сказок  знакомим детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему . Посредством татарских  сказок дети знакомятся с историческим прошлым татарского народа, его бытом, обычаями, спецификой деятельности, заключавшейся, главным образом  в скотоводстве, охоте, рыболове, торговле, в ремесле.

Детей подводим к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, одинаково выражают свое отношение к ним. Так, при сравнении татарской народной сказки  “Үги кыз” с русской народной сказкой “Крошечка-Хаврошечка”  устанавливаем с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за леность, грубость, жестокость. При сравнении татарской народной сказки  “Саран и Юмарт” с русской народной сказкой “Как аукнется, так и откликнется” внимание акцентируем на то, как описывается жадность, недружелюбие, как эти качества наказываются, выявляем общее отрицательное отношение русского и татарского народа к жадности. Сравнивая татарскую народную сказку “Хвастливый бай” с русской народной сказкой “Мужик и барин”, устанавливаем сходство черт в изображении барина и бая (жадные, глупые, неблагодарные), мужика и бедного джигита (сметливые, находчивые, умные, добрые, борющиеся за справедливость). 

 Особое значение имеет приобщение к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок- подвиги героев, во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия.

  Знакомим  детей с произведениями детских татарских писателей и поэтов: Г. Тукай, М.Җәлил, А.Алиш.

Тематика стихов Б. Рахмата, Ш. Галиева, Х. Халикова, Ә. Бикчантаевой понятно детям младшего возраста. Эти произведения включаем во вторую часть занятия по развитию речи.

Шаян малай ди үзе,              Әниемнең  әнисе         Күрче, әнә бер кызчык

Әллә таныш та инде?            Әбием була минем     Песиен ничек тоткан-

Вәли төслерәк диләр,            Әби генә түгел әле      Маэмай аңа тимәсен

Әмма тешлерәк диләр...        Ул минем дәү әнием.   Яклаучысыз димәсен.

Син кем диеп сорасагыз,

Әйтер  ул: мин- Иләвәш.

Сездән башка берәүгә дә

Иләвәш сер сөйләмәс.

Качышлы уйнарга булган,

Эзләсеннәр дигән ул-

Шомбай сыман исемен дә

Әйләндереп кигән ул.

    Эффективным является использование в тесной связи двух  таких  важных средств, как народная сказка и декоративно – прикладное искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстраций к сказкам. В рисунках видны особенности черт национальности татарского народа: строение глаз, лица, одежда, элементов узора. В своей работе  постоянно готовим детей к пониманию особенностей национального орнамента. В игры вносим куклу в татарском национальном костюме, рассматриваем вышитое полотенце, фартук, тюбетейки для мальчиков, платки, калфаки  для девочек

В играх используем расписанную татарским орнаментом посуду: тарелку, чашку, пиалу, кухонные доски. На занятиях по художественному творчеству знакомим детей с элементами татарского национального орнамаента, который состоит из простых узоров: листья, тюльпан, сердечко, сказочный цветок, завитки. При рассматривании тарелок, дощечки и других предметов обращали внимание на форму завитка, сочетание цветов. Когда  у детей сформировалось некоторое представление о национальном орнаменте, провели занятие по рисованию и аппликации, готовили подарок своим любимым куклам, мамам.

     Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьей. На родительские собрания были вынесены такие темы: “Семейные традиции”, «Генеалогическое древо»  При  проведении таких собраний выяснилось, что в домашней библиотеке у них имеются книги татарских авторов, но читают детям от случая к случаю. Выяснилось и то, что родители очень мало знают татарских пословиц и поговорок.

В уголке для родителей “Читайте детям” был предложен список стихов, которые мы читаем детям в группе и перечень народных игр, в которые играют дети в детском саду,  чтобы  родители могли дома закреплять со своими детьми.

Когда родители начинают осознавать необходимость  приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада, с энтузиазмом, включаются в поиски предметов быта национальной одежды для оформления группы, помогают обшить кукол в национальный костюм.

На родительских  собраниях были прочтены консультации “Роль семьи в воспитании детей”, “Бала бәхетле үсәр, әгәр”, в которых была отмечена актуальность патриотического воспитания на современном этапе. Для родителей оформлена рубрика: “Где и как провести выходной день”, рекомендовано  знакомить детей с улицами нашего  города, зданиями, достопримечательностями,  рассказывать о них, учить замечать новое, давать возможности выражать свои впечатления в разных видах деятельности: пении, рисовании, играх, чтениях, стихах.

С учетом национального состава воспитанников детского сада были выбраны знаменательные даты, относящиеся к истории того или иного народа. Составлен план проведения дней национальных культур. Благодаря элементам предметно- развивающий среды, познавательным занятиям, сюжетно-ролевым играм, меню национальной кухни, знакомим детей с традициями татарского народов. Чтобы воспитывать человека - патриота, знающего свой родной край- малую родину, уважающего свой народ, его культуру, традиции, обычаи, ежегодно проводим национальные праздники “Сөмбелә” ,Нәүрүз”, “Сабантуй”, “Карга боткасы’’ (встреча перелетных птиц). Готовятся к праздникам все: родители, дети, педагоги.   Разучиваем песни, подбираем игры, аттракционы,  татарские пляски, оформляем празднично группу, зал, участок.      

В доступной форме рассказываем детям об истории этих праздников. Праздник-это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности. У каждого праздника свои, особенные обрядовые тексты песни, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и несловесные ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Праздники дают возможность не только отдохнуть, но и посостязаться в различных играх, показать свою силу, ловкость, смекалку, изобретательность, свои «Песенные или стиховые» таланты. Самый любимый детьми праздник «Сабантуй» славится  соревнованиями, поэтому здесь дети показывают силу, выносливость, ловкость, смелость.  Праздник проходит в детском саду очень весело. Дети с удовольствием поют, танцуют, играют, особенно нравятся  игры татарского народа “Перетяни канат”. “Не пролей воды”, “Скачки в мешках”.

       Полученные  знания детей о традициях татарского народа закрепляют на занятиях в цикле бесед “ О культуре и о быте татарского народа”, в процессе которого дети рассказывают о трудолюбии татарского народа, о его обычаях , культуре, языке, народном творчестве. Своими ответами дети выражают гордость за то, что они живут в Татарстане.

      Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения.  Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив нашего детского сада находится в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре татарского народа, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живешь нужно обязательно.  

Приобщение детей дошкольного возраста к  татарской

национальной культуре и традициям.

 

   Основным направлением работы нашей группы является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре, традициям татарского народа. Знакомство детей с национальными традициями татарского народа  начали со сбора и изучения краеведческого материала. Создали в своей группе мини- музей, отражающий быт и традиции татарского народа, с помощью родителей музей постоянно пополняется. Дети с интересом рассматривают ухват, сундук, чугунный утюг, коромысло, самовар.

Кроме этого в группе оформлен национальный уголок, подобран дидактический материал, игры, тематически папки и художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях.

      Маленькому ребёнку наиболее понятно самое ближайшее окружение, поступки близких людей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы доходчиво раскрыть, наглядно показать значение  предметов, явлений, событий, поступков. На занятиях, и особенно в повседневной жизни необходимо планомерность всех направлений патриотического и интернационального воспитания, начиная с воспитания и уважения к родителям и близким людям, с привития интереса к родному краю и родной культуре.

      В самом начале работы с детьми разновозрастной группы был тщательно продуман перспективный план работы на весь учебный  год.

Дошкольники младшего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки и народные игры. Поэтому я в своей работе часто использую колыбельные песни, народные игры, такие как “Карусель”, “Ак калач”, “Песи – песи”, “Аю һәм бал кортлары”, «Миңлебай».  Постоянно на занятии и в свободное время продолжаем знакомить детей с устным татарским народным творчеством, читаем потешки, стихи, сказки, на музыкальных занятиях слушаем родные напевы, поем  татарские песни, учим татарские танцы.

 Перед детьми не ставится  цель запоминания фольклорного материала, только упоминание, что – это “татарская песенка” или “татарская народная игра “ , для того чтобы дети более внимательно вслушивались в звучание татарских мелодий и слов.

На занятиях, прогулках, во время трудовой и игровой деятельности часто использую татарские пословицы  о дружбе, труде, честности, доброте. Именно  в подходящих ситуациях, в таком случае лучше раскрывается их смысл, а образность и яркость народного языка способствует развитию речи  детей. 

Примеры: “Кем эшләми –шул ашамый” – “Кто не работает тот не ест»;  

“Җидәү берәүне көтми” – “Семеро одного не ждут”; “Аз сөйлә-күп бел” –“Мало говори – больше работай”.

    Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции татарского народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и  отзывчивость,  сострадания  к  ближнему.

     

Малышей знакомим с бытовыми сказками о животных :”Койрыклар ” ,“Төлке белән Торна ”, «Төлке, куян һәм Әтәч» Иногда пересказ сказки сопровождается показом кукольного театра. «Теремкәй», “Өч кыз” “Камыр Батыр,” “Сертотмас үрдәк.”

    В процессе чтения сказок  знакомим детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему . Посредством татарских  сказок дети знакомятся с историческим прошлым татарского народа, его бытом, обычаями, спецификой деятельности, заключавшейся, главным образом  в скотоводстве, охоте, рыболове, торговле, в ремесле.

Детей подводим к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, одинаково выражают свое отношение к ним. Так, при сравнении татарской народной сказки  “Үги кыз” с русской народной сказкой “Крошечка-Хаврошечка”  устанавливаем с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за леность, грубость, жестокость. При сравнении татарской народной сказки  “Саран и Юмарт” с русской народной сказкой “Как аукнется, так и откликнется” внимание акцентируем на то, как описывается жадность, недружелюбие, как эти качества наказываются, выявляем общее отрицательное отношение русского и татарского народа к жадности. Сравнивая татарскую народную сказку “Хвастливый бай” с русской народной сказкой “Мужик и барин”, устанавливаем сходство черт в изображении барина и бая (жадные, глупые, неблагодарные), мужика и бедного джигита (сметливые, находчивые, умные, добрые, борющиеся за справедливость). 

 Особое значение имеет приобщение к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок- подвиги героев, во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия.

  Знакомим  детей с произведениями детских татарских писателей и поэтов: Г. Тукай, М.Җәлил, А.Алиш.

   Тематика стихов Б. Рахмата, Ш. Галиева, Х. Халикова, Ә. Бикчантаевой понятно детям младшего возраста. Эти произведения включаем во вторую часть занятия по развитию речи.

Шаян малай ди үзе,              Әниемнең  әнисе         Күрче, әнә бер кызчык

Әллә таныш та инде?            Әбием була минем     Песиен ничек тоткан-

Вәли төслерәк диләр,            Әби генә түгел әле      Маэмай аңа тимәсен

Әмма тешлерәк диләр...        Ул минем дәү әнием.   Яклаучысыз димәсен.

Син кем диеп сорасагыз,

Әйтер  ул: мин- Иләвәш.

Сездән башка берәүгә дә

Иләвәш сер сөйләмәс.

Качышлы уйнарга булган,

Эзләсеннәр дигән ул-

Шомбай сыман исемен дә

Әйләндереп кигән ул.

    Эффективным является использование в тесной связи двух  таких  важных средств, как народная сказка и декоративно – прикладное искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстраций к сказкам. В рисунках видны особенности черт национальности татарского народа: строение глаз, лица, одежда, элементов узора. В своей работе  постоянно готовим детей к пониманию особенностей национального орнамента. В игры вносим куклу в татарском национальном костюме, рассматриваем вышитое полотенце, фартук, тюбетейки для мальчиков, платки, калфаки  для девочек.

В играх используем расписанную татарским орнаментом посуду: тарелку, чашку, пиалу, кухонные доски. На занятиях по художественному творчеству знакомим детей с элементами татарского национального орнамаента, который состоит из простых узоров: листья, тюльпан, сердечко, сказочный цветок, завитки. При рассматривании тарелок, дощечки и других предметов обращали внимание на форму завитка, сочетание цветов. Когда  у детей сформировалось некоторое представление о национальном орнаменте, провели занятие по рисованию и аппликации, готовили подарок своим любимым куклам, мамам.

   Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьей. На родительские собрания были вынесены такие темы: “Семейные традиции”, «Генеалогическое древо»  При  проведении таких собраний выяснилось, что в домашней библиотеке у них имеются книги татарских авторов, но читают детям от случая к случаю. Выяснилось и то, что родители очень мало знают татарских пословиц и поговорок.

В уголке для родителей “Читайте детям” был предложен список стихов, которые мы читаем детям в группе и перечень народных игр, в которые играют дети в детском саду,  чтобы  родители могли дома закреплять со своими детьми.

Әй йөзегем, йөзегем,            Түп-түп түбәтәй,

Килешеп тора кулыма           Түбәтәең укалы,

Балкып тора, янып тора   Чиккән матур түбәтәең

Якты кояш нурында         Менә кемдә тукталды.

Когда родители начинают осознавать необходимость  приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада, с энтузиазмом, включаются в поиски предметов быта национальной одежды для оформления группы, помогают обшить кукол в национальный костюм.

На родительских  собраниях были прочтены консультации “Роль семьи в воспитании детей”, “Бала бәхетле үсәр, әгәр”, в которых была отмечена актуальность патриотического воспитания на современном этапе. Для родителей оформлена рубрика: “Где и как провести выходной день”, рекомендовано  знакомить детей с улицами нашего  города, зданиями, достопримечательностями,  рассказывать о них, учить замечать новое, давать возможности выражать свои впечатления в разных видах деятельности: пении, рисовании, играх, чтениях, стихах.

С учетом национального состава воспитанников детского сада были выбраны знаменательные даты, относящиеся к истории того или иного народа. Составлен план проведения дней национальных культур. Благодаря элементам предметно- развивающий среды, познавательным занятиям, сюжетно-ролевым играм, меню национальной кухни, знакомим детей с традициями татарского народов. Чтобы воспитывать человека - патриота, знающего свой родной край- малую родину, уважающего свой народ, его культуру, традиции, обычаи, ежегодно проводим национальные праздники “Сөмбелә” ,Нәүрүз”, “Сабантуй”, “Карга боткасы’’ (встреча перелетных птиц). Готовятся к праздникам все: родители, дети, педагоги.   Разучиваем песни, подбираем игры, аттракционы,  татарские пляски, оформляем празднично группу, зал, участок.

    В доступной форме рассказываем детям об истории этих праздников. Праздник-это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности. У каждого праздника свои, особенные обрядовые тексты песни, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и несловесные ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Праздники дают возможность не только отдохнуть, но и посостязаться в различных играх, показать свою силу, ловкость, смекалку, изобретательность, свои «Песенные или стиховые» таланты. Самый любимый детьми праздник «Сабантуй» славится  соревнованиями, поэтому здесь дети показывают силу, выносливость, ловкость, смелость.  Праздник проходит в детском саду очень весело. Дети с удовольствием поют, танцуют, играют, особенно нравятся  игры татарского народа “Перетяни канат”. “Не пролей воды”, “Скачки в мешках”.

       Полученные  знания детей о традициях татарского народа закрепляют на занятиях в цикле бесед “ О культуре и о быте татарского народа”, в процессе которого дети рассказывают о трудолюбии татарского народа, о его обычаях , культуре, языке, народном творчестве. Своими ответами дети выражают гордость за то, что они живут в Татарстане.

      Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения.  Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив нашего детского сада находится в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре татарского народа, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живешь нужно обязательно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры

Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.    Как и вся Росси...

Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре»

Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры

Статья говорит о необходимости воспитания детей в нравственно-патриотичеком поле, о важности использования богатства народного творчества...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нео...