Программно - методический материал: «ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"
методическая разработка (старшая группа)

«ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 корпус № 6

Программно – методический материал.

«ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ

РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ»

                                    Выполнил воспитатель:

Сычева Юлия Анатольевна

 

Москва 2017

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………2

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ............................................................4

1.1. Характеристика изобразительных умений детей дошкольного

возраста………………………………………………………………………......4

1.2. Содержание и задачи ознакомления дошкольников с декоративным

искусством……………………………………………………………………….8

1.3. Технология обучение дошкольников декоративному рисованию по

мотивам дымковской росписи …………………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................20

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..........…24

                               

                                      ВВЕДЕНИЕ

Детство – удивительный мир, где каждый ребенок индивидуален и уникален по–своему. В каждом ребенке есть

творческие и художественные способности, которые нужно развивать

именно в дошкольном возрасте, чтобы потом с возрастом не упустить

творческого способного человека.

Проблема формирования индивидуального своеобразия личности через

развитие детского творчества нашла широкое отражение в Федеральном

государственном образовательном стандарте.

Знакомство с народными промыслами дают необходимый настрой для

творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, ещё раз

убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего,

необходима детям. Изучая народное творчество, дети получают

первоначальное эстетическое воспитание. А значит любое занятие, встреча с

игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели:

всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Анализ теории и практики использования педагогических методов и

средств поддержки дошкольников в процессе художественной деятельности,

формирования и развития изобразительных умений, свидетельствует о

существующих недостатках данного процесса. Мало внимания уделяется

формированию художественных умений дошкольников с учетом их

индивидуальных показателей развития; недостаточно полно используются

возможности изобразительного искусства с интегрированным подходом при

формировании художественных умений. Возникает противоречие между

необходимостью формирования художественных умений дошкольников как

условия успешного овладения умением учиться и недостаточным вниманием

педагогов к методам и средствам педагогического сопровождения

художественной деятельности дошкольников.

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ

1.1. Характеристика изобразительных умений детей

дошкольного возраста

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное

воспитательное значение народного искусства. Педагогу предопределена

высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь

ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-

прикладного искусства.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше,

образно говоря «с молоком матери», ребёнок должен впитывать культуру

своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы,

загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-

прикладного искусства. Только тогда этот незамутнённый источник

прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый

интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его

всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и

непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России

невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает

исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует

его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является

частью его истории [5, с.54].

Основные принципы обучения дошкольников изобразительной

деятельности:

доступность (соответствие учебного материала возрастным

особенностям);

сознательность (усвоение детьми знаний и умений сознательно, с

интересом, а не механически, лишь в силу подражания). Знания, умения,

которые усваиваются сознательно, активно с интересом, закрепляются

прочно, и дети могут в дальнейшем ими свободно пользоваться;

систематичность и последовательность (строить процесс

обучения таким образом, чтобы изобразительная деятельность была связана

со всеми сторонами воспитательной работы и овладение новыми умениями и

навыками опиралось на то, что уже усвоено;

наглядность, т.к. в изобразительной деятельности отражаются

впечатления от окружающей жизни. Детям предоставляется возможность

непосредственно знакомиться с объектами или их изображениями; когда это

необходимо дается наглядный показ действий по выполнению лепки,

аппликации, рисунка. Наглядность во всех случаях соединяется с ясным,

правильным, понятным детям пояснением [5, с.58]:

индивидуальный подход – необходимо учитывать быстроту и

глубину понимания, особенностей темпа выполнения, активности,

воображения ребёнка.

Изобразительные умения детей дошкольного возраста можно

охарактеризовать следующим образом:

Передача формы. Прежде всего, дети учатся изображать предметы

округлой и прямоугольной формы. Они передают форму приблизительно. В

лепке наряду с шариками дети учатся лепить колбаски, столбики. В

аппликации и конструировании дети получают элементы уже готовыми. Это

дает возможность уточнять и закреплять представления о форме предметов.

Далее дети приобретают умение различать большее количество форм, а

также определять разницу пропорций: (узкие – широкие, длинные –

короткие).

Передача величины предметов и их частей. Передаче величинных

отношений частей в предмете и предметов между собой дети учатся со

второй младшей группы, различая вначале только большой и маленький.

Дальше задачи усложняются: от детей требуется передача отношений частей

по величине, соотношение по величине разных изображений в сюжетах,

композициях. Решение этой задачи связано с развитием движений рук,

глазомера, координации движений руки и глаза. Подбирая соответствующую

тематику детских работ и организуя восприятие величинных отношений,

воспитатель постоянно вооружает детей умением отражать эти отношения в

рисунках, лепке, аппликации.

Передача строения. Уже во второй младшей группе имеется

требование научить детей вычленять составные части предмета и передавать

их в лепке, рисунке, аппликации. Вначале надо выбирать для изображения

предметы, наиболее простые как по общей форме, так и по форме частей, по

окраске, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме

частями.

Чтобы дети могли передавать строение предмета из нескольких частей,

надо знакомить их с обозначением пространственных отношений – выше,

ниже, внизу, слева.

От упрощенной передачи формы и строения предметов дети

постепенно переходят к более полному изображению, передаче характерных

различий.

Дети дошкольного возраста могут передать форму предмета только с

одной стороны. Так у дома рисуется лишь передняя стена и вид крыши

спереди; стул и стол рисуются так, как они видны сбоку.

Передача цвета. С 3 – х лет знакомят с оттенками (синий – голубой,

красный – розовый). В подготовительной группе учат детей самих составлять

оттенки, смешивая краски [11, с.97].

Успешное овладение изобразительной деятельностью требует не

только знания форм и цветов, но и соотнесения их с общепринятыми

эталонами формы (геометрические фигуры) и цвета (цветовой спектр).

Дети, не умея отличить квадрат от треугольника и назвать их, не могут

определить форму предмета и назвать ее. Не зная названий цветов, не умея

различить их, дети не могут определить цвет предмета, его окраску.

Изобразительные умения детей дошкольного возраста с точки зрения

необходимости изображения связного содержания описываются со

следующих сторон.

Расположение в пространстве. Педагог выдвигает определенные

требования к расположению изображений в рисунке и аппликации.

Обучая детей передаче связного содержания, нужно, прежде всего,

установить постоянные пространственные отношения: низ, верх, правую,

левую сторону.

Наиболее простым для детей является изображение в ряд на линии или

полосе, проведенной у нижнего края листа бумаги (фризовое изображение),

при этом предметы находятся на переднем плане.

В дальнейшем дети рисуют предметы не только переднего плана, но и

находящиеся дальше, располагая изображение на всем листе.

Чтобы дети могли передавать строение предмета из нескольких частей.

Надо знакомить их с обозначением пространственных отношений – выше,

ниже, внизу, слева.

Относительная величина и положение предметов. Сами дети к этим

параметрам часто безразличны (цветок = дерево, человек = дом). Этому

(передаче величинных отношений) нужно обучать, обращать внимание на

жизненное соотношение предметов по величине. Постепенно дети начинают

понимать и передавать в изображении относительную величину предметов.

Таким образом, изобразительная деятельность – это творческий вид

деятельности, направленный на создание того или иного продукта,

оказывающий свое специфическое влияние на развитие ребенка и

требующий владения особыми способами действия. Изобразительная

деятельность – это сознательное отражение ребенком окружающей

действительности, которое построен она изображении своих наблюдений, на

работе воображения, а также впечатлений, формы активности и

самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он

экспериментирует и создает нечто новое, отступает от образца и стереотипа.

1.2. Содержание и задачи ознакомления дошкольников с декоративным

искусством

Культуру России невозможно себе представить без народного

искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского

народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности,

художественные вкусы и является частью его истории.

Знакомство детей с основами декоративно – прикладного искусства

осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных

учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в

программах недостаточно или их очень мало. Проанализировав

предлагаемые программы развития и воспитания детей, целесообразно

использовать в работе более углубленное знакомство с народным

творчеством. Известно давно и доказано жизнью, счастливый человек – это

гармонично развитый человек. В гармоничном развитии ребенка большое

значение имеет умственное воспитание. Важнейшим фактором развития

умственной активности личности являются познавательные интересы.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его талант,

трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми в произведениях народных

мастеров [19, с.114].

В современной педагогике большое внимание уделяется развитию

творческих способностей детей. Эти способности проявляются в различных

областях воспитания и образования, но наиболее ярко можно прослеживать

развитие творчества в продуктивной деятельности детей. Так рассматривая

работы детей по рисованию, лепке, аппликации можно увидеть и полёт

фантазии, и старательность выполнения работы, и воображение ребёнка по

развитию сюжета картины. Но для того, чтобы ребёнок проявил фантазию и

творчество, чтобы заработало воображение, необходим опыт видения

прекрасного, наблюдения и рассматривания красивого. Таким опытом может

стать знакомство с народным декоративным искусством.

Занятия декоративным рисованием и аппликацией способствуют

развитию художественного вкуса [11, с.61].

Вначале в 3,5 – 4 года дети овладевают простыми навыками

декоративной деятельности: ритмическое повторение элементов (украшение

салфеточки, варежки), затем чередование простых элементов (лепестков –

примакивание всем ворсом кисти к бумаге, точек, полосок).

На занятиях по аппликации дети располагают в определенном порядке

готовые изображения, однородные по форме, а затем разные по форме,

величине, цвету.

В 4 – 5 лет дети закрепляют навыки ритмичного расположения

элементов узора и форм, учатся симметричному расположению узора на

бумаге, имеющей форму квадрата (салфеточка, платочек), круга (тарелочка,

блюдце). Чтобы выполнить узор, ребенок должен охватить весь лист бумаги,

найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина.

В процессе создания узора нужно научить ребенка сопоставлять одинаковые

части, а также постепенно усложнять элементы, из которых строится узор

(ягоды, цветы, листья из народных росписей).

В средней и старшей группе усложняются формы, на которых

составляют узор, причем все узоры должны быть симметричны. В

подготовительной группе учат составлять ассиметричные узоры.

В обучении декоративному творчеству широко используются

произведения декоративного искусства [16, с.34].

Знакомство с изделиями народных промыслов, спецификой создания

декоративных узоров позволяет не только подвести ребёнка к понятиям

«народное искусство», «виды и жанры народного искусства», но и научить

соотносить художественный образ и необходимые для его создания средства

выразительности, подбирать материал, пособия для самостоятельной

художественной деятельности. Кроме того, декоративное рисование

рассматривается и как возможность подготовки руки ребёнка к письму. Так,

при знакомстве детей с графикой уместно рассказать им о народном

промысле «Лубок», поскольку используемая в нём техника штриховки как

нельзя лучше помогает ребёнку работать в пределах ограниченного силуэта,

почувствовать ритм и приобрести навык в работе с трафаретом. Что же такое

лубочные картинки, какие сведения о них доступны для ребёнка старшего

дошкольного возраста?

Лубок, или лубочные картинки, – одна из разновидностей народного

изобразительного искусства. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с

пояснительным текстом, поучительным или юмористическим, с песнями,

сказками, пословицами и поговорками. Ещё одно их название – потешные

листы. Книги в старину стоили очень дорого, их переплетали в бархат и

атлас, украшали миниатюрами и узорами, золотом и серебром, и, конечно,

такие книги далеко не всем были по карману. Другое дело – отдельные

листы. Наиболее интересные из них копировались мастерами – резчиками,

раскрашивались вручную и были доступны простому народу.

Лубочные картинки – яркое, весёлое, декоративное народное

искусство. Работа в этой технике предполагает рисование тушью либо

чёрной гелевой ручкой. В детском саду рекомендуется использовать

восковые мелки. Разные виды штриховки позволяют регулировать силу

нажима и создают характерный образ. На занятиях по рисованию

рассматривается, в какой технике выполнены лубочные картинки, с

помощью каких средств они приобретают особую праздничность,

нарядность. Обращается внимание детей на то, что в основе картинки лежит

несложный сюжет, герои которого сначала прорисованы чёрной линией

(тушью), а затем с помощью штриховки им придан особый характер, т.е. для

создания рисунка в технике лубка используются средства графики,

представленные штриховыми узорами [18, с.115].

В ходе занятий воспитателем подбираются методы и приёмы,

направленные на укрепление мелкой мускулатуры пальцев. Это пальчиковая

гимнастика, обведение трафаретов по контуру, выкладывание по контуру

мелких бус, игры – упражнения с сыпучими материалами: песком, манной

крупой и др. Таких приёмов множество. Пример занятия с дошкольниками

приведен в приложении 1.

Бесспорно то, что прочное овладение техническими навыками и

умениями требует длительных и систематических упражнений, что является

довольно непростым в дошкольном возрасте.

Знакомство детей с народным декоративным искусством возможно

практически через все виды деятельности. Для развития речи – это

составление описательных рассказов и сказок. В экологическом развитии –

это сравнение, наблюдение и рассматривание природных объектов и

предметов. В математике – это чередование элементов узора, соразмерность

отдельных элементов, ритм узоров и счетность их элементов. В музыкальном

воспитании – это тесная связь с народным творчеством: песнями, играми,

хороводами. Кроме того, декоративное творчество связано с обычаями и

традициями страны, а это задачи патриотического воспитания детей[12, с.59].

В ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством

входят лишь несколько промыслов: гжель, дымка, городец и хохлома. Эти

народные промыслы лишь некоторые из множества. Но даже такой

минимализм ограничен по времени ознакомления в связи с большой

загруженностью педагогического процесса. Известно, что лучшая

усвояемость знаний и навыков происходит при повторении и практическом

применении полученных знаний, но ограничения по времени делают этот

процесс затрудненным. В тоже время знакомство и освоение с народным

декоративным искусством положительно влияет и на подготовку руки

ребёнка к школе и на общее развитие дошкольника. Но для более полного

понимания разницы в элементах росписей, в особенностях разных видов

декоративного искусства, в различии цветовых наборов для определенных

видов народного искусства нужна практика, повтор, сравнение и

запоминание.

Некоторые авторы предлагают упростить задачу детей по запоминанию

названий народных промыслов, элементов росписей и цветовых палитр для

определенных народных промыслов. В группах среднего и старшего

дошкольного возраста, например, можно предложить для освоения детьми

следующую схему:

Зима – это Гжель. Морозные узоры и элементы гжельской росписи

похожи и совпадают по цветовой гамме. Наблюдения за узорами на окнах

способствуют лучшему запоминанию элементов гжельской росписи, а

прорисовка – закреплению рисования этих элементов. Кроме того,

рассматривание морозных узоров есть в планах по наблюдению в природе с

дошкольного возраста. И, следовательно, накопление опыта, практика

рисования зимних узоров, снежинок способствует лучшему запоминанию и

рисованию росписей Гжели [18, с.113].

Весна – это городецкая роспись. Бутоны и розаны лучше наблюдать

весной. Палитра красок городецких мотивов ближе к весеннему настроению.

Проще найти в природе аналоги и схожести. Непосредственные наблюдения

в природе позволят вблизи рассмотреть элементы росписей (почки деревьев

и кустарников, бутоны цветов и цветение травянистых растений)

Лето – это жостовские цветы, с их пышностью и обилием. Составление

букетов способствует лучшему пониманию композиции. А темный фон лишь

подчеркнет благоухание красок. К летним мотивам близки по духу росписи

Полхова – Майдана. Яркие краски росписи – яркие цветы лета.

Осень. Золотая осень – бесспорно хохлома. Золото, листы, травинки,

ягоды – осенняя тема. Наблюдать, рассматривать целый день не наскучит.

Краски, переливы всё есть в природе. Осенние букеты в подмогу

наблюдательному и пытливому взгляду. Просто и наглядно можно объяснить

сочетание узоров хохломской росписи.

Из множества народных промыслов дети дошкольного возраста также

знакомятся с дымковской и филимоновской игрушкой. Можно предложить

это знакомство приурочить к каким – либо праздникам. Например, дымка

замечательно подойдет к празднику восьмого марта, как изготовление

подарка. Или к празднику Пасхи (роспись яиц сходна по колориту с

дымковской росписью). Возможно использование элементов этих росписей

для украшения поделок из теста или глины. А филимоновскую роспись

можно использовать при изготовлении новогодних поделок либо

раскрашивании одежды (украшение варежек, свитеров, шарфов).

Подобные направления в работе благотворно сказываются на интересе

детей к декоративному творчеству, как правило, происходит повышение

интереса к народным промыслам и творческой инициативе детей. Со

стороны родителей, при проведении подобных работ, нет никаких

препятствий, так как этот вид деятельности не только повышает уровень

художественного творчества детей, но и способствует развитию

познавательного интереса, улучшению моторики руки и, соответственно,

способствует подготовке руки детей к письму. Подборка консультаций для

родителей пользуется спросом, так как выясняется, что более половины

родителей, обычно, не знакомы с некоторыми видами народного

декоративного творчества. И повышая свою осведомленность, с увлечением

читают и спрашивают о росписях, элементах, материалах, для того чтобы

ответить на вопросы ребёнка и понимать о чём говорит ребёнок.

Таким образом, народное декоративно – прикладное искусство

является эффективным средством формирования у детей дошкольного

возраста познавательных интересов, позволяет знакомить детей с

разнообразными образцами художественной культуры, развивать

эстетический вкус, формировать эстетическую оценку, творческое

мышление, прививает любовь и уважение к родному краю, что отвечает

специфическим особенностям детского восприятия, помогает детям овладеть

основами национальной культуры.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии

произведений изобразительного искусства [32, с.178].

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при

создании коллективных работ [32, с.178].

Закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и её росписи;

предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной

росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции.

Продолжать знакомить с дымковской росписью, её цветовым решением.

Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные

силуэты [32, с.192].

1.3. Технология обучение дошкольников декоративному рисованию

по мотивам дымковской росписи

Многие исследователи (Т.С. Комарова, М.Г. Смирнова, Н.В.

Шайдурова) указывают, что обучению технике рисования в дошкольных

учреждениях уделяется мало внимания. Дети не умеют правильно держать

инструмент, которым создают изображение (карандаш, кисть), не владеют

рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти

движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою

очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к

быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой,

незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных

возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач,

мешает ребенку передать в рисунке задуманное [1, с.76].

В старшем дошкольном возрасте особая роль в совершенствовании

технических навыков принадлежит декоративному рисованию. Наиболее

эффективной в этом направлении многие признают дымковскую роспись.

Предполагается, что использование дымковской росписи, как средства

совершенствования технических навыков рисования старших дошкольников

будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

разнообразии дымковских персонажей для росписи (лошадки,

олени, индюки, петушки, барыньки);

использовании на занятиях стихотворений, прибауток, потешек,

содержащих описание особенностей росписи дымковских игрушек;

обеспечении занятий оригинальными дымковскими игрушками,

пособиями для раскрашивания, гипсовыми моделями, бумажными формами.

Работа по использованию дымковской росписи для совершенствования

технических навыков рисования дошкольников проводится, как правило, в

старшей группе [9, с.115].

Совершенствованию технических навыков рисования включает четыре

этапа.

На первом этапе дети рисуют мазки, точки, клетки, округлые формы и

другие элементы росписи дымковских игрушек. Сначала дети рассматривают

пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, отвечают на вопросы о

цвете, разнообразии элементов геометрического узора, делятся своими

впечатлениями, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол,

разрисовывают бумажные силуэты животных.

На втором этапе дети осваивают роспись дымковских игрушек на

различных объемных персонажах, с самостоятельным украшением

отдельных деталей.

При переходе к следующему этапу работы задача усложняется. Здесь

ребята уже учатся составлять узоры из знакомых элементов, самостоятельно

украшать орнаментом силуэты игрушек, т.е. составлять композицию,

подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения

различных элементов, давать оценку сделанному своими руками, подмечать

красоту, оригинальность изделия [34, с.115].

Расписывая силуэты, старшие дошкольники, как правило,

первоначально используют в рисунках только отдельные легкие элементы,

упрощают орнамент, невыразительно пользуются цветом. Поэтому на

занятиях целесообразно использовать цветовые таблицы, работать над

композицией рисунков, над подборкой цвета при росписи деталей рисунка.

Заключительный этап представлен четырьмя занятиями по росписи

игрушек в композиции: «Цирковое представление», «Ярмарка дымковских

игрушек». «Веселая карусель дымковских игрушек».

Разделив работу на последовательные этапы, и добиваясь соблюдения

выделенных педагогических условий, к концу года обучения реально

добиться хороших результатов при рисовании детьми дымковских

элементов. У старших дошкольников улучшаются навыки работы с кистью,

появляется выраженная ритмичность при повторении движений,

изображении элементов, умение соразмерять движения с формой и размером

расписываемого силуэта и объемной формы. После каждого занятия

организуется выставка «народных умельцев» – которыми бывают дети

группы, на ней происходило активное обсуждение выполненных работ.

Пример занятия по декоративному рисованию приведен в приложении 2.

Технология проведения работы с дошкольниками по обучению

декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи строится на

тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.

Причем, увлекательными здесь являются как сама задача, так и технический

процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих и технических

задач не слишком трудоемки и утомительны. Как правило, они рассчитаны

на определенный отрезок времени, выполняются в течение одного-двух

занятий. И все работы детей на каждом году обучения подчинены общей

теме года, в конце каждого учебного года проводится итоговое занятие,

выставка лучших работ обучающихся. В процессе занятий необходимы

беседы об искусстве, показ репродукций, творческих работ педагога и

обучающихся, использование интернет – ресурса, что развивает у

обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус,

расширяет представления о культуре прошлого и настоящего.

Разнообразие форм организации образовательного процесса повышает

продуктивность занятий и интерес обучающихся к творческой деятельности.

В процессе обучения применяются такие формы работы:

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Коллективная.

Действует разделение труда, учитывающее интересы и способности

каждого, даёт возможность проявить себя в общей деятельности, оказать

поддержку и получить её. Интерес к изучаемому материалу значительно

возрастает, если осознаётся его практическая направленность, созданы

условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска. Образовательной

программой предусмотрено использование элементов следующих

педагогических технологий:

Личностно – ориентированной;

игровой технологии;

проблемного обучения;

информационно – коммуникативной;

проектного обучения.

Каждый вид этого искусства требует своей техники выполнения, что

делает необходимым обучение данным техникам.

Уроки первого года обучения предусматривают освоение процесса

творческого созидания на своем уровне развития возрастного и

интеллектуального.

Целесообразно продолжительность творческих занятий с

дошкольниками организовывать 2 раза в неделю по 2 академических часа для

1 - го года обучения. Итак, для успешной реализации программы занятий

используются формы и методы организации образовательного процесса,

отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Формы и методы организации образовательного процесса

Методы Формы

Словесный разъяснение, объяснение, рассказ, беседа

Наглядный иллюстрация, демонстрация, наблюдение, показ, фото-

и видеоматериалы, карты, схемы, экскурсии

Практический Опыты, упражнения, учебно-познавательный труд

Стимулирования поощрение, замечание, конкурс

Формирования сознания рассказ, беседа, показ

Формирования поведения упражнение, тренировка, самоуправление

Формирования чувств одобрение, похвала, порицание, контроль

Методы формирования

устойчивой мотивации

соревнования, создания ситуации успеха;

познавательные игры; учебные дискуссии

Интерес к декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи

значительно возрастает, если осознаётся практическая направленность

росписи, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.

Целесообразно использовать элементы следующих педагогических

технологий:

Личностно – ориентированное обучение;

игровые технологии;

проблемное обучение;

информационно – коммуникативные технологии;

технология проектного обучения.

Таким образом, в декоративном рисовании по мотивам

дымковской росписи задача не столько в обучении детей изобразительному

искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в

творческую личность, способную адекватно мыслить, чувствовать,

сравнивать, сопереживать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Изобразительная деятельность – это творческий вид

деятельности, направленный на создание того или иного продукта,

оказывающий свое специфическое влияние на развитие ребенка и

требующий владения особыми способами действия. Изобразительная

деятельность – это сознательное отражение ребенком окружающей

действительности, которое построено на изображении своих наблюдений, на

работе воображения, а также впечатлений, формы активности и

самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он

экспериментирует и создает нечто новое, отступает от образца и стереотипа.

2. Народное декоративно – прикладное искусство является

эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста

познавательных интересов, позволяет знакомить детей с разнообразными

образцами художественной культуры, развивать эстетический вкус,

формировать эстетическую оценку, творческое мышление, прививает любовь

и уважение к родному краю, что отвечает специфическим особенностям

детского восприятия, помогает детям овладеть основами национальной

культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. АсмоловА.Г. Психология личности. Культурно-историческое

понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 528с.

2. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. М.:

Когито-Центр, 2006. 336 с.

3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских

аппликациях: кн.для воспитателей детского сада – 2-е изд., перер. и доп. М.:

Просвящение, 1986. 207с.

4. Буткевич Л.М. история орнамента: учеб.пособие для студ.

выш.пед.учеб.заведений. М.:гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. 272с.

5. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество:

теория, история, практика учеб.пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 380с.

6. Вершинина Н., Горбова О. знакомство с особенностями

декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических

игр.//Дошкольное воспитание. 2004. №6. С.42–52.

7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

психол. очерк: кн. для учителя / Л.С. Выготский. 3-е изд. М.: Просвещение,

1991. 93 с.

8. Григорьева Т.Г. Развитие дошкольника в изобразительной

деятельности: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. М., 1999.

344с.

9. Демиденко, А. Арт-терапия как средство педагогической

поддержки первоклассников. // Начальное образование. 2008. № 3. С. 77 –84.

10. ДороноваТ.Н. изобразительная деятельность и эстетическое

развитие дошкольников /методическое пособие для воспитателей

дошкольных учреждений/ 2–изд.М.: «Просвещение», 2008.18 с.

11. Закирина Л.А., Бережная Н.Ф. Вопросы психологии, 2004. 85 с.

12. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.

М.: Учпедгиз, 1999. № 10. С. 51 – 54.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика:

Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений. М.: Издательский центр

«Академия»,2000. 416 с.

14. Косогорова Л.В. Основы декоративно–прикладного искусства:

для студ.учреждений высш.проф. образования/ Косогорова Л.В,Неретина

Л.В. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 224с.

15. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного

искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. М.:

«Просвещение», 1986. 165 с.

16. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной

деятельности в детском саду. М.: «Просвещение», 1977.28 с.

17. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками / Р.Г.

Казакова. М.: Сфера, 2012. 128 с.

18. Комарова Т.С. Детское художественнее творчество. М.

«Мозаика- Синтез», 2005. 120 с.

19. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Вторая младшая группа. ФГОС / Т. С. Комарова. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,

2014. 120 с.

20. Ковычева Е.И. Народная игрушка учеб.пособие для вузов

М.:ВЛАДОС 2012. 136 с.

21. Методика воспитательной работы: учеб.пособие для

студ.высш.пед.учеб.заведений/Л.А.Байкова,Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и

др.; под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

144с.

22. Методика обучения изобразительной деятельности и

конструированию: учеб.пособие для учащихся пед.уч–щ по спец.

«Дошкольное воспитание»/ Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др.;

под ред. Т.С.Комаровой–3–е изд.,дораб. М.: Просвещение, 1991.256с.

23. Лебедева Л. Три арт-терапевтические техники /Школьный

психолог. 2010. № 2. С. 11-15.

24. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб.для вузов / А. Г.

Маклаков. СПб., 2004. 275 с.

25. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития,

детство, отрочество. М.: Академия, 2002. 456 с.

26. Микляева И. Сказкотерапия в ДОУ и семье / И. Микляева. М.: ТЦ

Сфера, 2010. 128 с.

27. МиракянТ. Песочная терапия // Здоровье детей. 2011. № 3. С. 10-

11.

28. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И.

Николаева.СПб.: Речь, 2010. 220 с.

29. Нравственная сила сказки. Курган: КГ ИМЦ, 2009. 30 с.

30. Обухова С. Становление эстетически развитой личности

средствами регионального искусства/ С.Обухова// Дошкольное воспитание.

2010 №6. С.75–76.

31. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-

прикладным искусством/А.А.Грибовская. // Ребёнок в детском саду. 2006 №

6.С.48–50.

32. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.368 с.

33. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г.

Ярошевский. М.: Академия, 2000. 512 с.

34. Погодина С.В. Теория и методика развития детского

изобразительного творчества: учеб.пособие для студентов учреждений

сред.проф.образования.М.: Издательский центр «Академия», 2013. 101с.

35. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в

детском саду. (Пособие для воспитателей). М.: «Просвещение», 1973. 2008 с.

36. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе: учеб.пособие для

студ.высш.пед.учеб.заведений 3–е изд. М.: Издательский центр

«Академия»,2006. 368с.

37. СакулинаН.П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Н.

П. Сакулина. М.: Просвещение, 1992. 134с.

38. Скоролупова О.А. «Знакомство детей старшего дошкольного

возраста с русским народным декоративно-прикладным творчеством». М.,

2005. 128с.

39. Система игр по игротворчеству. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://www.maaam.ru/detskijsad/.(дата обращения: 23.02.2016)

40. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э.

Симановский / Ярославль: Академия развития, 2011. 192 с.

41. Соловьева Н. Секреты Василисы Премудрой: коррекционно-

развивающая программа. // Школьный психолог. 2011. № 3. С.37-41.

42. Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе. //

Социальная педагогика. 2008. № 1. С. 77-82.

43. Тихомирова О. Ю, ЛебедеваГ. А. Пластилиновая картина / О. Ю.

Тихомирова, Г.А.Лебедева. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. 85 с.

44. Художественное творчество и ребенок /под ред. Н.А.Ветлугиной.

М.: «Педагогика».1992. 89 с.

45. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском

саду М.: «Просвещение».1994. 76 с.

46. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в первом классе

/ пособие для учителей/ М.: «Просвещение», 1991. 111с.

47. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для

воспитателей дет.сада /под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: «Просвещение», 1985.

207с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РИСОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ»

Цель: Подготовка руки ребёнка к письму посредством декоративного рисования.

Задачи:

1. Расширить представление детей о графике, её выразительных средствах;

продолжить знакомить с графическим народным искусством «Лубок».

2. Способствовать овладению композиционными умениями, способами и

приёмами рисования разными изобразительными материалами (цветные мелки, акварель),

использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

3. Вырабатывать навыки рисования контура предмета по трафарету восковым

мелком, регулируя силу нажима; использовать различные виды штриховки, укреплять

мелкую мускулатуру пальцев.

4. Формировать художественно- творческие способности, воспитывать любовь

к народному искусству.

Предварительная работа: знакомство с графическим народным искусством,

рассматривание картинок в книгах, рисование штриховых узоров, создание лубочных

картинок с помощью трафаретов. Развитие словарного запаса у детей: графика, лубочная

картинка, штриховые узоры, трафареты.

Материалы: лубочная картинка, трафареты с вырезанными по контуру змейками,

бусы, кольцо, большой лист бумаги с нарисованной картинкой, цветная плёнка с

штриховыми узорами, бумажные трафареты, листы бумаги с цветной рамочкой, восковые

чёрные мелки, акварельные краски, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель:- Здравствуйте, ребята! Слышите, дудочка поёт, в сказку нас она

зовёт. Чтобы в сказке оказаться, нужно очень постараться. Все по кисточке возьмите и

картинку здесь найдите. Сделаем это в воздухе, затем на ладошке.

- Молодцы! Как вы думаете, что это за сказка? («Золотое кольцо».)

- А как вы догадались? (Ответы детей.) Молодцы. В старину, когда ещё не все

умели писать, картинка могла рассказать о многом, как нам сейчас о сказке. Всё на

картинке есть, и кот, и собака. А где же змейка-скарапейка? Возьмите трафареты,

обведите пальчиком каждый свою змейку, а теперь выложите её из бусинок.

Дети выкладывают змейки из бусинок. Тем, кто быстро справился с заданием,

педагог предлагает выложить змейку из верёвочек или шнурочков.

- Ай да змейка-скарапейка! Хоть и мала, но подарок всем дала. В этом

чудесном мешочке лежит волшебное колечко, но его надо найти.

Игра «Перстенёк». Дети сидят на стульчиках, сложив ладошки. Воспитатель

подходит к каждому ребёнку и, проговаривая слова, оставляет колечко у одного из ребят.

Тот, у кого оказалось колечко, встаёт и надевает его на палец.

- Покатился перстенёк

Через поле и мосток.

К кому перстень попадёт,

Тот сейчас играть пойдёт.

(Проводится пальчиковая гимнастика.)

Раз, два, три, четыре, пять...

(Дети под счёт поочерёдно соединяют пальцы - сначала мизинцы и т.д, затем

хлопают в ладоши.)

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

(Поочерёдное массирование пальчиков.)

Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный, И стоит

он в середине. Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый. А мизинчик хоть и

мал, Очень ловок и удал!

(Дети встряхивают кисти рук.)

- А теперь я скажу волшебные слова, и мы с вами окажемся рядом с царским

дворцом, где Мартынка невесту искал.

Дети по просьбе педагога закрывают глаза, включается музыка.

- Ты, волшебное кольцо, Отнеси нас на крыльцо, К царскому дворцу, К Мартынке - молодцу.

- А вот и дворец царский, с палатами каменными, с птицами диковинными.

Только что же с ним случилось, где краски его волшебные? Наверное, царевна увезла их с

собой в тридевятое царство. Чем же мы можем помочь? Посмотрите, ребята, на что

похожа эта картинка? (На лубочную картинку.)

- Что это такое? (Это картинка, нарисованная линиями и штрихами и

раскрашенная красками.)

- Давайте оживим дворец, попросим волшебное кольцо вернуть нам

разноцветные краски:

Ты, волшебный перстенёк, Вмиг открой нам сундучок.

Педагог достаёт из сундучка цветную плёнку со штриховыми узорами.

- Подходят эти краски под нашу картинку? (Ответ детей).

- Посмотрите на штриховые узоры. Что можно украсить вот этим узором? А

этим? и т.д. А теперь давайте украсим нашу картинку... (Дети накладывают цветную

плёнку с узорами на рисунок.) Вот как всё заиграло! Ребята, хотите нарисовать лубочную

сказку? Выбирайте себе героя и будем рисовать. Героя надо обвести восковым мелком,

нанести на контур штриховые узоры и раскрасить акварельными красками. Можно

дополнить картинку деталями: солнышком, домиком, деревьями, цветами. Дети под

музыку рисуют.

Анализ детских работ.

Выставка детских работ.

Приложение 2

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «БЕСЕДА ПО ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

Цель: Ознакомление дошкольников с историей создания дымковской игрушки.

Задачи:

1. Дать детям элементарные знания по истории возникновения дымковской

игрушки в доступной для них форме, познакомить с порядком её изготовления.

2. Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.

Обогащение словаря: землянка, мастеровые, обжиг, обеливание, узоры, ярмарка.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов с иллюстрациями изделий народных промыслов;

народных игрушек, сделанных из глины; иллюстраций дымковских игрушек.

Материал: Беседа, игровой приём, показ дымковских игрушек, картинок

дымковских игрушек.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, здравствуйте. Хочу вам рассказать о Дымковской игрушке: я знаю о ней и поэтому написала в деревню Дымково письмо с просьбой рассказать мне всё

об их игрушках. И вот, наконец, мне пришёл ответ.

Воспитатель показывает конверт с письмом. - Хотите узнать, что здесь написано?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Прочитать я его не могу, ведь письмо адресовано мне, а вот рассказать

о том, что там, расскажу с удовольствием. Послушайте, о чем рассказывает письмо:

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка

ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван.

Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места, далеко

на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить

себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому

дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и

прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они

глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым

песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не

простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова

переворачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из

которых и лепят потом игрушки.

Во время лепки главными помощниками мастера были острая лучинка и мокрая

тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживал все

неровности и шероховатости, и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого

игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом

мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова

к росписи. (Показывает игрушки: лошадки, барыни, сделанные из глины).

Воспитатель: - Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому

игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из

лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок хорька, зверек такой водился в

Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки

животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий,

полосок, клеток, овалов.

(На стол выставляются дымковские игрушки: лошадка, барыня, олень. Дети

рассматривают их, называют узоры, какие краски использовал мастер, расписывая

игрушку).

Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать

свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье,

а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки

были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название

гуляньям.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам стучится?

Приносит куклу Незнайку.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам послушать истории о Дымковских

игрушках.

Воспитатель: Опоздал ты, Незнайка, я уже все ребятам рассказала.

Незнайка: Что же мне делать? Уж очень нравятся мне эти игрушки, а я про них ничего

не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке. Расскажите ему всё, что вы

запомнили из моего рассказа.

Во время детских рассказов помогаю наводящими вопросами:

1. Откуда появились Дымковские мастера?

2. Почему игрушки называют дымковскими?

3. Как готовили мастера глину?

4. Чем пользовались во время лепки?

5. Что делали после того, как слепили игрушку?

6. А как игрушки становились белыми?

7. Как составляли узор мастерицы?

Воспитатель: Теперь, Незнайка, ты знаешь всё о дымковской игрушке. Приходи к

нам, когда дети будут сами лепить игрушки из глины и раскрашивать их, да только

больше не опаздывай Незнайка благодарит детей за интересные рассказы, прощается и уходит. Воспитатель: До свидания, незнайка.

Приложение 3

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ «БЕСЕДА ОБ ЭЛЕМЕНТАХ ДЫМКОВСКИХ УЗОРАХ»

Цель: Продолжать __________знакомить детей с дымковской игрушкой; элементами

декоративной росписи.

Задачи:

1. Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя

детали узора (палочки, круги, точки, линии).

2. Учить рисовать круги безотрывными линиями всем ворсом кисти; кольца

круговым движением, точки и черточки концом кисти.

3. Учить самостоятельно выбирать цвета для узора.

4. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского

узора на полосе, квадрате, круге.

5. Воспитывать умение внимательно рассматривать дымковские игрушки,

выделяя при этом детали узора.

Обогащение словаря: колечки, круги, точки, линии прямые и волнистые, орнамент,

клеточка - юбки барышень, элементы.

Материал: Дымковские игрушки, иллюстрации дымковских игрушек; белая

бумага различной формы (полосы, квадраты, круги, кисти, гуашь, подставки для кисти,

салфетки.

Ход занятия. На столе - выставка дымковских игрушек (лошадка, олень,

барышня), на мольберте вывешены иллюстрации дымковских игрушек. Дети

рассматривают их.

Воспитатель загадывает детям загадку о дымковской игрушке.

- Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня! (Ответы детей).

Воспитатель:- Молодцы, ребята, это дымковские игрушки! А как вы догадались,

что это дымковские игрушки?

- Правильно по особенностям узора, молодцы! А какие особенности данного узора?

(Ответы детей). - На каждом дымковском узоре есть круги, кольца, встречаются

линии - прямые и волнистые, прямые линии могут образовывать квадраты, это вот

посмотрите, клетчатые юбки барышень. Ребята, обратите внимание на цвета, которые

используются при составлении узоров. Расскажите мне, что это за цвета? (Ответы детей).

- Правильно при составлении узоров мастера используют такие цвета как синий,

зеленый, красный, желтый, оранжевый, черный. А теперь еще раз внимательно посмотрите на все дымковские игрушки, на их узоры и самостоятельно составьте узор,

используя дымковские мотивы. Дети, и не забывайте о том, что при составлении

орнамента на полосе можно чередовать одинаковые элементы, а при составлении узора на

круге и квадрате нужно применять симметричный орнамент.

- Ребята, а вы помните, что круги надо рисовать всем ворсом кисти одним

круговым движением, а вот точки ставить  можно используя кончик кисти.

Воспитатель: Ребята давайте мы с вами немного разомнёмся

Физкультминутка:

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские,

(Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,

(Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские.

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком

(Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки.

(Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком

(Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке.

(Поклон).

Теперь подойдите ко мне и выбирайте бумагу любой формы, какой захотите,

присаживайтесь на свои места берите кисти, краску любого цвета и приступайте к работе. Во время работы звучит негромкая музыка (попурри мелодий русских народных песен).

Воспитатель ходит по группе и смотрит у кого, что получается, при возникновении трудностей - помогает.

Анализ детских работ.

Выставка детских работ.

По окончании работы рассматриваются узоры и ведется беседа по поводу

полученных рисунков. Все рисунки подписываются и вывешиваются на доске творчества.

Приложение 4

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РИСОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «НАРЯДНЫЙ ПЕТУШОК»

Цель: Продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой - петушком.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками.

2. Учить выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы.

3. Активизировать словарный запас детей (за счёт названий элементов и

цветов дымковской росписи).

4. Продолжать развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

5. Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.

6. Развивать умение передавать в рисунке элементы дымковской росписи.

7. Развивать эстетическое восприятие.

8. Закреплять навыки промывания кисти, перед использованием краски

другого цвета.

9. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, творчество. Предупреждать

утомляемость детей.

10. Развивать мелкую моторику рук. Удовлетворять потребность детей в

двигательной активности.

Материалы: иллюстрационный материал, вырезанные из белой бумаги силуэты

петуха, игрушка фея Кисточка (кукла с кисточкой в руках), стрелочки в виде карандаша,

кисточки, образец дымковского петуха, кисти, ватные палочки, баночки с водой,

салфетки, гуашь, мнемотаблица.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, беседа о

народных промыслах, рассматривание альбома «Дымковские игрушки», чтение стихов о

дымке, роспись фартука дымковской росписью.

Воспитатель:- Ребята, вы любите ходить в гости? (Ответы детей).

Воспитатель:- Тогда скорее собирайтесь в путь. Мы отправляемся в гости к фее

Кисточке. Давайте скажем волшебные слова:

Волшебная дорога раз, два, три

Нас в гости к фее Кисточке веди.

Воспитатель с детьми идут по выложенным на полу, нарисованным карандашам и

кисточкам (доходят до куклы).- Ребята смотрите, а вот и фея Кисточка нас встречает.

Давайте поздороваемся с ней.

Дети здороваются с феей Кисточкой.

- Отгадайте-ка ребятки

Про кого моя загадка?

Разноцветный, голосистый

Яркий, красочный, пятнистый

Я, как встану поутру,

Запою: «Кукареку» (петушок).

- Правильно! Ребята, посмотрите, какой он красивый, нарядный. Скажите, как называется эта роспись? (Ответ детей). Какие элементы есть в дымковской росписи?

(Ответ детей).

- Какие цвета присутствуют в дымковской росписи? (Дети перечисляют цвета - опираясь на иллюстрации).

- Ребята, помогите, пожалуйста, расписать друзей для моего петушка (достаёт нарисованного дымковского петушка). А то ему одному скучно…

Воспитатель:- Поможем фее Кисточке?

Утро наступает

Солнышко встречает.

Друг на друга посмотрели

И на стульчики присели.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: - Как расписать петушка я сейчас вам покажу. Первым мы

закрашиваем у петушка бородку, клюв, гребешок красным цветом. Промываем хорошо кисточку, набираем черную краску и аккуратно кончиком кисточки рисуем глаз. Затем рисуем колечки, а потом ватными палочками ставим точки. Между колечками рисуем полосочки кончиком кисти сверху вниз. Посмотрите, какой получился петушок.

- Прежде чем дружно приступить к росписи петушка, давайте разомнем наши

ручки.

Пальчиковая гимнастика «Дружба» (по мнемотаблице).

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.)

Дети под спокойную музыку расписывают петушков.

- Ребята, фея Кисточка рада, что вы ей сегодня помогли. И дарит нам в группу этого петушка. Давайте положим наши рисунки рядышком с ним, чтобы он больше не грустил.

(дети раскладывают свои рисунки на столе рядом с подаренным петушком)

А нам пора возвращаться в группу. Скажем фее Кисточке спасибо и произнесем волшебные слова:

Волшебная дорога раз, два, три.

Домой скорее нас верни.

Анализ детских работ.

Выставка детских работ.

Приложение 5

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РИСОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «УЗОР ДЛЯ ДЫМКОВСКОЙ ЛОШАДКИ»

Цели. Продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой - лошадкой.

Задачи:

1. Закрепить умение составлять узоры по мотивам народных росписей,

выразительно читать стихи.

2. Развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству.

3. Воспитывать любознательность.

Материал: Демонстрационный метод (показ дымковских игрушки, показ образца, способа действий, демонстрация иллюстраций), картинка села Дымково, иллюстрированные альбомы с изображением дымковских игрушек, образец лошадки; силуэты лошадок, салфетки.

Ход занятия. Воспитатель: Ребята, вы любите играть с игрушками? Сейчас мы с вами познакомимся с необычными игрушками. Это дымковские игрушки.

Рассказ о дымковских игрушках.

Они попали к нам из села Дымково (Показ картинки села Дымково).

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название «Дымково». Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую так и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Эти игрушки белые как снег. А на них нарисованы яркие кружочки, клеточки, полоски.

Дымковские игрушки можно узнать по этим красивым узорам. Сначала мастера делают их из глины. Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядно. Поэтому их покрывают белой краской и расписывают яркими узорами.

Рассматривание дымковских игрушек.

Воспитатель: Сейчас мы с вами посетим волшебный музей дымковской игрушки.

Дети подходят к столу, на котором представлена выставка дымковских игрушек. Все вместе рассматривают их.

Игра «Покажи игрушку».

Послушаем стихи про игрушки, которые выучили для вас ребята. Они будут читать их для вас, а вы должны выбрать и показать эти игрушки.

Стихи про дымковские игрушки

Индюк

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Уточка

Уточка-Марфуточка бережком

идет,

Уточек-марфуточек купаться

ведет.

Барашек

Барашек-свисток

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

Олень

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Птичка

С виду, птичка – невеличка.

Только птичка не порхает –

В небеса не улетает.

Красотою удивляет!

Лошадка

Ах, лошадка, какая:

Грива золотая.

По бокам кружочки,

Из точек, точек, точек.

Дымковские игрушки

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Физкультминутка «Лошадка»

Сейчас мы с вами поиграем.

Цок, цок, цок, цок! (Поочередно топают ножками).

Я лошадка - белый бок! (Повороты, ручки на талии).

Я копытцем постучу, (Ходьба на месте).

Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте)..

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива. (Взмахи руками в одну и в другую сторону).

Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка - белый бок! (Детки кружатся на месте).

Показ образца и приёмов работы.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие узоры дымковской росписи вы знаете. (Ответ детей).

Правильно, скажите, какие цвета используют для дымковских игрушек? (Ответ детей).

Молодцы, посмотрите, пожалуйста, перед вами лежат силуэты лошадок. Сегодня мы будем украшать их дымковским узором. (Показ образца).

Самостоятельная работа детей.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает им, следит за их посадкой, за техникой исполнения работ. В группе звучат русские народные мелодии «Как пойду я на быструю речку» и «Барыня».

Анализ детских работ.

Выставка детских работ.

Приложение 6

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РИСОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «ОЛЕНЬ – ЗОЛОТЫЕ РОЖКИ»

Цель: Ознакомление с технологией изображения элементов дымковской росписи.

Задачи:

1. Продолжить развивать умение создавать декоративные композиции.

2. Совершенствовать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета.

3. Обучать нетрадиционным техникам росписи.

4. Способствовать развитию интереса, бережному отношению к истории.

Обогащение словаря: нарядный, яркий, элемент, полоски, горошки, дымковская

роспись, тычок, мастер.

Материал:

Выставка знакомых детям дымковских игрушек на «Полочке красоты», фигурка

оленя, плоские формы оленя, баночки с водой, бумажные салфетки, гуашь 3 цветов,

ватные палочки.

Ход занятия: Воспитатель: - Посмотрите ребята, какое сегодня солнышко яркое

заглянуло к нам в окно. Давайте с ним поздороваемся.

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, наш любимый сад!

Всем друзьям я очень рад!

Вместе дружно мы живем

В гости к нам друзей зовем!

Воспитателе: - Хочу вам раскрыть небольшой секрет: к нам пришел гость, только

он решил с нами в прятки поиграть и спрятался где-то. Давайте все вместе его поищем,

посмотрите по сторонам! Вы заметили что- то новое в нашей группе.

Воспитатель:

- Вот он! Нашелся! Спрятался на «Полочке красоты» да еще и платочком накрылся.

Вы хотите его увидеть?

Тогда угадайте загадку:

Стоит на стройных ножках,

Вся краса – в рожках.

Кто же это такой? (Олень)

Воспитатель:

- Здравствуете! Как я рад, что вы меня отыскали! Я – Олень – золотые рожки,

прибыл к вам прямо из Дымкова, чтобы от дымковских мастериц привет вам передать.

- А вы знаете, что – нибудь про дымковские игрушки? (рассказ детей).

Воспитатель: - Давайте ребята рассмотрим нашего оленя, какие цвета использовали

мастерицы, чтобы расписать игрушку? (Ответ детей).

- Ребята, посмотрите: чем украшают их мастерицы? (Ответ детей).

Воспитатель: Ребята, вы правильно заметили и запомните: колечки, линии…. Это все элементы дымковского узора, это то, из чего состоит узор. Давайте повторим это новое слово – «элемент».

Рассказ: Олень для дымковских мастериц – самая любимая игрушка. А знаете

почему?

Давным- давно, когда и нас с вами не было, люди верили, что олень, как

волшебник, на своих рожках может принести в дом любовь, богатство, и если в доме поставить фигурку оленя, то людям в нем будет жить радостно, тепло, они будут счастливы и богаты. Поэтому многие мастера лепили из глины оленей, расписывали и дарили их своим родным и близким – на радость, на счастье. Так и до сих пор люди дарят фигурки оленей тем, кого любят и хотят порадовать. А вы хотите порадовать своих близких, сделать подарок для своей мамы?

Практическая работа.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем расписывать наших оленей. А наш

Олешик посмотрит, как наши ребята могут трудится. Занимаете свои места за столами и посмотрите на свои листочки. Мне кажется, что Олешик хочет нам что- то сказать (подносит к уху). Олень сказал мне, что кто- то у вас спрятался под листочком. Да это же

силуэты оленей. Похожи они на нашего Олешика. Верно, они не раскрашены. Но это дело поправимое, мы их сейчас раскрасим. Но прежде повторим, из каких элементов состоит узор на нашем Олене.

Показ и выполнение по образцу.

Воспитатель: Мы уже нарисовали и полоски, и горошки. А какие элементы,

которые есть в узоре, мы еще не рисовали ? (точки) Какого они цвета? Посмотрите, как они близко расположены к горошинкам. А рисовать мы их будем обратной стороной кисточки. Так наша кисточка превратилась в тычок.

Выполнение рисунка.

Анализ детских работ. Воспитатель: - Итак, все закончили работу? А кто мне скажет, какими мы узорами украсили нашего Оленя? Какой элемент выполнить было сложнее всего? А как вы думаете, нашему гостю понравились ваши работы. Давайте спросим у него.

Воспитатель: (говорит от лица персонажа) Да, ребята, мне очень у вас понравилось.

Я почувствовал вашу теплоту рук, и услышал ваши добрые слова. Я увидел, как вы старались рисовать для ваших мам, и мне очень захотелось остаться у вас в группе.

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

Презентация к дипломной работе на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

Конспект образовательной деятельности по ИЗО в старшей группе на тему "Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи".

В данном материале представлено описание образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе на тему "Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему:<<Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи>>

Данный материал поможет формировать у детей представление о Дымковской росписи, закрепить умение создавать декоративную композицию в жанре Дымковской росписи....

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...

Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» «Дымковская Барышня»

Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Соц...

Проект «Русская матрешка» По формированию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с разными видами матрешек, и их сравнения.

Изобразительная деятельность - это одна из любимых деятельностей детей дошкольного возраста, в которой заложен огромный развивающий и воспитывающий потенциал. Потребность в рисовании заложена у детей ...