Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ
учебно-методический материал

Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_sazok.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПО ТРИЗ»

Цель: Обучение составлению сказок по методу «Каталог» и с помощью дидактической игры «Круги Луллия»

Задачи:

1 Образовательные:

Учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно и не случайно выбранные объекты, давать им описание, краткую характеристику. Формировать умение составлять сказочный текст по модели, преобразовывать образы в символы.  

Воспитательные:

 Формировать  интерес к сочинительству сказок. Создавать условия для воспитания доброты, отзывчивости.  

Развивающие:                                                  

 Активизировать словарь детей. Развивать творческое воображение нестандартное мышление, внимание, память, связную речь.

Чтобы сделать процесс обучения детей составлению сказок более интересным, я свой выбор  остановила на педагогической  технологии ТРИЗ(это теория решения изобретательских задач) так как именно эта технология позволяет сделать учебный процесс не только результативным , но и увлекательным. Главным достоинством этой теории, как я думаю, является то , что она позволяет резко повысить способности каждого ребенка. И еще мне нравится то, что можно говорить всё и обо всем. И дети раскрепощаются, и придумывают и изобретают.  

Используя в работе различные методы данной технологии, я обратила внимании, что большой интерес у детей моей группы вызвало сочинение сказок с помощью метода  « Каталог». 

Метод Каталога выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результат, затем переходить к другим моделям

Алгоритм построения тренинга

  1. Небольшой группе детей предлагаю сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
  2. Задаю вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста или в «копилке сказок»

(это коробочки с картинками, которые мы вместе с детьми собрали, вырезали и разложили в коробки)  Ответы, "найденные" в книге или в коробках постепенно собираются в единую сюжетную линию и записываются. Когда сказка составлена дети придумывают ей название

Примерная цепочка вопросов для детей 5 лет. «Жил – был кто..? Какой он был (по внешности, по характеру. Какое дело умел делать?) Пошел гулять (путешествовать, смотреть) Куда? Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинил? Был у нашего героя друг? Кто он был? ( по внешности, характеру) Как он помог главному герою? Что стало со злым героем? Где наши друзья стали жить? Что стали делать?

Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Затем мы рисуем к ней иллюстрации. Прошу вечером рассказать дома придуманную сказку. Во время работы дети иногда теряют интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта эмоционально реагирую на каждый найденный ответ (удивление, радость, ужас и т д..) Использую приемы драматизации.

Для составления сказок ещё я использую дидактическую игру «Круги Луллия», мы с детьми называем их волшебными, изготовили мы ее вместе . Это пособие для развивает способностей детей, оно вносит элемент игры в занятие, помогает поддержать интерес к фантазированию .Принцип изготовления игры заключается в следующем .В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Например , ставлю цель: закрепление знакомой сказки . На кругах 6 (или 4 сектора) секторов. На нижнем - герои знакомых сказок, на среднем место происходящих событий, на самом верхнем предметы из этих сказок. Дети соединяют героя , место где происходят события и атрибуты под стрелкой. Для того чтобы сочинить новую сказку, один круг остается неподвижным, два других вращаются в любом направлении. Предлагаю сочинить сказку, которая получается в результат превращения кругов под стрелкой. Как видно из описания вариантов проведения игры, данный вид деятельности многовариантен и продуктивен . И это очень нравится мне и детям. Сказка «Колобок» всем нам знакома с детства. Казалось бы , что новое в ней можно найти. Но в «В волшебных кругах» есть ресурсы ,т.е . возможности. И «Колобок» превращается в фантастическую сказку

Для того ,чтобы детям легче было рассказывать придуманную сказку, для последовательности и логичности в рассказывании, я составляю мнемотаблицу по содержанию текста  или прошу детей на полоске бумаги простым карандашом схематично изобразить персонажей (составить своеобразный  «план» пересказа). Мнемотаблица – это схема , в которой заложена определенная информация.  В данном случае сначала я сама  составляла мнемотаблицу (упор делала на изображение главных героев) и дети по ней рассказывали новую сказку.  Детям сначала было трудно работать с мнемотаблицами , но потом им понравилось прообразовывать абстрактные образы в символы с моей помощью.

Как же происходит пересказ сочиненной сказки с помощью мнемотаблиц?

Сначала дети рассматривают таблицу и то, что на ней изображено. Затем объясняют символы таблицы. Следующий этап – рассказывание детьми сказки с опорой на символы мнемотаблицы.

Мы с детьми собрали копилку сказок «Сочиняйка», состоящую из книжек – самоделок. Нашу копилка пополняется сказками, которые дети сочинили дома вместе с родителями после проведенного мной  мастеркласса . Сюжеты сказок получились интересными, так как сочетание призвольно выбранных сюжетов рождало совершенно неожиданные характеристики и сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.

Презентация содержит цели и задачи работы, содержание подготовительную работу по обучению детей составлению текстов сказочного содержания, три типа составления сказок....

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...

Картотека игр по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания

В картотеке подобраны игровые упражнения и игры по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Консультация для родителей на тему:«Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

НОД по речевому развитию "Обучение детей составлению текста сказочного содержания"

В занятии показана методика составления текстов сказочного содержания по методу "Каталога" ("Чудесный мешочек")....

Консультация для воспитателей ДОО "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ТРИЗ"

Стандарт дошкольного образования требует необходимости пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание детей в дошкольных организациях. Особенно необходимость в составлении программы, направлен...