Позитивная и негативная социализация детей в ДОУ
консультация

Беспалова Тамара Львовна

В презентации раскрыта тема социализации дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, определены условия позитивной социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  « Позитивная и негативная социализаци  детей  в ДОУ»

" Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста " В. А. Сухомлинский

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом. позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

  Социализация личности  (в психологии ) –процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практический и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.  

 В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы.                                                       

Детская социализация(в педагогике) -это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.              

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
– детский сад (в первую очередь воспитатели);
– общество (сверстники, друзья).                                                                                                      

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

От успешности  социализации зависит, будет ли человек верно понимать свою роль и свои возможности, правильно самоидентифицироваться, насколько велики будут его шансы устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым.

Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Отсюда, социализация дошкольника может носить как позитивный так и негативный характер..

Что такое "позитивная социализация" ребенка?                                                                  

"Позитивная социализация" - это развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.  Это обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Однако понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

"Негативная" социализация" - процесс, противоположный "позитивной" социализации вследствие каких -либо неблагоприятных условий.

В соответствии с ФГОС  ДО для решения позитивной социализации детей должны создаваться  благоприятные условия  их развития в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

 

                  Условия "позитивной социализации"

1.Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха. Так как именно “благополучный” ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. Эмоциональное неблагополучие ребенка способствует  развитию "негативной " социализации и причина в микроклимате детского сада.  Нужно обязательно разобраться и сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало.                                                                                                                             Таким образом, детский сад может обеспечить как  позитивную социализацию ребёнка, так и его негативную  при непрофессиональном подходе.                        

2.Реализация программы ДОУ, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными стандартами.                                                                  

Согласно ФГОС ДО:                                                                                                                      1)  Цель Программы -  обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей  детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение  воспитательно-образовательных задач, указанных в  Стандарте.                                                                                               2)Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования     ( объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).                                                                                                            3) Содержание Программы должно отражать  следующие аспекты образовательной деятельности для ребенка дошкольного возраста:                                                                                                  1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.                      4)Условия реализации Программы должны обеспечивать развитие личности во всех основных образовательных областях:                                                                                             -  социально-коммуникативное развитие;                                                                                     - познавательное развитие;                                                                                                                   - речевое развитие;                                                                                                                                        - художественно-эстетическое развитие;                                                                                          -физическое развитие.                                                                                                        5)Содержание коррекционной работы  и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3.Высокая  квалификация и профессионализм педагогов

В России в последние годы произошли значительные перемены в дошкольном образовании. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, предъявляющий новые требования к воспитателям. Повышаются требования к личности педагога, к его профессионализму. Особо важным становится этап вхождения начинающего  воспитателя, вчерашнего выпускника в образовательное пространство детского сада. Задача введения ФГОС может быть решена только путём качественной подготовки воспитателей                  Подготовка квалифицированного специалиста возможна                                  совместными усилиями профессиональных педагогических образовательных учреждений (колледж, институт, университет)  и баз практики – дошкольных образовательных учреждений.

Рост профессионализма педагога  возможен за счет повышения его профессиональной компетентности  в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации.                  

 Осуществление процесса  "позитивной социализации" возможен педагогом  с сильной гуманистической  позицией , в частности, готовностью принять любого ребёнка таким, каков он есть, которая  формируется в ходе педагогической практики.

Такой педагог является:

 -Проводником;

-Фасилитатором - человек, обеспечивающий групповую коммуникацию;                           -«Архитектором»;                                                                                                                                          - Создателем пространства для свободного творчества детей.

Он  строит свое общение с детьми на основе  конструктивно-личностного         подхода:

  • Одобряет оригинальность мысли и поступки ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;
  • Не сдерживает  желание ребенка изобразить или выполнить что-то по собственной инициативе.
  • Признает точку зрения ребенка,  какой бы она не была «абсурдной» или «ошибочной» . Не сдерживает инициативу и творчество  своими  «истинным» мнением.
  •  Представляет детям большую возможность и не препятствует  свободному изложению в рисунках,  в словесных, звуковых, тактильных  и вкусовых образцах,  интересных движений и других  спонтанных творческих проявлений  в образовательной и свободной деятельности.
  • Не ставит оценки детскому творчеству, а лишь обсуждает  отдельные  содержательные моменты этих работ (безоценочность).
  •  Не сравнивает ребенка с другими детьми, а только с ним самим и с его прошлым  опытом.
  • Не усмехается  над необычными образами, словами или движениями ребенка, не провоцирует  своим критическим смехом у ребенка обиду, не вызывает страх  сделать ошибку, а в дальнейшем желание экспериментировать  и искать новые решения;
  • Позволяет себе играть, творить и даже шалить вместе с детьми. Часто оказывается  в качестве рядового участника процесса;
  • Не принуждает  не навязывает  свои образцы и действия, манеру изображения и мышления.  Принимает логику воображения ребенка;
  • Уделяет большое внимание  организации творческого процесса, а не результатам;
  • Прививает  чувство  меры в отношении детей к какому-либо виду деятельности, предоставляя различные интересные задания, психологические разминки,  современные здоровьесберегающие технологии;
  • Способен своевременно  предупредить  однообразие,  устранить перенапряжение, не вызвать переутомление;

Поддерживает  положительную эмоциональную атмосферу  в группе.  Придерживается      в детях спокойную сосредоточенность и радостную атмосферу, придает веру в свои силы и возможности каждого  ребенка, сохраняет доброжелательную  интонацию голоса.    

"Негативная"социализация  возникает когда воспитатель является:

  • Диктатором;
  • Всезнающим «источником информации»;
  • Руководителем.

Общение с детьми  строится на основе традиционного учебно-дисциплинарого подхода, где во главу угла ставятся знания, умения и навыки, которые усваивает ребенок.

Во взаимодействии с детьми он:

  • Проявляет избирательность по отношению к детям;
  • Постоянно использует  запреты и ограничения в отношении детей;
  • Злоупотребляет отрицательными оценками;
  • Строгость и наказание его главные педагогические средства;
  • Требует от детей  только послушание;
  • Использует однообразные воспитательные действия

4.Организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически         целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса .

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, восприятии художественного слова); В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, где основное место занимает игра, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Согласно ФГОС: "реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры..."     ( ФГОС ДО, п.1.2).                                                                                              

Основными моделями организации образовательного процесса являются 1)совместная деятельность взрослого и детей и 2)самостоятельная деятельность.

Основным средством совместной деятельности выступает общение, которое согласно ФГОС  должно носить личностно-развивающий и гуманистический характер.  Поэтому в ДОУ должна быть  создана единая коммуникативная среда.  Необходимо  вовлекать детей  в массовые мероприятия (праздники, развлечения, соревнования и т. д,, проводимые в образовательном учреждении).

Для осуществления позитивной социализации воспитательно-образовательный процесс должен строиться в соответствии с ФГОС на  следующих                          основных  подходах:

1)Системно - деятельностный, суть которого заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность. А совместная деятельность детей с взрослыми в реализации цели и задач. Педагог не дает готовые образцы знаний и представлений, а создает и вырабатывает совместный поиск решений (проектирование) в процессе деятельности, составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

2) Личностно-ориентированный, где во главе угла стоит личность ребенка, ее самобытность и ее самоценность. Степень признания самоценности личности ребенка, его права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу  этого подхода.

3) Развивающий, при котором в обучении ребенок не только усваивает конкретные знания. умения и навыки, но и овладевает способами действий, у него формируется умение управлять своей деятельностью. Этот подход опирается на зону ближайшего развития ребенка.

5.Планирование позиции воспитателя " вместе с детьми"                                          

Важным условием "позитивной социализации"  является организация социально-ориентированной образовательной деятельности, где основой  является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Партнёрская модель – это ситуация когда взрослый рядом, вместе с ребёнком, но ни в коем случае не «параллельно». Позиция взрослого в пространстве группы: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом). Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Ребёнок должен чувствовать участие взрослого, его искреннюю заинтересованность в общении с ним.                                                                              

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н.А. Короткова:

  1. включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  2. добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  3. свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  4. открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Педагогами детского сада целесообразно разработать и реализовать проекты социально-ориентированной направленности. Например в нашем детском саду разработаны следующие проекты: “На свете много городов, но нам милее наш Ковров ”,   Можно разработать такой проект как “Я успешен” (проект повышения социального интеллекта);“       

6.Создание и обогащение предметно-пространственной среды   

Для полноценного общения детей очень важной оказывается социальная среда развития. Социальная среда предполагает наличие условий, дающих возможность ребёнку полноценно общаться с другими детьми и воспитателями. Планировка помещений дошкольного образовательного учреждения должна быть спланирована таким образом, чтобы она могла способствовать формированию отношений партнёрского типа: со сверстниками, взрослыми. У каждого ребёнка должны быть условия для взаимодействия в парах, малых и больших группах. Таким образом,  дети учатся понимать, что все мы разные, становятся толерантнее. Чудесно, если ребенок умеет увидеть в другом  какие-то способности, возможности. У каждого ребёнка должна быть возможность для проявления самостоятельности, инициативы, активности. В ряде случаев пространственная позиция педагога (воспитателя) может быть препятствием к такому взаимодействию. Если ребёнок находится «внизу», а взрослый педагог «возвышается» над ним, эта позиция в которой ребёнок вынужден исключительно подстраиваться под педагога, подчиняться ему. Лучше избегать «школьной» планировки. Неплохо, чтобы в группе была мебель не только для детей, но и для взрослых. Диван, сидя на котором, педагог может почитать книгу детям. Подобная домашняя атмосфера способствует укреплению доверительных отношений между воспитателем и детьми. В групповой комнате желательно спланировать «уголок уединения». Это нормально, что время от времени ребёнку хочется уединиться, побыть одному, немного передохнуть от избыточного общения. В обустройстве таких мест поможет ширма или маленький домик.

Принципы построения предметно-пространственной  среды( в соответствии с   ФГОС ДО, п.3.3.4.)

  • 1)Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания( в том числе    техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем ( в соответствии со спецификой Программы). 
  • 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • 3) Полифункциональность материалов предполагает:
  • - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • - наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  • 4) Вариативность среды предполагает:
  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • 5) Доступность среды предполагает:
  • - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • - исправность и сохранность материалов и оборудования.
  • 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

7.Социальное партнерство с семьей и другими социальными институтам

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.   Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Сотрудничество – общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.                                                                                                                          

 

  Негативные факторы социализации

1)   во взаимодействии "родители - педагог":                                                                                        -  не все родители желают идти на контакт,                                                                                   - некоторые не проявляют активности во взаимодействии,                                                   - другие боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом.

В итоге необходимое взаимодействие педагога с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует.

2) во взаимодействии "родители - ребенок":                                                                    Зачастую поведение родителей  характеризуется  рядом особенностей:

- многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время,                                                                                                               -другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет,                                                                                                                           - следующие родители не всегда понимают проблемы  детей,                                                          -  некоторые неадекватно оценивают их возможности,                                                                  - другие  испытывают чувство неудовлетворенности вследствие каких-либо несбывшихся ожиданий.                                                                                                                    

 Все приведенные факторы, негативно сказывается на процессе социализации ребенка.

Поэтому задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации ребятишек и придание ей большей гармоничности. Даже если родители детей не желают идти на контакт, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого есть множество методов, приемов, форм работы. В методических рекомендациях показано, как эффективно можно применять метод сетевого взаимодействия и взаимодействия в триединстве «родитель – ребёнок – воспитатель» для позитивной социализации детей..

Еще одним условием  успешной социализацией является социальное партнерство с другими социальными институтами: объектами культуры и спорта, интересными людьми.

 В нашем детском саду такое сотрудничество осуществляется посредством экскурсий в библиотеку дома творчества "Родничок", в краеведческий  музей, а также организацией встреч со  знаменитыми спортсменами, военнослужащими, пожарными, музыкантами.

                   

                          ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ

Согласно данным исследований Антоновой Т.В., Иваненко МИ.. Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:                                                                                                                                  −умение ребенка войти в детское общество:                                                                    −умение ребенка действовать совместно с другими;                                                       −умение следовать и уступать общественным нормам;                                                                −умение ребенка контролировать свои желания и др.                                                  

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема социального развития детей с ОВЗ является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей. Ребенку с абсолютно любым ограничением по здоровью так же, как и всем «обычным» детям, хочется тепла, любви и заботы. Это обеспечивает семья, а в дальнейшем те социальные институты, в которые попадает ребенок. Первым из таких институтов выступает детский сад, который по праву считается вторым домом, второй семьей ребенка. Ребенок с ОВЗ нуждается в мобилизации всех образовательных ресурсов и педагогических кадров. Для успешной работы в ДОУ должна быть создана система работы по направлениям:                                                                                                  

- уточнение представления и понимания инклюзивного образования, его отличий от традиционного образования; - повышение знаний о психологических закономерностях развития особых детей;                                                                                                                      

- изучение методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;                                                                                                                                  

     -реализация различных способов взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями).                                                  

Работа должна осуществляться соблюдая следующие принципы инклюзивного образования:

 - ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать; - каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Целью данного направления работы является обеспечение оптимального вхождения детей в социум.

 Процесс адаптации и социализации таких детей во многом зависит от того, как мы, воспитатели, сумеем понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.. Дети совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию, это и дети-инвалиды с разными, порой сложными дефектами в развитии. Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. В этой  работе нет мелочей. Важен правильный подбор методов и приёмов адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных программ, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.                                          

В ходе  педагогической деятельности одна из главных задач - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений посредством детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников группы. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми.                                                                        

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.


Литература

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995. - 212 с.
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с
  1. Н.В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.
  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. - № 6.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

6.  Мудрик, А.В.Социальная педагогика./ А.В. Мудрик. – М., 2002 – 378 с 2.  

7.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  

     образования".Министерство образования и науки  Российской Федерации
         «17 » октября 2013 г. №1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Позитивные и негативные установки"

Проанализируйте, какие установки вы даете своим детям. Сделайте так,  чтобы негативных было мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркост...

Семья как позитивный и негативный фактор развития личности младшего школьника

В статье рассматривается институт семьи как фактора развития личности дошкольника...

Консультация "Компьютер- враг и взрослые страхи. Позитивное и негативное влияние современных мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для расширения и углубления знаний родителей о проблемах взаимодействия детей с современными гаджетами.Задачи:- выявить проблемы взаимодействия детей с современными гаджетами;- ...

Анализ современных мультфильмов на оказание позитивного или негативного влияния на детей дошкольного возраста

Мной проанализированы современные мультфильмы с точки зрения, какое влияние они оказывают на наших детей. В помощь рекомендована брошюра под названием «Детство под угрозой: вредные мультфильмы&r...

Презентация "Роль позитивных и негативных установок в развитии детей дошкольного возраста".

Родителям необходимо понимать, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. В отличие от сформировавшейся личности, дошкольник не владеет психологическими защит...

Январь 2024 год Консультация для педагогов ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Создание цифровой образовательной среды в ДОО сопряжено с рядом проблем, поскольку это абсолютно инновационная, прорывная образовательная технология, аналогов которой в прошлом нет. У педагогов и роди...


 

Комментарии

Мелешко Олеся Геннадьевна

Спасибо за столь интересный материал!

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо за интересный материал.