Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Егорий Вешний»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Затовканюк Елена Валентиновна

Цель:     Данное ООД знакомит детей с русским  народным  праздником «Егорий- вешний»,который широко отмечают на Смоленщине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_egoriy_veshniy.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект

организованной образовательной деятельности в подготовительной  группе

                         «Егорий Вешний»

                                                                        Воспитатель: Е.В.  Затовканюк

2015г.

       Цель: Познакомить детей с русским праздником «Егорий- вешний», отмечающимся на Смоленщине.

Задачи: совершенствовать речь детей, закреплять умения детей лепить из соленого теста из целого куска туловище, голову, обрабатывать поверхность туловища овечкипальцами , использовать подручный материал: спички;создать у дошкольников радостное и эмоциональное настроение, воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.

Ход ООД


Организационный этап
Воспитатель: - Ребята, когда вы были в средней группе , мы с вами учили потешку:
«Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком»

В жизни русского крестьянина домашние животные играли огромную роль. Они были помощниками, кормильцами, поильцами крестьянской семьи. Давайте вспомним с вами, кто жил на крестьянском подворье? Я буду вам загадывать загадки, а вы будете отгадывать про какое животное загадка, найти картинку на столе этого животного и выставьте на доске.

 1.«С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Лыко дерет,
А лапти не плетет.» ( козел)

2.« Она не буренка, но все пока
Дает ежедневно кувшин молока.
Ей дай только волю, семь дней не пройдет
Повсюду с деревьев кору обдерет» ( коза)

3.«Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится-
Блюдце с чистым молочком» ( кот)

4. « Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет
Она знать дает» ( собака)

5. « Хвост крючком,
Нос пятачком» ( поросенок)
Основной этап
Воспитатель: - Молодцы! Отгадали все загадки и правильно нашли к ним картинки. Но домашние животные, которые играли для крестьян наиболее важную роль,- это коровы, козы, овцы. На Руси и в нашей Смоленской области  был особенный день- первый после долгой, холодной зимы выгон скота в поле. Это всегда большой праздник для всей деревни. По всей русской земле он приурочивался к Егорьеву дню – 6 мая.

Воспитатель: - Вспомните, пожалуйста, как по-другому на Руси называли Егория?
Воспитатель: - Крестьяне Смоленщины верили, что Егорий, он же Георгий- Победоносец,- покровитель домашнего скота и хозяин лесных обитателей. Он невидимо для людей выезжал на своем коне и пас скот, охраняя от зверей, над которыми он властвовал.
Воспитатель: - А вы хотите покататься на лошадке?
Проводится игра- эстафета «Кто быстрее?»(Дети делятся на две команды. Каждый из команды по очереди должен добежать на «лошадке» до дерева и вернуться назад.)
Воспитатель: - А сейчас послушайте и посмотрите, что происходило 6 мая много лет назад( показ презентации)
Воспитатель:  (показ слайдов с картинками Георгия Победоносца,  барабанки, вербы и т.д.)
"Чуть снег сойдет, в полях трава зазеленеет, начинают коров на пастбище гонять. Не всегда за ними пастухи присматривают, иногда коровушки и сами по лесу пасутся: места вокруг села глухие, чужие люди редко захаживают. Коровушкам на шею, чтоб они не потерялись, колокольчики большие вешают, так что их в лесу далеко слышно. А если в деревне пастух есть, он коровушек барабанкой или рожком созывает. Барабанка- это такая дощечка, ее пастух на шею вешает; а как нужно ему коровушек вместе собрать, он по барабанке начнет палочками постукивать, да так звонко- по всему лесу аукнется. Коровушки как услышат барабанку, так все к пастуху и сходятся, домой спешат. 

Первый раз на зеленую травку коровушек на Егорьев день выгоняют. В этот день мама с папой  встают пораньше да скотинки специальный большой пирог стряпают- с запеченным в него целым яичком. Как только светать начнет, папа топор и веточку вербы задвинет за пояс, а в руки икону с Егорием Храбрым возьмет да решето с пирогом в хлев к скотинке вместе с мамой пойдет- пирожком ее угощать: каждой коровушке и овечку по кусочку, а что останется- нищей братии раздадут. Вербочкой скотинку похлещут, выгонят ее за ворота, а патом вербную вицию в речку бросят, чтобы все болезни прочь уплыли.

Про Егория Храброго , победителя змия, богатыря святорусского много разных историй сказывают. Говорят, он над зверьем владыка и может с ним по- людски беседовать: что прикажет он дикому зверю, то тот и делает.

Без дозволения Егория волк да медведь ни одну коровушку, ни одну овечку не тронут Поэтому и почитается Егорьев день как великий праздник. Три дня кряду его всей деревней празднуют: первый день все семейные дома соберутся, на второй- родню в гости зазовут, а на третий уж пойдут по соседям пировать .Малые ребятки тоже не отстают: ходят по избам «Егория окликать»:
Мы вокруг поля ходили,
Егория окликали.
Батюшка Егорий,
Спаси нашу скотинку
И в поле и за полем,
И в лесу, и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком!
Волку и медведю-
Пень да колода!
Ворону, вороне-
Камешек деревянный!
Батюшке Егорию на свечку,
А нам, молодцам, по яичку!

Воспитатель: - А сейчас давайте вылепим с вами из соленого теста стадо овечек с пастухом. Но сначала разомнем пальчики и сделаем пальчиковую игру:

 Пальчиковая игра "Овечки"
Ох и много колечек у наших овечек 
Возле речки гуляют овечки,
А у овечек вся шёрстка в колечках.
Раз колечко!

Соединяем в «колечко» большой и указательный пальчики левой ручки. Пальчики соприкасаются кончиками.

Два колечко!

То же самое делаем большим и средним пальчиками левой ручки.

Три колечко!

То же самое — большим и безымянным пальчиками левой ручки.

Четыре колечко!

То же самое — большим пальчиком и мизинчиком левой ручки.
И ещё!
Раз колечко!
Два колечко!
Три колечко!
Четыре колечко!
Повторяем всё то же самое правой ручкой.
Все не сосчитать! 
Воспитатель: Вы лепите туловище, голову, а вместо ног вставляем спички. Готовые фигурки овечек мы высушим на кухне, в духовке. А затем мы сделаем с вами композицию и покажем родителям.
(Дети лепят овечек под р.н.музыку и выставляют их на поднос.)


В: Молодцы, хорошие овечки у вас получились. Вы немного устали. Давайте сыграем в подвижную игру
Заключительный этап
Подвижная игра "Стадо"
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле, Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.
Воспитатель: - Ребята, вы сегодня молодцы- со всем справились. Давайте вспомним:
С каким народным праздником вы сегодня познакомились? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...