Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом пространстве ДОУ. Центр экологии и экспериментирования.
методическая разработка на тему

Казакова Олеся Александровна

Данный материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОО по организации РППС группы (центр экологии, экспериментирования) с учетом рекомендаций ФИРО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_ekologiya.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

протокол №2  от 28.11.2017 г.

УТВЕРЖДЕНО:

приказом МБДОУ

детский сад № 11 г. Павлово

от 30.11.2017 г. №299-о         

Методические рекомендации по организации

развивающей предметно-пространственной среды

в групповом пространстве ДОУ.

Центр экологии и экспериментирования.

Старший воспитатель

Казакова Олеся

Александровна

г. Павлово

2017 г.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Одним из компонентов РППС, необходимой для реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» является Центр экологии и экспериментирования. Задачей которого является знакомство с миром природы и формирование экологического сознания, формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а так же навыков культуры поведения в природе.

Перечень компонентов функционального модуля «Игровая».

Центр экологии и экспериментирования.

№ п/п

Наименование

Количество на модуль по возрастным группам

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

1

Детский атлас (крупного формата)

1

1

2

Звери и птицы объемные и плоскостные (из разного материала, мелкого размера) - комплект

1

1

1

1

1

3

Календарь погоды настенный

1

1

1

4

Коллекция минералов

1

1

5

Коллекция растений (гербарий)

1

1

1

6

Коллекция семян и плодов

1

1

7

Набор для экспериментирования с песком

1

1

1

8

Набор муляжей овощей и фруктов

1

1

1

1

1

9

Набор принадлежностей для наблюдения за насекомыми и мелкими объектами (телескопический стаканчик с крышкой, увеличительная шкатулка, лабораторные емкости и инструменты)

1

1

1

10

Набор репродукций картин о природе

1

1

1

1

1

11

Набор фигурок животных Африки с реалистичным изображением и пропорциями

1

1

1

12

Набор фигурок животных леса с реалистичным изображением и пропорциями

13

Планшет «Дни недели»

1

14

Серии из 4-6 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)

1

1

15

Серии картинок для установления последовательности событий (прорастание семян и пр.)

1

1

16

Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей, сезонные явления)

1

1

1

1

1

17

Стол для экспериментирования с песком и водой

1

1

1

1

1

18

Фигурки домашних животных с реалистичным изображением и пропорциями - комплект

1

1

1

1

1

19

Физическая карта мира (полушарий)

1

1

20

Фартуки для ухода за растениями клеёнчатые

1

1

1

1

21

Инвентарь для ухода за растениями (рыхлилки, тряпочки, леечки, клеенка, тазики)

1

1

1

1

1

Растения в центре экологии и экспериментирования

В центре экологии размещаются растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра каждого вида на выбор педагога.

Растения должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, что бы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста. Следует отбирать в первую очередь растения той климатической полосы, в которой находится дошкольное учреждение. Центры экологии старших и подготовительных к школе групп пополняются растениями из других климатических зон.

Для младшей и средней групп подбирают растения наиболее типичные по строению, в старшей и подготовительной к школе группах, кроме этого, должны быть растения, у которых типичные признаки выражены менее ярко.

Возрастная группа

Наименование растений

Целевые ориентиры

Вторая группа раннего возраста

- Бальзамин

- Фикус

- Хлорофитум

-Кливия

- Бегония

- наблюдают за работой воспитателя во время ухода за растениями

Младшая гр.

- Примула,

- Герань,

- Бегония,

- Бальзамин,

- Кливия,

- Аспидистра,

- Фикус,

- Традесканция,

- Рейнекия,

- Драцена

- поливают растения под руководством воспитателя,

- правильно держат лейку,

- протирают широкие плотные листья влажной тряпкой,

- находят одинаковые растения в группе

Средняя гр.

(с середины учебного года вводится дежурство)

- Примула,

- Герань,

- Бегония,

- Бальзамин,

- Кливия,

- Аспидистра,

- Фикус,

- Традесканция,

- Рейнекия,

- Драцена

- Хлорофитум

- знают названия 4-5 растений,

- называют части растения (стебель или ствол, ветки, листья, цветы),

- способны описывать растения,

- способны различать форму листьев (овальные, круглые и т.д.),

- знают еще одну растительную группу – куст (на примере герани, бальзамина),

- способны анализировать признаки сходства и различия растений по форме, величине, окраске листьев и цветов,

- замечают изменения в развитии растений,

- способны различать, какое растение нуждается в поливе (земля светлая, сухая на ощупь), какое нет (земля темная, на ощупь сырая)

Старшая гр.

- Разновидности Герани,

- Разновидности Бегонии

- Колеус

- Плющ

- знают названия 6-7 растений, находящихся в группе,

- имеют представления о частях растения (стебель, ветки, листья, цветы, бутон, корень),

- способны подробно описывать растения, отмечая расположения листьев, их форму, цвет и поверхность,

- способны самостоятельно ухаживать за растениями (опрыскивать, рыхлить землю, обрезать сухие листья).

Подготовительная к школе группа

- Бегония Рэкс,

- Узамбарская фиалка,

- Алоэ,

- Туя,

- Хлорофитум,

- Камнеломка,

- Бриофиллюм,

- Традесканции,

- Сеткрезии,

- Кринум,

- Сансевьера

- способны самостоятельно определять необходимость полива, рыхления, опрыскивания растений,

- знают названия многих растений, находящихся в группе,

- способны описывать внешний вид растений, отмечая их существенные особенности,

- называют наземные и подземные части растения,

- имеют представления о некоторых лекарственных растениях,

- имеют представление о происхождении некоторых растений (н-р, фикуса, амариллиса и др.) и их жизни на родине,

- имеют представление о роли света, влаги и тепла в жизни растений,

- имеют представления об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных растений, вред или польза опрыскивания и др.),

- имеют представления об особенностях размножения (черенками, детками, семенами),

- проявляют любовь и заботу к растениям

Особенности организации экспериментальной деятельности

Возрастная группа

Оборудование

Особенности возрастного периода

Целевые ориентиры

Вторая группа раннего возраста

- Предметы для экспериментов: специальное оборудование для игр-экспериментирований с песком, водой, глиной, красками: клеенки, пластиковые коврики, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники, фартучки)

- Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки

Манипулирование предметами со временем становится более сложным и управляемым. Ребенок начинает выполнять действия по просьбе взрослого. Ребенок должен прийти к пониманию слова «нельзя» через собственный опыт. Внимание детей неустойчиво, поэтому взрослый принимает самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения.

- манипулирует предметами,

- наблюдает за деятельностью взрослого

Младшая группа

- Предметы для экспериментов: специальное оборудование для игр-экспериментирований с песком, водой, глиной, красками: клеенки, пластиковые коврики, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники, фартучки)

Опыты и эксперименты отличаются более простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Перед началом экспериментирования детей необходимо разделить на подгруппы, длительность познавательно-исследовательской деятельности – не более 15 минут. В ходе эксперимента педагог должен сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: рассматривание, ощупывание, определение запаха, веса, размера, цвета и пр., привлекать детей к сравнению схожих и различных предметов и материалов, научить детей  формулировать и сопоставлять факты и выводы эксперимента, использовать опыт, полученный в практической деятельности, в других видах деятельности.

- проявляют инициативу,

- способны действовать самостоятельно с некоторыми материалами и веществами,

- формируются начальные  предпосылки к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе экспериментирования

- Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки

Средняя группа

- Набор для экспериментирования с песком

- Емкости для измерения, пересыпания, исследования

- Клеенки для работы за столом

- Подносы

- Фартуки и нарукавники из клеенки для подгруппы детей

- Магниты

- Маленькие зеркала

- Формочки

- Трубочки разного диаметра

- Пипетки

- Увеличительные стекла

- Коллекции природных материалов (камень, дерево, бумага) для исследования

- Поролоновые губки разного размера, формы

- Наборы для экспериментирования с водой, песком

- Игрушки маленького размера из разных материалов для экспериментирования

- Набор пробирок большого размера

- Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта

Деятельность по экспериментированию может быть организована в группе и на прогулке, длительность проведения – 15-20 минут. Педагог должен стимулировать детей действовать самостоятельно, при постоянном контроле со стороны взрослого, как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для направления его в нужную сторону, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, заключительного вывода. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу  

- проявляют инициативу, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации,

- способны подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности изучаемого объекта,

- имеют начальные представления о взаимосвязи изучаемого объекта с другими объектами и средой обитания,

- имеют предпосылки к самостоятельному поиску проблемы,

- проявляют самостоятельность,

- имеют навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Старшая группа

- Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения

- Стол с клеенкой

- Подносы

- Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы

- Формочки для изготовления цветных льдинок

- «Мыльные пузыри», различные трубочки для пускания мыльных пузырей

- Маленькие зеркала

- Магниты

- Электрические фонарики

- Бумага, фольга

- Пипетки, краски разной густоты и насыщенности

- Увеличительное стекло

- Стекла разного цвета

- Поролоновые губки разного размера, цвета, формы

- Набор для экспериментирования  с водой и песком: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы

- Леечки, ведерки с отверстиями, брызгалки

- Чашка Петри

- Защитная одежда для детей (халаты, фартуки, нарукавники)

- Набор пробирок большого размера

- Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта

Деятельность по экспериментированию проводится в течение 20-25 мин. Все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Происходит развитие познавательной активности ребенка, которая выражается в поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обогащение уже имеющихся знаний и выявления новых свойств и качеств знакомых ранее веществ и материалов

- способны к самостоятельному поиску информации,

- способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания,

- имеют представление об изменении объектов, переход вещества из одного состояния в другое,

- имеют представление, что состояние живой и неживой природы зависит от отношения к ним человека

Подготовительная к школе группа

- Специальное оборудование для игр-экспериментирований с водой, песком, глиной, красками: клеенки, пластиковые коврики, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники, фартучки)

- Магниты разной формы

- Линзы с различной контрастностью увеличения

- Волчки с цветными насадками

- Зеркала

- Чашка Петри

- Набор пробирок большого размера

- Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта

Деятельность по экспериментированию проводится в течение 25-30 мин. Педагог практикует такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, продумывают методику его осуществления, самостоятельно его выполняют и сами формулируют выводы, описывают полученный результат. Роль педагога предполагает наблюдение за ходом эксперимента и контроль соблюдения техники безопасности

- проявляют инициативу, любознательность

- способны к выдвижению гипотез и проверке их истинности, самостоятельно формулировать выводы,

- подробно описывают увиденное,

- способны самостоятельно осуществить опыт и сформулировать выводы

Кроме перечисленного выше оборудования, центр экологии и экспериментирования может пополняться другим оборудованием, используемым в образовательных целях, направленных на решение задач образовательной программы и программы развития МБДОУ и соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.  

Организация дежурства детей

в центре экологии и экспериментирования

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

-

-

+

(со второй половины учебного года)

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Предметно-пространственная среда в группе детского сада должна быть развивающей, т.е. должна создать возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....