Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ "
статья на тему

Канюкова Светлана Валерьевна

Толерантность - это проявление терпимости, уважения и понимания к личности другого человека независимо от каких либо отличий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_statya_2018.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Канюкова С. В.

(г. Воронеж, kanyukova2008@yandex.ru)

Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько родители будут терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к окружающим его людям.

Толерантность, сформированная в детские годы, является одним из важнейших условий  успешной реализации в будущем потенциала личности. С ранних лет  дети учатся признавать право любого человека быть «другим».

В связи с процессами, происходящими в современном мире, толерантность приобрела еще большее значение, чем когда-либо.

Развитие коммуникативных умений, толерантности, нравственности относится к числу важнейших проблем педагогики и общества. Её актуальность неоспорима  в современном мире в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Причины агрессивности у детей могут быть из-за демонстрации насилия по телевидению,

социальной нестабильности в обществе, экономического неблагополучия семьи, недостатка воспитания.

В нашем детском саду воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Формирование толерантности целесообразно начинать уже с младшего дошкольного возраста, так как, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Основные проблемы в поведении дошкольников выявлены в ходе наблюдений за ними, в привычной для них обстановке.

  • Недоброжелательное отношение к сверстникам
  • Нежелание считаться с мнением других детей
  • Трудности в общении
  • Неумение решать конфликты
  • Нежелание вступать в игровое сообщество
  • Попытки подчинить себе других детей
  • Жалобы воспитателю на сверстников

Деятельность педагогов в этом направлении должна основываться на воспитании коммуникативных качеств детей, доброты, сострадания. Очень важно, чтобы с малых лет дети оставались неравнодушными. Умели видеть проблему и хотели помочь.

Для этого в нашем детском саду проводится ряд мероприятий.

Первым главным условием успешной реализации плана является подготовка детей основной группы здоровья.

Для этого с ними проводятся беседы. Например:  

Игра – беседа «Один или с друзьями»

Кто же такой друг? Кого можно назвать своим другом? Как вы считаете, лучше быть одному, или с друзьями? В какие игры лучше (можно) играть в одиночку (с друзьями)? Как интереснее, веселее? Какие правила нужно соблюдать, когда ты общаешься, играешь с друзьями? Что же нужно делать, чтобы у тебя были друзья?

Игра «Разговор через стекло»
Цель: развить умение мимику и жесты. умения выражать свои эмоции.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели. 
Второй этап работы заключается в том, что дети основной группы здоровья приходят в гости к детям с ОВЗ, показывают сказки, играют, помогают в быту. Они знакомятся с первых дней пребывания в саду и встреча с особенным ребенком не вызывает у них удивления, недоумения. Они дружат, общаются.

Далее проводятся совместные праздники, на которых дети основной группы здоровья выполняют основные задания, поют, танцуют, играют всевозможные роли. А дети с ОВЗ , хорошо зная своих сверстников, доверяя им, наблюдают, повторяют за ними. Происходит

взаимное  обучение.

Здоровые дети получают опыт ответственности, а особенные дети учатся глядя на них.

И заключительный этап – доверие. На совместных прогулках, развлечениях и других мероприятиях используются  коммуникативные игры, в которых могут присутствовать атрибуты, такие как мяч, платочек и т.д., который дети могут передать друг другу. В зависимости от сценария игры, дети могут обнять друг друга, встать в пары, в хоровод. Происходит процесс доверия. Эти дети вырастут и им жить в одном обществе.

Наша цель – сделать это общество высоконравственным и социально-ориентированным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»

   Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Представляю свою статью, опубликованную в электронной книге, созданой по результатам работы на базе нашего детского сада стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ...

Презентация "Опыт работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения старших дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья"

Формирование основ толерантной культуры раскрывается в данном опыте работы педагога-психолога через экологизацию человеческих отношений у старших дошкольников и базируется на обучении их навыкам беско...

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЗДОРОВЫХ СВЕРТНИКОВ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Термин ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...


 

Комментарии

Межова Светлана Леонидовна

Тема сложная и неоднозначная. Интересные мысли.