Особенности речевого развития при задержке психического развития.
статья на тему

Саратовская область г.Энгельс МДОУ «Детский сад № 81»
Воспитатель: Коншина А.Н. 
Анатация: Речевая деятельность детей с задержкой психического развития отличается от речи дошкольников с нормальным развитием. Для таких детей характерна повседневность активного словарного запаса, обусловленная ограниченностью их познаний и представлений об окружающем мире. Бедность, некорректность словарного запаса приводит к трудностям обычного формирования действий связной речи дошкольников.
Ключевые слова: Психическое развитие, дошкольный возраст, задержка развития.
 
Особенности речевого развития при задержке психического развития.
Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи. Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.
В новых условиях, в условиях интегрированного обучения, когда дети с различными формами ЗПР обучаются не в специальных коррекционных дошкольных учреждениях, а в обычных ДОУ вместе с их нормально развивающимися сверстниками, необходим качественно новый подход к их обучению. Известно, что дети с задержкой психического развития имеют более важные индивидуальные особенности: недостающий запас познаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп генерирования высших психологических функций, слабость регуляции случайной деятельности, нарушения разных сторон речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Существуют отклонения и аномалии в психическом развитии. Отклонения или аномалии в развитии ребёнка разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребёнка его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер двигательной системы. Такие отклонения могут быть вызваны и другими различными причинами. Детей с задержкой психического развития характеризует низкая работоспособность и продуктивность, неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания.
Нередко на первом году жизни у детей данной для нас категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на наиболее поздних шагах наблюдается отставание в овладении речевой деятельностью.
Огромную роль в структуре несовершенства детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые обрисовываются определенными границами.
Так, у детей с задержкой психического развития намного позже, чем у нормально развивающихся детей этой же возрастной категории, рождается период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет.
В речи дошкольников с задержкой психического развития в основном употребляются части речи как существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас в совокупности низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи дошкольников, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, которые обозначают непосредственно воспринимаемые признаки.
Многие исследователи отмечают недостаточную развитость грамматического строя речи детей с задержкой психического развития. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития обрисовывается дефектом звуковой произносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи дошкольников, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом.
Следующей отличительной особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи дошкольников. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии иллюстраций; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи дошкольников детей с задержкой психического развития актуальны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи дошкольников. 
Неполноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана недостаточной развитостью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивной, трудностях создания контекста, в соскальзывании на другие темы. При этом у детей с задержкой психического развития не рождается четкого замысла высказывания.
Речевая деятельность порождается при наличии определенных биологических предпосылок сначала обычного созревания и функционирования центральной нервной системы. Но речевая деятельность является важной социальной функцией, потому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она рождается лишь при условии общения, коммуникации.
Речевая деятельность детей с ЗПР отличается от речи дошкольников с нормальным развитием. Для таких детей характерна повседневность активного словарного запаса, обусловленная ограниченностью их познаний и представлений об окружающем мире. Бедность, некорректность словарного запаса приводит к трудностям обычного формирования действий связной речи дошкольников.
Связная речевая деятельность выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку диагностировать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. 
Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с задержкой психического развития может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению. Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи — повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываниях.
Недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей, которая, будучи нарушенной в некоторой степени первично, еще более ослабляется (уже вторично) речевыми недостатками. Вторичные, связанные с речевыми недостатками, трудности в познавательной деятельности замедляют интеллектуальное развитие детей в школьном возрасте: они проявляются как непосредственно в непонимании учебного материала, так и в трудностях овладения чтением и письмом. Отмечаются и затруднения в овладении новыми формами речи: повествованием, рассуждением.
Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении.
Таким образом, развитие речи у детей с ЗПР требует особый подход, достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portal.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психического развития.

Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психическоо развития....

Особенности речи детей с задержкой психического развития

Особенности речи детей с задержкой психического развития...